Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Защита прав и законных интересов государства и других субъектов внешнеэкономической и хозяйственной деятельности Украины



2015-11-12 747 Обсуждений (0)
Защита прав и законных интересов государства и других субъектов внешнеэкономической и хозяйственной деятельности Украины 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно ст.389 ХК государство осуществляет защиту прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятель­ности за пределами Украины согласно нормам международного права. Такая защита осуществляется через дипломатические и консульские учреждения, государственные торговые представи­тельства, представляющие интересы Украины, а также другим способом, определенным законом.

Государство принимает необходимые меры в ответ на дискри­минационные и/или недружественные действия со стороны дру­гих государств, таможенных союзов или экономических группиро­вок, ограничивающих права и законные интересы субъектов внешне­экономической деятельности Украины.

Законом могут быть предусмотрены специальные. меры по защите национального товаропроизводителя от демпингового им­порта и специальные меры по импорту, который причиняет или


может причинить существенный ущерб национальным товаро­производителям, а также определен перечень видов товаров и ус­луг, экспорт, импорт и транзит которых через территорию Украи­ны запрещается.

В соответствии со ст.29 Закона «О внешнеэкономической дея­тельности» в случае, если имеются сведения о том, что другие государства, таможенные союзы или экономические группы огра­ничивают осуществление законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, органы государственного ре­гулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с их компетенцией имеют право применять адекватные меры в ответ на такие действия. В случае, если такие действия наносят ущерб или создают угрозу его нанесения государству и/или субъек­там внешнеэкономической деятельности, указанные меры могут предусматривать его возмещение.

Мерами в ответ на дискриминационные и/или недружествен­ные действия других государств, таможенных союзов либо эконо­мических групп являются:

применение полного запрета (полного эмбарго) на торговлю;

применение частичного запрета (частичного эмбарго) на тор­говлю;

лишение режима наибольшего содействия или льготного спе­циального режима;

введение специальной пошлины;

введение режима лицензирования и/или квотирования внеш­неэкономических операций;

установление квот (контингентов);

введение комбинированного режима квот и контингентов;

введение индикативных цен относительно импорта и/или эк­спорта товаров;

другие меры, предусмотренные законами и международными договорами Украины.

В Законе определены органы, которые принимают решения о применении мер в ответ на дискриминационные и/или недружест­венные действия: Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины и Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины. • Верховной Радой Украиной принимаются решения о:

лишении специального режима наибольшего содействия или льготного специального режима и о применении полного запрета (эмбарго) на торговлю.

Кабинет Министров Украины принимает решение о:

применении частичного запрета (эмбарго) на торговлю;

осуществлении мер тарифного регулирования относительно им­порта и/или экспорта товаров;

введении режима лицензирования и/или квотирования внеш­неэкономических операций.


Министерство экономики и по вопросам европейской интегра­ции Украины принимает решение о:

применении мер нетарифного регулирования относительно импорта и/или экспорта товаров;

лицензировании и регистрации отдельных видов контрактов;

введении индикативных цен относительно импорта и/или экс­порта товаров;

применении других мер в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия других государств, таможенных со­юзов или экономических групп.

В Законе установлена процедура применения этих решений.

В целях установления фактов дискриминационных и/или не­дружественных действий других государств, таможенных союзов либо экономических групп, Министерство экономики и по вопро­сам европейской интеграции Украины проводит соответствую­щее расследование в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

Материалы такого расследования рассматриваются Межведом­ственной комиссией по международной торговле, которая дает рекомендации соответствующим государственным органам отно­сительно применения соответствующих мер. На основании мате­риалов расследования Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины совместно с Министерством иностранных дел Украины обращается в соответствующие и/или компетентные органы других государств либо таможенных со­юзов или экономических групп с предложением об урегулирова­нии спорной ситуации.

В случае получения положительного ответа от указанных ор­ганов Министерство экономики и по вопросам европейской ин­теграции Украины формирует делегацию для проведения соот­ветствующих переговоров и подготовки соответствующих меж­дународных договоров межведомственного характера.

