Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Иллюстрации, красноречие, юмор



2015-11-12 427 Обсуждений (0)
Иллюстрации, красноречие, юмор 0.00 из 5.00 0 оценок




 

О проповедовании экспромтом и подготовке к нему разговор будет намного короче. Здесь меньше опасностей, но есть один момент, на который мне хотелось бы обратить внимание. Исходя из собственного опыта могу сказать, что, когда проповедник меняет метод проповедования, возникают проблемы. Предположим, он всегда или почти всегда записывал свои проповеди, но по каким-то причинам решил отказаться от этого метода и начал проповедовать экспромтом. Самая большая опасность для него — довольствоваться недостаточной подготовкой. Он думает, что теперь нет необходимости тратить много времени на написание проповеди, что ему достаточно составить план и краткий конспект. Однако результат может разочаровать его. Когда во время чтения Библии вам приходят в голову идеи и вы делаете набросок или краткий конспект проповеди, вам кажется, что с изложением не будет никаких проблем. Но, увы, часто бывает совсем иначе. Проповедуя по этому плану через несколько дней или недель, вы вдруг обнаруживаете, что все ваши идеи куда-то улетучились. Как бы вы ни старались, вы не можете их вспомнить и даже понять, почему вы придумали такие заголовки. Несомненно, в них заложен какой-то смысл, но он ускользает от вас.

Избежать этой опасности довольно просто, но если вы не осознаете проблему, вам придется учиться на горьком опыте, как это делал я. Вы должны готовить свою проповедь таким образом, чтобы главные пункты включали в себя несколько подпунктов. Другими словами, вам следует убедиться, что вы располагаете достаточным количеством материала. Главные пункты могут быть тщательно продуманы, составлены и проиллюстрированы. Непременно запишите их. Так же, как и при составлении плана, вы должны записывать все свои мысли, чтобы, излагая проповедь, без труда вспомнить их. Уделяйте подготовке достаточно времени. Как можно тщательнее продумывайте подпункты своей проповеди, и тогда у вас не будет недостатка в материале. Многие проповедники полагались на вдохновение, которое посещало их при чтении текста, когда, казалось, он внезапно заговаривал с ними. Во время чтения проповеди они обнаруживали, что вдохновение возвращается к ним, и, возомнив, что так будет всегда, пренебрегали тщательной подготовкой. Но опыт ставит все на свои места.

Следующий фактор, влияющий на подготовку проповеди, может проиллюстрировать история, происшедшая с одним служителем из Южного Уэльса. Она показывает, какие взлеты и падения, приливы и отливы бывают в духовной жизни. Этому проповеднику довелось лично пережить духовное пробуждение и возрождение в Уэльсе в 1904–1905 гг. Он был хорошим человеком и способным студентом. Возрождение началось, когда он еще учился. Оно оказало на него и на многих его современников огромное влияние. Как правило, в периоды возрождения люди получают необычайную свободу и легкость в речи, в молитве и в проповеди. Уэльсские служители того времени свидетельствуют, что на подготовку у них уходило совсем немного времени. Все давалось им легко. Они имели много материала и от полноты сердец, христианской радости и любви к Господу говорили свободно, без всякого напряжения.

Проблемы, как правило, появлялись позже, с окончанием периода возрождения. Многие из проповедников не могли осознать, что их успех во многом был обусловлен историческим моментом и что в обычных условиях им необходимо намного прилежнее готовиться к проповеди. Я знаю немало людей, по разным причинам попадавшихся в эту ловушку.

Некоторые из них даже считали грехом готовить проповеди. Испытав однажды необыкновенную свободу и легкость, они уже не могли перестроиться, когда времена менялись. У них возникали духовные и даже психические проблемы, а также мысли о том, что они оскорбили или угасили Духа. Другие полагали, что совершили какой-то грех. Они не могли понять, что с ними происходит. Мне доводилось помогать таким людям справиться с духовным упадком, который иногда перерастал в депрессию.

Такое заблуждение привело к трагедии одного моего знакомого. Его проблема заключалась не в боязни, что он оскорбил Духа, а в том, что он не готовился проповедям, находя для этого библейское основание. У него не было нужды в подготовке в период возрождения, а позже он не готовился, ссылаясь на стих из Псалма 80: «Открой уста твои, и Я наполню их». На основании этого стиха он сделал вывод, что проповедник должен выходить на кафедру без подготовки, и Бог даст ему слово. Бедняга в буквальном смысле так и поступал. В результате его церковь опустела, и он не проповедовал после этого около пятидесяти лет. Главная трагедия заключалась в том, что он имел высокий дух и был очень одаренным человеком.

