Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ, СЛУХОВЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЯ



2015-11-18 1124 Обсуждений (0)
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ, СЛУХОВЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Зрительные, слуховые и осязательные восприятия играют ведущую роль в действиях разведчика при пониженной видимости (в туман, дождь, бурю, метель), при ограниченной видимости (в горах, в лесу, кустах), при действиях в дымах и в ночных условиях. Разведчик, обладающий хорошей восприимчивостью, быстрее сосредоточивается, внимательнее вслушивается, острее и быстрее замечает цель, лучше различает детали, быстрее мобилизует внимание и волю в опасные моменты и при неожиданностях. Развитие у бойца утончённых восприятий проводится специальными упражнениями на занятиях по физической подготовке, во время подготовки к разведывательным заданиям (на воспроизведённом объекте разведки) и на различных занятиях по боевой подготовке. Тренировка слуховых, зрительных и осязательно-двигательных восприятии бойца проходит наиболее полноценно тогда, когда тренировочные упражнения чередуются с большими физическими напряжениями с упражнениями на быстроту, скорость, силу; когда при выполнении упражнений на восприятия вводятся внезапные команды, задания и элементы опасности.

А. Упражнения для развития зрительных восприятий

Один и тот же предмет может восприниматься нами целиком или частично на различных расстояниях, с различных сторон и в различных положениях (спереди, сбоку, сзади и сверху). Мы можем рассматривать предметы в яркий солнечный день, в пасмурный день и в сумерки. При этом оценки предметов в каждом случае будут разными в зависимости от освещения, времени суток и времени года. Все это нужно учитывать при проведении специальных упражнений.

Для тренировки зрительных восприятий нужно подбирать разнообразные задания: кратковременное наблюдение, узнавание, выбор предметов и запоминание их; длительное наблюдение предметов и действий и продолжительное напряжение внимания.

Тренировка бойца должна проводиться на мелких и крупных объектах, на деталях, на предметах неподвижных, двигающихся и внезапно появляющихся, на предметах различных форм и цвета; разведчик должен тренироваться в состоянии неподвижности, в движении и после больших физических напряжений.

Задания на запоминание окружающих предметов и действий бойцов, обозначающих "противника", проводить:

а) на близком расстоянии -до 200 м;

б) на среднем расстоянии-до 800 м;

в) на дальнем расстоянии -свыше 800 м, до 2000 м.

В тренировочных занятиях на быстроту восприятии и распознавания предметов или действии большое значение имеет периодическое упоминание командиром виднеющихся вдали или плохо различаемых предметов. Это облегчает бойцам восприятие их и повышает остроту зрения. Необходимо учитывать, что во время тренировки у бойцов зрительных восприятии большую роль играет заинтересованность приближённость этих заданий к боевой действительности, доступность выполнения заданий и их разнообразие.

Упражнения на быстроту зрительных восприятии и на запоминание

Построить подразделение и дать указание по знаку или сигналу повернуться кругом, внимательно посмотреть на группу домов (на отдельное строение, дом, отдельный участок местности и т. п.) и запомнить возможно больше деталей. После дачи задания подать сигнал, знак или команду. После того как бойцы посмотрят на указанную цель 3-6 секунд, снова повернуть их лицом к себе и поочередно опросить. Правильность ответов проверять путём личного наблюдения за целью и сравнения ответов бойцов с действительностью. Упражнение повторять не более 2-3 раз, после чего давать другое задание.

Примерные вопросы бойцам

При наблюдении за группой домов: сколько имеется домов, какие пристройки замечены около самого высокого дома, сколько этажей в этом доме, есть ли около дома деревья, кусты, сколько подъездов или дверей в доме, имеются ли балконы, какой они формы, какова крыша и т. п.

При наблюдении за отдельной избой или за группой домов и пристроек: сколько расположено домов справа от дороги, сколько окон в первой избе и сколько из них открыты, ждут ли провода от первой избы и в какую сторону, какие пристройки имеются у первой избы, сколько тропинок отходит от крайней избы и т. п.

