Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА ПЛАТОНА



2015-11-18 1068 Обсуждений (0)
ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА ПЛАТОНА 0.00 из 5.00 0 оценок




Софисты, Сократ и сократические школы обнаружили фактическую невозможность построить диалектику в виде логической реконструкции интуитивно-наглядно данного образа «природы». Наивно-диалектическое единство космоса в его целостности и развитии было разрушено уничтожающей критикой софистов, субъективной, а иногда и субъективистской диалектикой понятий. Отрицание стихийно-материалистической традиции, на основе которой был достигнут наивысший взлет раннегреческой диалектики, должно было привести и действительно привело поэтому к «отрицанию отрицания» — объективной диалектике понятий («идей»), к идеалистической диалектике. Основатель ее — Платон.

Кризис античной «физики», т. е. по существу главной установки доплатоновской философии, обнаружился, когда взору эллина V в. до н. э. предстало необозримое многообразие мнений философов о началах всего сущего. И чем многочисленнее и разнороднее были ответы на вопрос о том, из чего же возникли и во что с течением времени вновь обратятся все вещи, тем более подрывалось доверие к ним. Читатель и слушатель все более склонялись к тому, чтобы увидеть в философских учениях — логосах такие же «невероятные истории», какие узрел когда-то в мифе Гекатей из Милета: они многообразны и смехотворны. Их отвергают и критикуют врачи-эмпирики; над ними глумится толпа, наблюдающая софистов, осмеиваемых великим Аристофаном. Но дело не могло этим кончиться.

Главный урок, извлеченный софистикой, а затем Сократом и сократиками из развития античной диалектики в рамках «фисиологии», состоял в том, что суждения о космосе насквозь противоречивы. Но как тогда быть с самим космосом? Не иллюзия ли он, и не следует ли во-

обще отказаться от исследования его «природы», его сущности и основы? Логичный выход нашел Платон.

Как писал Аристотель, Платон смолоду сблизился с гераклитовцами, учившими о том, что чувственные вещи находятся в постоянном течении. Но ведь тогда знание о них невозможно, ибо знание есть знание постоянного, устойчивого, общего. Затем его увлек Сократ, который отказался заниматься природой, но исследовал этические вопросы, изыскивая в этой области общие определения. Платон поставил вопрос о чувственных вещах, текучих, изменчивых и индивидуальных, в отношении к общему и устойчивому, к этим общим определениям. «Платон, усвоив взгляд Сократа, по указанной причине признал, что такие (общие.—А. Б.) определения имеют своим предметом нечто другое, а не чувственные вещи, ибо нельзя дать общего определения для какой-нибудь из чувственных вещей, поскольку вещи эти постоянно изменяются. Идя указанным путем, он подобные реальности назвал идеями, а что касается чувственных вещей, то о них, [по его словам], речь всегда идет отдельно от идей и [в то же время] в соответствии с ними; ибо все множество вещей существует в силу приобщения (kata methexin) к одноименным [сущностям]» (Арист. Мет. I 6, 987Ь).

Применительно к диалектике это означало, что противоречия изменчивого, вечно текучего, подвижного чувственного мира не снимаются более «началом» древних фисиологов; они не уничтожаются единым и неподвижным «бытием» элеатов; они не фиксируются Гераклитовым Логосом и тем более не увековечиваются софистическим «обо всем возможны два противоположных мнения». Противоречия чувственного мира снимаются — одновременно уничтожаются и сохраняются — в понятии идеи, представляющей сущность одноименных ей вещей.

В результате диалектика как «логос эйдоса», как мыслимая структура мира была одновременно и четко . вычленена из чувственного многообразия, и резко этому многообразию противопоставлена. Но это, с одной стороны, позволило Платону резюмировать диалектику в ее всеобщей, «чистой» форме. А с другой — разрушило наивное, непроанализированное единство космоса, угаданное и выраженное фисиологами. Диалектическая мысль Платона всегда бьется вокруг этой двоякой задачи: как соотносятся Единое, т. е. Идея мира и Многое, т. е. сам мир. Два этапа прошло его понимание этой проблемы.'