В случае, если соответствующие государственные и/или ком­петентные органы других государств либо таможенных союзов или экономических групп не дали официального согласия на при­менение международно-правовых средств урегулирования меж­дународных споров и/или если дискриминационные и/или не­дружественные действия этих органов непосредственно или опос­редованно нарушают международные договоры Украины с этими государствами, таможенными союзами или экономическими груп­пами, Министерство экономики и по вопросам европейской ин­теграции Украины, в пределах своей компетенции, в соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии по международ­ной торговле самостоятельно применяет соответствующие меры или передает материалы Кабинету Министров Украины для при­нятия соответствующих решений о применении необходимых мер.


Применение мер в ответ на дискриминационные и/или недруже­ственные действия других государств, таможенных союзов либо эко­номических групп прекращается в случае прекращения соответ­ствующими государствами, таможенными союзами или экономичес­кими группами таких действий в отношении Украины, подписания соответствующего соглашения и/или возмещения ущерба.

Акты Министерства экономики и по вопросам европейской ин­теграции Украины об урегулировании спора и применении мер в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия других государств, таможенных союзов либо экономических групп являются обязательными для исполнения органами исполнитель­ной власти в Украине, субъектами внешнеэкономической деятель­ности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности. Решение о применении соответствующих мер может быть об­жаловано в судебном порядке в течение месяца с даты введения таких мер в порядке, установленном законами Украины.

Украина также вправе применять меры против недобросовест­ной конкуренции и возрастающего импорта при осуществлении внешнеэкономической деятельности, которые предусмотрены в ст. 31 Закона «О внешнеэкономической деятельности».

Под недобросовестной конкуренцией при осуществлении внеш­неэкономической деятельностипонимается:

осуществление демпингового импорта, к которому применяют­ся антидемпинговые меры;

осуществление субсидированного импорта, к которому приме­няются компенсационные меры;

осуществление других действий, признаваемых законами Укра­ины недобросовестной конкуренцией.

Под возрастающим импортом понимается осуществление им­порта в объемах и/или при условиях, причиняющих значитель­ный ущерб или создающих угрозу причинения значительного ущер­ба украинским производителям соответствующих товаров.

По результатам антидемпингового, антисубсидиционного или спе­циального расследования в соответствии с законами Украины при­нимается решение о применении антидемпинговых, компенсацион­ных или специальных мер, которое может быть обжаловано в су­дебном порядке в течение месяца с даты введения соответствующих мер в порядке, установленном законами Украины.

Применение режимов свободной торговли, преференций, специ-■ альных льготных режимов пограничной (прибрежной) торговли, специальных (свободных) экономических зон, а также налоговых, таможенных и других льгот, действующих при импорте в Украину товаров, относительно которых применяются антидемпинговые, компенсационные или специальные меры, приостанавливается до окончания применения указанных мер.


Механизм защиты национального товаропроизводителя от дем­пингового импорта из других стран, таможенных союзов или экономических групп, основания и порядок возбуждения и про­ведения антидемпинговых расследований и применения антидем­пинговых мер установлены в Законе Украины «О защите нацио­нального товаропроизводителя от демпингового импорта» от 22.12.98 г.

В соответствии со ст. 1 этого Закона, антидемпинговые меры —

это предварительные или окончательные меры, применяемые со­гласно Закону во время или по результатам антидемпингового расследования. Антидемпинговая пошлина (предварительная или окончательная) — особый вид пошлины, взимаемой в случае вво­за на таможенную территорию Украины товара, который являет­ся объектом применения антидемпинговых мер (предваритель­ных или окончательных).

Этот Закон применяется к импорту товара, который является объектом демпинга, если такой импорт наносит ущерб националь­ному товаропроизводителю подобного товара.

Товар считается объектом демпинга, если в Украине его экс­портная цена ниже сопоставимой цены на подобный товар в стране экспорта в обычных торговых операциях.

