Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе



2015-11-12 1095 Обсуждений (0)
I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ дисциплины

«Бурение скважин – бурение на твердые полезные ископаемые»

 

Для специальности 130102,3 Технология геологической разведки.

Специализация Технология и техника разведки месторождений полезных

Ископаемых

 

Форма обучения Очная

Лекции 64 час Курс 2 - 3

Практические Семестр 4 - 5

занятия 64 час. Количество недель 32.

Самостоятельная Промежуточная аттестация:

работа 164 час. зачет - 4 семестр , экзамен - 5 семестр.

Всего 332 часа Курсовой проект – 5 семестр.

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры Современные технологии

бурения скважин.

Протокол № ____ от «____» ____________ 2011 г.

 

Зав. кафедрой, профессор Соловьев Н.В.

Москва 2011г.

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

1.Курс геологоразведочное бурение на твердые полезные ископаемые - ТПИ продолжает ранее начатое изучение общетехнических и буровых дисциплин и составляет основу прикладной подготовки специалистов инженеров - технологов разведочного бурения. Непосредственным продолжением и закреплением курса являются составление курсового проекта, учебные и производственная буровые практики. В свою очередь на кура геологоразведочного бурение опирается изучение последующих буровых дисциплин.

1.1. Цель преподавания дисциплины

Цель преподавания настоящей дисциплины передать студентам знание тех­ники и технологии геологоразведочного бурения, выработать у них умение самостоятельно решать задачи проектирования и управления процессом бурения геологоразведочных скважин, подготовить их к производственной инженерной деятельности в области геологоразведочного бурения.

1.2. Задачи изучения дисциплины.

Главные задачи изучения дисциплины сводятся к приобретению студентами знаний и умения:

- знания по устройству, принципам действия и приемам эксплуатации буровых станков, насосов, вспомогательных механизмов и другого бурового оборудования;

- знание устройства, размеров и условий применения бурового инструмента, специальных снарядов и устройств, забойных буровых машин и механизмов;

- знание закономерностей технологии основных разновидностей геолого­разведочного бурения с использованием различных технических средств и в различных геолого-технических условиях;

- умение выбирать и обосновывать наиболее рациональный, для данных условий вид бурения;

- умение проектировать конструкцию и выбирать оптимальные параметра скважины;

- умение обоснованно выбирать буровое оборудование и инструмент для данных условий, как отечественное, так и ведущих зарубежных фирм.

- умение выбирать и обосновывать технологию бурения, наиболее аффективную для данных условий, и умение разрабатывать рациональные режимы бурения;

- умение выбирать соответствующие средства и пути для качественного геологического опробования й безаварийного проведения скважины;

- знание возможных осложнений и аварий при бурении и путей их предупреждения и ликвидации;

- умение оценивать и сравнивать эффективность применения разных технических средств и технологических параметров;

- умение проводить технологические исследования процесса бурения и делать из них практические выводы.

Умение использовать программы оптимизации процессов бурения с использованием современной электронной аппаратуры..

1.3Требования к результатам освоения дисциплины:

В процессе изучения дисциплины у студентов формируются следующие

компетенции:

1. Общекультурные компетенции:

- обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК-2);

2. Профессионально-специализированные компетенции:

- профессионально прослеживать тенденции и направления развития эффективных технологий геологической разведки, проявлять профессиональный интерес к развитию смежных областей (ПСК – 3,1)

- разрабатывать технологические процессы бурения разведочных скважин и корректировать эти процессы в зависимости от изменяющихся горно-геологических условий и поставленных геологических и технологических задач (ПСК-3.3);

- выполнять разделы проектов по технологии геологической разведки в соответствии с современными требованиями промышленности (ПСК – 3,7)

1.4 Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения курса "геологоразведочное бурение".