«Наивная» теория идей и диалектика как логика

Традиционно платонизм понимается как философия, противопоставляющая мир идей чувственному миру. С этой точки зрения диалектика оказывается не внутренним принципом и законом действительного, чувственного мира, а его внешним образом (paradeigma) и целью. Диалектика необходимо становится, следовательно, объективно-идеалистической, телеологической и — в пределе — мифологической. Ведь мир идей в его воздействии на космос и есть Ум —Мировая душа —Зевс как устроитель всего сущего (см. 59, 559). Гносеологически это означало, что в поисках неизменного и устойчивого, всеобщего как предмета истинного знания Платон соотнес его с особыми «предметами», существующими где-то в «умном месте» точно так же, как в нашем чувственном мире существуют камни и деревья, лошади и люди. Существуя в своем, особом мире, они созерцаются душами в их загробном существовании и вспоминаются тогда, когда телесное существо, разумный человек, осуществляет свое, земное познание. А наилучшим образом осуществляет это познание диалектик. Так что же такое диалектика?

Прежде всего у Платона сохраняется определение диалектики как искусства вести спор, диалог. Диалектик—тот, кто «умеет ставить вопросы и давать ответы» (Крат. 290с). По сути дела, Платон не идет здесь дальше Сократа и не создает своей теории диалога. Практика диалогического же рассуждения у него необычайно богата—диалоги Платона вошли в историю мировой культуры как памятники не только философского рассуждения, но и как блестящие литературные произведения.

Второе определение диалектики, встречающееся в диалогах всех периодов творчества Платона, есть определение ее как искусства мыслить. Причем под последним понимается не то, что имеют в виду, говоря об астрономе или геометре, математике или «физике». В диалоге «Ев-

' Исследованию этой практики посвящена «Топика» Аристотеля, где рассмотрено свыше трехсот «топов» (topos,-oi) —общих способов аргументации, используемых в дискуссии. Исследование этих «блоков» диалога сопровождается выявлением общей структуры и стратегии диалога (см. Микеладзе 3. Н. Что такое «Топика» Аристотеля. — Вопросы философии, 1979, № 8, с. 109—120).

тидем» (290с) Платон сравнивает их с охотниками или рыболовами, которые добывают дичь или рыбу, а затем передают ее поварам. Диалектик уподобляется именно повару, а диалектика выступает искусством применять готовые результаты наук в целях теоретического осознания предмета. Поэтому диалектика в этом смысле оказывается собственно философским исследованием, противостоящим фактическому знанию и умению, «умозрением» в отличие от частного знания частных вещей.

По Платону, существуют два вида диалектического мышления. В «Федре» (255de) он говорит, что первый из них — «способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения... Второй вид—это, наоборот, способность разделять всё на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них...». Это и есть знаменитые «соединение» (synagoge) и «разделение» (diairesis) Платона.

Платоновская «диереза» — формально-логическая операция деления понятия, состоящая в том, чтобы «различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной—за тот же самый» (Софист, 253). Иными словами, в логическом смысле речь идет здесь о совместимости и несовместимости понятий, а в реальном — о том, какие вещи могут взаимодействовать, а какие нет. Платон дает массу примеров деления понятий, и главный прием тут—дихотомия. Вот, например, деление понятия «искусства подчинения себе», имеющее целью подвести к определению софиста (Софист; 225а—226а):



Диереза обладает, следовательно, той чертой, что в ходе ее осуществляется нарастание конкретности понятия. В родовом понятии выделяются два вида, и в одном из них обнаруживается искомое понятие; отбрасывая второй вид, мы делим первый на подвиды и, обнаружив в одном из них искомое понятие, отбрасываем второй и т. д. до тех пор, пока не будет обнаружено искомое определение. В результате происходит методическое, последовательное, выявление признаков искомого понятия. Однако эта методичность достаточно неопределенна. Не сохраняется исходное основание деления, а само выделение в данном роде именно этого вида, а в виде—подвида не обосновывается. Для успеха диерезы «мы должны ясно себе представлять то конечное определение, к которому мы должны прийти. И поэтому дихотомия в «Софисте» является не столько методом исследования, сколько методом изложения» (75, 2, 573).

