Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Послание и его изложение 5 страница



2015-11-12 495 Обсуждений (0)
Послание и его изложение 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Таким образом, все это очень серьезно. За последние сорок лет мне часто приходилось сталкиваться с данной проблемой. Позвольте мне рассказать по этому поводу еще одну историю. Иногда ошибка в отношении призыва допускается не столько по вине самого человека, сколько по вине какого-либо служителя или пресвитера, взявшего на себя ответственность настойчиво советовать и даже убеждать человека стать проповедником. Я очень хорошо помню, как однажды, в один из воскресных вечеров, ко мне в молитвенную комнату зашел молодой человек. Он выглядел очень взволнованным, и я спросил: «Что случилось? Чем я могу вам помочь?» Он сказал, что не отнимет у меня много времени, и поинтересовался, не знаю ли я какого-нибудь христианского психиатра. На мой вопрос: «Зачем вам нужен христианский психиатр?» он ответил: «У меня большие проблемы, и я сейчас в полном замешательстве». Я спросил у него, почему он находится в таком состоянии? Кстати говоря, не следует посылать человека к психиатру, если нет абсолютной уверенности в том, что он нуждается в психиатрической помощи. Знаю по опыту, что большинство людей, желающих получить помощь христианского психиатра, нуждаются скорее в духовной помощи, нежели в психиатрическом лечении. Затем я спросил этого юношу: «Почему вам нужно к психиатру?» И опять он ответил: «Я в полном замешательстве». «Какова же причина вашего замешательства?» — настаивал я. И тогда он рассказал, что с ним произошло. Последние две недели он занимался в недавно открывшемся колледже по подготовке евангелистов. До этого он работал пекарем на западе Англии. Парень обладал хорошими вокальными данными и пел в своей поместной церкви. Недавно в его городке проводилась евангелизация, и каждый вечер он солировал в хоре. По окончании евангелизации приезжий евангелист отвел юношу в сторону и спросил: «Тебе не кажется, что ты предназначен для служения?» Они долго беседовали, и в конце концов евангелист убедил парня в том, что ему следует стать служителем. Оба сошлись во мнении, что ему нужно немного подучиться, и евангелист даже посоветовал где именно. Он направил юношу в недавно открывшийся колледж, в котором тот провел две недели. Но теперь этот юноша, ужасно обеспокоенный, стоял передо мной. «В чем же дело?» — спросил я. «В том, — ответил юноша, — что я не успеваю следить за ходом лекций. Я вижу, как другие студенты конспектируют, а я не умею этого делать». Он пришел в полнейшее замешательство, потому что никогда особо не увлекался чтением и никогда не посещал лекций. Евангелист сказал ему, что он призван к служению, и парень не мог не прислушаться к мнению такого человека. Однако же он чувствовал, что не в силах продолжать занятия. Находясь в подавленном состоянии, молодой человек пришел к директору колледжа, и тот, выслушав его историю, посоветовал ему немедленно обратиться к психиатру. В наши дни христианам часто дают такой совет. Я сказал этому юноше: «Мне кажется, вам никуда не нужно идти. Тот факт, что вы смущены, растеряны и подавлены, совершенно ясно показывает, что вы в абсолютно здравом уме». И добавил: «Обращаться к психиатру нужно было тогда, когда вы послушались этого евангелиста и поехали в колледж. Поезжайте домой, возвращайтесь в пекарню и используйте свой дар — голос, которым Господь наделил вас, чтобы вы могли петь Ему хвалу. Поймите, что вы не призваны проповедовать; продолжайте делать то, что у вас получается». Мозг парня в буквальном смысле слова не был приспособлен к такой деятельности, и он ясно это осознал. После беседы он сразу же успокоился и ушел, обрадованный. Он последовал моему совету и возобновил в сшей поместной церкви служение во славу Божью.

 

* * *

 

Таким образом, церковь проверяет человека, утверждающего, что он получил призыв. Я придерживаюсь мнения, что

Бог совершает работу и через самого человека, и через церковь. В обоих случаях действует один и тот же Дух, и когда достигается взаимное согласие и единство мнений, есть все основания полагать, что это призыв от Бога. Человек не должен назначать себя сам или начинать служение только по настоянию церкви. Другими словами, мнение человека должно совпадать с мнением церкви, а это условие нередко нарушается. Я знаю многих людей, обманывающих себя. Также мне известны случаи, когда из-за ложного учения некоторые церкви вынуждали становиться служителями людей, абсолютно не предназначенных для этого. Итак, необходимо помнить о единстве обеих сторон.