Курс геологоразведочное бурение базируется на общенаучных и общетехнических дисциплинах и использует знания, полученные по ряду специальных дисциплин:

- физика: общие вопросы, физика твердого тела, механика жидкости и газа;

- детали машин: устройство, принцип работы и методы расчета механизмов и систем;

- электротехника и электропривод: параметры и методы выбора электродвигателей, характеристика и возможности регулируемого электропривода;

- гидравлика и гидропривод: гидравлические расчеты потерь давления в циркуляционной системе, расчет выноса шлама, вопросы использования энергии струи и потока, гидравлического удара, принцип действия насосов, гид­ропередач и гидродвигателей. (К сожалению, курс гидравлики читается студентам через два семестра после курса бурение на ТПИ).

- разрушение горных пород при бурении: весь курс;

- бурение неглубоких скважин; весь курс;

- очистные агенты и тампонажные смеси: весь курс(К сожалению, курс - очистные агенты по новому учебному плану читается студентам после

- курса

бурение на ТПИ)

Содержание дисциплины.

Изучение дисциплины осуществляется в форме лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов, а также при составлении курсового проекта и продолжается на учебных (буровой и исследовательской буровой) и производственной буровых практиках.

На лекциях изучаются технология, принципы проектирования и оценка эффективности геологоразведочного бурения. На практических занятиях изучается материальная часть геологоразведочного бурения, решаются технологические задачи.

Курс читается наIV и V семестрах, курсовой проект выполняется в V семестре. На весь курс приходится 31 лекция и 31 практическое занятие.

2.1. Наименование тем и их содержание.

2.1.1. Тема I, вводная.

Лекция№ 1. Содержание курса и его место в учебном процессе. Области применения буровых скважин. Роль и место геологоразведочного бурения при разведке месторождений полезных ископаемых (и при инженерно-геологических изысканиях). Параметры геологоразведочных скважин. Краткая история развития разведочного бурения, роль русских ученых. Основные виды геологического бурения. Классификации способов разрушения горных пород ври бурении и способов удале­ния разрушенной породы.

Лекция№ 2. Общие вопросы бурения геологоразведочных скважин на твердые полезные ископаемые с применением очистного агента.

Основы проектирования скважин геологоразведочного бурения. Виды геологоразведочного бурения - бескерновое и колонковое, их достоинства и недостатки, рациональное их сочетание. Разновидности колонкового бурения, их основные па­раметры и области применения (таблица). Обоснование рациональных областей применения (общее) различных разновидностей колонкового бурения: обычными снарядами, снарядами ССК, снарядами КГК, гидро и пневмоударниками, бурения с продувкой, с пневмотранспортом шлама.

Основные параметры геологоразведочных скважин: диаметры, глубины, пути закрепления стенок скважины.

Лекция№ 3. Ориентирование буровой скважины в пространстве, понятия оси, профиля, трассы скважины, углы, характеризующие положение скважины. Принципы построения (самые общие) трассы скважины.

Принципы построения конструкции скважин. Классификация конструкций скважин.

Лекция№ 4. Основы выбора очистного агента для интервалов скважины. Виды очистных агентов, их достоинства и недостатки. Основные параметры структурных промывочных жидкостей из значимости для борьбы с геологическими осложнениями в скважинах Области эффективного при­менения очистных агентов..

2.1.2. ТемаII. Основы выбора оборудования для геологоразведочного бурения.

Лекция№ 5. Основы выбора бурового оборудования. Состав буровой установки. Виды буровых установок по транспортабельности, делимые и неделимые буровые установки. Буровой агрегат (где он выделяется) его состав. Типы буровых станков (установок) по принципу устройства вращателя: роторные, шпиндельные и с подвижным вращателем; по типу подачи: свободная, принудительная цепная, гидравлическая. Достоинства и недостатки каждого варианта установки, станка, определение рациональных областей применения типов и вариантов буровых станков (установок) в зависимости от геолого-технических условий и вида бурения. Номенклатура буровых установок (станков) для геологоразведочного бурения. Сравнение отечественных буровых станков и зарубежных станков ведущих фирм Boart Longyear, Diamecи др.

Лекция№ 6. Основы выбора бурового оборудования (продолжение). Буровые насосы. Требования к насосам для промывки геологоразведочных скважин. Типы насосов: плунжерные и поршневые, их принцип работы и различия. Основы выбора типа и параметров насоса для конкретных условий бурения. Номенклатура буровых насосов.

