Виды учебной работы
№
| Виды учебной работы
| Кол-во час.
|
| Лекции
|
|
| Практические занятия
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
| Промежуточный контроль - экзамен
|
|
| Всего
|
|
Тематический план
№
| Тема
| всего
| лекции
| практ. зан.
| сам. раб.
|
| Детская литература как вид искусства, объект научного исследования и учебная дисциплина.
|
|
|
|
|
| Специфика фольклора. Русские народные сказки.
Виды народных сказок
|
|
|
|
|
| Поэтика русских народных сказок
|
|
|
|
|
| Детский фольклор: история и современное состояние
|
|
|
|
|
| Становление и развитие русской детской литературы
.
|
|
|
|
|
| Литературная сказка как явление культуры
А. Погорельский «Чёрная курица…» - образец детской литературной сказки
|
|
|
|
|
| Литературная сказка Х1Х века: от взрослых к детям: А. Пушкин, П. Ершов.
Литературная сказка ХХ –ХХ1 вв.
|
|
|
|
|
| Детское поэтическое чтение Х1Х в.: тематика, проблематика, художественное своеобразие
Тема игры и игрушки в поэзии ХУШ – Х1Х вв.
|
|
|
|
|
| Детская поэзия ХХ в.: К.Чуковский, С. Маршак, ОБЭРИу, С. Михалков, А. Барто, Е. Благинина, И. Токмакова. Классические традиции в творчестве современных детских поэтов.
|
|
|
|
|
| Процесс формирования человека в ребёнке: повести о детстве Х1Х – рубежа ХХ вв.
|
|
|
|
|
| «Детство» Л. Толстого
|
|
|
|
|
| Детская литература «серебряного века»
|
|
|
|
|
| Детская проза. Изображение ребёнка в русской литературе Х1Х – начала ХХ1 века
«Ангелочек» Л. Андреева в цикле рассказов о детстве
|
|
|
|
|
| Природоведческая литература для детей Х1Х в.
«Кладовая солнца» М.М. Пришвина
|
|
|
|
|
| Феномен Б. Житкова в детской литературе
|
|
|
|
|
| В. Бианки и его «школа» в природоведческой литературе для детей
|
|
|
|
|
| Рассказ как жанр детской литературы ХХ – ХХ1 веков
|
|
|
|
|
| Детская литература ХХ1 в.: проблематика содержания и проблемы качества
|
|
|
|
|
| Творчество Г.Х. Андерсена для детей. Г.Х.Андерсен и русская литературная сказка П половины ХХ в.
|
|
|
|
|
| Современная зарубежная литературная сказка: отражение современной действительности в литературной сказке.
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
Технологическая карта дисциплины
Направление подготовки «Психолого - педагогическое образование»,
Профиль подготовки « Психология и педагогика дошкольного образования»
Наименование дисциплины
| Уровень
образования
| Статус
дисциплины
| Кол – во час.
в учебном плане
| Форма
отчётности
| Курс,
семестр
|
Детская литература
| бакалавриат
| основной (федеральный)
|
| экзамен
| 1 курс,
1семестр
|
Смежные дисциплины по учебному плану
|
Дошкольная педагогика, возрастная психология, методика развития речи дошкольников
|
Вводный модуль
(проверка знаний и умений на входе)
Тема или задание текущей аттестационной работы
| Виды текущ. аттест. работы
| Аудит. или внеаудит.
| Мин. кол – во баллов
| Макс. кол – во баллов
|
Проверка имеющихся знаний
| опрос
| аудит.
|
|
|
Итого
| | |
|
|
Базовый модуль
(проверка знаний и умений по дисциплине)
Тема или задание текущей аттестационной работы
| Виды текущ. аттест. работы
| Аудит или внеаудит.
| Миним. кол- во баллов
| Макс. кол – во баллов
|
Присутствие на занятии
| Проверка посещаемости
| Ауд.
|
|
|
Культура речи, умение вести диалог с преподавателем и другими участниками образов. среды, полнота и логичность ответа.
| Процесс общения в аудит.
| Ауд.
|
|
|
Активность и содержательность работы на практ. занятиях
| Устные ответы
| Ауд.
|
|
|
Овладение базовым понятийным аппаратом
| Устные ответы
| Ауд.
|
|
|
Чтение и анализ художественных текстов. Приобретение навыков самост. работы с худож. текстом.
| Собеседование
| Внеауд.
|
|
|
Отзыв о художественном произведении
| Письм. работа
| Внеауд.
|
|
|
Выполнение заданий согласно УМКД
| Сам. работа
| Внеауд.
|
|
|
Тема «Детский фольклор: история и современное состояние». Общение с преподавателем согласно заданию в УМКД
| Сам. работа
Интернет - общение
| Внеауд.
|
|
|
Умение работать с научной и научно-методической лит.(согласно заданиям в УМКД)
| конспект
| Внеауд.
|
|
|
Умение анализировать тематику, проблематику, поэтику детских худож. текстов
| Контрольная работа, реферат, устный ответ
| Внеауд., ауд.
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
Дополнительный модуль
Тема или задание текущей аттест. работы
| Виды текущей аттест.
| Ауд. или внеауд. работа
| Миним. кол- во баллов
| Макс. кол-во баллов
|
Самост. разработка темы «Современная детская литература для дошкольников»
| дискуссия
| Внеауд.
|
|
|
Посещение книжных выставок-ярмарок
|
| Внеауд.
|
|
|
Тематический план дисциплины (первый семестр, ОЗФО)
Тема №1. Детская литература как вид искусства, объект научного исследования и учебная дисциплина.
Лекция. 2 час.
Программное содержание
Определение понятий «детская литература», «детское чтение», «круг детского чтения», «детское литературное творчество», «произведение, адаптированное для детского чтения», «художественный пересказ для детей», «литературная обработка фольклорных произведений» «произведение о детях». Смысловое значение понятий. Место каждого из них в понятийном аппарате учебной дисциплины. История развития детской литературы как научное понятие и процесс.
Детская литература как вид искусства, объект научного исследования и учебная дисциплина.
Детская литература как основа нравственного и культурного развития личности. Общечеловеческая ценность идей детской литературы.
Виды детской литературы. Детский писатель как особый тип писателя.
Детское книгоиздание: история и современность. Виды детских книг.
Литература к теме
1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005.- С. 17-25. Далее: Арзамасцева И., с указанием страниц.
2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению 3-е изд. – М.: Академия, 2008. – С. 7-9. Далее: Гриценко З. Учебник, с указанием страниц.
Самостоятельная работа. 2 час.
Программное содержание
Понятия функции и полифункциональности. Эстетическая функция – ведущая функция детской литературы. Основные функции детской литературы: познавательная, педагогическая (обучающая), нравственная, коммуникативная, воспитательная, компенсаторная, преобразующая. Особая роль гедонистической функции в развитии детского интереса к книге и чтению.
Вопросы для изучения
1. Функции словесного искусства, их общность и индивидуальный характер применительно к определённому виду искусства: фольклору, литературе для взрослых и литературе для детей.
2. Зависимость функции от времени её действия, социальных, педагогических, эстетических установок эпохи.
- Изучить содержание темы.
- Прочитать рассказ Л.Толстого «Косточка». Определить ведущие функции произведения.
Литература к теме
- Борев Ю. Эстетика. – М.: Высшая школа. – 2002. – С. 154-165.
- Детская литература. Под ред. Е.О. Путиловой. – М.: Академия, 2008. – С.7-9. Далее: Путилова Е., с указанием страниц.