При наблюдении за отдельным участком местности, между двумя ориентирами: каковы окружающие предметы, сколько имеется отдельных строений, дорог, мостов, движется ли кто -нибудь по дороге, сколько у моста растёт деревьев, какие деревья, есть ли на ближайшем склоне окопы, траншеи или дзоты и т. п.

При наблюдении за действиями отдельных бойцов (групп бойцов), обозначающих "противника": что делал противник, какое у него оружие, имеется ли противогаз, лопата, поясной ремень, был ли замечен блеск какого-либо металлического предмета, сколько раз и т. п. Эти же упражнения проводить вслед за физическими упражнениями, после передвижения пригнувшись, и крадучись, после прыжка, после длительного бега, перелезания через отдельные препятствия, влезания на дерево, после переноски груза, после стрельбы и т. п.

Упражнения на наблюдательность во время действий

Упражнения проводить, не давая бойцам специальных заданий по наблюдению. После передвижения вдоль дороги или по любой местности, после тренировки в гранатометании, после беседы поставить перед бойцами ряд вопросов, как, например, сколько проехало во время их передвижения встречных машин, повозок, сколько встретили офицеров, сколько раз подсчитывали ногу и т. п.; бойцы должны помнить, сколько раз во время метания гранат давался сигнал свистком, подавалась команда "ложись" и т. п.

Упражнения на запоминание

Упражнения на запоминание предметов проводить на любой площадке, подстилке или на земле. Командир раскладывает 8-10 различных предметов, в числе которых лопаты, противогазы, кирпичи, гильзы, оружие, палки и т. п. Построив перед этими предметами подразделение бойцов, командир дает им задание: посмотреть расположение предметов и запомнить его. Затем командир поворачивает подразделение кругом, изменяет расположение предметов или убирает 1-2 предмета и, повернув подразделение снова кругом, показывает бойцам в течение 4-6 секунд те же предметы, но уже в новом положения (рис. 160);после этого он опрашивает 4-5 бойцов, какие произошли изменения. Бойцов, допускающих ошибку, следует сразу же поправлять.

 

 

 

Упражнения в длительном наблюдении

 

Задание на длительное наблюдение (1-5 минут) за группой домов, отдельным строением или участком местности, с запоминанием всех деталей указанных объектов, проводится, когда бойцы находятся в положении стоя, сидя или лёжа в то время, когда они действуют открыто или замаскированы, а также после быстрых, неподвижных длительных или сильных физических напряжений,

После того как бойцы в течение одной -пяти минут понаблюдают за указанным объектом, командир собирает их к себе и опрашивает каждого бойца, какие количество целей, какой формы, цвета и т. п. видел он за указанное время. Затем командир оценивает ответы бойцов и, исправляет ошибки.

Упражнение в длительном наблюдении чередовать с упражнениями на быстроту действий, на быстроту восприятий и с различными внезапностями. Эти упражнения успешно проводятся во время выполнения физических упражнений (переползание, бег, перебежки, переноски одним бойцом другого и т. п.).

 

Упражнения в наблюдении за движущимися и появляющимися целями

Задания на быстроту и длительность наблюдения за движущимися и появляющимися целями проводить так же, как указано в предыдущих упражнениях, но группа бойцов в 2-3 человека заранее или во время занятий получает задание действовать в секторе наблюдения бойцов. Эти бойцы, находясь в секторе наблюдения, маскируются и действуют примерно следующим образом: шевелят отдельные кусты, приподнимают голову из-за укрытия, поднимают указки (мишени), переползают, перебегают, при действиях в строении выходят из него или входят, выглядывают в окна, выставляют мелкие предметы на окно и т. п. Движения и действия группы бойцов, находящихся в секторе наблюдения, могут быть медленные, средней скорости и быстрые, могут выполняться один раз или повторяться несколько раз в зависимости от указаний командира. Тренировать разведчика в быстроте и точности восприятии, в распознавании предметов и движений следует вначале на малых скоростях, когда цель находится в ноле зрения длительно, а затем на возрастающих скоростях, когда время пребывания цели в поле зрения уменьшается. В дальнейшем нужно увеличивать расстояние, уменьшать цели для наблюдения и, наконец, требовать выполнения заданий в движения и во время различных действий бойца-наблюдателя.