Лекция№ 7. Буровые вышки я мачты - определение и различие вышек и мачт. Основы выбора вышек или мачт по высоте и грузоподъемности, проверочные расчеты (общие). Талевая оснастка, организация и расчет спускоподъемных операций.

Номенклатура буровых вышек и мачт. Другое оборудование в составе буровой установки - глиномешалки, оборудование для очистки очистного агента от шлама, компрессоры при бурении с продувкой.

2.1.3. ТемаIII. Общие вопросы технологии геологоразведочного бурения.

Лекция№ 8 Основные понятия и принципы технологии геологоразведочного бурения. Содержание понятия - технология бурения, главные задачи технологии. Состав операций при бурении, понятие о процессе бурения, о рейсе бурения.

. Показатели процесса бурения: механическая и рейсовые скорости бурения, углубка за рейс, износ породоразрушающего инструмента. Техниче­ская и коммерческая скорости бурения, их соотношение. Цикловая и парковая скорости бурения. Анализ себестоимости бурения. Показатели качества разведочного бурения.

Лекция №9.Принципы разработки рациональных режимов геологоразведочного бурения. Параметры управления (режимы) контроля и оценки процесса углубки. Различие поверхностных и забойных значений параметров процесса бурения. Группы параметров процесса бурения. Определение режима бурения, его состав.

Лекция№ 10. Понятия рационального, оптимального, специального режимов бурения. Значимость параметров режима геологоразведочного (вращательного с очистным агентом) бурения.

Осевая нагрузка на породоразрушающий инструмент, ее роль и физический смысл при бурении. Основные зависимости и принципы выбора рациональной осе­вой нагрузки для бурения различными породоразрушающими инструментами.

Лекция№ 11. Частота вращения бурового инструмента; роль этого параметра и его физическая сущность. Основные зависимости и принципы выбора рациональной частоты вращения бурового снаряда,

Лекция№ 12. Краткие сведения о затратах мощности на бурение и методика расчета максимально возможной частоты вращения по глубине скважины при заданной мощности привода бурового станка.

Лекция№ 13. Технология промывки геологоразведочных скважин.

Основы выбора очистного агента для интервалов скважины. Виды очистных агентов, их достоинства и недостатки, области эффективного применения.

Метод расчета выноса шлама по стволу скважины. Схемы циркуляции очистного агента, их анализ и рациональные области применения. Основы расчета гидравлических сопротивлений (давления на насосе) при циркуляции промывочной жидкости.

..

2.1.4. ТемаIV.Технологий бурения геологоразведочных скважин различны
ми породоразрушающими инструментами.

Лекция№14. Особенности технологии бескернового геологоразведочного бурения.

Обоснование целесообразности бурения интервалов геологоразведочных

скважин бескерновым способом. Преимущества бескернового бурения перед колонковым.

Выбор вида и типа долот, состав бурового снаряда. Обоснование параметров режима для бурения лопастными и шарошечными долотами. Характер износа долот и правила их отработки. Возможности геологического опробования при бескерновом бурении.

Лекция№ 15. Особенности технологии твердосплавного бурения.

Твердые сплавы, применяемые в геологоразведочном бурении, их типы и виды. Принципы разрушения породы на забое скважины резцовыми и самозатачивающимися коронками, выбор типов твердосплавных коронок для конкретных условий бурения.

Характер износа твердосплавных резцов. Выбор рациональных параметров режима бурения твердосплавными коронками с учетом скорости бурения и износа коронок.

Лекция№ 16. Технология алмазного бурения геологоразведочных скважин.

Алмазы, их виды и основные свойства, предварительная обработка алмазов. Синтетические алмазы для бурового инструмента. Алмазные коронки и расширители, конструкции алмазных коронок, их маркировка. Основы выбора алмазных коронок для конкретных геологических условий.

Лекция№ 17. Краткие сведения о характере разрушения горной породы алмазами. Рациональная глубина внедрения алмазного резца в породу.

Обоснование и выбор рациональных параметров режима алмазного бурения, принципы алмазосберегающей технологии бурения. Алмазное высокооборотное бурение. Углубка за оборот, как параметр режима бурения. Особенности и достоинства управления процессом бурения по заданной скорости углубки

Лекция№ 18. Особенности технологии алмазного бурения.

