Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оптимистический сценарий



2015-11-18 1478 Обсуждений (0)
Оптимистический сценарий 0.00 из 5.00 0 оценок




СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Г.Красноярск 2012 год


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 1

1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ.. 2

1.1. СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРАЯ. 2

1.2. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРАЯ. 3

1.3. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КРАЯ, ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ.. 4

1.4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАЯ. 5

2. СЦЕНАРИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 8

3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ.. 12

3.1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА.. 12

3.1.1. НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС. 12

3.1.2.ТОПЛИВНО–ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. 19

3.1.3. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. 26

3.1.4. ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС. 33

3.1.5. МАШИНОСТРОЕНИЕ. 39

3.1.6. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС. 44

3.2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА.. 48

3.3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА.. 52

3.4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 59

4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.. 63

4.1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ. 64

4.2. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.. 66

4.3. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. 69

4.4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.. 72

4.4.1. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. 73

4.4.2. ОБРАЗОВАНИЕ. 77

4.4.3. КУЛЬТУРА.. 80

4.4.4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. 87

4.4.5. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА.. 90

4.4.6. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ. 92

4.5. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА.. 94

4.5.1. ЖИЛИЩНЫЙ КОМПЛЕКС. 94

4.5.2. СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ. 98

5. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.. 103

6. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.. 106

СЕВЕРНЫЙ ШИРОТНЫЙ ПОЯС. 106

6.1 СЕВЕРНЫЙ МАКРОРАЙОН.. 106

6.2. ПРИАНГАРСКИЙ МАКРОРАЙОН.. 109

ЮЖНЫЙ ШИРОТНЫЙ ПОЯС. 112

6.3. ЮЖНЫЙ МАКРОРАЙОН.. 112

6.4. ЗАПАДНЫЙ МАКРОРАЙОН.. 115

6.5. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МАКРОРАЙОН.. 118

6.6. ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРАЙОН.. 122

7. УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРАЯ.. 126

7.1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ. 126

7.2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КРАЯ. 126

7.3. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КРАЯ. 131

7.4. ИНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.. 136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138


ВВЕДЕНИЕ

Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели и долгосрочные целевые ориентиры развития Красноярского края, основные направления, механизмы и инструменты их достижения.

Стратегия разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.02.2009 № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Стратегии социально – экономического развития Сибири, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10.07.2010 № 1120-р, Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596-602, 606, а также отраслевых, корпоративных и территориальных стратегий и концепций развития.

Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года является важнейшей составной частью системы стратегического планирования Красноярского края, которая включает Стратегию и схему территориального планирования Красноярского края, программы социально-экономического развития и документы территориального планирования муниципальных образований края, комплекс целевых программ федерального и краевого уровня, реализующих выбранные стратегические направления.

Стратегия отражает специфику региона в экономическом пространстве России и направлена на реализацию его основных конкурентных преимуществ. Она учитывает возможные внешние влияния и воздействия на развитие региона и одновременно:

· проецирует на территорию региона задачи по реализации федеральной социально-экономической политики;

· соответствует стратегическим приоритетам, отраженным в Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года;

· является документом «общественного согласия» власти, бизнеса и населения в отношении перспектив развития региона.

Являясь концептуальной основой управленческих политик органов власти Красноярского края, Стратегия адресована также бизнес-сообществу, участвующему в ее реализации на принципах государственно-частного партнерства, и населению региона, ради которого провозглашаются цели Стратегии и должно быть обеспечено их достижение.


 

1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ

1.1. СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРАЯ

Красноярский край – самый крупный субъект Федерации в составе Сибирского федерального округа не только по занимаемой площади, но и по всем важнейшим макроэкономическим показателям – численности населения, объемам валового регионального продукта (ВРП), промышленного производства, строительных работ и инвестициям в основной капитал. Среднедушевые показатели ВРП
в Красноярском крае устойчиво превышают среднероссийские: в 2010 году это превышение составило более 40%. Еще более выраженным является преимущество региона по душевому производству валового регионального продукта над субъектами Федерации, расположенными на территории Сибирского федерального округа (от 40% до 3,7 раза).