 

* * *

 

Так начинается процесс проповедования, и таков человек, призванный проповедовать Евангелие. Настало время рассмотреть вопрос обучения и подготовки. Я не собираюсь подробно рассматривать его или давать оценку духовным семинариям, но есть несколько моментов, на которых мне попутно хотелось бы остановиться. С моей точки зрения, весь процесс подготовки к служению необходимо пересмотреть и внести в него принципиальные изменения. Что человек должен приобрести в результате обучения? Прежде всего, определенный объем общих знаний и жизненный опыт. Он — христианин. Он пережил обращение. Но одного обращения недостаточно. Будущему проповеднику нужны еще, как я уже сказал, знания и жизненный опыт. Почему я заостряю на этом внимание? Потому что без этого его проповеди будут, скорее всего, слишком отвлеченными и заумными. Вполне вероятно, что он будет выходить к кафедре и говорить о своих собственных проблемах, а не о проблемах людей, сидящих на церковных скамьях и слушающих его. Но он там для того, чтобы проповедовать и помогать людям, а не для того, чтобы пытаться разрешить свои личные вопросы. А для этого ему необходимо иметь общие знания и жизненный опыт, и чем больше, тем лучше. Мне импонирует мнение, согласно которому всем людям, начинающим служение, полезно приобрести определенный практический опыт. Им желательно заняться конкретным делом, овладеть какой-либо профессией. Система, при которой молодой человек после школы и колледжа идет прямо в семинарию, а затем начинает служение, не имея никакого опыта, подвергается вполне заслуженной критике. Существует опасность чрезмерно абстрактного и интеллектуального подхода. Служитель, стоящий за кафедрой, может совершенно не знать жизни, которой живут люди, пришедшие послушать проповедь. Таким образом, значение общих знаний и опыта трудно переоценить.

Далее я бы особо подчеркнул значение тренировки ума, в которой мы все нуждаемся. Мы можем обладать высоким интеллектом, но его нужно развивать. Следовательно, глубокое изучение любых гуманитарных или естественных наук весьма полезно, так как оно вырабатывает привычку последовательно и логически мыслить и рассуждать. Я делаю на этом ударение, потому что в проповеди, как мы видели, должен обязательно присутствовать элемент рассуждения и логики. Для достижения этой цели требуется определенная подготовка. Беспорядочное высказывание мыслей, лишенных логической последовательности, не приносит никакой пользы собранию. Следовательно, проповеднику необходимо тренировать свой ум. Не имеет значения, как он будет это делать, — главное, чтобы он научился самостоятельно мыслить. Гибкий, развитый ум позволит проповеднику успешно решать конкретные задачи. По этой же причине ему необходимы общие знания и эрудиция, с помощью которых он сможет проиллюстрировать проповедь и сделать ее более понятной для слушателей.

Но перейдем от общей подготовки к более специальной. В чем она заключается? Я коснусь только самого основного. Прежде всего, проповедник должен знать Библию и ее послание. Человек, несведущий в Слове Божьем, не может быть истинным проповедником. Познание воли Божьей, понимание плана спасения, а также изучение «систематической теологии» немыслимо без знания Библии и ее доктрин. Проповедник должен помнить об этом.

Какую роль в обучении играет знание языков оригинала? Оно имеет ценность, если речь идет о точности перевода, но не более того. Оно не может гарантировать точность, но способствует ее достижению. Это не самая основная, не самая значительная, но тем не менее очень важная часть подготовки проповедника. Он должен быть точным; ему не следует делать утверждения, в истинности которых могут усомниться осведомленные и начитанные члены церкви. В этом отношении знание языков оригинала служит хорошим подспорьем. Но никогда не будем забывать, что основная цель обучения — подготовить человека к чтению проповедей, к изложению доктрин Библии людям, подавляющее большинство которых не являются специалистами в области лингвистики или философии. Задача проповедника — излагать эти доктрины так, чтобы они были доступны и понятны простым людям. Целью обучения отнюдь не является подготовка специалистов в области языкознания.