Поэтому, если вы не записываете проповедь полностью, помните обо всех этих опасностях. Готовьтесь как можно тщательнее, чтобы ясно представлять свою проповедь от начала до конца. Это чрезвычайно важно. Что касается меня, то с годами я старался делать свои записи более полными. Конечно, здесь могут быть разные подходы.

Итак, существует два основных метода подготовки проповеди — запись всего текста и подготовка заметок для проповедования экспромтом. Некоторые проповедники используют комбинацию этих двух методов, и, на мой взгляд, это вполне оправданно. Кое-кто из моих знакомых практически полностью записывают вступление и конец проповеди, а в основной части опираются на план и заметки. Это достаточно хороший метод, особенно для тех, кто переходит от письменной подготовки к проповедованию экспромтом. Некоторые проповедники пишут только вступление, так как для них самое трудное — начать. Они убедились в этом на личном опыте, когда, поднявшись на кафедру с подготовленным конспектом и уверенно произнеся несколько слов, неожиданно начинали запинаться и приходили в такое замешательство, что вся проповедь шла насмарку. Этого можно избежать, если на первых порах записывать введение и, пожалуй, конец проповеди.

 

* * *

 

А сейчас мы переходим к рассмотрению вопросов, касающихся самого процесса изложения проповеди. Некоторые проповедники, находясь за кафедрой, буквально не отрывают глаз от листа бумаги. Не хочу быть слишком категоричным, но, без сомнения, это неправильно и нехорошо. Я знаю, что можно сослаться на некоторые примеры из истории прошлого, когда проповедники поступали подобным образом и имели огромные благословения, но не следует делать правило из исключения. Без сомнения, проповедование предполагает, как мы убедились в одной из предыдущих лекций, прямой контакт между аудиторией и проповедником, когда их разум, души и сердца соединяются в едином порыве. В нем присутствует элемент обратной связи. Поэтому во время проповеди лучше смотреть на людей, а не читать рукопись. Такое чтение наносит вред и проповеднику, и аудитории. Во время чтения проповедник теряет контакт со слушателями, и они перестают его понимать. В итоге проигрывают обе стороны. По определению, проповедование — это речь, обращенная к конкретным людям. Это не теоретические рассуждения и не отвлеченная лекция. Оно предполагает живой контакт. Все, что препятствует ему, пагубно само по себе. Я знаю благословенных проповедников, которые не отрываются от листа бумаги на протяжении всей проповеди. В таких вопросах всегда есть исключения, но они не отменяют правило. Некоторые служители проповедуют экспромтом, но при этом они все время смотрят в окно. И это, конечно, не лучше. С таким же успехом можно читать рукопись. Я знаю проповедников, которые стоят, устремив взор в невидимые дали, как будто они выполняют некую сверхдуховную миссию.

Немало проповедников предпочитают заучивать написанную проповедь, что, на мой взгляд, едва ли лучше. Преимущество данного метода заключается только в том, что он позволяет смотреть на людей. Если у проповедника хорошая память, ему достаточно несколько раз прочесть проповедь, чтобы запомнить ее большую часть. Многие из моих знакомых так и делают. Хотя, безусловно, в этом методе есть некоторые преимущества, я все же его не одобряю, потому что он сковывает проповедника и препятствует его свободе. Он больше заботится о том, чтобы не забыть выученный текст, чем о слушателях. Живой контакт уступает место механической передаче информации. Это очень сложный вопрос, и многим проповедникам приходится экспериментировать, меняя время от времени свой метод.

Я всегда с удовлетворением отмечаю, что светская речь, к примеру политическая, и проповедь имеют некоторые общие особенности. Согласитесь, риторика и ораторское искусство — это не одно и то же. В чем же их различие? Попробую объяснить. Успех ритора зависит от его подготовки. Он декламирует тщательно подготовленный текст. Наиболее известный ритор последних лет — покойный сэр Уинстон Черчилль. Его часто называют оратором, но на самом деле он был ритором. А вот его отец, лорд Рандольф, был настоящим оратором. В молодости Уинстон Черчилль записывал свои речи, после чего выучивал их и читал наизусть. В более поздние годы он, как правило, читал их с листа. На его примере можно убедиться, что такой метод мешает установлению необходимого контакта с аудиторией. Оппоненты Черчилля, зная, что он говорит по памяти, прерывали его. Это выводило его из равновесия. Ему приходилось возвращаться назад, повторять несколько последних предложений и только после этого продолжать свою речь. Иными словами, ритор Черчилль был привязан к тексту. Оратор же всегда свободен и многим обязан своей аудитории. Он имеет живой контакт и по-настоящему сотрудничает со своими слушателями. То же самое относится и к проповедованию. Проповедник должен быть оратором, а не ритором. При заучивании и декламации проповеди всегда что-то теряется.

