Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовые акты. Понятие, признаки, виды, система



2015-11-18 566 Обсуждений (0)
Нормативно-правовые акты. Понятие, признаки, виды, система 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие, признаки, виды, система.

 

Нормативно-правовой акт – это акт правотворческой деятельности компетентных органов, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Признаки:

По общему правилу, нормативно-правовой акт издается компетентным органом государства.

Практически каждому государственному органу в пределах его компетенции предоставлено право издавать нормативно-правовые акты. Эти документы носят государственно-властный характер и их исполнение в случае необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения. В этих характеристиках нормативно-правового акта наиболее ярко прослеживается их связь с государством. Известны также случаи, когда нормативно-правовые акты принимаются на референдуме.

Нормативно-правовые акты принимаются в определенном процедурном порядке, который служит гарантией их надлежащего качества. Процесс принятия нормативно-правового акта называется правотворчеством.

Нормативно-правовой акт содержит нормы права, правила поведения общего характера, на что указывает само название этих документов.

Органы государства издают саамы разнообразные документы и поэтому не все они являются нормативными. Необходимо четко представлять себе отличия нормативно-правовых актов от индивидуальных актов или актов применения права, которые нома права не содержат, они адресованы к конкретному лицу. Необходимо отличать нормативно-правовые акты от актов морально-политического значения – это различного рода обращения, призывы. Наибольшее распространения акты морально-политического значения имели в советское время.

Нормативно-правовой акт документально оформлен, имеет установленную форму и реквизиты, такие, как официальное название, наименование, номер, указание на орган, который принял данный нормативно-правовой акт, время вступления в силу, место официального опубликования и т.д.

Для облегчения пользования нормативно-правовым актом его содержание упорядоченно, структурировано (нормы права объединяются в статьи, статьи объединены в главы, главы – в разделы и т.д.). В объемных чаще всего кодифицированных нормативно-правовых актах встречается разделение на общую и особенную части. Необходимость выделения в крупных нормативных актах общих частей в XIX веке была обоснована Германской юридической наукой и в практическом отношении это было достаточно удобное новшество, которое, впоследствии, получило широкое распространение.

Нормативно-правовой акт может иметь вводную (вступительную) часть, которая называется преамбулой. В Преамбуле излагаются задачи, цели данного акта, обстоятельства, мотивы, которые обусловили необходимость приятия данного акта.

Нормативно-правовой акт обладает юридической силой.

Существует определенный порядок вступления официальных документов в юридическую силу и порядок ее утраты. Под юридической силой понимается свойство нормативно-правовых актов реально действовать и порождать правовые последствия. Юридическая сила того или иного нормативно-правового акта зависит от места правотворческого органа в аппарате государства, от его компетенции, что определяется значением решаемых данным органом задач. Именно по юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты:

По сфере действия различают нормативно-правовые акты:

Внешнего действия.

Содержат нормы, направленные на упорядочение внешних по отношению к издавшему их государственному органу отношений.

Внутреннего действия.

В них находятся предписания, регламентирующие внутриорганизационные внутри данного ведомства (ведомственные нормативно-правовые акты) или внутри данного органа или государственного учреждения (локальные нормативно-правовые акты).

В зависимости от территории действия выделяют:

Общие (действующие на всей территории государства нормативно-правовые акты).

Местные (действующие на части территории государства).

В зависимости от времени действия нормативно-правовые акты делят на:

• Неопределенно-длительные.

• Временные.

Нормативно-правовые акты, действующие в любом государстве, согласованы между собой и образуют определенную систему, которая называется системой законодательства.

 

54Закон.Понятие, признаки, виды

.По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон – это нормативно-правовой икт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой. Признаки закона:

В современных государствах законы принимаются или на референдумах или высшим представительным органом государства – парламентом.

Законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни. Задача законодательного урегулирования абсолютно всех общественных отношений не ставится, поэтому в законах должны содержаться наиболее существенные предписания, которые получат свою дальнейшую конкретизацию в других нормативно-правовых актах.

Законы принимаются в особом законодательном порядке – законодательный процесс. Во всех государствах принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган (законодательная инициатива), обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном законом о референдуме.

Законы не подлежат контролю, утверждению со стороны какого-либо органа государства. Законы могут быть отменены, изменены только тем органом, который данный закон принимает. Конституционный Суд или аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, но отменить его не вправе.

В зависимости от регулируемых общественных отношений, от степени значимости закона, их подразделяют на:

Основные законы – это конституции, которые регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права и свободы, обязанности человека и гражданина, определяют принципы деятельности и формирования органов государства. Конституции служат юридической базой для всего «текучего» законодательства государства.

Конституционные законы – это законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным, указанным в конституции, наиболее важным вопросам.

Органические законы – это законы, определяющие порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции, или все законы, к которым отсылает конституция.

Обычные законы – это все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом.



2015-11-18 566 Обсуждений (0)
Нормативно-правовые акты. Понятие, признаки, виды, система 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-правовые акты. Понятие, признаки, виды, система

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (566)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)