 

Упражнения для развития слуховых восприятий

В тех случаях, когда наблюдение затруднено или ограничено, на помощь зрению приходит слух. Подслушивание является особенно эффективным в период непосредственного соприкосновения с противником, при действиях ночью и при действиях в глубоком вражеском тылу. Специальные упражнения для развития слуховых восприятии, проводимые на занятиях по физической подготовке, имеют целью тренировать бойца в распознавании шумов и различных звуков, имеющих место при действиях в разведке (шорох шагов, разговор, звуки инструментов, шум мотора и т. п.); привить бойцу умение маскировать производимые им шумы при выполнении различных приемов и действия, а также умение определять местонахождение цели по звуку или шуму.

Эти упражнения, проводимые во время выполнения различных физических напряжений и после них, развивают у разведчика способность быстрее и точнее распознавать различные звуки и шумы, лучше ориентироваться в определения их направления и местонахождения. Тренировочные упражнения в подслушивании, распознавании звуков и определении их местонахождения проводить на местности с различным грунтом и растительностью, в населенных пунктах в помещении и земляных сооружениях, в различную погоду и в любое время суток. Бойцы, которым поручено имитировать различные шумы и звуки, должны создавать такие шумы, какие мог бы производить противник при действиях в различной обстановке и при выполнении разного рода работ. Для бойцов, которые подслушивают, создавать условия, с какими они могут столкнуться при действиях в разведке.

 

Упражнения в подслушивании и распознавании звуков

Подслушивание и распознавание звуков проводить в следующих случаях:

1.когда подразделение, группа бойцов или отдельные бойцы находятся на определенном месте (у группы кустов, деревьев, в овраге, на склоне, в окопах, у строения и т. д.);

2.когда подразделение или бойцы приближаются к месту, откуда слышатся звуки, или удаляются то него (крадучись, переползанием, бегом без остановки и с остановками);

3.При выполнении работ по самоокапыванию, при переноске груза и т. п.

 

Недалеко от места занятий располагается группа бойцов из 3-5 человек с различными предметами.

Эта группа по сигналу или знаку командира через, определенные промежутки времени имитирует различные шумы и звуки, а командир поочередно опрашивает слушающих бойцов: какой звук или шум они слышат (если он прекратился -что слышали), количество звуков, характер шума. Иногда бойцы должны определить по шуму или звуку, что делает противник, и т. п.

Чтобы не вводить в заблуждение бойцов, которые подслушивают, командир сам должен знать,какие шумы и звуки имитируются, в каком количестве и в какой последовательности.

Шумы и звуки воспроизводить примерно следующие:

из кустов, леса, лощины, оврага -треск веток, голоса людей, шорох кустов, рубку кустов, деревьев, пилку дерева и т. п.

из окопов, траншей -разговор людей, команды, кашель, стук ложкой о котелок, вбивание кольев в землю, копание земли лопатой, бег по окопам и т. п.

из строений в населенном пункте -голоса людей, телефонный разговор, пение, забивание гвоздей, щепка лучины, лай собак, рубка дров и т. п.

Во время таких тренировок при сильных физических напряжениях систематически приучать бойцов задерживать дыхание на 2-3 секунды для того, чтобы ясно и отчетливо слышать шумы или звуки. Умение бойца затаить дыхание на короткий промежуток времени при интенсивных напряжениях очень часто дает возможность уловить тончайшие звуки и шумы.

Упражнения в распознавании звуков у дороги

Распознавание звуков проводить у шоссейной или грунтовой дороги на расстоянии от 200 до 1000 м; при этом поручать бойцам слушать звуки на месте, в положении сидя, лежа, при перебежках, при переползаниях и т. п.

Звуки и шумы могут быть следующие: от движения пехоты -глухой шум, слышимость от 300 до 600 м. от движения конницы -дробный гул, слышимость от 400 до 800 м. от движения артиллерии

прерывистый грохот, слышимость от 1000 до 3000 м. от движения автотранспорта -шум моторов, слышимость от 500 до 1 000 м, от движения танков -грохот гусениц и резкий шум моторов, слышимость от 1000 до 3000 м.

