Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация правовых актов управления



2015-11-18 1008 Обсуждений (0)
Классификация правовых актов управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее распространенная классификация по следующим критериям:

1) по юр. свойствам

2) по органам, их издающим,

3) по времени действия

4) по порядку издания.

По юр. свойствам правовые акты управления делятся на нормативные и индивидуальные.

1. НПА являются официальными документами установленной формы, издаются в пределах компетенции уполномоченного государственного органа, издаются с соблюдением предусмотренной процедуры, содержат общеобязательные нормы права, рассчитаны на неопределенный круг лиц, на неоднократное применение, регулируют определенный вид общ. отношений.

2. Индивидуальные акты не содержат норм права, принимаются по конкретным вопросам и имеют четко определенного адресата.

По органам, их издающим:1) Президент издает декреты, указы и распоряжения. 2) Совет Министров РБ - постановления 3) Председатель Совета Министров издает распоряжения 4) Министерства, гос. комитеты - приказы и инструкции 5) Местные исполнительные комитеты и местные администрации принимают решения 6) Председатель исполкома издает распоряжения 7) Руководители предприятий, учреждений и организаций - приказы и распоряжения.

По времени действия: постоянного и временного действия.

1. По порядку издания: коллегиальные и единоличные.
12. Определите форму, структуру правового акта управления и предъявляемые к ним требования. Определите действие правовых актов управления и охарактеризуйте их юридическую силу.

Итак, структурные элементы правового акта:

 

a. реквизиты:

а) вид (форма) правового акта с названием органа, принимающего акт;

б) дата, регистрационный номер и место принятия акта;

в) название, обозначающее предмет регулирования;

г) подписи лиц, офиц. уполномоченных подписывать соответ. правовые акты.

2) текст, содержание правового акта в структуре акта находится за четвертым реквизитом и состоит из:

а) преамбулы;

б) резолютивной (постановляющей, заключительной части) части.

 

Формы правовых актов упр-я:

Ø письменная (занимает господствующее положение)

Ø устная

Ø конклюдентная (акт управления в поведении - гаишник)

Ø форма молчания (существует в нек. странах, в РБ отсутствует)

 

Требования:

ü организационные

ü технические

ü юридические

Организационные: предусматривают, что каждый акт управления должен быть реальным, технически, экономически и организационно обоснованным. Т.е. четкое опред-е конкретных задач, исполнителей, сроков исполнения и др.

Технические: конкретность и логическая последовательность изложения, отсутствие противоречий, изложение решения проблем простым, четким и ясным языком делают акт доступным для исполнения.

Юридические: относятся к различным сторонам правового акта: содержанию, направленности, субъектам и т.д. Существуют общие и специальные требования. Общие – относятся ко всем актам управления. Специальные – в отношении отдельных групп (видов) правовых актов управления.

 

Действие правовых актов управления выражается в порождении ими юридических последствий, установлении, изменении или отмене правовых норм, возникновении, изменении или прекращении определенных правоотношений.

Действие правовых актов начинается со времени вступления их в силу. По действующему законодательству они вступают в силу по-разному. Все зависит от вида правового акта, органа его принявшего, и ряда иных обстоятельств.

Порядок вступления НПА в силу регулируется З-ном от 10 января 2000 г. №361-З «О НПА РБ», Декретом През-та РБ от 24 февраля 2012 г. №3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу ПА РБ».

Сроки вступления неодинаковы. Одни акты вступают в силу со дня принятия, другие – через 10 дней после опубликования, третьи – со дня включения в Нац. реестр, четвертые – со дня опубликования, пятые – в срок, оговоренный в самом акте.

Ø со дня принятиявступают в силу, как правило, акты ненормативного характера

Ø через 10 дней после офиц. опубликованиявступают в силу декреты Пр-та РБ, если в этих актах не оговорен иной срок

Ø со дня включения в Нац. реестр правовых актов РБвступают в силу указы Пр-та, постановления Прав-ва и иные НПА управления, если не предусмотрен иной срок или условие

Ø со дня опубликованиямогут вступать в силу декреты, указы През-та, постан-е Прав-ва РБ, если в них это закреплено.