Я заостряю на этом внимание потому, что современные учебные заведения очень много времени тратят на недоброжелательную критику, на пустую болтовню, в результате чего будущих проповедников начинают больше волновать второстепенные вопросы. Они «за деревьями не видят леса» и забывают, что призваны излагать Божьи истины такими, какие они есть. Поэтому проповедники, которые все свое время занимаются критикой и думают, что это самое главное, не выполняют своего предназначения, а «голодные овцы глядят и не насыщаются». Все эти второстепенные вопросы можно образно сравнить со строительными лесами. Они выполняют всего лишь вспомогательную функцию и не являются целью строительства. Или другая иллюстрация — скелет. Он играет важную роль, но сам по себе, без плоти, является всего лишь набором костей.

А теперь поговорим о значении теологии. Данный пункт логично вытекает из предыдущего. Проповеднику недостаточно просто знать Писания; он должен познать их настолько, чтобы понять суть библейской теологии и ее систематический принцип. Его осведомленность должна позволять ему строить проповеди в соответствии с этим принципом.

Следующим пунктом я бы поставил изучение истории Церкви. Здесь мне хочется особо подчеркнуть необходимость изучения ересей. Для чего это нужно? Человек может быть зрелым, опытным христианином и считать, что этого достаточно. У него есть Писание, он имеет Духа Святого внутри себя и всеми силами стремится делать добро. Постепенно он привыкает к мысли, что находится в полной безопасности и что с ним все в порядке. И вдруг его обвиняют в ереси. Чтобы уберечь себя от подобных обвинений, нужно знать кое-что о ересях. К примеру, полезно знать, что, как правило, они возникали по вине очень хороших и сознательных людей. История показывает, что многие христиане, утратившие самоконтроль и не способные сочетать веру с пониманием доктрин, попадаются на удочку дьявола и начинают уделять чрезмерное внимание какому-нибудь одному аспекту истины в ущерб другим. Иногда искушение оказывается настолько сильным, что человек на самом деле начинает противоречить Писанию и становится еретиком. Таким образом, знание истории Церкви для проповедника просто неоценимо. Это не прерогатива профессоров. Я бы сказал, что изучение истории Церкви очень важно для проповедника хотя бы потому, что оно предостерегает его от ужасной опасности впасть в ересь или в заблуждение.

Кроме того, история Церкви рассказывает будущему проповеднику о периодах великих возрождений. Для меня не существует ничего более ободряющего, полезного и побуждающего к действию, чем история возрождений. Наши дни настолько безотрадны, что даже верующий человек, в котором обитает Святой Дух, время от времени приходит в уныние и впадает в глубокое отчаяние. В такие минуты лучший способ подбодрить себя — познакомиться с более ранними периодами в истории Церкви и узнать, как действовал тогда Господь. Проповедник, как мы еще будем говорить дальше, — это человек, атакуемый со всех сторон, и, наверное, наибольшая опасность для него — впасть в уныние и депрессию и почувствовать, что он не может больше проповедовать. Изучение истории Церкви, и особенно истории возрождений, — одно из лучших способов избавиться от такого состояния.

Французский писатель Анатоль Франс говорил: «Когда я нахожусь на грани депрессии, я никогда не еду за город, чтобы сменить атмосферу и отдохнуть. Вместо этого я всегда отправляюсь в восемнадцатый век». Я часто повторяю то же самое, но, безусловно, вкладываю в эти слова иной смысл. Для того чтобы отдохнуть и избавиться от уныния, мне достаточно отправиться в восемнадцатый век. Еще ни разу Джордж Уайтфилд не подвел меня. Окунитесь в восемнадцатый век! Прочтите истории великих пробуждений последнего столетия, иллюстрирующие грандиозную работу Святого Духа. Это самое ободряющее и тонизирующее средство из всех возможных. Никакое иное не может сравниться с ним. Для проповедника оно бесценно. Чем больше он знакомится с историей Церкви, тем глубже становятся его проповеди.

В период обучения ему также необходимо познакомиться с жизнью выдающихся людей прошлого, великих святых и проповедников. Это будет ободрять его в трудные минуты, а также поможет сохранить смирение, когда в его сердце закрадется дух гордости и превосходства. Зачастую человек уже после первой или второй проповеди начинает считать себя опытным проповедником. Лучшее лекарство от этого — предложить ему познакомиться с историей жизни Уайтфилда, Джонатана Эдвардса, Сперджена и других мужей веры. Это быстро вернет его на землю.