В период экономического подъема, который начал проявляться с начала нового тысячелетия, в Красноярском крае стали реализовываться масштабные инвестиционные проекты федерального уровня. Сформирована и начала выполняться стратегическая инициатива развития Нижнего Приангарья, имеющая общенациональное значение. Реализован проект освоения Ванкорского нефтегазового месторождения, что позволило сформировать новый крупный сегмент краевой экономики. Глобальный финансово-экономический кризис Красноярский край прошел с относительно меньшими потерями по сравнению с другими регионами страны, усилиями власти и бизнес-сообщества удалось избежать обвального сокращения производства и социальной напряженности. Физический объем валового регионального продукта сократился в 2009 г. лишь на 1,5% (в Сибирском федеральном округе – на 4,1%, в России – на 7,6%). В то же время на фоне общего устойчивого экономического роста сохраняется проблема устаревшего производственного аппарата значительной части промышленных предприятий, неразвитости и изношенности инфраструктуры.

Социальные показатели края уступают уровню его экономического развития. Если по величине производимого ВРП в расчете на душу населения край значительно превосходит среднероссийские показатели и занимает 5 место в стране, то в рейтинге российских регионов по величине средней заработной платы и среднедушевых доходов населения он находится на 13 и 16 местах. При этом по величине средней заработной платы край находится выше среднероссийского уровня (108,3%), по среднедушевым доходам уступает средним показателям по стране (96,5%). Сложной является и демографическая ситуация в регионе, за последние 20 лет население Красноярского края сократилось на 10,5% (в целом по России – лишь на 3,7%).

1.2. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРАЯ

Главной проблемой, которая сдерживает эффективное и гармоничное развитие Красноярского края является произошедшая в годы рыночных реформ деиндустриализация[1] индустриальных районов края, расположенныхв зоне сплошного хозяйственного освоения, примыкающей к Транссибирской магистрали. В условиях перехода на рыночные отношения и резкого сжатия внутреннего рынка страны при одновременном открытии отечественного экономического пространства, перерабатывающий сектор страны не выдержал конкурентной борьбы с зарубежным производителем в изменившихся экономических условиях, что привело к закрытию и сокращению производства целого ряда предприятий, распаду хозяйственных связей и комплексов.

В то же время сырьевой сегмент экономики края сохранил свою конкурентоспособность, в том числе на мировых рынках. Именно в сырьевой сегмент устремился частный бизнес и практически оставил без внимания предприятия обрабатывающей промышленности региона, которые нуждались в серьезной инвестиционной, финансовой и технологической поддержке. При этом вовлечение в хозяйственный оборот богатейших ресурсов края (цветных металлов, золота, углеводородных ресурсов) давало только локальные эффекты и не стимулировало рост реального сектора экономики на всей территории Красноярского края. При росте объемов производства электроэнергии и добычи ресурсов, производство продукции с высокой добавленной стоимостью не только не увеличивалось, но и сокращалось по целому ряду позиций. Деиндустриализация промышленного «ядра» Красноярского края сопровождалась потерей комплексностина территории старопромышленного освоения.

Другие проблемы в развитии Красноярского края – недостаточный уровень развития социальной сферы и отставание по уровню и качеству жизни населения, устаревший производственный аппарат в базовых отраслях промышленности и инженерной инфраструктуры, низкая восприимчивость к инновациям в реальном секторе экономики, диспропорции в пространственном развитии края - являются в значительной мере производными от глобальной проблемы деиндустриализации, которая носит общероссийский характер.

 

1.3. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КРАЯ,
ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Конкурентные позиции Красноярского края определяются сочетанием его сильных и слабых сторон, ограничений и возможностей развития, потенциальных внешних угроз.

Сильные стороны Красноярского края связаны с его уникальным экономико-географическим положением и большими резервами территорий, свободных для развития бизнеса и проживания населения; с исключительно богатым природно-ресурсным потенциалом; с развитыми топливно-энергетическим комплексом и транспортной инфраструктурой центральных и южных районов; с формирующейся на новых принципах мультиотраслевой системой высшего образования и научно-исследовательских институтов.

Слабые стороны региона обусловлены деиндустриализацией районов Красноярского края в зоне сплошного хозяйственного освоения, примыкающей к Транссибирской магистрали; высоким уровнем монополизации в отраслях специализации; удаленностью от мировых рынков сбыта; низкой транспортно-коммуникационной освоенностью северных районов края; низкой долей производств глубокой переработки продукции; недостаточным уровнем развития инновационного предпринимательства; недостатком трудовых ресурсов.