Еще один метод, к которому проповедники часто прибегают, и, думаю, не без основания, заключается в составлении подробных заметок. Вместо заучивания текста, делайте заметки. Когда вы напишете проповедь и будете ясно представлять ее структуру, составьте тезисы и пользуйтесь ими в процессе проповедования. Этот метод обеспечит вам гораздо большую свободу, чем любой из двух предыдущих. Особенно он подходит проповеднику, который находится в стадии перехода от чтения проповеди к изложению экспромтом. Свобода — это великая сила. Без нее проповедь лишается всякого смысла. Это свобода нашего разума и духа, которая позволяет Духу Святому проводить в нас Свою работу. Веруя в Него, мы должны также верить в то, что Он могущественно действует через нас, когда мы заняты этим замечательным и необычайно важным трудом. Нужно только прислушиваться всегда к Его голосу.

Безусловно, и здесь нам не избежать определенных трудностей. Наш стиль может быть несовершенным, а с литературной точки зрения — просто никуда не годным. Но вы будете в хорошей компании. Педанты всегда находили изъяны в манере проповедования апостола Павла, разве не так? Они обращали внимание, что он, увлекшись, мог прерваться на полуслове и начать новое предложение. Но это есть свобода, свобода Духа. Павел не получил бы, наверное, высоких баллов в экзаменационном зале, но Дух использовал его. Я не призываю вас оставлять предложения незаконченными; я лишь хочу сказать, что вы должны быть свободными. Позвольте Духу Святому действовать через вас, вести и направлять вас. Не загоняйте себя в рамки.

Все вышесказанное не должно послужить для вас поводом к унынию. Не было ни одного проповедника, которому не пришлось бы учиться на практике. Не отчаивайтесь! Если вы не можете проповедовать, не написав полностью текст проповеди, пишите его. Но используйте разные варианты, экспериментируйте, как уже говорилось. Попробуйте писать проповеди через раз, пытайтесь их видоизменять. Но самое главное — не будьте нетерпимыми к себе. Не поддавайтесь отчаянию, если служение пройдет плохо, и не говорите, что больше никогда не подниметесь на кафедру без написанной проповеди. Это внушение дьявола. Не слушайте его, продолжайте идти вперед, пока не почувствуете себя свободными. Существует реальная опасность полагаться на свою проповедь, а не на Дух Святой. Помните об этом. Убедитесь прежде, что всегда и во всем вы свободны, и затем обращайтесь к людям.

А теперь мы подошли к вопросу, касающемуся обоих видов проповедования: чтения заранее написанных проповедей и проповедования экспромтом. Им часто интересуются люди и высказывают к нему свое отношение. Я имею в виду вопрос использования примеров и иллюстраций, который также заслуживает нашего внимания. Полагаю, что все ясно представляют себе разницу между иллюстрациями и духовным толкованием отрывков Писания. На мой взгляд, недопустимо вольно толковать духовный смысл того или иного отрывка. Не вдаваясь в подробности — ведь это не лекция по гомилетике, — хочу подчеркнуть, что существует различие между духовным толкованием ветхозаветного события и использованием его в качестве иллюстрации. Вы должны четко объяснить людям, что реальное историческое событие может иметь или обязательно имеет духовный смысл.

