Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основной юридический орган системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли. ЮНИСТРАЛ



2015-11-12 632 Обсуждений (0)
Основной юридический орган системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли. ЮНИСТРАЛ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Международный коммерческий арбитраж - это третейский суд, постоянно действующий или специально созданный в каждом конкретном случае, основной целью которого является рассмотрение и разрешение по существу международного коммерческого спора в определенной процессуальной форме путем вынесения обязательного для спорящих сторон решения.

Сущность арбитража заключается в том, что он имеет третейскую природу, т.е. формируется на основании соглашения между спорящими сторонами при их непосредственном участии и под их контролем. В этом смысле можно утверждать, что арбитраж является институтом, полностью противоположным институту государственных судов, которые представляют собой органы судебной системы какого-либо государства. Международный коммерческий арбитраж создается для разрешения особой категории споров, а именно споров, носящих коммерческий характер, т.е. вытекающих из гражданско-правовых и, главным образом, торговых сделок, а также включающих в себя "иностранный элемент" в той или иной форме.

2. Существует два вида международного коммерческого арбитража: институционный и изолированный. Институционный арбитраж является постоянно действующим органом, созданным, как правило, при торговой палате, торгово-промышленном союзе или ассоциации*(21). В основе его создания лежит учредительный документ - устав, статут или положение, которые и определяют правовой статус арбитража, его внутриорганизационную структуру, механизм функционирования, состав и компетенцию. Порядок рассмотрения споров закрепляется в арбитражном регламенте, представляющем собой правила процедуры данного институционного арбитража. Изолированный арбитраж (арбитраж ad hoc) создается только для разрешения конкретного спора и после вынесения решения прекращает свое существование*(22). Правовой статус изолированного арбитража целиком и полностью основывается на арбитражном соглашении спорящих сторон, которые сами определяют правила процедуры рассмотрения спора в таком арбитраже. Обычно это делается путем прямой отсылки к уже существующим международным документам рекомендательного характера - Арбитражному регламенту ЕЭК ООН 1966 г.*(23) и Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ 1976 г.
Преимущества институционального арбитража:

· Наличие правил и процедур, которые обеспечивают быстрое формирование арбитражного трибунала и начало производства, а также разрешение стандартных процессуальных ситуаций, таких как отвод арбитра, определение арбитражных расходов, обеспечение иска[13];

· Списки рекомендованных арбитров, из которых стороны вправе выбрать тех, которые будут рассматривать спор между ними (хотя выбирать арбитра из списка не обязательно). Институты имеют подробную и регулярно обновляемую информацию об арбитрах, включая их опыт, специализацию, знание языков и т.п.[14];

· административная и техническая помощь со стороны арбитражного института, в том числе и помощь в ситуации, когда одна из сторон затягивает или игнорирует производство.

 

3. В силу того что международный коммерческий арбитраж является важнейшим институтом международного частного права, общие положения международного частного права (МЧП) об источниках правового регулирования применимы и к арбитражу. Основными источниками права, регулирующими вопросы международного коммерческого арбитража, выступают международные договоры и внутригосударственное (национальное) законодательство. Международные договоры представлены целым рядом документов как универсального, так и регионального характера:

- Нью-Йоркской конвенцией 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, носящей универсальный характер и объединяющей в числе участников свыше 130 государств;

- Европейской конвенцией 1961 г. о международном коммерческом арбитраже, широко известной в российской юридической литературе как Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже;

- Европейской конвенцией 1966 г., устанавливающей Единообразный закон об арбитраже, принятой и действующей в рамках Совета Европы*(5);

- Межамериканской конвенцией 1975 г. о международном коммерческом арбитраже, действующей в большой группе латиноамериканских государств.

Национальное законодательство представлено внутригосударственными актами (обычно законами) о международном коммерческом арбитраже. В России в настоящее время существует и применяется Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже"*(6) (далее - Закон 1993 г.). Этот закон был разработан в соответствии с основными положениями Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г., что прямо подчеркивается в его преамбуле. В связи с этим следует особо отметить роль нормативных документов неюридического характера в системе источников права, регулирующих деятельность международного коммерческого арбитража. К их числу относятся не только вышеуказанный Типовой закон о международном коммерческом арбитраже 1985 г., но и Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г., а также Арбитражный регламент ЕЭК ООН 1966 г., предусматривающие порядок формирования и функционирования "изолированного арбитража". По своей природе данные документы носят не юридически обязательный, а лишь рекомендательный характер. Однако их большая значимость и филигранная техника юридического языка обусловили широкую применимость этих документов на практике.