Главные возможности развития Красноярского края связаны с изменением преимущественно сырьевой направленности экономики региона в сторону индустриального развития. Эти возможности могут быть реализованы путем развития базовых сырьевых отраслей экономики края, не только обеспечивающих сырьем новый перерабатывающий сектор, но и формирующих спрос на продукцию обрабатывающих отраслей, в частности машиностроения. Реализации этих возможностей будет зависеть от общероссийской экономической политики. В случае переориентации российской экономики на инновационное развитие краевой сектор переработки добываемого сырья, топлива и древесины получит импульс к развитию на новой технологической основе, что позволит существенно увеличить эффективность использования природных ресурсов края. На реализацию потенциальных возможностей края положительное влияние могут оказать такие факторы как строительство новых транспортных коридоров на территории Сибири и Дальнего Востока и развитие новых транспортно-коммуникационных связей между Европой и странами АТР; реализация новой экономической политики в освоении ресурсов российской Арктики в условиях усиливающейся межстрановой конкуренции за право эксплуатации уникальных природных ресурсов Арктики; усиление интеграционных связей российских регионов и принятие Красноярским краем функции главного производственно-транспортного «интегратора» Востока России.

Основные угрозы для развития Красноярского края могут быть связаны с неустойчивой конъюнктурой на мировых рынках цветных металлов и углеводородов; с ростом стоимости инвестиционных ресурсов и цен на продукцию и услуги естественных монополий; с сохранением инфраструктурных ограничений; с недостаточной эффективностью федеральных мер по стимулированию развития на территории регионов Сибири глубокой переработки добываемого сырья и производства продукции с высокой добавленной стоимостью; с ужесточением конкуренции со стороны Китая на рынках продукции первого передела.

Сильные стороны и возможности развития Красноярского края в сочетании с реальными возможностями региона по проведению эффективной экономической, социальной, инвестиционной, инновационной и экологической политики в целях нейтрализации слабых сторон и потенциальных угроз, дают основание оценивать конкурентные позиции края как очень высокие. При этом Красноярский край должен рассматривать свое будущее не в формате усиления конкуренции с другими регионами за привлекаемые ресурсы и инвестиции, но как самодостаточная территория с уникальной специализацией, взаимодополняющей хозяйственные комплексы других сибирских регионов.

 

1.4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАЯ

Главным вектором перспективного развития, на котором должны концентрироваться основные варианты и сценарии развития Красноярского края, должна быть реализация стратегической установки по трансформации экономической модели края, предусматривающей создание условий для изменения преимущественно сырьевой направленности региона в сторону индустриального развития, формирование на территории края системы глубокой переработки добываемого здесь сырья и топлива с приоритетом на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, внедрение инновационных технологий. Новым стратегическим направлением развития, которое существенно усилит позиционирование края в системе общероссийской и мировой экономики, должно стать принятие Красноярским краем функций межрегионального производственно-транспортного «интегратора», укрепляющего систему межотраслевых и межрегиональных связей азиатской части России.

С учетом этого миссией долгосрочного развития Красноярского края должно быть превращение в мощный промышленный центр востока России, выполняющий функции интегратора экономического пространства Сибири и Дальнего Востока, и в территорию комфортного проживания населения и ведения бизнеса.

Главная стратегическая цель социально-экономического развития Красноярского края на перспективу до 2020 года состоит в существенном повышении уровня и качества жизни населения края, повышении конкурентоспособности региональной экономики за счет реализации курса на глубокую переработку природных ресурсов и производства продукции с высокой добавленной стоимостью и на основе инновационного вектора развития и мобилизации человеческого капитала, сконцентрированного на этой территории.

Основными стратегическими приоритетами развития Красноярского края в рассматриваемой перспективе являются:

· формирование условий по существенному укреплению человеческого потенциала Красноярского края как основы всех экономических и социальных преобразований и перехода на траекторию устойчивого демографического роста в регионе;

· реализация новой экономической модели развития, основой которой является создание условий для размещения на территории края мощного комплекса перерабатывающих производств в цветной металлургии, нефтегазовом секторе, деревообрабатывающей промышленности на основе реализации кластерных инициатив и кластерной политики;

· «реиндустриализация» старопромышленных районов, расположенных в зоне сплошного хозяйственного освоения, примыкающей к Транссибирской магистрали;

· стимулирование новых форм и механизмов активизации интеграционных связей Красноярского края с другими территориями азиатской части России;

· качественное укрепление и развитие инновационного сегмента экономики края на основе формирования современной инновационной инфраструктуры и переориентации научно-технических разработок на ключевые проблемы социально-экономического развития региона;

· повышение уровня и качества регионального и муниципального управления за счет развития и поддержки системы стратегического планирования, внедрения новых управленческих технологий и укрепления взаимодействия с бизнесом, населением и институтами гражданского общества.