 

Упражнения в определении местонахождения цели по звуку

Упражнения в определении местонахождения цели или противника по звуку проводить при выполнении отдельных приемов или действий, когда боец находится в укрытии, за укрытием или выбегает из укрытия.

а) Метание гранаты по цели, которую боец не видит, а только слышит. Группа бойцов находится в окопе, траншее, каждый боец имеет по 2 -3 учебных гранаты. На расстоянии от 10 до 30 м от траншеи находится ящик, внутри которого располагается боец; он управляет ящиком, передвигая его и постукивая по его баковым стенкам любым предметом или производя звук учебной трещёткой. По сигналу командира бойцы поочередно бросают гранаты, определяя расстояние до цели и направление, в котором она находится по звуку.

б) Метание гранаты с выскакиванием бойца из окопа и быстрым прыжком в окоп после броска гранаты производить по ящику, который замаскирован, внутри него находится боец с трещёткой, издающей звук.

По команде командира боец выскакивает из окопа; в этот момент боец с трещеткой производит ею звук; определяя местонахождение цели по звуку, боец бросает гранату и прыгает в окоп. Так, последовательно один за другим, бойцы бросают гранаты, а боец, управляющий ящиком и трещёткой, периодически меняет свое место.

Звуки следует чередовать, производя их то постукиванием трещёткой, то голосом.

в) Определить по звуку подкрадывание противника. Бойцы находятся за укрытием или в окопе. Один боец подползает к окопу, остальные бойцы прислушиваются. Командир поочерёдно опрашивает бойцов, с какой стороны подползает противник, и требует указать направление рукой; здесь же, на месте, командир сообщает бойцу, правильно ли он определил направление.

Упражнения в подслушивании и распознавании звуков в помещении

Упражнения в подслушивании и распознавании звуков в помещении проводить в любом доме, избе, сарае, землянке, выделенных для учебной цели. В этом помещении должно быть две двери или два отверстия для выхода. Помещение должно быть приспособлено для затемнения. В учебном помещении проводить следующие тренировочные упражнения:

а) Одному или двум бойцам ставится задача -бесшумно пройти через затемнённое или совершенно тёмное помещение. На пути движения бойца расставлены и разбросаны различные предметы, производящие шум. Задача бойцов, которые находятся вне помещения, прислушиваться и определять, какой шум или звук доносится из помещения.

Тренируясь, бойцы действуют поочередно. Одни передвигаются в помещении, другие прислушиваются к шуму и определяют характер его.

б) Тот же характер действий, но в помещении находятся 1-2 бойца, которые затрудняют передвижение действующего бойца, создавая неожиданно возникающие препятствия (они опускают сверху навстречу движению бойца мягкие предметы, подставляют под ноги доски, палки и т. п.).

в) Тот же характер действий, но для того чтобы попасть в помещение нужно влезть в окно, через пролом в забаррикадированную дверь и т. п.

В учебном затемненном помещении противоположную выходную дверь нужно немного приоткрывать или закрывать плотно, на пути движения бойца расставлять столы, поваленные стулья, скамейки, ведра, гильзы, консервные банки и т. п.

 

В. Упражнения для развития осязательно-двигательных восприятий

В условиях слабого освещения, ограниченной видимости и в полной темноте осязательно­двигательные восприятия имеют для разведчика исключительно важное боевое значение. Они помогают разведчику бесшумно действовать, продвигаться ночью, в тумане, в дымах, оценивать размеры, силу и скорость своих движений, осязать гладкость, шероховатость, форму и величину, тепло и холод окружающих предметов.

При выполнении разведывательных заданий ночью движения бойца становятся значительно сложнее. Соизмеряя свои ощущения (зрительные, осязательные, мышечные) с окружающей боевой обстановкой, боец должен находить нужные приемы и быстро отвечать целесообразным действием.

Способность пользоваться осязательно-двигательными восприятиями надо всемерно развивать у разведчиков, так как зачастую им приходится двигаться и действовать в полной темноте, "...зрячий не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания; а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука является действительным заместителем видящего глаза. У зрячего контрольный аппарат лежит вне работающей руки, а у слепого в ней самой" (И. М. Сеченов).