И в конце я хочу сказать несколько слов о гомилетике. Для меня это почти мерзость. Книги «Искусство построения проповеди» и «Искусство иллюстрации проповеди» я считаю извращением.

Что можно сказать о так называемом «искусстве» проповедования? Только одно — этому нельзя научить. Проповедниками рождаются, а не становятся. Это аксиома. Человека невозможно научить проповедовать, если это не дано ему свыше. Все книги типа «Азбука проповедника» или «Проповедовать — это просто» должны быть немедленно брошены в огонь. Но если человек прирожденный проповедник, то ему можно в чем-то помочь.

Как это сделать? Рискую показаться чрезмерно строгим, но я бы запретил студентам читать проповедь своим сокурсникам с целью обсуждения ее формы и содержания. Почему? Потому что в таких условиях проповедь не направлена на достижение своей истинной цели и слушатели не воспринимают ее надлежащим образом. Проповедь — это истолкование Слова Божьего, и его всегда следует слушать с благоговением и трепетным ожиданием назидания.

Что касается других современных методов, таких, как, к примеру, запись на видео, позволяющая человеку со стороны понаблюдать за своими жестами, мимикой и так далее, то, на мой взгляд, они заслуживают самого сурового осуждения. То же самое относится и к рекомендациям, как вести себя перед публикой или перед телекамерой. Всему этому можно дать только одно определение. Это — полнейшее извращение, обучение искусству разврата. Проповедник должен быть естественным и непринужденным. Попытки приучить человека следить за своими жестами, движениями головы и т.п. наносят ему огромный вред. Такие приемы недопустимы, и использовать их несправедливо по отношению к Слову Божьему.

Что же в таком случае должен делать молодой проповедник? Слушать опытных и одаренных проповедников. У них он многому может научиться и узнать, что и как нужно делать. Кроме того, я бы порекомендовал перечитывать проповеди, опубликованные до 1900 года. Очень полезно познакомиться с проповедями Сперджена, Уайтфилда, Эдвардса и подобных им гигантов мысли. Они сами учились у пуритан, что принесло им огромную пользу. Казалось, они впитали в себя пуританские традиции. Так что молодым проповедникам я советую учиться у них или же по их примеру подражать пуританам. Я надеюсь позже остановиться на этом более подробно, а сейчас лишь отмечу, что проповеди пуритан существенно отличались от проповедей их последователей. Хоть сам я и являюсь приверженцем проповедников восемнадцатого века, думаю, всем нам, по примеру их, нужно равняться на проповедников семнадцатого века.

Что же все-таки является самым главным в проповедовании? Полагаю, почти ничего из вышеперечисленного. Так что же тогда? Самое главное — Божья любовь к людям, к их душам, стремление к познанию Истины и сила Духа Святого. Без этого истинное проповедование немыслимо. Если проповедник имеет в своем сердце любовь к Богу, если он любит человеческие души и печется о них, если он знает Истину, записанную в Писании, и имеет Дух Божий внутри себя, то он будет проповедовать. Это самое главное. Все остальные качества могут быть полезными, но на них не следует заострять внимание. Они должны занимать подобающее им место. Поскольку мы переходим к разговору о людях, к которым обращена проповедь, нам предстоит раскрыть и другие вопросы, касающиеся подготовки проповедника.

 

Поместная церковь

 

Мы продолжаем рассматривать в общих чертах образ человека, стоящего за кафедрой и провозглашающего людям Истину. Мы уже выяснили, кто такой проповедник и каковы его обязанности, и ответили на вопрос, что такое призыв. Далее мне представляется не менее важным поговорить о людях, сидящих на церковных скамьях и слушающих проповедь. Ведь именно к ним обращается проповедник. Он поднимается на кафедру не для того, чтобы высказывать какие-то свои собственные соображения, и не для того, чтобы проводить чисто теоретический разбор Писания. Его речь прежде всего должна быть обращена к собравшимся людям. Следовательно, встает вопрос о взаимоотношении проповедника и аудитории. Сегодня этот вопрос представляет собой довольно острую проблему. Прежнее, традиционное представление о нем, кажется, уходит в прошлое. Во всяком случае, оно подвергается серьезной критике, и это непосредственно связано с вопросом подготовки проповедника, который мы только что рассмотрели. Без сомнения, на подготовку проповедника влияют его взаимоотношения с аудиторией, и в наше время это становится все более очевидным.