Для реализации главной стратегической цели и основных стратегических приоритетов усилия Правительства Красноярского края совместно со всеми заинтересованными участниками реализации данной Стратегии должны быть направлены на достижение следующих целей по конкретным направлениям:

1. Развитие человеческого капитала населения Красноярского края, повышение качества и уровня жизни, прежде всего за счет улучшения здоровья, развития образования и культуры.

2. Содействие росту конкурентоспособности предприятий и региона в целом, в том числе за счет поддержки интеграционных процессов и кластерных инициатив.

3. Поддержка инновационных процессов в традиционных отраслях и развитие инновационного сектора экономики.

4. Развитие транспортной, инженерной, коммунальной инфраструктуры, способной ускорить экономический рост, повысить конкурентоспособность красноярской продукции, повысить мобильность населения и, в конечном счете, комфортность его проживания на территории края.

5. Оптимизация пространственного развития Красноярского края на основе гармоничного сочетания развития Красноярского мегаполиса, других городов и сельских районов. Сглаживание диспропорций социального и экономического развития на территории Красноярского края, рост общего уровня доходов и обеспеченности социальными и коммунальными услугами всего населения, повышение качества жилищного фонда.

Выделенные целевые установки, основные приоритеты долгосрочного развития Красноярского края будут реализовываться через систему взаимосвязанныхуправленческих политик, инициируемых и осуществляемых Правительством региона: инновационной, социальной, промышленной, инвестиционной, пространственной.

Учитывая инерционность экономических процессов и, особенно, осуществления институциональных изменений, без которых невозможно достижение целевых установок Стратегии, до 2020 года должен быть создан основной «плацдарм» для смены экономической модели развития Красноярского края в указанных направлениях. Наиболее значимые результаты экономических, социальных и институциональных преобразований должны проявиться в последующие годы. Тем не менее, период 2012-2020 гг. является решающим во всей цепочке мер федеральной и краевой власти, бизнеса и населения по превращению Красноярского края в самый мощный и эффективный регион Востока России, отвечающий вызовам и угрозам XXI века.


2. СЦЕНАРИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Сценарные условия развития экономики края в долгосрочной перспективе разработаны, исходя из ориентиров и приоритетов федеральной экономической политики, определенных сценарными условиями долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, тенденций развития мировой экономики и мировых торговых рынков, а также с учетом текущей ситуации и наметившихся тенденций в деятельности предприятий и отраслей по итогам социально-экономического развития края в 2011 году.

Исходя из стратегических интересов края, его развитие в долгосрочной перспективе должно быть ориентировано на изменение преимущественно сырьевой направленности региона в сторону индустриального развития, формирование системы глубокой переработки добываемого сырья и топлива с приоритетом на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, внедрение инновационных технологий.

При этом траектория роста экономики края будет во многом определяться темпами развития мировой и российской экономики, ситуацией на мировых рынках сырья и капитала. Наряду с этим, в долгосрочной перспективе развитие края зависит от влияния таких внешних факторов, как курс рубля по отношению к основным мировым валютам, мировые цены на основные экспортные товарные позиции края - нефть и цветные металлы, темпы роста тарифов и цен на услуги и товары, производимые в инфраструктурных секторах экономики, инфляционные процессы в стране.

С учетом влияния этих факторов прогноз развития края в долгосрочной перспективе рассматривается в двух вариантах – умеренном и оптимистическом.

В основу рассматриваемых сценариев для данных вариантов прогноза положенаразличная динамика курса доллара и цен на нефть, цветные и драгоценные металлы, а такжетемпов роста тарифов и цен на услуги и продукцию естественных монополий. Оба сценария прогноза разработаны с учетом реализуемых и планируемых к реализации на территории края инвестиционных проектов и долгосрочных целевых программ. При этом сценарии отличаются по темпам роста экономики, уровню инвестиционной активности, а также полноте и своевременности реализации инвестиционных проектов и программ развития.

Умеренный сценарий

В основу умеренного сценария развития края положен сценарий мировой экономики, предполагающий реализацию рисков мирового развития, в том числе сохранение финансовых, демографических, торговых дисбалансов. Более высокие бюджетные дефициты ограничат рост инвестиций и возможности роста потенциального выпуска продукции. Средние темпы роста мировой экономики в период 2011-2020 годы составят до 2,3%, в Еврозоне – до 0,6%, странах БРИК – до 5,3%.