Позвольте привести пример. Читая однажды лекцию о возрождениях, я привел историю о том, как Исаак «вновь выкопал… колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили филистимляне по смерти Авраама». Некоторые люди подумали, что я хотел обратить внимание на духовный смысл этого поступка Исаака. Они не понимали, что подобные истории могут использовать просто в качестве иллюстрации. Я не усматривал в действиях Исаака духовный смысл. Наоборот, я всячески старался пояснить, что его поступок — это всего лишь иллюстрация. То, что он выкопал колодцы обычной воды, необходимой для жизни и физического здоровья, помогает нам понять важнейший духовный принцип, касающийся возрождения. Исаак не тратил время, посылая людей на поиск новых источников, а просто раскопал старые, зная, что там была вода. Я увидел в этом прекрасный образец духовной мудрости: в тяжелые времена, изнывая от духовной жажды, мы не должны тратить время на поиски нового «евангелия». Мы должны снова обратиться к книге Деяний святых Апостолов, к любому периоду возрождения в истории Церкви. Я мог бы также подобрать иллюстрацию из художественной литературы или истории, но предпочел использовать именно этот ветхозаветный эпизод. Я не пытался найти в нем духовный смысл и не говорил, что поступок Исаака привел к возрождению.

Само собой разумеется, необходимо четко объяснять слушателям, что вы имеете в виду. Как правило, верующие люди понимают это без особого труда. Не понять могут лишь «эксперты» и педанты.

Но, возвращаясь к использованию примеров и иллюстраций, скажу, что по-настоящему пагубными, на мой взгляд, являются методы, изложенные в книге «Искусство иллюстрации проповеди». Подобные вещи я считаю мерзостью. Так называемое «искусство» вообще недопустимо в данной сфере. Это настоящее извращение. Я знал проповедника, у которого в кармане всегда был небольшой блокнот, и когда он слышал хорошую историю, он тут же ее вкратце записывал. Придя домой, он уже подробно переписывал эту историю, затем помещал ее в определенную папку в своем кабинете, чтобы при случае использовать в качестве иллюстрации. Таким образом, у него была целая коллекция историй, рассортированных по разным папкам в зависимости от темы. Приступив к подготовке проповеди, этот проповедник брал нужную папку и выбирал подходящую историю. Он и других призывал поступать так же.

На мой взгляд, это профессионализм в худшем смысле этого слова и, более того, это искусство обольщения, ибо основные усилия тратятся на то, чтобы привлечь внимание людей. Еще хуже, когда проповедники используют чужие примеры и иллюстрации, выдавая их за свои. А некоторые доходят до того, что покупают книги проповедей с целью подобрать нужные примеры.

Почему я не одобряю такой подход? Потому что он, к несчастью, превращает примеры и иллюстрации в самоцель. Кроме того, слишком свободное их использование потворствует вожделениям слушателей. Я часто это замечал. Помню, как однажды после проповеди ко мне подошел служитель и сказал: «Спасибо за проповедь, но сегодня вы не привели ни одной иллюстрации». Это заставило меня задуматься и задать себе вопрос: «С какой целью этот человек пришел на собрание?» Он запомнил, что в прошлый раз я приводил больше иллюстраций, чем обычно. Похоже, он пришел не столько ради Истины, сколько ради иллюстраций. Разве это не извращение?

Примеры и иллюстрации служат для того, чтобы обратить внимание на библейскую истину, а не на самих себя. Практика их применения в последние сто лет привела к поистине фатальным последствиям. Формируя представление о проповедовании как об искусстве и самоцели, она стала, на мой взгляд, одной из главных причин его упадка. Без сомнения, многие проповедники действительно готовят проповеди лишь для того, чтобы привести интересную иллюстрацию, которую они придумали или где-то прочли. Именно ей они отдают свое предпочтение, подбирают под нее соответствующий текст и фактически ставят во главу угла. Но это неправильный порядок. Мы знаем, что назначение иллюстраций — указать на истину, сделать ее наиболее ясной и доступной. Таким образом, истина всегда должна стоять на первом месте и занимать главенствующее положение. Иллюстрации же выполняют вспомогательную функцию, и их следует использовать осторожно, в разумном количестве. Мы не должны развлекать людей, обожающих различные истории и иллюстрации. Я никогда не понимал почему, но людям, похоже, нравятся служители, которые рассказывают о своих семьях. Я всегда с недоумением слушаю их скучные рассказы. У этих проповедников явно завышена самооценка. Почему людей больше интересуют дети проповедника, чем дети других людей? Они с таким же успехом могли бы рассказывать о своих собственных детях. Объяснение, на мой взгляд, заключается в том в том, что такие рассказы позволяют соприкоснуться с чем-то личным. Как-то один лондонец признался мне, что он не упускал случая послушать некоего приезжего проповедника. Как правило, тот посещал столицу один-два раза в год. Так вот, этот человек сказал: «В прошлое воскресенье я слушал доктора такого-то. Знаете, он всегда рассказывает нам о своей интимной жизни!» Уж не предлагал ли он и мне делать то же?!