Сегодня, как никогда раньше, огромное внимание уделяется людям, пришедшим послушать проповедь. В прошлом наблюдалась противоположная тенденция. Проповедник был почти независим от слушателей, и их почтение к нему доходило порой до идолопоклонства. Возможно, вы помните историю о бедной женщине, посетившей служение в известной Эдинбургской церкви, где проповедовал знаменитый и очень образованный профессор. Когда она направлялась к выходу, один человек спросил ее, понравилась ли ей проповедь, и, получив утвердительный ответ, поинтересовался, удалось ли ей проследить за ходом рассуждений профессора. На что она ответила: «Я даже не смею надеяться, что могу понять такого великого человека». Такая позиция была чрезвычайно распространена в прошлом. Но сегодня ситуация изменилась. Теперь люди, слушающие проповедь, отстаивают свои права и в какой-то степени пытаются диктовать проповеднику свои условия.

Это выражается по-разному. Хочу привести несколько суждений. Один писатель, к примеру, сказал: «Мир погибает не от недостатка хороших проповедников, а от недостатка хороших слушателей». Он критикует прихожан и считает, что огромной проблемой на сегодняшний день является их неумение слушать. Однако какую бы форму ни принимала критика, главный акцент делается на современном человеке и на современной обстановке, в которой он живет. Приведу высказывания голландского богослова Кёйтерта, сотрудника амстердамского Открытого университета, который становится все более популярным в Европе. Он говорит: «Христианину, пытающемуся сориентироваться в современном мире, неоткуда ожидать реальной помощи». Таким образом, он критикует традиционную теологию и традиционный метод чтения проповедей. По его словам, «многие христиане, убежденные в том, что вера без дел мертва, не способны применять этот принцип в реальной жизненной ситуации». Вот на чем делается ударение. Или еще одно утверждение: «Нам необходимо знать, что поставлено на карту в наше время и в нашем мире. Именно здесь должна соблюдаться истина». Заметьте, как часто мелькают фразы «здесь и сейчас», «современная обстановка», «человек сегодня». То же самое подчеркивает и Бултман. Его главный аргумент в пользу демифологизации Евангелия состоит в следующем: современный образованный человек, имеющий научное мировоззрение, не поверит в Евангелие — послание, которое он очень желает постичь — до тех пор, пока оно будет нести в себе элемент сверхъестественного. Он просто не в состоянии его принять. Иначе говоря, именно то, что он может «принять», становится сегодня определяющим фактором. Это типичная модель современного мышления.

Мы должны рассмотреть некоторые проявления данной тенденции. Прежде всего это касается той категории общества, которую принято называть «простыми людьми». Нас пытаются убедить, что они не умеют думать и понимать обоснованные суждения, что они так привыкли к образу мышления и мировосприятия, навязываемому средствами массовой информации, что не способны самостоятельно следить за логикой и аргументацией. Поэтому им якобы нужно показывать фильмы и диафильмы, приглашать кинозвезд и популярных певцов, которые бы пели для них, рассказывали о себе и о том, как они пришли к Богу. «Создайте приятную атмосферу, — предлагают нам, — а в самом конце скажите пару слов о Евангелии». Заметьте — в конце и только пару слов!

Кроме того, сторонники этого подхода утверждают, что простые люди не могут понять библейской терминологии, что разговаривать с ними об оправдании, освящении и прославлении бессмысленно. Необходимо учитывать, что мы живем в «постхристианскую» эпоху и что сегодня наибольшим препятствием для проповедования является непонимание людьми теологических терминов. Они кажутся им устаревшими, вышедшими из употребления, несовременными. И результат этого — безудержная тяга к современным переводам Писания, особенностью которых является понятный, повседневный язык, и тенденция обращаться к Богу исключительно при помощи местоимения «Ты». (В английской Библии короля Иакова употребляются устаревшие формы соответствующего местоимения «You» — «Thee» и «Thou». — Прим пер.). Нам говорят, что это необычайно важно, так как современному человеку почти не под силу слушать Евангелие в такой устаревшей форме, не говоря уже о том, чтобы верить в него. Следовательно, необходимо изменить наш язык, что мы и наблюдаем в современных переводах Писания, в молитвах, в манере проповедовать, а также во всех видах церковного служения. Таким образом, современная тенденция контролировать проповедника проявляется в отношении к простому человеку.

