Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место курса в системе гуманитарных знаний



2015-11-12 407 Обсуждений (0)
Место курса в системе гуманитарных знаний 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования и науки

Российской Федерации

Новосибирский юридический институт (филиал)

Национального исследовательского

Томского государственного университета

Учебно-методический комплекс

Дисциплины (комплекса)

«ЭКОНОМИКА»

Новосибирск

 

Учебно-методический комплекс подготовлен доктором экономических наук,
профессором Е.Д. Сысолятиным

 

Утвержден на заседании кафедры общественных наук НЮИ (ф) ТГУ

Протокол №2 от 27 октября 2011 г.

 

 

Заведующий кафедрой общественных наук

кандидат философских наук, доцент И.В. Печурин

 

 

Рекомендован к опубликованию методической комиссией НЮИ (ф) ТГУ

Протокол №3 от 15 ноября 2011 г.

 

 

Председатель методической комиссии
кандидат исторических наук, доцент В.В. Белковец

 

 

Настоящий учебно-методический комплекс разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр», и предназначен для студентов НЮИ (ф) ТГУ всех форм обучения.

 

 

© Новосибирский юридический институт (филиал) ТГУ, текст, 2011

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса

Цель курса – дать студентам знания по экономике в рамках трёх блоков: микроэкономики, управления конкретно-экономическими процессами, а также макроэкономической теории, которые в совокупности имеют не только большое мировоззренческое, но и определенное практическое значение.

Без знания экономических отношений нельзя глубоко понять социальные, юридические, политические отношения, исторические факты и даже произведения художественной литературы. Экономические знания воспитывают уважение к этическим и юридическим нормам экономических отношений,
к основам экономического правопорядка, позволяют осознанно соотносить свои способности с их общественной оценкой, экономические потребности
с возможностями.

Экономические знания в особенности нужны юристу, потому что правовые отношения коренятся в материальных, объективно складывающихся жизненных отношениях, а юридическое закрепление этих отношений в нормах права отражает фактическую (материальную) реализацию отношений собственности.

Задачи учебного курса

Средством реализации указанной цели является освоение специфических методов анализа экономических явлений, основных принципов экономики, которые формируют экономическое мышление в соответствующих терминах
и понятиях. Ставится задача закрепить теоретические знания умением применять их на практике, а для этого необходимо уметь использовать экономико-математические методы и различные модели, отражающие в формализованном виде реальные экономические процессы.

В части микро- и конкретно-экономического блока экономики
в соответствии с государственным образовательным стандартом ставится задача усвоения студентами основных концепций:

● экономических форм становления отдельных рынков и сложных экономических систем;

● кругооборота и оборота благ и денег;

● рационального поведения потребителя для достижения максимальной полезности, потребительского равновесия и механизма формирования спроса;

● анализа предельных затрат и результатов, определения оптимального объёма производства, установления равновесия производства и формирования предложения;

● анализа спроса и предложения с использованием коэффициентов эластичности, моделей потребительского поведения и производства;

● взаимодействия спроса и предложения в условиях конкурентного
и монополизированного рынков и соответствующего им ценового механизма;

● типов рыночных структур и рынков факторов производства;

● приведения ценности текущих и будущих благ в одинаковую размерность;

● альтернативного подхода в оценках частной и общесистемной эффективности.

Освоению и закреплению микроэкономических знаний служит выполнение упражнений и решение задач (тестов), приведённых в программе практических занятий в качестве дополнения к основным вопросам тем микроэкономического блока. В целях приобретения конкретно-экономических знаний и навыков программой практических занятий предусмотрено также решение учебных задач технико-экономического обоснования (бизнес-планирования) деятельности производственной фирмы на реальных данных.

В соответствии с поставленной целью студент должен освоить
и специфические методы макроэкономического анализа – динамику экономики как единого целого: механизм роста общественного продукта (совокупных доходов), средний уровень цен, ставку процента, уровень инфляции, безработицы, логическое и экономико-математическое моделирование для определения комплекса альтернативных способов управления национальной экономикой, которые должны быть гибкими, предоставляя возможность оптимизировать сочетание и координировать меры по различным направлениям экономической политики с учетом ожиданий экономических агентов.

