Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина



2015-11-18 1304 Обсуждений (0)
Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина 0.00 из 5.00 0 оценок




Подготовка к государственному экзамену

«Педагогические основы физической культуры»

(учебно-методическое пособие)

 

 

Екатеринбург 2013

 

УДК

ББК

П

 

Составители:

ПУШКАРЕВА И.Н.

КУМСКОВ С.В.

ТРУБНИКОВА Н.В.

 

Подготовка к государственному экзамену «Педагогические основы физической культуры» ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013.– с.

 

 

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «050720-Физическая культура». Пособие предназначено студентам выпускного курса для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену.

 

Учебно-методическое пособие

 

Предисловие

 

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «050720 Физическая культура» и учебной программой по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта».

Пособие предназначено студентам выпускного курса для подготовки к государственному экзамену «Педагогические основы физической культуры».

Задачи пособия:

1. представить студентам основные термины и понятия, разработанные ведущими отечественными теоретиками в области теории и методики физической культуры и спорта;

2. показать точки зрения ряда ученых на сущность физической культуры и спорта, принципы, средства, формы, методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, студентов и взрослых;

3. дать краткую характеристику спорта как составной части физической культуры, раскрыть сущность спортивной тренировки, ее цели, задачи, специфические принципы, содержание, построение, технологию планирования и контроля;

4. рекомендовать выпускникам структуру ответа на вопросы экзамена;

5. содействовать ориентации студентов в профессиональном информационном поле;

6. формировать у выпускников умение структурировать и представлять профессиональную информацию.

Составители пособия не ставят перед собой цель, заменить данным материалом учебники и учебные пособия по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта».

Раздел 1. Введение в теорию физической культуры

Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина.

Наука - система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний как общественные, естественные, гуманитарные науки.

Теория - система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление - систему, или ее элементы, функции.

Теория физической культуры - совокупность знаний, которые возникли как теоретическое отображение физкультурной практики, объясняют те или иные ее закономерности и служат руководством к ее рационализации.

Теория физической культурыотносится к педагогическим наукам, так как она тесно связана с процессами образования, обучения и воспитания человека в интересах общества.

Теория физической культуры позволяет студенту или специалисту понять сущность физической культуры как социального, педагогического явления, уяснить взаимные связи и взаимные влияния общей культуры и культуры физической, представить себе ее структуру (строение) и функции (способы деятельности).

Какнаука теория и методика физической культуры исследует содержание, структуру, функции физической культуры, ее принципы, цели, задачи, средства, разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, средства и методы и содержание видов физической культуры.

Как научная дисциплинатеория физической культуры, есть интегративная система научных знаний о сущности физической культуры, об общих закономерностях ее формирования, функционирования, целенаправленного использования и дальнейшего развития, прежде всего в системе факторов воспитания, социального формирования личности и оптимального развития жизненных сил человека. Она создавалась на понимании закономерностей физического развития человека и на современных методологических основах истории и теории культуры общества, широко используя информацию из области таких наук, как психология, биомеханика, биохимия, физиология и др.

Предметом теории физической культуры являются общие закономерности функционирования и целесообразно направленного использования средств физической культуры с целью всестороннего гармонического развития людей. Эти закономерности относятся в равной мере к физическому воспитанию любого контингента населения.

Предметом методики физической культуры являются частные закономерности физической культуры, имеющие конкретную направленность на возраст занимающихся, их профессиональную деятельность, спортивную специализацию.

Какучебная дисциплина «теория и методика физической культуры и спорта» вооружает специалистов знаниями теории и методики использования средств физической культуры и спорта в практической деятельности и объединяет включенные в учебный план дисциплины: общие гуманитарные и социально-экономические (социология, экономика, отечественная история и др.), общепрофессиональные (анатомия, физиология, педагогика, психология), предметной подготовки(история физической культуры и спорта, физиология физического воспитания и спорта, биомеханика, спортивная метрология, спортивная медицина, и спорта и др.); базовыми и новыми физкультурно-спортивными видами (легкая атлетика, лыжный спорт, гимнастика, баскетбол, плавание, атлетическая гимнастика, туризм и др.).

Таким образом, теория и методика физической культуры и спорта - наука интегрирующая частные данные других наук.

Основные задачи курса «теории физической культуры и спорта»: 1) формирование специальных компетенций у будущих специалистов; 2) развитие способностей ориентироваться в сложных взаимосвязях и отношениях, действующих в сфере физической культуры; 3) формирование основополагающих профессиональных взглядов и убеждений, освоение специальности и спецификаций.

Теория и методика физической культуры и спорта является главной, профилирующей дисциплиной в учебных планах высших физкультурных учебных заведений. Она определяет фундаментальность физкультурного образования специалиста, педагогическую направленность его деятельности, профессиональную компетентность.

 

Основные понятия: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое развитие», «физическое совершенство».

Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека .

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях .

Воспитание физических качеств является существенной стороной физического воспитания. В процессе физического воспитания приобретается широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным. Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическое развитие- процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Показатели физического развития: 1) морфологические (длина и масса тела, осанка, величина жироотложения и др.); 2) физиологических систем (параметры деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем); 3) развитие кондиционных двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы).

Физическое совершенство- это исторически обусловленный идеал физического развития, физической подготовленности, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Физическое совершенство подразумевает:1) пропорционально развитие телосложение; 2)гармоническое развитие физических качеств;3) высокий уровень физической работоспособности; 4) высокий уровень адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды; 5) владение рациональной техникой жизненно важных движений и способность к овладению новыми двигательными действиями; 6) образованность в области ФК.

 



2015-11-18 1304 Обсуждений (0)
Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)