Далее, по поводу интеллектуалов нам твердят, что у них научные взгляды, что они полностью признают теорию эволюции и научную гипотезу о невозможности существования трехмерного пространства и т.п., и поэтому мы должны разъяснить им, что Библия не касается никаких других вопросов, кроме вопросов спасения и духовных принципов жизни. Если нам не удастся показать, что Библия и природа (как толкуют ученые) являются взаимодополняющими и одинаково авторитетными формами откровения, мы оскорбим этого современного интеллектуала, и он не захочет даже слушать Евангелие. Так что мы должны перестать говорить о происхождении мира и человека, о грехопадении, о чудесах и сверхъестественных событиях в истории, а сосредоточить внимание только на религиозной части. Конечно, здесь нет ничего нового. Ричел говорил об этом еще сто лет назад, но теперь все это обрело новую форму.

Еще один весьма распространенный сегодня аргумент заключается в следующем. Мы должны осознать тот факт, что современный интеллектуал отнюдь не прост: он мыслит категориями современной литературы, современного искусства, современной моды и т.п., и если мы не сможем говорить с ним на «его языке», то нам вряд ли удастся хоть как-то повлиять на него. Мы должны учитывать особенности его мышления. Всего несколько месяцев назад в британском христианском журнале была опубликована рецензия на одну книгу, которая как нельзя лучше иллюстрирует данную позицию. Автор утверждает, что, если бы все проповедники познакомились с содержанием этой книги, их проповеди, возможно, вновь стали бы привлекать большие массы людей. Она помогла бы им понять, что очень полезно проводить воскресные вечера перед телевизором, просматривая так называемые «воскресные вечерние шоу». Эти программы дают проповеднику представление об образе мышления, о взглядах и языке современного человека, что якобы может качественно изменить уровень его воскресных проповедей. Исходя из этого, он должен готовиться к воскресному служению следующим образом: никаких молитв и размышлений, а только «воскресные вечерние шоу» и понимание «современного образа мышления».

Под таким пониманием подразумевают, в частности, признание того факта, что для современного развитого человека неприемлемы категорические утверждения и что он не станет терпеть избитые догматические высказывания проповедника. Он достаточно образован и не нуждается в указках. Он ни в чем не уступает человеку за кафедрой, а в чем-то и превосходит его. По его мнению, весь материал должен быть тщательно и рационально изучен с использованием научного подхода и с учетом всех возможных точек зрения. Недавно я прочел в одном журнале, издаваемом организацией студентов-евангелистов, рекомендацию по этому поводу. Она заключается в том, что проповедникам следует просто зачитывать места из Писания, желательно в современном переводе, делать несколько комментариев, а после этого переходить к вопросам и дискуссии. Таким образом, люди могут выслушать много суждений и сравнить мнение проповедника, стоящего за кафедрой и провозглашаюшего, так сказать, «истины последней инстанции», с мнениями других людей. Участие аудитории, как считает автор статьи, чрезвычайно важно. А человек, стоящий за кафедрой, в действительности должен лишь интеллигентно и неторопливо прочесть Писание, сопоставляя различные переводы, после чего можно приступить к дискуссии. На повестке дня обмен мнениями, прения, дебаты.

Что касается практической подготовки служителей, то она, в соответствии с новыми взглядами, осуществляется следующим образом. Некоторые считают, что человек вряд ли может проповедовать рабочим, если у него нет определенного опыта работы на заводе. Они советуют всем проповедникам по окончании теоретической подготовки в учебном заведении идти работать на завод, скажем на полгода, чтобы понять взгляды и образ мышления рабочего человека, постичь его язык и манеру излагать свои мысли. В противном случае проповедовать рабочим они якобы просто не смогут.

 

* * *

 

Итак, мы в общих чертах рассмотрели данный подход и то, как он обычно себя проявляет. Что же сказать по этому поводу? В какой мере слушатели могут контролировать проповедника?

