Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Анализ третьего действия



2015-11-18 1815 Обсуждений (0)
II. Анализ третьего действия 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»

Цели:в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах мос­ковского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.

 

I. Оргмомент.

Обобщение по второму действию комедии.

Развитие любовного и социального конфликта коме­дии.

Взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова.

 

II. Анализ третьего действия.

1. Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине.

— Каков Молчалин, по мнению Софьи?

Молчалин в восприятии Софьи — нравственный идеал, по сути христианский, с его смире­нием, любовью к ближнему, душевной чистотой, готов­ностью к самопожертвованию, нежеланием судить и т. д.

— Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку

над Молчалиным?

Молчалин в восприятии Чацкого — низкопоклонник, человек, лишенный самостоятельности, льстец, угодник,

крайне не умен.

— Какое впечатление на вас произвёл Молчалин?

— Чем страшен Молчалин?

Он лицемерит, скрывает свое истинное лицо, все время меняет свое поведение в зависимости от ситуации, для него нет ничего дорогого, это человек без принципов и чести.

Чацкий и Молчалин как антиподы.

 

2. Анализ сцены бала.

— Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии?

В пьесе события следуют одно за другим, но вдруг как бы приостанавливаются, уступая место панорамному изображению бала в доме Фамусова. В дом съезжаются приглашенные. Бал начинается со своеобразного парада гостей, каждый из которых впервые появляется в пьесе. Но с помощью всего нескольких выразительных штри­хов, прежде всего речевой характеристики, Грибоедову удается создать объемный образ, живой, полнокровный характер.

Первой в галерее гостей проходит чета Горичей. Пла­тон Михайлович, бывший сослуживец Чацкого, теперь не просто отставной военный, а «прелестный муж», человек без воли, полностью подчинившийся своей жене. Его реп­лики однообразны и кратки, да он и не успевает отвечать Чацкому, за него это делает жена. Все, что он может ска­зать бывшему другу. «Теперь, брат, я не тот...».

Ему-то кажется, что он «не тот», потому что попал под каблук своей жены. Но на самом деле «не тот» он прежде всего потому, что утратил прежние идеалы. Не имея в себе воли решительно защитить Чацкого против клевет­ников, он в итоге предает своего приятеля. И не случайно в четвертом действии при разъезде Горич брюзжит по по­воду скуки и ни словом не вспоминает своего оклеветан­ного товарища.

Вереницей проходят гости перед зрителями.

Князья Тугоуховские, озабоченные лишь тем, чтобы удачно вы­дать замуж дочерей; злая и язвительная графиня-внучка, находящая недостатки в каждом из присутствующих, «отъявленный мошенник, плут» Антон Антоныч Загорец кий, сплетник и шулер, но мастер услужить; старуха Хлестова, старая московская барыня, отличающаяся гру­боватой прямотой.

Показателен спор Хлестовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого. Тут все знаме­нательно: и точное знание состояния другого человека («Уж чужих имений мне не знать!»), и знаменитое хлестовское «Все врут календари», и то, что последнее слово оказывается за ней.

Все персонажи второго плана важны в комедии не сами по себе — в совокупности они являют собой мир дворян­ской Москвы, где царят свои законы и правила. В их среде особенно ярко проявляется чужеродность Чацкого. Если в столкновении с Молчалиным, Фамусовым, Скало­зубом они «сходились» один на один, то сцена бала от­крыла полное одиночество Чацкого.

3. Кульминация пьесы.

— Что является кульминацией комедии?

Кульминацией всей комедии является сплетня о сумасше­ствии героя.

— Как это произошло? Как и почему родился слух о сумасшествии Чацкого?

Первая реплика Софьи: «Он не в своем уме» — просто сорвалась у нее с языка, сначала она испугалась: « Не то, чтобы совсем.», но светские сплетники Г. Н., по­том Г. Д. увидели возможность поразвлечься, распрост­раняя слухи. Затем Софья приняла осознанное решение, которое диктовалось обидой за Молчалина: «А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,/Угодно ль на себя приме­рить?»

 

Попробуем проследить распространение этой «новости»/составление таблицы/

 

принятие «новости» «обоснование» сумасшествия Чацкого «выяснение» причин сумасшествия Чацкого
А, знаю, помню, слышал.   Представьте, я заметила сама.   Я, первый, я открыл! Переменил закон! окаянный вольтерманец! Сказала что-то я – он начал хохотать.   Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.   Меня модисткою изволил величать!   А мужу моему совет дал жить в деревне. Я видела из глаз. Безумный по всему. В горах изранен в лоб.   По матери пошел.. Покойница с ума сходила восемь раз.   Чай, пил не по леть. Шампанское стал нами тянул.   Нет-с, бочками соковыми.   Ученье –вот чума, ученость- вот причина.

— Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным и вытекало из всего разви­тия действия, или это все-таки случайность?

— Почему так быстро распространилась сплетня о сумас­шествии Чацкого?

Его мысли, идеалы непонятны, он не приемлет того, что ценят они, он человек другой породы, он «белая ворона». Для них его правда звучит как оскорбление, за которое хочется отомстить

— Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого?

— В чем гости и члены семьи Фамусова видят признаки и причины «безумия» Чацкого?

Сплетня распространилась с необычайно быстротой.

— Почему?

Во-первых, с точки зрения фамусовского обще­ства, Чацкий действительно выглядит сумасшедшим. Все хором перечисляют усомнившемуся Платону Михайло­вичу не совсем нормальные поступки Чацкого:

Попробуй о властях — и нивесть что скажет! (Фамусов)



2015-11-18 1815 Обсуждений (0)
II. Анализ третьего действия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Анализ третьего действия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1815)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)