Эти недостатки связаны с тем, что Платон не знает еще в эксплицитной форме логических законов, применение которых обязательно при делении понятий. Правда, он подчеркивает, что истинным должно считаться то, что согласуется с «надежным», т. е. удостоверенным, понятием, а ложным—то, что с ним не согласно (см. Федон, 100а). Платон близко подходит к формулировке закона (исключенного) противоречия, когда он в «Государстве» (X 602е) утверждает, что «одно и то же начало не может одновременно иметь противоположные суждения об одном и том же предмете». Однако, включенные в расплывчатый контекст диалогического рассуждения, такого рода формулировки не содержат строгого различения противоположных (противных, контрарных) и противоречащих (контрадикторных) предложений и отношений между ними. Тем более не идет у него речи о количественной определенности субъекта и предиката суждений, также накладывающей свои ограничения на возможность совмещения суждений. Все это было открыто лишь Аристотелем, не случайно он стал основателем формальной логики. Но без этого строгое понимание деления понятий невозможно.

Еще большие трудности встают перед Платоном в понимании «соединения» понятий, составляющего, собственно, способ образования понятий. Описывая его, Платон достигает вершин красноречия. Рассуждая, диалектик, «минуя ощущения, посредством одного лишь ра-

зума устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого, подобно тому как другой взошел на вершину зримого» (Гос. 532ab). В «Пире» Платон описывает, как восхождение к общему понятию прекрасного осуществляется под водительством Эроса. «Начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступеням, подниматься... от одного прекрасного тела к двум, от двух—ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, что и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это — прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе... только и может жить человек, его увидевший» (Пир, 21 led).

Но как осуществить это восхождение? Платон достаточно убедительно показал в «Гиппии Большем», что к прекрасному самому по себе невозможно подняться от отдельных прекрасных предметов. Ибо оно—то самое, благодаря чему «все остальное украшается и представляется прекрасным,—как только эта идея присоединяется к чему-либо, это становится прекрасной девушкой, кобылицей либо лирой» (289d). Иными словами, прекрасные предметы не могут существовать и мыслиться без прекрасного самого по себе (идеи прекрасного), тогда как последнее без прекрасных предметов вполне мыслимо.

В указанном диалоге Гиппии опрометчиво согласился в этом с Сократом, приняв тезис, что прекрасные вещи прекрасны в силу их причастности прекрасному как таковому. После этого неумолимая логика диалога ведет собеседников в нужном Платону направлении. Но верен ли сам тезис? Нет! В окружающем нас мире неразрывно связаны единичное, особенное и всеобщее, и лишь посредством абстракции мы можем отделить одно от другого. Нет прекрасного вообще без прекрасной девушки, прекрасной кобылицы, прекрасной лиры и т. д., но прекрасное и не сводится ни к одному из этих прекрасных предметов. «...Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь при-

близительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.» (3, 29, 318). Вырванное из этой диалектической связи, всеобщее и становится «идеей», отдельной от единичного и особенного.

Обратно, в силу этой же диалектики единичного, особенного и всеобщего последнее может быть не только постигнуто восхождением от единичного к общему, но и ухвачено в одном единичном, когда оно взято в чистом виде, в удачном эксперименте и т. д. Что же до Платона, то он также угадал эту гениальную способность человека

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность

И небо—в чашечке цветка

(У. Блейк)

Однако он мистифицировал эту способность, оторвав ее от той сферы человеческой культуры, которая и обусловливает саму возможность мышления общими понятиями, формирующимися в контексте целостной культуры и «работающими» в ней. У нас, к сожалению, нет возможности проследить, как рождается в контексте древнегреческой культуры идеализм Платона. Но рассмотрим дальнейшие характеристики «соединения» понятий и понятийных определений.

Из высокопарных и образных описаний восхождения к всеобщему можно почерпнуть лишь, что Платон понимал его как непосредственное усмотрение умом высшей идеи. Частные и единичные предметы представляются при этом источником заблуждения и помутнения ума, в лучшем случае—фоном, на котором выступает всеобщее. «Кто, наставляемый на путь любви,—пишет Платон,— будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот, достигнув конца пути, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное... нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное. .. а само по себе; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает» (Пир, 210е—211а).

Иначе говоря, для того чтобы подняться к всеобщему, его уже нужно заранее знать. Не может тут помочь и формальная логика. Если с ее помощью объяснимо деление понятий (выше мы видели, что не полностью!), то восхождение («сюнагоге») — нет. В позднеантичное время неоплатоник Порфирий разработал схему, получившую название «древо Порфирия»,—иерархию понятий от индивидуальных (Сократ, Платон и т. д.) до наиболее общего понятия «первой сущности» (существа вообще). Схема эта воплощает формально-логический закон обратного отношения объема и содержания понятий. Индивидуальное понятие имеет минимальный объем, обозначая одного человека, и в то же время максимальное содержание, выражая все признаки этого человека; высшее имеет максимальный объем (все существа) и в то же время минимальное содержание. Платона не могла удовлетворить такая интерпретация пути познания.