По моему мнению, современные взгляды на этот вопрос в корне ошибочны. И вот почему. Я разобью свой ответ на общие и более частные положения. Говоря в общем, эти взгляды неверны прежде всего потому, что они не выдерживают критики ни в теоретическом, ни в практическом плане. Психологическое понимание ситуации сторонниками такого подхода абсолютно ошибочно.

Позвольте мне объяснить это более подробно. Приведу один показательный, на мой взгляд, пример. Я никогда не забуду, как примерно двадцать семь лет назад в воскресенье утром я проповедовал в капелле Оксфордского университета. По окончании служения ко мне подошла жена ректора университета и сказала: «Знаете, ваша проповедь — самое замечательное, что я слышала в этой капелле». «Что вы имеете в виду?» — спросил я. «Понимаете, — ответила она, — из всех проповедников, которых я когда-либо слышала в этом зале, вы первый, кто обратился к нам как к грешникам. Все приезжающие сюда проповедники прилагают невероятные усилия, чтобы подготовить заумные научные проповеди, думая, что все мы большие интеллектуалы. Начнем с того, что бедняги сами зачастую демонстрируют не слишком высокий интеллект, но они изо всех сил пытаются произвести впечатление культурных и образованных людей. И в результате мы уходим абсолютно пустыми и равнодушными. Мы выслушиваем эти доклады, а наши души жаждут истины. Кажется, эти люди не понимают, что, хоть мы и живем в Оксфорде, мы все же грешники». Это было сказано очень мудрой женщиной, женой ректора университета.

Я вспоминаю одного проповедника, добропорядочного человека, который много лет трудился в церкви, расположенной в рабочем районе. Затем он был призван на служение в другой город и вскоре стал членом пресвитерии, в которой состоял и я. По прошествии какого-то времени я заметил, что этот человек начал сникать, и решил поговорить с ним. В разговоре он признался, что чувствует усталость и напряжение. Я спросил его: «В чем же дело? У тебя ведь есть опыт, и ты не один год успешно нес служение в другой церкви». «Видишь ли, — ответил он, — у меня теперь поместная церковь совсем иного типа. Я должен проповедовать людям, живущим в предместьях». Я понял, в чем заключалась проблема этого служителя. Его прихожане были квалифицированными специалистами и преуспевающими бизнесменами. Все они переехали жить в пригород, подальше от своих предприятий. И этот бедняга-проповедник старался готовить высокоинтеллектуальные проповеди, в которых, по его мнению, нуждались эти людям. На самом же деле, как мне было известно, они жаловались на сухость его проповедей. Им нужно было другое. Более того, я могу почти с уверенностью сказать, что это заблуждение в конце концов убило его. Он умер в сравнительно раннем возрасте. То, что делал этот человек, вовсе не соответствовало желаниям и нуждам людей.

Бытует и такое мнение, что современные люди не способны воспринимать проповеди, особенно длинные. Год назад во время своей болезни я получил несколько писем, одно из которых особенно мне дорого. Должен сказать, что мои взгляды на проповедование совершенно расходятся с современными стандартами. Я стремлюсь к тому, чтобы проповедь была продолжительной, около сорока пяти минут, и не трачу время на разные истории. Однако об этом письме я не могу не сказать. Для меня оно очень ценно. Его без ведома родителей написала двенадцатилетняя девочка. В письме говорилось, что они с братом молились о моем выздоровлении и надеялись, что я вскоре снова смогу вернуться за кафедру. Затем она объяснила причину написания письма, которая меня сильно порадовала. Вот ее слова: «Вы — единственный проповедник, которого мы можем понять». В соответствии с современными понятиями и теориями, мои проповеди нельзя назвать простыми: я много учу и, к тому же, слишком много рассуждаю и аргументирую. Я знаю, что некоторые люди никогда не приглашают своих новообращенных друзей послушать меня и не советуют тем, кто, кажется, готов принять Христа, приходить на мои проповеди. По их мнению, для них будет слишком сложно проследить за мыслью и т.п. Возможно, они правы — все это приходит со временем. Но вот маленькая девочка написала мне: «Вы — единственный проповедник, которого мы можем понять». И я уверен, что они действительно понимают!



2015-11-12 495 Обсуждений (0)
Послание и его изложение 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Послание и его изложение 5 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (495)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)