Ø только после офиц. опубликованиявступают в силу НПА, которые касаются прав, свобод и обязанностей граждан

Юридическая сила: (КСЕРОКОПИЯ – КРАМНИК – с. 132-136)
13.
Сформулируйте понятие «административная процедура». Раскройте основные принципы осуществления административных процедур. Перечислите участников административных процедур и раскройте содержание их административно-правового статуса.

Админ процедура – действия уполном органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению, изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа, либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.

Основные принципы осуществления административных процедур (Статья 4)

законность – осуществление уполномоченным органом административных процедур в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством об админ процедурах;

равенство заинтересованных лиц перед законом – при осуществлении административных процедур граждане равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства (места пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, а юридические лица – независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности и места нахождения;

приоритет интересов заинтересованных лиц – в случае неясности или нечеткости предписаний прав акта админ решения должны приниматься уполномоченными органами исходя из макс учета интересов заинт лиц;

открытость административной процедуры – предоставление возможности заинтересованному лицу знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своего заявления, и принимать участие в рассмотрении такого заявления лично и (или) через своих представителей;

оперативность и доступность административной процедуры – осуществление административной процедуры в кратчайшие сроки с представлением заинтересованным лицом в уполномоченный орган минимального количества документов и (или) сведений для осуществления административной процедуры;

заявительный принцип одного окна – обращение заинтересованного лица с заявлением в один уполномоченный орган с приложением документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые могут быть представлены только заинтересованным лицом;

сотрудничество при осуществлении административных процедур – взаимодействие уполномоченных органов с другими государственными органами, иными организациями при осуществлении административных процедур посредством направления запросов и получения документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административных процедур, а также в других формах.

Участники:

· Уполномоченные органы

· Заинтересованные лица

· Представители заинтерес лиц

o Гр-не облад полной гражд дееспособностью (18 лет)

o Юрлица

Статья 9. Компетенция уполномоченных органов

1 обеспечивают доброжелательное, вежливое и внимательное отношение работников уполномоченного органа к заинтересованным лицам;

2 обеспечивают своевременное и надлежащее выполнение функций временно отсутствующих работников уполномоченных органов, осуществляющих прием заинтересованных лиц, другими работниками этих органов;

3 разъясняют заинтересованным лицам обязанность уполномоченных органов самостоятельно запрашивать документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административных процедур, за исключением тех, которые включены в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а также права и обязанности заинтересованных лиц;

4 бесплатно предоставляют заинтересованным лицам предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур, и разъясняют порядок их заполнения и представления;

5 запрашивают от других государственных органов, иных организаций документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административных процедур;

6 предоставляют заинтересованным лицам возможность знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своих заявлений, в том числе с документами и (или) сведениями, полученными этими органами от других государственных органов, иных организаций и необходимыми для осуществления административных процедур, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;

7 уведомляют заинтересованных лиц о принятых административных решениях;

8 разъясняют заинтересованным лицам порядок и сроки обжалования принятых административных решений;

9 осуществляют другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.

Статья 10. Права заинтересованных лиц

1 обращаться с заявлениями в уполномоченные органы;

2 бесплатно получать от уполномоченных органов предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур;

3 получать от уполномоченных органов разъяснение своих прав и обязанностей;

4 принимать участие в административных процедурах лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами;

5 знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своих заявлений, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;

6 получать административные решения либо выписки из них;

7 отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры;

8 обжаловать принятые административные решения;

9 осуществлять другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.

Статья 11. Обязанности заинтересованных лиц

1 вежливо относиться к работникам уполномоченных органов, не допускать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений в отношении таких работников;

2 представлять в уполномоченные органы документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а также документы, указанные в абзацах втором–седьмом пункта 2 статьи 15 настоящего Закона, в случае истребования таких документов;

3 вносить плату, взимаемую при осуществлении административных процедур;

4 своевременно информировать уполномоченные органы об изменении места жительства (места пребывания), места нахождения в период осуществления административной процедуры;

5 выполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.