В рамках макроэкономического блока курса экономики ставится задача усвоения студентами таких основных концепций как:

● ВВП и способы его измерения;

● индексы цен, денежное обращение и инфляция;

● безработица и её формы;

● экономические циклы и макроэкономическое равновесие;

● государственные расходы и налоги;

● экономический рост и развитие;

● мировая экономика и внешнеторговая политика;

● особенности национальной экономики России.

3. Перечень компетенций,
формируемых при изучении дисциплины

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие основные общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции:

● осознает социальную значимость профессии юриста как одной из ключевых
в процессах обеспечения реализации экономических прав и свобод гражданина, обладает необходимым для этого профессиональным правосознанием (ОК-1);

● владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу и восприятию экономической информации, к участию в постановке экономических целей
и к выбору экономически оправданных и легальных путей ее достижения (ОК-3);

● способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную
и письменную речь на экономические темы (ОК-4);

● обладает культурой поведения в организационной структуре, готов
к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

● имеет нетерпимое отношение к коррупции, уважительно относится к праву
и закону, понимая экономическое обоснование праведного поведения (ОК-6);

● быть способным понимать сущность и значение информации в общем,
и нематериальных активов, имеющих информационную природу, в частности,
в развитии современного общества, сознавать опасности для экономических субъектов и угрозы обществу, возникающие в этом процессе (ОК-10);

● владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения
и обработки социально-экономической информации; быть способным к трезвому анализу информации в глобальных сетях (ОК-11,12);

 

● понимает взаимосвязь и взаимозависимость экономических процессов
в обществе с содержанием основных профессиональных компетенций юриста
(ПК-1,2,14);

● способен к социально-экономическому анализу нормативных актов в общем;
грамотно и осознанно истолковывать экономическую составляющую правовых актов и норм в частности (ПК-3,4,15);

● способен использовать освоенные методы экономического анализа
и поведения в правоприменительной деятельности (ПК-5).

Место курса в системе гуманитарных знаний

Знание экономических процессов и степени их управляемости позволяет формировать у студентов сознательное отношение и компетентность
в оценке качества экономического прогнозирования, так или иначе используемого в программных документах различных политических партий
и движений, а также при принятии управленческих решений на предприятиях всех форм собственности. Эти знания воздействуют положительно
на социальное настроение широких масс, т.к. завышенные ожидания
и последующие неоднократные разочарования приводят к неблагоприятным психологическим стрессам и дезориентации совокупного работника,
к негативной, нигилистической, предвзятой оценке всякого движения, политэкономических действий и поведения экономических агентов. В этом отношении экономика в системе гуманитарного знания выступает первейшей светоносной наукой.

Сотрудничество многих индивидов, совокупность их связей друг с другом представляют общественные отношения, они есть предпосылки и результаты всякого человеческого существования. Человеческие отношения (включая естественные) есть отношения людей к природе и друг к другу. Но в этих отношениях выделяют отношения в узком смысле – отношения общественных сторон одного человека к другому человеку. К общественным отношениям
в узком смысле относятся социальные отношения (семейные –
по воспроизводству населения, религиозные, правовые – по приобщению
к общению), политические отношения (управление людьми, участие в делах государства, организация распределения), экономические отношения (отношения в производстве, распределении, обмене, потреблении жизненных благ). Так как производство создает материальные основы существования человека,
то экономические отношения определяют все остальные общественные отношения, подвергаясь, в свою очередь, активному воздействию социальных, политических, юридических отношений.

Оценка нормы права в динамике общественных отношений может быть дана исходя из анализа всех сторон реальной жизни, в том числе экономической жизни общества. Нормы хозяйственного права должны быть определенной равнодействующей при разрешении противоречий экономических интересов.

 



2015-11-12 407 Обсуждений (0)
Место курса в системе гуманитарных знаний 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место курса в системе гуманитарных знаний

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)