Предварительные антидемпинговые меры могут применяться при наличии следующих условий:

возбуждена антидемпиговая процедура в порядке, установлен­ном ст. 12 Закона;

возбуждено антидемпинговое расследование в порядке, уста­новленном ст. 13 Закона;

в газете было опубликовано сообщение о возбуждении анти­демпингового расследования;

заинтересованным сторонам были предоставлены соответству­ющие возможности относительно представления сведений и ком­ментариев в соответствии со ст. 12 Закона;

в ходе антидемпингового расследования Министерство эконо­мики сделало предварительное положительное заключение отно­сительно наличия демпинга и ущерба, который является его по­следствием;

национальные интересы требуют применения предваритель­ных антидемпинговых мер в целях предотвращения нанесения ущерба.

Предварительные антидемпинговые меры применяются по ре­шению Комиссии не ранее чем через 60 дней и не позднее чем через девять месяцев после возбуждения соответствующего ан­тидемпингового расследования.

Антидемпинговое расследование прекращается, как правило, в соответствии с решением Комиссии о применении окончатель­ных антидемпинговых мер.


Закон «О защите национального товаропроизводителя от суб­сидированного импорта» от 22.12.98 г. определяет механизм за­щиты национального товаропроизводителя от субсидированного импорта из других стран, таможенных союзов и экономических групп, регулирует принципы и порядок возбуждения и проведе­ния антисубсидиционных расследований, а также применения ком­пенсационных мер.

Субсидированныйимпорт — ввоз на таможенную территорию страны импорта товара (товаров), пользующегося льготами от субсидии, которая предоставляется для производства1, переработки, транспортировки или экспорта такого товара.

Компенсационныемеры — предварительные или окончатель­ные меры, применяемые в соответствии с Законом во время или по результатам антисубсидициоиного расследования.

Компенсационная пошлина (предварительная или окончатель­ная) — особый вид пошлины, взимаемой в случае ввоза на тамо­женную территорию Украины товара, являющегося объектом применения компенсационных мер (предварительных или окон­чательных).

Законом Украины «О применении специальных мер относи­тельно импорта в Украину» от 22.12.98 г. в целях введения ме­ханизмов защиты интересов национального товаропроизводите­ля регулируются принципы и порядок возбуждения и проведе­ния специальных расследований фактов роста импорта в Украину из других стран, таможенных союзов или экономических групп, что наносит значительный ущерб или грозит нанесением значи­тельного ущерба национальному товаропроизводителю, по резуль­татам которых могут применяться специальные меры.

В практике Украины уже есть случаи применения таких спе­циальных мер.

Так, принято решение Межведомственной комиссии по меж­дународной торговле «О применении специальных мер относи­тельно импорта в Украину меха искусственного и ткани ворсо­вой происхождением из Республики Беларусь, Китайской Народ­ной Республики (в том числе из Тайваня, Гонконга, Макао), Российской Федерации и Венгерской Республики» от 14.09.99 г. № СП-8/1999. Этим решением установлено, что специальные меры не применяются относительно импорта в Украину товара проис­хождением из Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Польша, США в связи с тем, что объем импорта из каждого из таких государств определен как незначительный, а совокупная оценка влияния этого импорта соответствует услови­ям конкуренции между импортными товарами и условиями кон­куренции между импортными товарами и подобными товарами. Решением Межведомственной комиссии по международной торговле от 27.09.99 г. № СП-9/1999 комиссией возбуждено спе-


циальное расследование относительно импорта в Украину пороло­на из Европейского союза, Канады, Королевства Норвегии, тамо­женного союза стран Балтии (Эстонской, Латвийской, Литовской республик), таможенного союза Российской Федерации и Респуб­лики Беларусь, Республики Польша, Словацкой, Турецкой, Чеш­ской и Словенской Республик [8].

10.8. Санкции за нарушения законодательства о внешнеэкономической деятельности

В результате нарушения правил осуществления внешнеэко­номической деятельности, в частности, нарушения сроков расче­тов по внешнеэкономическим операциям, приносится огромный ущерб Украине.

Субъекты внешнеэкономической деятельности несут ответ­ственность в видах и формах, предусмотренных ст.ст.33 и 37 Закона «О внешнеэкономической деятельности», другими зако­нами Украины и/или внешнеэкономическими договорами (кон­трактами).