Охарактеризуйте порядок осуществления административных процедур (подача и рассмотрения заявления заинтересованного лица, вынесение административного решения, обжалование и исполнение административного решения и решения по административной жалобе).

Заявление заинтересованного лица подается на белорусском или русском языке в письменной форме, за исключением случаев, когда законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь допускается обращение с устным заявлением. В заявлении указываются наименование уполномоченного органа, в который подается заявление; сведения о заинтересованном лице: фамилия, собственное имя, отчество, место жительства; наименование административной процедуры, за осуществлением которой обращается заинтересованное лицо; представляемые вместе с заявлением документы и (или) сведения (при их наличии); сведения о внесении платы, взимаемой при осуществлении административных процедур; подпись гражданина. В перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, могут включаться лишь документы и (или) сведения, которые необходимы для осуществления административной процедуры и могут быть представлены только заинтересованным лицом. Заявления заинтересованных лиц подлежат регистрации в день обращения с устным заявлением или подачи письменного заявления заинтересованного лица. Уполномоченный орган отказывает в принятии заявления заинтересованного лица: если не представлены документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений в случае истребования таких документов; если не соблюдены требования к форме или содержанию такого заявления. УО может отказать в принятии повторного заявления заинтересованного лица, в котором не содержится новых сведений, если в этом органе имеется административное решение об отказе в осуществлении административной процедуры по заявлению данного лица. Об отказе в принятии заявления заинтересованного лица уполномоченный орган в трехдневный срок со дня подачи такого заявления принимает административное решение. Заинтересованное лицо вправе отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры, письменно уведомив об отзыве уполномоченный орган, рассматривающий заявление заинтересованного лица.

Заявление заинтересованного лица рассматривается единолично работником уполномоченного органа, а в случаях, предусмотренных законодательством об административных процедурах, либо по решению уполномоченного органа – коллегиальным составом уполномоченного органа. Заявление заинтересованного лица рассматривается единолично работником уполномоченного органа, а в случаях, предусмотренных законодательством об административных процедурах, либо по решению уполномоченного органа – коллегиальным составом уполномоченного органа. При рассмотрении заявления заинтересованного лица работниками уполномоченного органа: изучаются представленные заинтересованным лицом документы и (или) сведения; осуществляется поиск и анализ документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, имеющихся в уполномоченном органе; сверяется информация, содержащаяся в представленных заинтересованным лицом документах и (или) сведениях, с информацией, имеющейся в уполномоченном органе; получаются необходимые сведения из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных; направляются запросы в другие государственные органы, иные организации; устанавливается наличие или отсутствие оснований для осуществления административной процедуры; принимаются при необходимости другие меры для рассмотрения заявления заинтересованного лица.

При рассмотрении заявления заинтересованного лица уполномоченным органом принимается одно из следующих административных решений:

об отказе в принятии заявления заинтересованного лица;

об осуществлении административной процедуры;

об отказе в осуществлении административной процедуры.

УО отказывает в осуществлении административной процедуры:

Если отсутствуют предусмотренные основания для ее осуществления;

если заинтересованным лицом представлены документы не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы; в иных случаях,

В админ решении, принятом в письменной форме, должны быть указаны:

дата и регистрационный номер административного решения; наименование уполномоченного органа, принявшего данное решение; сведения о заинтересованном лице (фамилия, собственное имя, отчество (, место жительства– для граждан; содержание принятого административного решения; правовые основания принятого административного решения, порядок обжалования административного решения – в случае отказа в принятии заявления заинтересованного лица; правовые основания принятого административного решения, фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления заинтересованного лица, порядок обжалования административного решения – в случае отказа в осуществлении административной процедуры;

подпись работника уполномоченного органа, к компетенции которого относится подписание такого решения.

Админ решение подлежит объявлению заинтересованному лицу.

Административное решение вступает в силу со дня его принятия, если иной срок не установлен в таком решении.

Административная жалоба направляется в государственный орган, иную организацию, вышестоящие по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь относится рассмотрение таких жалоб.

Обжалование в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами.