Такие вещи нравятся отдельным людям, и некоторые проповедники идут у них на поводу. Как вы понимаете, тем самым они потворствуют самым низменным инстинктам своих слушателей. Страстное желание узнавать подробности личной жизни людей — это не что иное, как вожделение. Но у проповедника совсем другая цель — провозглашать Истину. Вот что главное, а все остальное должно лишь служить этой цели. Иллюстрации — это только прием, способ передачи Истины; используя их, следует сохранять чувство меры и рассудительность. Мне приходилось много лет слушать других проповедников, проповедовать самому, обсуждать эти вопросы и подолгу размышлять над ними, в результате чего я пришел к выводу, что изобилие примеров только вредит проповеди. Они ослабляют внимание слушателей. Некоторые проповедники, не успев стать за кафедру, произносят: «Я помню…» — и начинается история. Затем снова: «Я помню…» Таким образом, логическая нить проповеди постоянно прерывается. Тема то вырисовывается, то теряется, и в итоге слушателям начинает казаться, что перед ними либо болтун, у которого после сытного обеда развязался язык, либо эстрадный артист, но никак не служитель, провозглашающий великую и славную Истину. Если такие проповедники и становятся популярными, а это случается нередко, то только в плохом смысле, потому что они действительно напоминают артистов.

И последнее, что я хочу сказать по поводу историй и иллюстраций: прежде чем использовать их, убедитесь в их достоверности. Будучи молодым врачом, я слышал проповедь, в которой проповедник нарисовал очень яркую картину, желая показать недальновидность грешника, не обращающего внимания на тихий голос своей совести. Он поведал историю об одной женщине, которую хоронили неделю назад. У нее был рак груди, и к тому времени, когда она обратилась к врачу, метастазы распространились на позвоночник и другие органы. Спасти ее было невозможно. Почему же так случилось? «Понимаете, — сказал проповедник, — она не обращала внимания на первые приступы боли». Мне, как врачу, его объяснение показалось крайне нелепым. Этот вид рака опасен тем, что на начальных стадиях болезни человек не чувствует никакой боли. Опухоль растет постепенно и почти незаметно. Беда этой несчастной женщины заключалась не в том, что она игнорировала боль, а в том, что она не обращала внимания на небольшую опухоль, которую, вероятно, чувствовала. Прекрасная иллюстрация, на мой взгляд, была испорчена тем, что проповедник не знал фактов.

Мы часто допускаем ошибку, некорректно используя научные факты. Будьте внимательны, затрагивая те сферы, в которых вы не совсем хорошо разбираетесь. Возможно, вы прочли какую-то информацию в дайджесте или газете и, посчитав, что этого вполне достаточно, решили использовать ее в качестве иллюстрации. Нередко сам автор, написавший статью для дайджеста, поверхностно знает суть излагаемого вопроса и является скорее журналистом, чем ученым. Вслед за ним вы еще больше исказите факты, так что компетентный человек, услышав вас, может засомневаться в достоверности излагаемой вами Истины. Он может предположить, что и Писание вы знаете так же плохо, поэтому вряд ли стоит вас слушать. Таким образом, приводя примеры и иллюстрации, будьте осторожны с фактами.

 

* * *

 

А теперь мы должны вкратце порассуждать о роли воображения в проповедовании. Этот вопрос, несомненно, связан с предыдущим, но все же имеет свои особенности. Мне кажется, что сегодня он стоит менее остро, чем раньше. Мы все стали такими учеными, что для воображения почти не остается места. Но ведь это настоящая трагедия. Я вполне согласен с тем, что воображение может причинить и вред, но давайте помнить, что оно является Божьим даром. К примеру, без него не было бы талантливых поэтов, и если вы признаете, что любая форма культуры может послужить делу Господа Иисуса Христа, то вы должны признавать и роль воображения. Разве этим даром должны пользоваться только неверующие люди? Нет, воображение занимает достойное место в проповедовании Истины. Оно делает ее яркой и живой. Конечно, и в этом вопросе важно соблюдать меру. В проповедовании, как мы убедились, есть много подводных камней, но использование воображения может оказаться особенно опасным. Обуздывать воображение всегда было одной из самых главных моих проблем, связанных с проповедованием. Возможно, это объясняется моей национальностью. Какое место в проповедовании, да и вообще в христианской жизни, занимают национальное самосознание и темперамент? Каково их значение в экклесиологии и теологии? Могут ли они, что называется, увести в сторону?