В соответствии со ст.33 Закона «О внешнеэкономической де­ятельности» в сфере внешнеэкономической деятельности, кото­рая определяется этим и другими связанными с ним законами Украины, могут применяться такие виды ответственности:

имущественная ответственность. Она применяется в форме материального возмещения прямых, побочных убытков, упущен­ной выгоды, материального возмещения морального вреда, а так­же имущественных санкций. Если нарушения субъектами внеш­неэкономической деятельности или иностранными субъектами хозяйственной деятельности Закона «О внешнеэкономической деятельности» или связанных с ним законов Украины привели к возникновению убытков, утраченной выгоде и/или морально­му ущербу у других таких субъектов или государства, то нару­шившие закон субъекты несут материальную ответственность в полном объеме;

уголовная ответственность — она применяется только в слу­чаях, предусмотренных уголовным законодательством Украины.

Согласно ст.37 Закона «О внешнеэкономической деятельнос­ти» за нарушение этого или связанных с ним законов Украины к субъектам внешнеэкономической деятельности или иностран­ным субъектам хозяйственной деятельности могут быть приме­нены такие специальные санкции:

наложение штрафов в случаях несвоевременного исполнения или неисполнения субъектами внешнеэкономической деятель­ности и иностранными субъектами хозяйственной деятельнос­ти своих обязательств в соответствии с этим или связанными с


ним законами Украины. Размер таких штрафов определяется со­ответствующими положениями законов Украины и/или решения­ми судебных органов Украины;

применение к конкретным субъектам внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов хозяйственной деятель­ности индивидуального режима лицензирования в случаях нару­шения такими субъектами положений этого Закона относительно предусмотренных в нем положений, которые устанавливают опре­деленные запреты, ограничения или режимы осуществления внеш­неэкономических операций с разрешения государства;

временное приостановление внешнеэкономической деятель­ности в случаях нарушения этого Закона или связанных с ним законов Украины, осуществления действий, которые могут на­нести вред интересам национальной экономической безопаснос­ти.

Санкции, указанные в ст. 37 Закона, применяются Министер­ством экономики и по вопросам европейской интеграции Украи­ны, по решениям судебных органов Украины или по представле­ниям органов государственной налоговой и контрольно-ревизи­онных служб, таможенных, правоохранительных органов, комиссии по вопросам возврата в Украину валютных ценностей, которые незаконно находятся за ее пределами, и Национального банка Украины. Эти санкции действуют до момента применения прак­тических мер, которые гарантируют выполнение Закона. Приме­нение указанных санкций может быть обжаловано в судебном порядке.

В сравнении с ранее действовавшей редакцией этой нормы, которая предусматривала ограниченный перечень органов, по пред­ставлению которых эти санкции могли быть применены, и мак­симальный срок их действия 6 месяцев, в ныне действующей ре­дакции Закона расширен перечень органов, по представлению ко­торых могут быть применены санкции, а также разрешено применять эти санкции в течение более 6 месяцев.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров и На­ционального банка Украины от 12.12.98 г. № 1968 «Об усилении контроля за проведением расчетов резидентов и нерезидентов по внешнеэкономическим операциям» в случае применения к субъек­ту внешнеэкономической деятельности — резиденту в соответ­ствии со ст.37 Закона Украины «О внешнеэкономической дея­тельности» специальной санкции — временного приостановле­ния внешнеэкономической деятельности, уполномоченные банки не принимают от него поручений на перечисление средств в пользу нерезидентов. В случае применения к субъекту внешнеэкономи­ческой деятельности — нерезиденту в соответствии со ст.37 За­кона Украины «О внешнеэкономической деятельности» специ­альной санкции — временного приостановления внешнеэконо­мической деятельности, уполномоченные банки не принимают


от резидента поручений на перечисление средств в пользу такого нерезидента. В случае применения к субъектам внешнеэкономи­ческой деятельности или иностранным субъектам хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 37 Закона Украины «О внеш­неэкономической деятельности» специальной санкции — индиви­дуального режима лицензирования уполномоченные банки осуще­ствляют расчеты по внешнеэкономическим договорам (контрактам) только при наличии у резидентов разовой индивидуальной лицен­зии, предоставляемой органом, который применил указанную спе­циальную санкцию.

