Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ



2015-11-12 736 Обсуждений (0)
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Е. И. ТИМОНЕН, Е. Т. ТУЮЛАЙНЕН

 

 

НЕПРЕРЫВНАЯ СИСТЕМА КОРРЕКЦИИ

ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

(СТАРШАЯ ГРУППА)

Методика планирования и содержания занятий

(из опыта работы)

 

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»

 

 

Оглавление

 

Введение........................... 1-3

Игрушки.............................4-8

Семья...............................9-11

Посуда ........................... 12-16

Одежда..............................17-22

Обувь .............................23-24

Овощи...............................25-28

Фрукты..............................29-33

Домашние животные .................34-43

Дикие животные ....................44-49

Слова-предметы, слова-действия,

слова-признаки ....................50-52

Мебель..............................53-55

Профессии...........................56-57

Времена года........................58-63

Осень .............................58-59

Зима................................60-61

Весна .............................62-63

Список использованной литературы....64

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как известно, в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи в условиях специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, рассчитанной на два года, основными задачами обучения являются:

формирование правильного произношения, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи, подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты. Коррекционная работа включает в себя индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, осуществление преемственности в работе логопеда и воспитателя, логопеда и родителей.

На основе многолетнего опыта работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, авторы предлагаемого пособия осуществили попытку представить коррекционный процесс непрерывным, равноправными звеньями которого являются логопед, воспитатель, родители. Эффективность коррекционной работы как непрерывного педагогического процесса во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех его участников.

В пособии предложен тематический принцип организации учебного материала. Каждый раздел (тема) включает в себя:

* Общий лексический и грамматический материал, виды работ по развитию навыков связной речи (тематическое планирование).

* Примерное содержание логопедических занятий.

* Примерное содержание заданий воспитателю.

* Задания родителям в логопедическом уголке.

К выделенным в каждом разделе лексическим темам, включающим лексический минимум (предметный словарь, словарь признаков и действий), предлагается грамматический минимум, усвоение которого становится возможным на базе данного лексического запаса. После того как лексический и грамматический минимумы отработаны, активизированы в речевых конструкциях (в словосочетаниях, предложениях различного типа), у логопеда появляется возможность включить их в самостоятельные высказывания, пересказы, рассказы, рассказы-описания детей. В каждом разделе пособия (в каждой теме) представлены конкретные виды работ по развитию связной речи детей в условных тематических рамках.

В пособии предложено примерное содержание логопедических занятий по каждой теме. Указанные здесь методы и приемы работы широко известны и испытаны

в логопедии. Логопед волен в выборе этих методов и приемов; содержание каждого занятия, последовательность

и объем предлагаемого на каждом занятии материала могут дополняться, модифицироваться, усложняться или упрощаться в зависимости от состава группы, уровня речевого развития детей, степени их подготовленности к восприятию данного материала. Также логопед сам определяет, сколько занятий по каждой теме нужно провести с каждой группой детей.

На протяжении всего курса обучения авторы руководствовались принципом концентрического расположения материала вокруг программных тем. При этом важная роль в усвоении детьми программного материала отводится воспитателям группы.

Логопед и воспитатели на протяжении всего времени

изучения темы работают в тесной взаимосвязи. Воспитатель обеспечивает практическое знакомство с предметам и явлениями, логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий. Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем благодаря организации разнообразных занятий (обсуждение, рисование, лепка, аппликация, игра и т. д.) и во время режимных моментов. Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении определенного периода. В работе над фразовой речью логопед и воспитатели широко используют речевые игры и упражнения, предложенные авторами сборника «Игры в логопедической работе с детьми» [8], группируя их в зависимости от поставленных коррекционных задач и этапа обучения.

В массовых группах детских садов детям читают сказки и рассказы, беседуют о прочитанном, учат пересказывать и т. д. В обучении дошкольников с общим недоразвитием речи также необходимо использовать доступные образцы литературных произведений. Они должны быть подобраны с учетом коммуникативных навыков детей и доступности содержания самих художественных произведений.

В предложенном пособии можно увидеть, как распределяется коррекционный материал между логопедом и воспитателем и как уточняются обязанности в осуществлении коррекционно-воспитательной работы в условиях группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Непрерывность логопедического воздействия в системе работы над ОНР предполагает также тесную взаимосвязь логопеда с родителями детей-логопатов. В данном пособии приводится и примерное содержание домашних заданий для родителей. Задания вывешиваются в логопедическом уголке по мере изучения темы, желательно дозировано, после каждого фронтального занятия. Карточки, на которых даются задания, должны быть написаны крупным шрифтом, удобным для чтения, иллюстрированы картинками и рисунками. Таким образом, родители систематически знакомятся с темой, которая изучается на логопедических и воспитательских занятиях, и получают возможность закрепить со своими детьми знания, полученные теми в детском саду. Дети, привлеченные иллюстрационным материалом уголка и настроенные педагогом на выполнение домашнего задания, информируют родителей о содержании занятий и таким образом вновь активизируют полученные речевые навыки, включают их в самостоятельные высказывания. Родители же втягиваются в ежедневное речевое общение с детьми, которое само по себе является одним из важных условий нормального психического, эмоционального, умственного и речевого развития ребенка. К тому же взрослые, имеющие достаточно полное представление о содержании логопедических занятий, начинают, как правило, проявлять заинтересованность в учебных успехах детей, внимательно относятся к выполнению домашних заданий, что в значительной мере способствует темпу и качеству коррекционной работы. Таким образом, усваиваемые элементы языковой системы постепенно и неуклонно включаются в непосредственное общение, дети учатся применять полученные речевые навыки в различных ситуациях, в различных видах деятельности в течение всего времени обучения в речевой группе, чем обеспечивается непрерывность коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

 

ИГРУШКИ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ

Словарь

Названия игрушек.

Названия частей куклы: нос, рот, лоб и т. д.

Названия действий: ноги ходят, глаза видят, колеса

крутятся и т. д.

Прилагательные: слова, обозначающие цвет, форму,

величину игрушек.

 

Грамматика

Образование:

* множественного числа существительных в именительном падеже (мишка — мишки);

* родительного падежа существительных в единственном числе (не стало мишки);

* уменьшительной формы существительных (нос — носик);

* уменьшительной формы прилагательных (мяч синий — мячик синенький, круглый — кругленький и т. д.).

Использование предлога «у». Составление предложений с предлогом «у» (У куклы носик, ... лобик. И т. д.).

Составление простых предложений.

Установление родовой формы существительных (моя кукла, мой мяч). Составление предложений с данными словосочетаниями.

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 

Составление описательного рассказа о кукле с использованием усвоенных грамматических навыков.

 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ



2015-11-12 736 Обсуждений (0)
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (736)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)