Отличительные требования алмазного бурения - чистота забоя, контроль наружного диаметра коронок, чередование коронок, применение расширителей. Вибрация при алмазном бурении и меры борьбы с ней. Метод управления процессом бу­рения по заданной углубке за оборот.

Износ и отработка алмазных коронок, причины и формы износа. Методика рациональной отработки алмазных коронок.

Лекция№19. Общие сведения о бурении твердых горных пород резцами из сверхтвердых материалов и о дробовом буренки.

Виды сверхтвердых материалов, применяемые в бурении: нитриды бора, композиционные материалы, двухслойные резцы типа АТП "стратопакс", резцы из синтетических алмазов - поликристаллов, спеков.

Резцовые коронки с резцами из сверхтвердых материалов (КС и др.). Определение рациональных областей их применения, перспективность таких коронок.

Краткие сведения о дробовом бурении - принцип разрушения породы чугунной и стальной дробью, работа дробовой коронки, режим дробового бурения, его особенности. Возможные области применения дробового бурения в настоявшее время.

2.1.5. ТемаV. Технология бурения специальными снарядами и бурения в особых условиях.

Лекция № 20. Технология ударно-вращательного и вращательно-ударного бурения. Физическая сущность ударно-вращательного разрушения породы и его разновидности. Принцип работы гидро и пневмоударников.

Особенности технологии ударно-вращательного (среднечастотного) гидроударного бурения.

Особенности технологии вращательно-ударного (высокочастотного) гидроударного бурения.

Техника и технология пневмоударного бурения. Параметры и разновидности пневмоударного бурения. Перспективы развития гидро и пневмоударного бурения.

Лекция№ 21. Способы бурения с подъемом керна без подъема бурильных труб.

Сущность и виды колонкового бурения без подъема бурильной колонны - комплекты ССК и КГК, комплекты Longyear. Wire Line.

Бурение комплектами ССК. Принцип работы снарядов КССК и ССК, их различия. Особенности технологии бурения снарядами КССК и ССК.

Методика оценки технико-экономической эффективности и рациональных областей применения ССК.

Перспективы развития бурения ССК, разработка съемных раздвижных коронок СРК.

Лекция№ 22. Бурение с гидравлическим транспортом керна (КГК). Сущность способа, устройство двойной колонны, другой инструмент и оборудование.

Возможности и рациональные области применения КГК. Особенности технологии и геологического опробования при бурении КГК. Технико-экономические показатели, эффективность и перспективы бурения КГК.

. Особенности бурения скважин кольцевыми пневмоударниками с полным сбором кернового или шламового материала

Лекция№ 23. Особенности бурения горизонтальных и восстающих скважин из подземных горных выработок.

Специфические особенности бурения горизонтальных и восстающих скважин. Размещение бурового оборудования в горных выработках и схемы выполнения спускоподъемных операции. Особенности технологии при горизонтальном и вос­стающем бурении, методы доставки к забою приборов, особенности работы гидро­ударников, снарядов ССК.

Эффективность и перспективы горизонтального бурения из подземных горних выработок.

2.1.6. Тема VI. Геологическое опробование при бурении геологоразведочных скважин.

Лекция№ 24. Формы получения геологической информации при бурении.

Возможные формы геологической информации при бурении скважин - опро­бование по керну, шламу, отбор боковых проб, перебурка интервалов ствола сква­жины, их информативность и условия применения. Керн, как основная форма геоло­гической информации. Основные факторы и воздействия, вызывающие разрушение керна при бурении.

Классификации горных пород и полезных ископаемых по трудности извлечения из них керна.

Лекция№25. Мероприятия по повышению выхода керна.

Группы мероприятий по повышению выхода керна: технологические, технические средства, технико-технологические, организационные.

Технологические мероприятия - выбор способа бурения, вида очистного агента, породоразрушающего инструмента, параметров режима бурения.

Выбор технических средств - двойных колонковых наборов для различных геологических условий.