Какими бы ни были причины, побудившие меня задать этот вопрос, я отчетливо вижу суть проблемы: воображение способно завести нас слишком далеко. Совсем нетрудно переступить некую черту и, увлекшись, забыть об истине, с которой мы начинали.

История изобилует примерами этого. Джордж Уайтфилд, вне всякого сомнения, отличался необыкновенно богатым воображением. Читая историю проповедования и биографии проповедников, мы убеждаемся, что им, как правило, обладали все величайшие проповедники. Отчасти именно этим даром Божьим объясняется их ораторское искусство и сила воздействия на людей. Несомненно, во время проповеди Уайтфилд давал волю своему воображению, и, мне кажется, что временами он не мог его обуздать. Вспомните известный случай, когда он проповедовал очень знатной аудитории в Лондоне, в доме графини Хантингтонской. Среди гостей присутствовал знаменитый лорд Честерфилд, которого убедили пойти и послушать Уайтфилда. Честерфилд не был верующим человеком, но он интересовался выдающимися личностями и особенно хорошими ораторами. В тот день проповедник рассказывал свою знаменитую историю о слепом человеке, шедшем с палкой и собакой вдоль пропасти. Сначала он находился довольно далеко от ее края, но постепенно это расстояние сокращалось. Внизу был крутой обрыв, означающий верную смерть. Уайтфилд показывал путь грешника, неотвратимо приближающегося к смертельной пропасти, к последнему Суду и вечным мучениям. Невзирая на все предостережения, он продолжает идти. В рассказе Уайтфилда несчастный слепой, потерявший свою палку и оставшийся без собаки, все ближе и ближе подходил к краю бездны. Проповедник, используя все свое воображение и артистизм, настолько ярко обрисовывал эту картину, что лорд Честерфилд не выдержал, вскочил на ноги и закричал: «Боже правый! Да ведь нищий разбился!» Ну что сказать? Не переусердствовал ли Уайтфилд? Что так подействовало на Честерфилда? Вот в чем вопрос.

Но позвольте привести еще одну правдивую историю. В конце восемнадцатого — начале девятнадцатого века в Уэльсе жил проповедник по имени Роберт Роберте. Он также был наделен необычайно богатым воображением, еще, пожалуй, более богатым, чем у Уайтфилда. Однажды он проповедовал в переполненном соборе и также говорил о положении грешника, наслаждающегося жизнью и игнорирующего предупреждение о грядущем Суде. Для пущей убедительности он использовал следующую иллюстрацию. Несколько человек, отдыхающих на морском побережье, пошли прогуляться. Скалы в виде каменистого мыса выступали прямо в море. Было время отлива. Отдыхающие дошли до самого края невысокого мыса, расположились там и стали нежиться на солнце. Они чувствовали себя превосходно: спали, читали и т.д. В это время начался прилив. Люди не обратили внимания, что вода с обеих сторон поглощала скалы и постепенно приближалась к ним. Проповедник очень ярко изобразил тот момент, когда люди «пришли в себя» и осознали опасность своего положения. Времени хватало только на то, чтобы вернуться на пляж, откуда уже доносились тревожные голоса. Когда же Роберте, изображая людей с побережья, стал мощным голосом призывать отдыхающих немедленно спасать свои жизни, все присутствующие в зале встали и выбежали из собора! Эта история имеет письменное подтверждение.

Вряд ли такую реакцию можно объяснить уэльсским темпераментом или невежеством людей. Подобные явления часто происходили и в более поздний период во время лагерных встреч в США и Англии. То же самое можно сказать и о служении Чарльза Г. Финнея. Он также был незаурядной личностью с очень живым воображением, что позволяло ему оказывать необычайно сильное влияние на многих своих прихожан.

Я думаю, что в описанных случаях проповедники явно выходили за рамки дозволенного. На их слушателей воздействовала не Истина, а мощное и, наверное, слишком разыгравшееся воображение проповедника. Тот же самый эффект могут производить фильмы и театральные постановки. Вы помните историю о леди, которая зимним вечером поехала в лондонский театр на спектакль? Это было давно, задолго до появления автомобилей. Кучер подвез ее экипаж к театру, и, пока леди два с половиной часа наслаждалась спектаклем, он сидел в ожидании на козлах перед запряженной лошадью. В театре леди обливалась слезами, глубоко тронутая страданиями несчастных людей — героев пьесы. Но, выйдя на улицу и увидев своего бедного кучера, покрытого снегом и окоченевшего от холода, она вовсе не расчувствовалась, а восприняла это как нечто само собой разумеющееся и обыденное. Вот то-то и оно! Так что же трогает людей? Наша задача — убедиться в том, что на них воздействует Истина, а не наше воображение.