Умеренный вариант развития Российской Федерации характеризуется умеренными (3,8-3,6%) темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. В соответствии со сценарными условиями долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочном периоде сохранится относительно низкий уровень конкурентоспособности широкого спектра отечественной продукции, рост внутреннего спроса в большей степени будет ориентирован на импорт. Низкий уровень притока капитала приведет к ослаблению обменного курса рубля. В период до 2020 года среднегодовой курс доллара США прогнозируется в размере 35,1 руб. за 1 доллар США.

Прогноз цены нефти определяется в основном фундаментальными факторами: темпами восстановления мировой экономики и поддержанием устойчивости рынка нефти странами-производителями. В долгосрочной перспективе прогнозируется рост мирового спроса на углеводороды, прежде всего за счет быстрорастущих экономик Китая, Индии и других стран. В период до 2020 года предполагается умеренный рост цен на нефть - в среднем около 1% в год в реальном выражении. Цена на нефть марки «Ural’s» в 2020 году достигнет 122 доллара США за баррель.

В результате прогнозируемой динамики развития мировой экономики в долгосрочной перспективе до 2020 года предусматривается рост цен и на всеосновные металлы, производимые в крае. Конъюнктура рынка металлов будет определена общемировыми тенденциями, в т.ч. уровнем развития экономики Китая. Среднегодовой прирост цен на металлы за счет достаточного мирового их запаса будет находиться в диапазоне 0,3-6,9 процентов. Ожидаемый рост средних цен составит: кобальт - до 2%, медь – около 7%, никель – около 5%, алюминий – 22%, золото и платиноиды – в среднем 6,5 процентов.

В соответствии со сценарными условиями долгосрочного прогноза развития страны в период до 2020г. темпы роста цен и тарифов на товары и услуги, производимые в инфраструктурных секторах экономики России, будут несколько отличаться по вариантам прогноза в связи с различиями в приоритетах российской экономической политики, прогнозируемой динамикой мировых цен и курсовой динамикой. Согласно умеренному сценарию средние цены на электроэнергию для всех категорий потребителей на розничном рынке за период 2012-2020 гг. вырастут в 2,1 раза, рост тарифов на теплоэнергию составит 2,2-2,3 раза, регулируемых тарифов на железнодорожные перевозки грузов - в 1,6 раза.

В прогнозном периоде инфляция в России будет оставаться более высокой, чем в развитых странах. Этот эффект будет связан как с опережающим ростом тарифов на услуги инфраструктурных компаний, так и с ожидаемым ослаблением обменного курса рубля. В условиях умеренного сценария инфляция составит в среднем 4,9 процента в год.

Оптимистический сценарий

В основу оптимистического сценария развития края положен прогноз развития мировой экономики, согласно которому динамика мирового ВВП в 2012-2020 гг. оценивается на уровне 3,7%, что ниже среднего роста в докризисные 2001-2008 гг. (около 4%), но примерно соответствует среднему темпу роста в период 1980-2010 годов. В целом в мировой экономике будут сохраняться тенденции глобализации рынков с опережающим ростом мировой торговли и продолжающимся сокращением разрыва в уровне доходов между развивающимися и развитыми странами. В то же время нарастание демографических, природных ограничений, а также повышение требований к финансовой сбалансированности будет препятствовать возвращению мировой экономики на высокие докризисные темпы роста в 4 и более процентов в год. Среднегодовые темпы экономического роста Еврозоны ожидаются в диапазоне 0,9-1,4%, стран БРИК – 6,9-5,9%, Китая - понизится с 10,4% до 8-6,3 процента.

Оптимистический сценарий развития экономики России характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Онопирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса. Сценарными условиями долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в данном сценарии предусматривается до 2020 года среднегодовой курс доллара США в размере 29,3 руб. за 1 доллар США.

В оптимистичном сценарии предполагается более интенсивный рост цен на нефть: цена на нефть марки «Ural’s» в 2020 году составит 173 доллара США за баррель.

В отличие от умеренного варианта развития в оптимистическом варианте цены на металлы промышленной группы будут находиться в прямой зависимости от ожидаемого интенсивного роста мировой экономики, в том числе Азии. Ожидаемый среднегодовой прирост цен на металлы, составит в диапазоне 2,2-8,8%. За период действия Стратегии рост средних цен составит: кобальт - 26,0%, медь – 46%, никель – 43%, алюминий – до 68%, золото и платиноиды – 31-46 процента.