. Технико-технологические средства - средства, создающие об­ратную циркуляцию для повышения выхода керна - эжекторные, эрлифтные, покерные снаряды, их эффективность и области применения.

Организационные мероприятия для повышения выхода керна.

Лекция№26. Геологическое опробование без отбора керна.

Условия и технология отбора шламовых проб. Средства и методы отбора проб шлама в призабойной зоне и на поверхности. Эффективность отбора шламовых проб при бурении с продувкой, бурение с пневмотранспортом шлама по двойной колонне. Отбор боковых проб в различных геологических условиях - технология использования боковых грунтоносов. Методика отбуривания дополнительных стволов для восполнения кернового материала.


2.1.7. ТемаVII. Оптимизация и автоматизация процессов геологоразведочного бурения.

Лекция №28. Основные понятия и критерии оптимизации в бурении. Определение оптимизации процесса бурения. Понятие о критерии оптимизации. Глобальные и локальные критерии оптимизации процесса бурения. Их анализ, условия применения. Задачи оптимизации и последовательность их решения.

Лекция№29. Методы и средства оптимизации процессов разведочного бурения.

Методы реализации критериев оптимизации. Информативность процесса, как основе оптимизации. Объекты измерений в геологоразведочном бурении, их классификация и анализ. Основные методы измерения в бурении, роль регистрации параметров и комплексности измерений для оптимизации процесса. Методы выявления типичных технологических, ситуаций в бурении.

Диспетчеризация буровых работ как средства оптимизации управления работами участка, партии.

Лекция№ 30. Пути автоматизации геологоразведочного бурения.

Направления и задачи автоматизации в геологоразведочном бурении. Автоматизация спускоподъемных и вспомогательных операций - принципы работы буровых автоматов и перспективы внедрения автоматизированных систем.

Автоматизация работы бурового станка - автоперехват, как пример автоматизации, плавно регулируемый привод.

Автоматизация управления буровым станком и процессом бурения. Использование сигнализирующих и управляющих приборов (пример прибор ОМ-40). Перспективы автоматизации управления процессом бурения - использование ЭВМ.

2.1.8. Тема VIII. Осложнения, аварии и ликвидация скважин.

Лекция№31. Особенности бурения геологоразведочных скважин в осложненных условиях.

Виды осложнений при геологоразведочном бурении.

Пути предупреждения и ликвидации геологических осложнений - выбор способа бурения, вида очистного агента и его параметров, специальные работы по ликвидации осложнений в скважине..

. Предупреждение и ликвидация аварий в геологоразведочном бурении.

Виды аварий в скважинах, их классификация и анализ причин аварий. Методы предупреждения аварий в скважине. Технология и средства для ликвидации аварий при геологоразведочном бурении.

Ликвидация скважин, организация и документация работ в геологоразведочном бурении.

Работы по ликвидации скважин и рекультивация места буровых работ, как важный фактор охраны окружающей среды. Виды и технология ликвидационного тампонажа скважины.

Основные формы организации геологоразведочного бурения - организация рабочего времени, основы бригадного подряда.

Основные формы документации бурения геологоразведочной скважины - геолого-технический наряд, буровой журнал, акты, первичная документация керна.

Содержание практических занятий.

Продолжительность практических занятий в IV и в V семестре - 2 часа и в VI семестре по 2 часа в неделю - всего занятий - 31.

Тема I. – 4 часа

Занятие№ 1. Изучение и анализ таблицы и классификации видов и разновидностей геологоразведочного бурения. Решение задач по выбору рационального вида бурения для различных геолого-техничёских условий.

Знакомство с лабораторией техники и технологии геологоразведочного бурения.

Занятие№ 2. Изучение методики построения конструкций геологоразведочных скважин и их классификации.

Решение практических задач по построению конструкций геологоразведочных скважин для различных геолого-технических условий.

Тема II 6 часов.

Занятие№ 3. Изучение бурового инструмента. Группы бурового инструмента (по ГОСТу), назначение и состав каждой группы. Изучение технологического инструмента. Состав бурового снаряда, назначение его частей.