Национальные законы различных государств о международном коммерческом арбитраже, разработанные на основании Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г., позволяют говорить об унификации МЧП в данной области на внутригосударственном уровне.

В качестве примера рассмотрим более подробно структуру и содержание Европейской конвенции 1961 г. о внешнеторговом арбитраже*(8) и Закон 1993 г. Европейская конвенция 1961 г. была разработана под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) и принята в Женеве при участии не только европейских государств, но и некоторых стран с других континентов. В настоящее время в состав ее участников входит около 30 государств, в том числе Россия как правопреемница СССР. Конвенция включает преамбулу, десять статей и приложение, регулируя целый ряд важных вопросов, касающихся арбитражного рассмотрения международных коммерческих споров:

- возможность для публично-правовых юридических лиц обращаться в арбитраж;

- право иностранных граждан быть арбитрами;

- отвод арбитражного суда по неподсудности;

- подсудность государственным судам;

- выбор права, подлежащего применению арбитрами при решении спора по существу;

- вынесение мотивированного решения;

- основания объявления арбитражного решения недействительным.

Европейская конвенция 1961 г. дает определение основных понятий, относящихся к международному коммерческому арбитражу, в том числе понятий "арбитраж" и "арбитражное соглашение" (ст.1). Большое практическое значение имеют положения, регулирующие формирование арбитража в случае, когда стороны предусмотрели рассмотрение споров не в постоянно действующем арбитражном органе, а в "изолированном арбитраже", создаваемом только для разрешения конкретного дела. Конвенцией предусмотрена важная роль в "изолированном арбитраже" председателя компетентной торговой палаты, который выполняет следующие важные функции.

Завершая общую характеристику Европейской конвенции 1961 г., следует отметить, что в целом ее положения создают гарантии осуществления арбитражного разбирательства в соответствии с общепризнанными на международном уровне стандартами, что особенно важно в случае формирования "изолированного арбитража"

Российский Закон 1993 г. состоит из преамбулы, 36 статей и двух приложений, представляя собой весьма объемный и детальный документ. Закон включает в себя положения, регулирующие:

- арбитражные соглашения;

- состав арбитража и его компетенцию;

- ведение арбитражного разбирательства и его прекращение;

- вынесение арбитражного решения и основания для его оспаривания;

- признание и приведение в исполнение арбитражных решений.

Российский закон дает определение основных понятий, относящихся к международному коммерческому арбитражу, в частности понятий арбитража, третейского суда и суда (ст.2). Следует отметить полное совпадение определений арбитража в российском законе и в Европейской конвенции 1961 г.

Что же касается выбора применимого права, то правила российского закона почти дословно воспроизводят текст ст.VII Конвенции. В силу указаний российского закона арбитраж разрешает спор в соответствии с нормами права, избранными сторонами в качестве применимых к существу спора

4. По сравнению с судебным разбирательством международных коммерческих споров у арбитража есть целый ряд преимуществ: 1. Исполнимость будущего решения против другой стороны дела, что особенно важно, если стороны находятся в разных государствах. Даже в случае выигрыша в государственном суде исполнить его решение в других государствах будет возможно только на основании специального международного договора или на основании взаимности. 2.Конфиденциальность производства. Как правило, за исключением случаев, когда суд принимает решение о закрытом заседании или иным способом ограничивает публичность дела, судебные производства могут быть известны широкой публике и прессе, а судебные решения могут публиковаться. Арбитражное производство является гораздо более закрытым и, при желании обеих сторон сохранить его в тайне, может оставаться конфиденциальным долгое время. 3.Нейтральность. Существенным фактором привлекательности международного арбитража является его нейтральность, внегосударственный статус[10]. Если стороны контракта из двух разных государств предполагают спор между собой, каждой из них трудно будет согласиться рассматривать его в судах противоположной стороны, так как очевидно, что иностранная сторона будет вызывать определенный уровень предубежденности. В то же время суды третьего государства могут отказаться принять иск к рассмотрению и в любом случае их решение будет проблематично исполнить. Другими факторами, которые также могут повлиять на выбор между арбитражным или судебным разбирательством, могут быть возможность стороны выбрать арбитра в отличие от назначенного государством судьи; консенсуальная природа юрисдикции арбитража, которая делает трудным или невозможным привлечение соответчиков и третьих лиц; относительная гибкость арбитражного процесса, элементы которого могут определять стороны и трибунал, и др.