Использование воображения может быть нелепым и смешным. К примеру, если проповедник не особо одарен интеллектом, но обладает богатым воображением, результат может получиться в высшей степени комичным. Помню, как один пожилой проповедник излагал притчу о блудном сыне. Деталей притчи, приведенных в Писании, оказалось для него недостаточно, и ему захотелось кое-что прибавить. Он дал волю своему воображению и стал описывать состояние неразумного блудного сына в дальней стране. Все деньги были потрачены, еда закончилась, и блудному сыну пришлось выпрашивать рожки, которыми кормили свиней. Но даже запас рожков наконец закончился. Но не только несчастный блудный сын был голоден и доведен до отчаяния — в отчаянии были и свиньи. «Только представьте себе, — воскликнул проповедник, — ужасный голод довел свиней до такого неистовства, что они начали рвать и жевать штаны этого бедняги!»

В тот момент, когда мы забываем об Истине, мы становимся фантазерами или даже комедиантами. Остерегайтесь этого. Мы всегда должны быть уверены, что все наши дарования служат Истине. Я намереваюсь еще вернуться к этой проблеме, так как убежден, что она является одной их самых сложных для проповедников. Как же различить эту грань? Думаю, каждый проповедник чувствует, когда он начинает получать удовольствие от своего рассказа, а не от Истины, которую он собирался проиллюстрировать. В таких случаях нужно остановиться. Мы должны заботиться о том, чтобы именно Истина влияла на людей и затрагивала их чувства.

 

* * *

 

В данном разделе речь пойдет о значении красноречия и ораторского искусства в проповедовании. Опять же, мы соприкасаемся с чем-то таким, что может принести огромные благословения, как это было в жизни тех людей, на которых я ссылался, или стать источником серьезнейших проблем. Здесь также существует большая опасность перейти некую грань и сделать красноречие самоцелью, начать больше заботиться о внешнем эффекте, нежели об Истине и о душах людей, к которым мы обращаемся. В конечном счете такое стремление перерастает в гордость.

Существуют ли здесь какие-либо правила? Назову только одно: никогда не стремитесь быть красноречивыми. Это важнейшее, на мой взгляд, правило касается, естественно, проповедников. Нет ничего предосудительного в том, что государственные деятели, политики и т.п. учатся ораторскому искусству, но проповедник не должен этим заниматься. Но если он замечает в себе дар красноречия — это прекрасно. Бог может употребить его.

Я хотел бы еще раз обратить внимание на красноречие великого апостола Павла. Он никогда не ставил перед собой цель создать литературный шедевр и даже никогда не заботился о литературной форме. Он не был литератором, но в своем стремлении донести до людей Истину проявлял подлинное красноречие. Коринфяне назвали его речь «незначительной», не находя в ней слогов, используемых греческими риторами. Но это вовсе не значит, что апостол Павел не мог изыскано изъясняться. Просто его красноречие носило спонтанный и неожиданный характер. Он не подбирал заранее красивые фразы и не говорил по заказу, но великая Истина, открывшаяся его разуму, вдохновляла его прекрасные речи. Когда красноречие рождается таким образом, оно оказывает неоценимую помощь в деле проповедования, и история снова и снова подтверждает этот факт.