Если, по Порфирию, высшее понятие—самое бедное2, то высшее понятие Платона должно быть гораздо богаче всего нижестоящего. Об этом говорит его определение как блага. Восхождение к такому понятию было бы восхождением от абстрактного к конкретному, а не наоборот. Но такое понимание процесса познания было выработано только в XIX в. Гегелем и Марксом (см. 1, 46, ч. I, 36—45). Не будучи еще в состоянии поставить эту проблему, Платон ограничился постулированием «умозрения» (theoria), которое должно так же точно доставить нам идею, как зрение доставляет образ отдельного предмета. В «Государстве» (508а—с) он прямо говорит, что солнце (свет) в отношении к зрению и зримым вещам то же самое, что благо само по себе в отношении к уму и умопостигаемому.

Другой аспект того же вопроса о смысле восхождения к высшему понятию — необходимость беспредпосылочного знания. Когда душа устремлена к умопостигаемому, она вначале «бывает вынуждена пользоваться предпосылками и потому не восходит к его началу, так как она не в состоянии выйти за пределы предполагаемого и пользуется лишь образными подобиями, выраженными в низших вещах» (Гос. VI 511 а). Эта способность—рассудок

2 Порфирий считал, однако, что родовое понятие лишь актуально беднее видового и индивидуального, но потенциально богаче Это различение могло быть произведено после того, как Аристотель ввел соответствующие понятия (см. 78, 120).

(dianoia) — в ходе движения к подлинномузнанию имеет лишь ограниченное значение именно в силу того, что опирается на некоторые предположения, заимствованныеиз рассмотрения вещей чувственного, земного мира. При всей несостоятельности обоснования этого разделения последнее сыграло свою роль в развитии диалектики как основание для сопоставления рассудка и разума, т. е. формальной логики и диалектики. К этим двум видам познания Платон добавляет два других: веру и уподобление (аналогию). Разум и рассудок составляют науку (episteme), а вера и аналогия—мнение (doxa). Таким образом, перед нами целая иерархия знаний, но не единый диалектический процесс.

Во всяком случае даже такие науки, как геометрия, пользующиеся рассудком, не дают истины: «...им всего лишь снится бытие, а наяву им невозможно его увидеть» (там же, 533с). Само же достижение высшего бытия Платон описывает как «высвобождение» души, «словно из какой-то варварской грязи» (там же, 533d). He удивительно, что итог учения Платона о восхождении к высшему понятию — религиозно окрашенный идеализм.

Но этим дело не заканчивается. Философ не смог представить путь к высшему как восхождение от абстрактного к конкретному. Однако он попытался представить это высшее понятие как конкретное, подвижное, диалектическое. Только теперь развертывается действительное содержание диалектики Платона в ином смысле—как учения о противоречии «в самой сущности предметов», «в идее». Умение различать роды и виды в синтетическом единстве со способностью охватывать общим взглядом и возводить все сущее к идее необходимо приводит к тому, что следует признать взаимодействие, «общение» не только вещей чувственного мира, но и понятий, идей, родов. «...Одни роды склонны взаимодействовать, другие же нет, и... некоторые — лишь с немногими, другие—со многими, третьи же, наконец, во всех случаях беспрепятственно взаимодействуют со всеми; теперь мы должны идти дальше в нашей беседе, так чтобы... избрать лишь те, которые считаются главнейшими, и прежде всего рассмотреть, каков каждый из них, а затем как обстоит дело с их способностью взаимодействовать» (Софист, 254с).

Но это уже новая онтологическая позиция. Взаимодействуют, оказывается, не только чувственные вещи, но

и сами идеи. Этому их взаимодействию или общению (koinonia) посвящены такие диалоги Платона, как «Филеб», «Софист» и «Парменид». Естественно, что в качестве их основной теоретической установки не может Солее выступать «наивная» теория идей—неподвижных, вечных сущностей.



2015-11-18 1068 Обсуждений (0)
ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА ПЛАТОНА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА ПЛАТОНА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1068)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)