Занятие№ 4. Бурильные трубы: виды бурильных труб, назначение буриль­ных труб и требования к ним. Размеры бурильных труб и их соединений. Виды со­единений бурильных труб, их сравнение. Условия применения различных типов и размеров бурильных труб и их соединений. Правила эксплуатации бурильных труб, их износ и поломка. Основные параметры бурильных труб зарубежных фирм по стандарту DCDMA и метрическому европейскому стандарту.

Занятие№ 5. Изучение бурового инструмента (продолжение). Состав колонкового набора. Колонковые трубы, их параметры, отличия от бурильных, соединения колонковых труб. Обсадные трубы, отличие от колонковых. Переходники, виды, назначение центрирующих и клапанных переходников. Способы закрепления керна в колонковой трубе: "затирка керна в сухую", заклинивание керна заклиночным материалом, кернорватели, их устройство и принцип действия, область применения. Отсоединительный переходник, его устройство и назначение. Шламовая труба, принцип ее работы и условия применения. Буровые сальники и сальники-вертлюги.

На первом и втором занятиях студенты изучают инструмент по чертежам, плакатам и в натуре по образцам. Студенты должны научиться, хорошо различать все элементы бурового инструмента, определять на глаз размеры (наружный диаметр) колонковых и бурильных труб и их соединений.

Занятие№ 6. Вспомогательный инструмент. Инструмент и механизмы для спуско-подъемных операций.

Тема III. 12 часов

Занятие№ 7. Изучение устройства и принципов действия буровых станков. Изучение устройства механической части буровых станков. Состав буровых станков - основные узлы и их назначение. Типичная кинематическая схема бурового станка (на примере СКБ-4), графическое изображение. Изучение работы фрикциона, коробки передач, промежуточной коробки, вращателя, лебедки.

Занятие № 8. Конкретное устройство этих узлов в наиболее распространенных станках (СКБ-4, ЗИФ-65ОМ, ЗИФ-1200 МРК). Особенности кинематических схем некоторых станков (БСК, СКБ-7). Роторные буровые станки.

Занятие№ 9. Изучение устройства и принципов действия буровых станков (продолжение). Изучение гидравлической системы буровых станков. Назначение гидравлической системы станка. Системы гидроподачи, принцип ее работы: управление подачей, регулирование осевой нагрузки, регулирование подачи. Дополни­тельные функции гидравлической системы: автоперехват зажимных патронов, пере­мещение станка, управление лебедкой. Использование гидравлики для вспомога­тельных операций: подъем мачты, привод труборазворота.

Занятие№ 10. Устройство основных узлов гидросистемы: масляные насосы, прибор гидроуправления. Индикатор осевой нагрузки, методика регулирования осевой нагрузки по индикатору. Возможность использования гидравлики для привода вращателя. Гидропривод в станках УРБ-2А-2 и УПБ-100, LF - 90

Занятие№11. Изучение устройства и принципа действия буровых насосов. Типы насосов, применяемых для промывки геологоразведочных скважин - плунжерные и поршневые насосы НБ и 11ГР. Обслуживание и текущий ремонт буровых насосов.

Занятие№12. Буровые вышки и мачты, талевая система, расчет спускоподъ-емных операций.

Тема IV 14 часов.

Занятие13.Изучение породоразрушающего инструмента для геологоразведочного бурения. Разделение породоразрушающего инструмента на группы. Породоразрушающий инструмент для бескернового бурения: долота лопастные, долота шарошечные, долота дисковые. Виды, вооружение и конструкции долот, принцип работы и правила отработки долот.

Занятие№ 14. Буровые коронки. Коронки с твердосплавными резцами. Твердые сплавы для суровых коронок: марки, формы. Типы коронок, их маркировка, устройство, принцип работы, условия применения и правила отработки твердосплавных коронок.

Занятие№ 15. Алмазный породоразрушающий инструмент. Алмазные коронки с естественными алмазами: типы, маркировка коронок, принцип работы однослойных и импрегнированных коронок.

Занятие№16. Коронки с синтетическими и мелкими естественными алмазами - гранулированные и порошковые коронки. Коронки с поликристаллическими синтетическими алмазами (КС). Алмазные расширители, эффективность их применения.