А теперь пришло время поговорить о месте юмора в проповедовании. Это также один из важных и очень сложных вопросов, касающихся как письменной подготовки проповедей, так и проповедования экспромтом. Мы рассуждаем о естественных дарах, и поэтому перед нами встает вопрос об их использовании и месте в великом деле проповедования. История проповедования свидетельствует о далеко не однозначном отношении к юмору. К примеру, в проповедях знаменитого проповедника Сперджена его было много, даже слишком много, как сказали бы некоторые. Вы, наверняка, слышали историю о том, как одна женщина сделала ему замечание по этому поводу. Она с удовольствием слушала проповеди господина Сперджена и извлекала из них огромную пользу, но считала, что он злоупотребляет юмором. Так она ему и сказала, на что Сперджен, будучи очень смиренным человеком, ответил: «Знаете, мадам, возможно, вы совершенно правы. Но если бы вы знали количество шуток, которые я не рассказываю, и количество смешных историй, которые я держу в голове, вы были бы ко мне более снисходительны». И я думаю, что он не преувеличивал. Сперджен по натуре был юмористом и любителем пошутить. Но этого никак нельзя сказать об Уайтфилде, который во многом был для Сперджена образцом. Он отличался необычайно серьезным характером. В восемнадцатом столетии жили и другие известные проповедники, такие, как англичанин Джон Берридж Эвертонский, отличающиеся врожденным чувством юмора. Я всегда настороженно отношусь к подобным людям, так как мне кажется, что они часто увлекаются и заходят слишком далеко. Я не говорю, что в проповедовании не должно быть места юмору, но все же сам характер этого служения и сущность Истины, с которой мы имеем дело, не позволяет нам слишком много шутить. Проповедник имеет дело с душами и беспокоится об их вечной участи. Он стоит между Богом и людьми и действует как посланник от имени Христова. Поэтому я считаю, что в проповеди допустим только спонтанный юмор. Человек, который хочет снискать славу юмориста и расположить к себе людей, производит отталкивающее впечатление, и ему не место за кафедрой. Мне всегда было непонятно, почему так называемых «профессиональных благовестников» многие хотят видеть юмористами.

Безусловно, нельзя пренебрегать естественными дарами и относиться к ним бездумно. При правильном подходе они могут принести огромную пользу и стать большим благословением. Однако, действуя осторожно и осмотрительно, важно не переусердствовать и не сделаться скучными и неинтересными лекторами. Если мы будем думать о людях и помнить о дьяволе, мы никогда не собьемся с истинного пути.

В заключение, думаю, уместно будет порассуждать о продолжительности проповеди. Еще раз напомню, что в данном вопросе нельзя быть слишком категоричными или педантичными. Сколько времени должна длиться проповедь? Прежде всего это зависит от проповедника. Согласитесь, время — понятие весьма относительное. Одного проповедника трудно слушать даже десять минут, а другого — мы готовы слушать часами. Это не только мое личное мнение, но и мнение членов церкви. Поскольку продолжительность проповеди в большой мере зависит от человека, нелепо устанавливать единое правило на все случаи жизни. Кроме того, я считаю, необходимо обращать внимание на содержание проповеди. Некоторые вопросы не нуждаются в подробном рассмотрении, и поэтому не нужно на них долго останавливаться и искусственно затягивать время. Продолжительность проповеди также зависит от слушателей. Поместные церкви, как мы видели, весьма отличаются одна от другой. Поэтому при определении продолжительности проповеди необходимо учитывать все их особенности, о которых мы уже говорили. Если бы некоторые члены церкви были судьями в этом вопросе, то проповеди длились бы не более десяти минут. Проповедник не должен идти на поводу у таких «поклонников». Он должен сам оценивать состояние своих слушателей и давать им ровно столько, сколько они могут вместить. Вы будете плохим учителем и проповедником, если не сумеете этого сделать.

Что еще можно сказать относительно продолжительности проповеди? Излишне говорить, что десять минут — это до смешного мало. Как можно за такое короткое время рассмотреть какую-либо серьезную тему? Также неверно утверждать, что каждая проповедь должна длиться около часа. Могу ли я себе такое представить? Боюсь, что нет. Возрождение интереса к пуританам, по крайней мере в Великобритании, привело к появлению молодых проповедников, склонных считать, что если они проповедовали менее часа, то они не проповедовали вообще. Такое отношение наносит огромный вред им самим и Истине. Ссылаясь на пуритан, они утверждают, что проповедь должна длиться как минимум час. До какой глупости мы способны дойти!

Нет, в этом вопросе не может быть никаких правил. Но мне кажется, что, рассуждая о продолжительности проповеди, мы на самом деле вращаемся в каком-то заколдованном кругу. Бедный проповедник находится в весьма затруднительном положении. Он знает, что некоторые люди, регулярно посещающие собрание, не любят слишком длинных проповедей. Чтобы не оттолкнуть их, он может сделать свои проповеди чересчур короткими, и другим они покажутся вообще недостойными внимания.

Давно пришло время разорвать этот порочный круг. Мы должны поставить все на свои места. Каким образом? Перестать угождать людям, которые приходят в собрание просто по традиции или из чувства сам<



2015-11-12 427 Обсуждений (0)
Иллюстрации, красноречие, юмор 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Иллюстрации, красноречие, юмор

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)