Административная жалоба может быть подана в орган, рассматривающий жалобу, в течение одного года со дня принятия обжалуемого административного решения.

Административная жалоба рассматривается единолично работником органа, рассматривающего жалобу, а в случаях, предусмотренных законодательством об административных процедурах, либо по решению органа, рассматривающего жалобу, – коллегиальным составом такого органа.

Административная жалоба рассматривается в месячный срок со дня ее подачи. Законодательством об административных процедурах могут быть предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения административных жалоб.

При рассмотрении административной жалобы органом, рассматривающим жалобу, принимается одно из следующих решений:

об оставлении административной жалобы без рассмотрения;

об оставлении административного решения без изменения, а административной жалобы без удовлетворения;

об отмене административного решения и принятии нового административного решения;

о направлении административной жалобы в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления заинтересованного лица с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению.

Решение по административной жалобе выдается заинтересованному лицу либо направляется нарочным (курьером), по почте, в виде электронного документа не позднее пяти дней со дня принятия такого решения.

Решение по административной жалобе вступает в силу со дня его принятия, если иной срок не установлен в таком решении.


Сформулируйте понятие «субъект административного права». Назовите виды субъектов административного права по различным основаниям. Сформулируйте понятие «административная правосубъектность» и назовите ее особенности. Сформулируйте понятие правового статуса субъекта административного права и определите его основные элементы.

Субъект – человек, физическое лицо как носитель определенных прав и обязанностей.

В АП принято выделять 2 основных группы субъектов:

1) Субъекты, которые являются носителями гос. властных полномочий – орган исполнительной власти и другие органы гос. управления и их должностные лица.

2) Подвластные субъекты, среди которых выделяют индивидуальные субъекты(физ. лица) и коллективные субъекты (организации).

Среди физ. лиц как субъектов АП принято проводить внутривидовую классификацию и выделять субъектов со специальным статусом ( граждане РБ; иностранные граждане; апатриды; должностные лица; военнослужащие; собственники транспортных средств ) и с общим статусом( физические лица со специальным и отдельным статусом).

Субъект административного праваэто физические или юридические лица, которые в соответствии с административно – правовыми нормами обладают правами и выполняют обязанности в сфере госуправления.

Крамник делит субъекты на 2 следующие группы:

1) носители исполнительной власти (государ­ственного управления);

2) носители субъективных прав и обязан­ностей (в сфере государственного управления).

По количественному составу субъекты делятся на:

1. Индивидуальные субъекты

a. граждане РБ, ИГ и ЛБГ

b. лица, которые находятся с организациями в устойчивых непрерывных организационных связях (госслужащие)

2. Коллективные субъекты (организации) Коллектив, как правило, имеет нормативно установленные цели, функционально дифференцирован, действует на законном основании, признается правосубъектным.

a. Государственные организации

i. органы исполнительной власти (ГУ);

ii. органы ГУ, предприятий, учреждений и их различного рода объединений (корпораций, концернов и т.п.);

iii. структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией

b. Негосударственные организации

i. общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

ii. трудовые коллективы;

iii. органы местного самоуправления;

iv. коммерческие структуры;

v. частные предприятия и учреждения.

Административная правосубъектность— это юридическое свой­ство, выражающееся в наличии у лица, организации прав и обя­занностей, предусмотренных нормами административного права.

 

По мнению большинства ученых, административная правосубъектность состоит из административной правоспособности и административной дееспособности. Административная правоспособность означает закрепленную нормами права возможность гражданина вступать в АП отношения. Она возникает с момента рождения и прекращается его смертью. Особенностью административной правоспособности является то, что её осуществление ограничивается рамками государственного управления. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Её объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан это правоспособность может быть временно ограничена в случае и в порядке, определенных законодательством, например, в связи с совершением административного правонарушения. Административная дееспособность как возможность своими юридическими действиями осуществлять права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность за свое поведение наступает с достижением определенного возраста. Например, обязанность прохождения воинской службы наступает с 18 лет; административной ответственности подлежать лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.




2015-11-18 1008 Обсуждений (0)
Классификация правовых актов управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация правовых актов управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1008)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)