Положение о порядке применения к субъектам внешнеэконо­мической деятельности Украины и иностранным субъектам хо­зяйственной деятельности специальных санкций, предусмотрен­ных статьей 37 Закона Украины «О внешнеэкономической дея­тельности», утверждено приказом Министерства экономики от 17.04.2000г. № 52.

Индивидуальный режим лицензирования внешнеэкономичес­кой деятельностиукраинских субъектов внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов хозяйственной деятель­ности предусматривает осуществление Министерством экономи­ки Украины индивидуального лицензирования каждой отдель­ной внешнеэкономической операции определенного вида внеш­неэкономической деятельности, указанной в ст.4 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности».

В целях контроля за внешнеэкономической деятельностью субъектов внешнеэкономической деятельности, допустивших на­рушение в этой сфере, оформляется разовая (индивидуальная) лицензия, которая выдается Министерством экономики Украи­ны или уполномоченными им органами. Разовая (индивидуаль­ная) лицензия является основанием для осуществления внешне­экономических операций субъектами внешнеэкономической де­ятельности, к которым применены санкции. Оформляется разовая (индивидуальная) лицензия в порядке, определенном Министер­ством экономики Украины.

Временное приостановление внешнеэкономической деятель­ностиотносительно украинских субъектов внешнеэкономичес­кой деятельности и иностранных субъектов хозяйственной дея­тельности означает лишение права заниматься всеми видами внешнеэкономической деятельности, предусмотренными ст.4 За­кона Украины «О внешнеэкономической деятельности», за ис­ключением:

завершения расчетов по внешнеэкономическим операциям, при которых со стороны украинских субъектов внешнеэкономической деятельности или иностранных субъектов хозяйственной деятель­ности были перечислены средства до применения этой санкции;

завершения расчетов по внешнеэкономическим операциям за продукцию, которая была отправлена за пределы Украины укра-

 

инскими субъектами внешнеэкономической деятельности или от­правлена в Украину иностранными субъектами хозяйственной де­ятельности до применения этой санкции.

Санкции в виде временного приостановления внешнеэконо­мической деятельности могут применяться Министерством эко­номики Украины к субъектам внешнеэкономической деятельнос­ти в случае осуществления ими следующих действий в сфере внеш­неэкономических отношений:

которые могут повредить интересам национальной экономи­ческой безопасности;

которые приводят к нарушениям международных обязательств

Украины;

если субъект внешнеэкономической деятельности, к которо­му ранее была применена санкция — индивидуальный режим лицензирования, в течение года после ее применения не принял мер по приведению своей деятельности в соответствие с требова­ниями действующего законодательства в сфере внешнеэкономи­ческих отношений.

Постановлением Кабинета Министров Украины «О государ­ственном сборе за выдачу разовых (индивидуальных) лицензий с субъектов внешнеэкономической деятельности, нарушивших За­кон «О внешнеэкономической деятельности» от 21.04.98 г. № 524 (в редакции от 14.12.98 г. № 1965) установлено, что за выдачу разовых (индивидуальных) лицензий на осуществление внешне­экономических операций субъектов внешнеэкономической дея­тельности, к которым, согласно ст. 37 Закона Украины «О внеш­неэкономической деятельности», Министерством экономики при­менена специальная санкция в виде индивидуального режима лицензирования, взимается государственный сбор в размере 0,2 процента стоимости товаров (продукции, работ, услуг). При этом перерасчеты валюты осуществляются по курсу, установленному Национальным банком Украины на дату платежа.

Выводы. Временное приостановление внешнеэкономической де­ятельности— специальная санкция, предусматривающая лишение украинских субъектов внешнеэкономической деятельности и ино­странных субъектов хозяйственной деятельности права занимать­ся внешнеэкономической деятельностью по основаниям, предус­мотренным в Законе «О внешнеэкономической деятельности».

 



2015-11-12 747 Обсуждений (0)
Защита прав и законных интересов государства и других субъектов внешнеэкономической и хозяйственной деятельности Украины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Защита прав и законных интересов государства и других субъектов внешнеэкономической и хозяйственной деятельности Украины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (747)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)