Оптимистический сценарий предусматривает более умеренный рост цен на энергоносители, направленный на недопущение усиления инфляции и роста затрат потребителей, создание условий для роста производства, при этом стимулируя энергосбережение. Цены на электроэнергию для всех категорий потребителейза период 2012-2020 гг. вырастут в 2,2 раза, рост тарифов на теплоэнергию составит 2,4-2,5 раза, регулируемых тарифов на железнодорожные перевозки грузов- 1,6 раза.

Инфляцияпооптимистическому сценарию составит 4,9% в среднегодовом исчислении. В соответствии с российской финансовой политикой более быстрые темпы снижения инфляции (до 2-3%) до 2020 года нецелесообразны, так как приведут к торможению темпов роста экономики и структурных сдвигов, потребуют более низких темпов повышения тарифов на услуги компаний в инфраструктурных секторах или укрепления обменного курса.

Риски реализации сценариев будут связаны:

· с высокой зависимостью экономики края от конъюнктуры мировых цен на цветные металлы и нефть, и в этом смысле, от возможного замедления экономической активности на мировых рынках и снижения спроса на ресурсы;

· с возможным снижением конкурентоспособности продукции предприятий Красноярского края в сравнении с аналогичными производствами в Китае и других динамично развивающихся экономиках в условиях прогнозируемого роста тарифов на энергоресурсы, транспортные перевозки;

· с замораживанием инвестиционных проектов компаний по созданию новых производств и модернизации действующих в условиях рецессии на мировых рынках;

· с сокращением поступления в бюджет края, как налоговых доходов, так и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что скажется на исполнении социальных обязательств и снижения уровня жизни;

· со снижением внешнего миграционного притока в части экономически активного населения;

· с нарастанием структурного дефицита экономики в обеспечении трудовыми ресурсами: кадровые дисбалансы в разрезе специальностей/квалификаций по отраслям экономики и территориям края;

· с возможным асинхронным характером проводимых модернизационных реформ.


 

3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

 

3.1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Красноярский край устойчиво входит в первую десяткусубъектов Российской Федерации по объему валового регионального продукта. Более половины ВРП обеспечивает промышленный комплекс края, в частности цветная металлургия, нефтегазовая отрасль, электроэнергетика, горнодобывающая промышленность, лесозаготовка и лесопереработка.

В 2011 году в структуре промышленного производства края почти 27% составляла добыча полезных ископаемых (в них почти 92% – добыча топливно–энергетических полезных ископаемых), около 63% – обрабатывающие производства (в них 70% – металлургическое производство и производство металлических изделий), около 10% – производство и распределение энергии, газа и воды.

Промышленное производство в крае устойчиво растет на протяжении последних 13 лет, исключение составил только кризисный 2009 год, но и тогда снижение промышленного производства в крае было меньшим, чем в целом по России (край - 98,2%, Россия - 90,7%). Всего, начиная с 1999 года, объем промышленного производства в крае увеличился на 48,8 процента.

Помимо промышленных отраслей существенный вклад в экономику края вносят строительство, включая производство строительных материалов, и сельское хозяйство, являющееся базой формирования агропромышленного комплекса и обеспечивающего продовольственную безопасность региона.

В Стратегии рассмотрены перспективы и направления развития ключевых секторов промышленности края, сформированных не в разрезе отдельных видов экономической деятельности, а по принципу отраслевых комплексов. Такой подход позволяет проследить производственные цепочки от добычи сырья до конечной стадии его переработки на территории края и сформировать целостный взгляд на проблемы, конкурентные преимущества и перспективы развития комплекса.

3.1.1. НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС

Нефтегазовый комплекс – новый перспективный сегмент краевой промышленности. До недавнего времени его вклад в региональную экономику был крайне незначительным. С вводом в промышленную эксплуатацию в августе 2009 года Ванкорского нефтегазового месторождения отрасль начала играть существенную роль в экономике региона. По итогам 2011 года доля нефтегазового комплекса (НГК) в структуре промышленного производства края составила 23,3% и обеспечивала занятость 5,0 тыс. чел. (0,48% от общей численности занятых в экономике края). Вклад края в общероссийское производство составил 3,0% в добыче нефти, 0,33% – в добыче газа, и 3% – в нефтепереработке.



2015-11-18 1478 Обсуждений (0)
Оптимистический сценарий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оптимистический сценарий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)