Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина
Цель тестирования – оценка уровня адаптации безработных инвалидов до и после апробации программы психологического сопровождения адаптации. Инструментарий исследования: 1.Бланк теста, включающий 165 вопросов, по одному на каждого испытуемого (см. приложение 5). 2. Авторучка или карандаш. 3. Протоколы тестирования (см. приложения 2, 4). Инструкция для тестируемых: «Ответьте «да» или «нет» на приведенные в вопроснике утверждения». Обработка и интерпретация данных. Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из шкал (см. приложение 5). Начинать обработку следует со шкалы достоверности, чтобы оценить стремление обследуемого представить себя в более социально привлекательном виде. Если обследуемый набирает по шкале достоверности более 10 баллов, результат тестирования следует считать недостоверным и после проведения разъяснительной беседы необходимо повторить тестирование. Полученные «сырые баллы» переводят в стены, пользуясь таблицей 1: Таблица 1 Перевод сырых баллов в стены.
Далее интерпретируем результаты по шкале «ЛАП» (подшкала уровня социальной адаптации): - от 5 до 10 стенов – высокий уровень социальной адаптации, - 3 – 4 стена – средний уровень социальной адаптации, - 1 – 2 стена – низкий уровень социальной адаптации [29, с. 549 – 558]. Психологическое сопровождение молодых инвалидов, потерявших работу, в условиях Центра социального обслуживания
Для успешной социально-психологической адаптации молодых безработных инвалидов существует много различных методов. Важнейшими из них Р.М. Сумбатова называет: - просветительские методы (беседы, лекции и т.п.), - индивидуальные консультации психолога, - социально-психологический тренинг [43]. Возможно, в ходе психологического тестирования выяснится, что молодой безработный инвалид нуждается в индивидуальной консультации психолога. В данном случае, если он добровольно согласен на проведение цикла подобных консультаций, психолог-консультант должен учитывать: - возрастные психологические особенности; - психологические особенности инвалида; - профессиональные психологические особенности; - уровень сформированности профессиональной Я-концепции [25]. В результате просветительской деятельности психолога клиенты должны усвоить, что в процессе социальной адаптации к социокультурной среде следует: - проявить внимание и доброжелательность к коллегам, терпимость к их особенностям, показать свое искреннее сочувствие; - быть сдержанным, контролировать свои движения, речь, мимику; - дать коллеге полностью выговориться, внимательно выслушать его (хороший эффект дает техника прямого повтора, интерпретации или обобщения услышанного – тем самым человеку дают понять, что его услышали); - сократить социальную и физическую дистанцию до оптимального уровня; - подчеркнуть общность ваших интересов, целей, задач; - прежде чем отвечать на критику, замечания, упреки, четко уяснить, что конкретно имеется в виду и быть уверенным, что все понято правильно [33]. Важнейшим методом сопровождения процесса социально-психологической адаптации большинство ученых-психологов, в том числе и Н.В. Гришина, называют социально-психологический тренинг. В «Психологическом словаре» социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении» [31, с. 289]. Однако групповой социально-психологический тренинг, направленный на социально-психологическую адаптацию инвалидов, отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности. В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А.П. Ситников утверждает, что социально-психологические тренинги как «обучающие игры» являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящие в условиях моделирования различных игровых ситуаций [38]. Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов социально-психологического тренинга. К таким методам относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры. Кроме того, исследователи-теоретики и практики тренингов предлагают добавить к числу базовых методов тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства, включающий техники невербального взаимодействия, которые развивают восприимчивость к «языку тела» [30]. Перейдем к описанию программы социально-психологического сопровождения молодых инвалидов, потерявших работу.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1611)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |