Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АНАТОМО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. 1. В больницу доставлен пострадавший после дорожно-транспортного происшествия



2015-11-18 976 Обсуждений (0)
АНАТОМО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. 1. В больницу доставлен пострадавший после дорожно-транспортного происшествия 0.00 из 5.00 0 оценок




1. В больницу доставлен пострадавший после дорожно-транспортного происшествия. В теменной области определяется обширная, обильно кровоточащая скальпированная рана.

Какие топографо-анатомические особенности мягких тканей головы приводят к образованию скальпированных ран? Почему при ранениях мягких покровов головы наблюдается сильное и длительное кровотечение?

 

2. Гематомы мягких тканей свода головы могут быть ограниченными, распространяться по всей поверхности свода или в пределах одной кости свода черепа.

Как называются такие гематомы? В каком топографо-анатомическом слое располагается каждая из них?

 

3. У пострадавшего после падения возникла рвано-ушибленная рана лобно-теменно-затылочной области, многооскольчатый перелом теменной кости с повреждением твердой мозговой оболочки. Хирург выполняет первичную хирургическую обработку описанной раны.

Как он должен производить рассечение и иссечение краев раны, в чем должна состоять обработка поврежденной кости и глубже лежащих тканей?

 

4. У больного с травмой височной области обнаружена обширная эпидуральная гематома, нарастают симптомы сдавления мозга.

Повреждение какой артерии, в полости черепа, часто приводит к образованию интракраниальных гематом и как определить её проекцию на схеме Кренлейна-Брюсовой? Какая операция должна быть выполнена больному?

 

5. В оториноларингологическом отделении находится больной, у которого на фоне гнойного отита возник мастоидит.

Объясните причину развития воспаления сосцевидного отростка в данном случае. Какие осложнения могут наступить при трепанации сосцевидного отростка, если: хирург направляет стамеску за пределы передней, задней и верхней границ треугольника Шипо?

 

6. У больного карбункул затылочной области. На фоне тяжелого общего состояния наблюдается следующие симптомы: наруше­ние глотания, охриплость голоса, затруднение дыхания и замед­ление пульса, судороги грудино-ключично-сосцевидной мышцы и трапециевидной мышц.

Объясните путь распространения инфекции и указанные симптомы?

7. У больного фурункул верхней губы, вследствие позднего обращения за помощью, осложнился тромбозом пещеристого синуса.

Проведите анатомический анализ развития этого осложнения.

 

8. К невропатологу поликлиники обратился больной, у которого после переохлаждения развился парез мимических мышц лица со следующими симптомами на стороне поражения: сглаженность лобных складок, расширение глазной щели, дряблость щеки, опущение угла рта, невозможность плотного смыкания губ.

Определите причину осложнения. Паралич каких мышц обусловил появление каждого из описанных симптомов?

 

9. При гнойном паротите возможен прорыв гноя в соседние области через слабые места фасциального ложа околоушной слюнной железы.

Опишите возможные пути распространения гноя в соседние области при гнойном паротите.

 

10. У больного с поражением нижних коренных зубов развилась флегмона височно-крыловидного и межкрыловидного промежутков, которая осложнилась флебитом вен глазницы и менингитом.

Опишите анатомические пути развития этих осложнений.

 

ДОПОЛНЕНИЕ К МЕТОДИЧЕСКИМ УКАЗАНИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

При рассмотрении соответствующего учебного материала по голове на практических занятиях №7 необходимо обратить внимание на наиболее характерные топографо-анатомические особенности этой области у новорожденных и детей разного возраста исходя из того, что формирование многих структурных образований различных его отделов протекает неравномерно и зависит от их дифференцировки в постнатальном периоде (превалирование развития мозгового черепа над развитием лицевого у новорожденного, слабое развитие соединительно-тканных перемычек между кожей и сухожильным шлемом, наличие родничков, отсутствие слоев покровных костей головы до 3 – 4 летнего возраста, диплоэтические строение сосцевидного отростка, плотное сращение твердой мозговой оболочки у детей до 6 месяцев с костями свода и основания черепа). Что касается схемы Кренлейна, то она к детям раннего возраста не применима, так как типичные для взрослого топографо-анатомические взаимоотношения горизонтальных линий у детей проявляются только к 9 годам. При изучении лицевого отдела головы необходимо обратить внимание, что с возрастом происходит увеличение размеров и объема жевательной и мимической мускулатуры, а также на то, что у новорожденных околоушная железа недоразвита, её капсула практически отсутствует, что облегчает проникновение из неё гнойной инфекции в окологлоточное пространство, а стенонов проток расположен ниже, чем у взрослых. Из околоносовых пазух лучше других развита гайморова, тогда как лобная дифференцируется к 15 – 16 годам.

 

VII СЕМЕСТР

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 1.