5. Международные арбитражные соглашения:
. Арбитражное соглашение - это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет. Существует два вида арбитражных соглашений: арбитражная оговорка и арбитражный компромисс. Арбитражная оговорка является одним из условий и, следовательно, составной частью международного коммерческого контракта. Она включается в текст контракта на стадии его разработки и подписания, когда о конкретном споре между сторонами по контракту не может быть и речи. Это означает, что арбитражная оговорка направлена в будущее и носит в этом смысле перспективный характер. Она предусматривает передачу в арбитраж тех споров, которые лишь могут возникнуть в будущем. Но, даже являясь составной частью контракта, арбитражная оговорка имеет по отношению к нему самостоятельный характер. Арбитражный компромисс, или третейская запись, выступает как отдельное арбитражное соглашение, отличное от основного контракта и заключенное сторонами уже после возникновения конкретного спора. В этом смысле арбитражный компромисс направлен в прошлое и носит ретроспективный характер. Совершенно очевидна самостоятельность арбитражного компромисса по отношению к коммерческому контракту.

Мн Ком арбитр на т-рии РФ На территории Российской Федерации функционируют два институционных арбитража, задачей которых является разрешение международных коммерческих споров - Международный Коммерческий Арбитражный Суд (МКАС) и Морская Арбитражная Комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ. МКАС относится к числу наиболее известных и авторитетных арбитражных органов во всем мире. Такое положение объясняется как продолжительной активной деятельностью этого арбитражного института и значительным количеством рассматриваемых им международных коммерческих споров, так и традиционно высоким профессионализмом их разрешения. В МКАС в среднем поступает около 450 исков ежегодно. В настоящее время в делах, находящихся в производстве в МКАС, участвуют предприятия, организации и отдельные лица из почти 50 стран мира. Иностранные лица участвуют в арбитражном разбирательстве как в качестве истцов, так и ответчиков*(33). Рассмотрение споров в МКАС происходит на основании Регламента, утвержденного президиумом ТПП РФ 8 декабря 1994 г. и вступившего в силу с 1 мая 1995 г. Структура и организация деятельности МКАС

 

Основа организационной структуры МКАС - список арбитров, состоящий из лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции МКАС. Список арбитров утверждается Торгово-промышленной палатой РФ сроком на 5 лет. В нем указываются имя и фамилия арбитра, его образование и место работы, ученая степень и звание, специальность (п. 2 ст. 2 Регламента). Председатель МКАС и его заместители избираются сроком на 5 лет общим собранием лиц, входящих в список арбитров. Председатель представляет МКАС в его сношениях внутри страны и за границей (п. 1, 2 ст. 3). Помимо Председателя и его заместителей в организационную структуру МКАС входят Президиум, Секретариат и докладчики.

В состав Президиума МКАС входят по должности председатель МКАС, его заместители, три члена Президиума, избираемые общим собранием лиц, входящих в список арбитров, и лицо, назначаемое Президентом Торгово-промышленной палаты РФ. Председателем Президиума является председатель МКАС.

Формирование состава арбитража и начало
арбитражного разбирательства в МКАС

 

Арбитражное разбирательство начинается с подачи искового заявления в МКАС. Датой подачи искового заявления считается день его вручения МКАС, а при отправке по почте - дата штемпеля почтового ведомства места отправления



2015-11-12 632 Обсуждений (0)
Основной юридический орган системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли. ЮНИСТРАЛ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основной юридический орган системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли. ЮНИСТРАЛ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)