Занятие№17. Изучение устройства и принципа работы пневмо- и гидроударных машин. На занятии подробно рассматриваются схема и устройство серийных гидроударников Г - 76 и Г -59, изучается взаимодействие их деталей, параметры, определяющие характеристику и методы регулировки гидроударника. Рассматриваются принадлежности и специальные снаряды для гидроударного бурения.

Занятие№ 18. Изучается устройство и принцип работы разведочных пневмоударников (РП-130, РП-Ш, РП-93).

Занятие №19. Изучение технических средств, для бурения с выносом керна на поверхность без подъема бурильных труб.

Снаряды ССК. Бурильные и колонковые трубы для снарядов ССК и КССК.

Их различия. Устройство керноприёмников, разновидности керноприёмников для бурения в различных породах, особенности устройства головки керноприёмника.

Ловитель (овершот) для ССК. Лебедка для подъема керноприёмника. Особенности комплектов ССК фирмы Longyear

Занятие№ 20. Породоразрушающий инструмент для ССК, принадлежности для спускоподъемных операций для снарядов ССК.

Занятие№ 21. Технические средства для бурения с гидравлическим транспортом керна. Устройство двойной колонны труб, породоразрушающий инструмент. Особенности устройства буровой установки для КГК, керноприемное устройство.

Тема V. 6 часов.

Занятие№22. Изучение технических средств, для повышения выхода керна. Устройство и принцип действия двойных колонковых труб: простая двойная колонковая труба (ДКТ с вращающейся внутренней трубой), ДКТ с не вращающейся внутренней трубой. Подробное изучение ДКТ типа "штамп" и труб типа "Донбасс НИЛ".

Занятие№ 23. Средства для обратной призабойной циркуляции для повыше­ния выхода керна: эжекторные снаряды, состав и устройство эрлифтного снаряда КОЭН.

Занятие№24. Краткое изучение технических средств, для отбора проб со стенок скважины - сверлящие, вибрационные, обуривающие боковые пробоотборники

Тема VI. 6 часов.

Занятие№ 25. Изучение контрольно-измерительных приборов (КИП) для геологоразведочного бурения. Общее устройство, принцип работы к методика использования приборов для геологоразведочного бурения: приборы для измерения осевой нагрузки на породоразрушающий инструмент – ГИВД-6, МКН-2; приборы измерения расхода промывочной жидкости (расходомеры) – ЭМР-2, ИРМБ, РПЛ-1; приборы для измерения давления жидкости – манометры, МИД-1а, ИРМБ; приборы для измерения частоты вращения шпинделя – тахометры; прибор для измерения механической скорости бурения – ИСБ; измеритель-ограничитель крутящего момента ОМ-40; приборы для измерения и контроля бурильных труб – ДИТ, ДБТ; прибор для измерения диаметра буровых коронок – ИДК.

Занятие №26. Принципиальные схемы приборов и приемы измерения забойных параметров процесса бурения – комплект ГРП-2, методы измерения осевой нагрузки на забое (Квитка, Покальчук).

Занятие №27. Изучение основных представлений о средствах автоматизации процессов геологоразведочного бурения. Автоматизация спускоподъемных операций - функционирование и устройство систем АСП.

Автоматизация работы и управления бурового станка. Плавно регулируемые приводы буровых станков - гидравлические и электрические, их основные виды и принцип действия.

Системы автоматического управления буровыми работами и диспетчеризация буровых работ.

Тема VII. 6 часов.

Занятие №28. Изучение технических средств для борьбы с осложнениями и для ликвидации аварий в скважинах. Устройство тампонажных снарядов и специальных контейнеров для доставки в зону поглощения БСС. Технические средства для сухого тампонирования: методика приготовления брикетов с цементом, конструкция снаряда сухого тампонирования.

Технические средства и инструмент для ликвидации аварий: аварийный инструмент, забойные вибраторы, домкраты.

Занятие№29. Документация, примеры заполнения.

Занятие №30. Основные правила безопасного ведения буровых работ.

 



2015-11-12 1095 Обсуждений (0)
I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1095)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)