ТЕМА: Шея. Области шеи. Треугольники шеи. Сосудисто-нервные пучки. Голотопия, скелетотопия и синтопия органов шеи. Фасции, клетчаточные пространства шеи и их прикладное значение. Первичная хирургическая обработка ран шеи. Разрезы при флегмонах шеи. Доступы к сонным артериям. Ваго-симпатическая блокада. Трахеостомия, ее виды. Наружное дренирование грудного лимфатического протока. Резекция щитовидной железы по Николаеву. Хирургический доступ к шейному отделу пищевода.

 

Учебные цели: студент должен научиться:

а) ориентироваться в топографо-анатомических взаимоотношениях образований шеи;

б) определять границы области шеи по внешним ориентирам;

в) описывать с точки зрения клинической анатомии голотопию, скелетотопию и синтопию сосудов, нервов фасциально – клетчаточных структур и органов шеи;

г) определять локализацию и пути распространения гнойных затеков на шее и места наиболее частого повреждения сосудисто-нервных пучков при различного вида её ранениях;

д) обосновывать осуществление доступов к сосудисто-нервным пучкам шеи, правильно использовать соответствующие общепринятые разрезы при гнойных процессах, резекции щитовидной железы, обнажении шейного отдела пищевода, трахеостомии, определять точку вкола иглы при выполнении ваго-симпатической блокады.

Оснащение занятия: влажные и сухие препараты шеи, пироговские срезы, набор хирургического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.

 

Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)

Студенты изучают по костным, мышечным и сухожильным ориентирам границы областей шеи, голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований и органов, послойное её строение. При этом рекомендуется в рабочих тетрадях зарисовать схемы пироговских распилов шеи, что позволит усвоению конкретных взаимоотношений фасций, сосудов, нервов и органов, фасциальных вместилищ на разных уровнях. В топографии шеи должны быть рассмотрены расположение фасций и образованные ими влагалища для сосудисто-нервных пучков и органов, стенки и содержимое клетчаточных пространств, имеющих значение при возникновении и распространении флегмон. В сонном треугольнике шеи следует обратить внимание на локализацию основного сосудисто-нервного пучка, его проекцию на кожу, отличительные особенности наружной и внутренней сонных артерий, связь внутренней яремной вены с париетальным листком внутришейной фасции, ход блуждающего нерва и его взаимоотношении с симпатическим стволом, а также расположение шейной петли в связи с выполнением доступов, шейной ваго-симпатической блокады и возможностью возникновения воздушной эмболии при ранениях. Изучая топографию латерального треугольника, необходимо акцентировать внимание на расположение подключичных артерии и вены, плечевого сплетения, проекцию грудного лимфатического протока. В топографии поднижнечелюстного треугольника рассматривается поднижнечелюстная слюнная железа и её фасциальное ложе, в котором расположены лимфатические узлы с сосудами и нервами, треугольник Н.И.Пирогова, подчеркивается его значение при перевязке язычной артерии на протяжении. Изучая лопаточно-трахеальный треугольник, обращают внимание на локализацию трахеи, гортани, глотки и шейного отдела пищевода. После чего студентам предлагается изучить показания и теоретические основы выполнения разрезов при флегмонах, резекции щитовидной железы, обнажении шейного отдела пищевода, трахеостомии. Используя внешние ориентиры, определяют точку вкола иглы при выполнении ваго-симпатической блокады.

Контрольные вопросы

 

1. Границы и внешние ориентиры шеи.

2. Области шеи.

3. Фасции и клетчаточные пространства шеи

4. Белая линия шеи.

5. Подподбородочный, поднижнечелюстной, сонный, латеральный треугольники шеи.

6. Треугольник Пирогова.

7. Медиальный сосудисто-нервный пучок шеи.

8. Латеральный сосудисто-нервный пучок шеи.

9. Сино-каротидная зона.

10. Голотопия, синтопия и скелетотопия гортани, глотки, пищевода, трахеи и щитовидной железы.

11. Надгрудинное межапоневротическое, превисцеральное, ретровисцеральное, околопозвоночное клетчаточные пространства шеи и их содержимое.

12. Клетчаточные пространства основного сосудисто-нервного пучка шеи и латерального треугольника шеи и их содержимое.

13. Разрезы на шеи.

14. Доступы к сонным артериям и пищеводу на шее.

15. Трахеостомия, назовите виды трахеостомий.

16. Возможные осложнения при трахеостомии.

17. Принцип резекции щитовидной железы по Николаеву.

18. Техника шейной ваго-симпатической блокады.

 



2015-11-18 976 Обсуждений (0)
АНАТОМО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. 1. В больницу доставлен пострадавший после дорожно-транспортного происшествия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АНАТОМО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. 1. В больницу доставлен пострадавший после дорожно-транспортного происшествия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (976)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)