Для развития у разведчика осязательно-двигательных восприятий необходима специальная тренировка в выполнении им вслепую тех приёмов, способов и действий, которые ему впоследствии придётся выполнять в боевой обстановке в темноте. К этим приемам, способам и действиям следует отнести ходьбу, переползание, подлезание, перелезание; влезание в щели и различные отверстия; заряжание оружия, действия холодным оружием (ножом, прикладом), метание гранаты и т.д.

При тренировке следует учитывать, что все движения, приемы и действия, которые разведчики будут выполнять в темноте, должны вначале выполняться ими при участии зрения при нормальном освещении, затем в условиях пониженной освещённости в. наконец, вслепую. Обстановку и условия, в которых проводится тренировка, нужно постепенно усложнять и путем многократного повторения задания добиваться, чтобы приёмы и действия бойца становились точными и быстрыми.

Нужно помнить, что выработать быстрые и точные движения, производимые в темноте, намного труднее, если они связаны с перемещением бойца; что при выполнении мелких движений в темноте нужно по возможности не изменять положений тела и совершать движения только с помощью рук.

Результаты этой тренировки сохраняются длительно. Зона наибольшей точности движений бойца лежит прямо перед ним на расстоянии 30-60 см.

 

Разборка, сборка оружия и заряжание в затемненном помещении

Разборку и сборку личного оружия, заряжание винтовки, автомата обоймой или диском производить учебным патроном вначале в незначительно затемненной комнате, затем в сильно затемненной комнате и, наконец, в полной темноте.

 

Определение предмета руками (ощупью)

Отдельные предметы (патроны от пистолета, от винтовки, гильзы, гранаты, штыки, диски, обоймы, карандаши, книги и т. д.) завернуть в плащ-палатку и предложить бойцу ощупью определить их. При дальнейшей тренировке обвертывать предметы более плотным и толстым материалом -шинелью ватником и т.п.

Эти упражнения нужно проводить при дневном свете, а также в затемненном помещении.

 

Определение предмета ногами (ощупью)

Для того чтобы сосредоточить внимание на своих внутренних ощущениях (в целях тренировки), можно практиковать ощупывание предметов ногами. Боец может действовать босым, в носках или обуви. Ощупывание предметов ногой производить из различных положений -стоя, лёжа, сидя, прямо перед собой, сверху и сбоку.

Тренировку бойца проводить на местности днем, завязывая бойцу глаза, а также в затемненном помещении, устанавливая ряд предметов и предлагая бойцу последовательно ощупать их ногой.

 

Действия с закрытыми глазами и в затемненном помещении

В дневное время закрывать бойцу глаза головным убором или повязкой и давать ему различные задания на действия ощупью.

 

Упражнения в передвижении с закрытыми -глазами производить пригнувшись, крадучись и переползанием. Боец может двигаться вдоль кустов, вокруг строения, подлезая под изгородь, под проволоку, влезая в открытое окно и т. п.

В учебном помещении предлагать бойцу передвигаться ощупью в полной темноте по лестницам, коридорам вдоль стены, нащупывая предметы, перешагивая через них или обходя их (рис. 161).

 

В учебном помещении натягивать на полу проволоку на различной высоте; натягивать веревку, к обоим концам которой привязывать легкие гремящие предметы; при движении бойца вдоль стены подвешивать на стене на веревках в ниточках легкие предметы (консервные банки, гильзы и т. п.); у стены устанавливать также скамейки, столы, шкафы и т. д. Упражнения в метании гранаты проводить по цели, которую боец видит; затем и он должен закрыть глаза и бросить гранату по направлению цели; высоту расположения цели можно изменять причем бойцу следует сообщить о том, на какое расстояние цель перемещена. Упражнения с холодным оружием проводить в учебном затемненном помещении; бойцу предлагается наносить удары ножом в чучела (вязанки хвороста), лежащие на нарах, на полу; наносить удары прикладом сверху по лежащему чучелу и т. д.



2015-11-18 1124 Обсуждений (0)
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ, СЛУХОВЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ, СЛУХОВЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1124)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)