Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Среда организации



2015-11-18 710 Обсуждений (0)
Тема 3. Среда организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Каждый подход к стратегическому управлению, используемый в мировой практике, имеет особенности в содержании и структуре отдельных этапов и подсистем, в перечислении и последовательности действий в процессе анализа, который базируется на двух основных предпосылках – анализ ситуации во внешней и внутренней обстановки предприятия.

Стратегическое управление базируется на изучении отношений, которые характеризуются с помощью системы «общество-предприятие». Большинство, среди существующих сегодня концепций управления разделяет подход к предприятию как к открытой системе, которая постоянно взаимодействует с отельными элементами внешней среды: другими предприятиями, банками, организациями, которые принадлежат к социально-политическим и экономическим институтам государства, местных органов и т.п., и дает возможность ему поддерживать более-менее устойчивую ситуацию в постоянно изменяющихся условиях.

Концепция существования и развития предприятия во внешней среде используют различные подходы и модели, сформированные на базе разных теорий управления.

Целью стратегического анализа является содержательное и более-менее формальное описание объекта исследование, выявление особенностей, тенденций, возможных и невозможных направлений его развития. Полученные данные по объекту управления являются базой для определения общей концепции и способов управления ними.

Стратегический анализ (при правильном его применении) выполняет следующие функции: описывающую, разъяснительную и прогнозирующую.

Результатом стратегического анализа становится системная модель объекта (предприятия) и его окружения.

Анализ среды – это необычная для отечественных предприятий и организаций деятельность, которой процветающие организации Украины начали заниматься недавно. Однако овладение приемами и методами анализа- одно из важных заданий, которые поставлены перед руководством, поскольку параметры среды выступают уникальные комбинации факторов, находящиеся в постоянном движении. Кроме этого, современный этап представляет собой этап перехода к рынку и изменения параметров экономики Украины.

Следует отметить подходы к описанию структуры внешней среды организации. Здесь следует отделить две основные концепции: неиерархическая и иерархическая модели.

Примером модели иерархической модели среды можно считать Бостонские консалтинговые группы (рис 3.2)

Рис. 3.2 Иерархическая модель общества БКГ

 

Неиерархическая модель содержит несколько уверенных, связанных между собой и не принадлежащие друг другу элементы, расположенные вне предприятия (организации). Главное в этом утверждение о наличии элементов, которые так или иначе влияют на определение целей, распределение ресурсов и формирование места предприятия (его имиджа) на рынке. Акцентируется внимание на сформированной под влиянием внешних элементов структуры целей, распределение собственных полномочий и построение эффективного взаимодействия между компонентами внешней среды. Наличие такой модели обусловлено еще и тем, что как и утверждает Дж. Гелбрейт, границы внутренней и внешней среды несколько размыты, в следствии взаимопроникновения элементов организации и общества (например, собственна система распределения продуктов или наличие дочерних предприятий). Иерархическая концепция получила развитие во многих работах и современных специалистов со стратегическим управлением. Наиболее популярной является иерархическая структура общества, предложенная У.Диллом и развернутая - А.Томпсоном.

Авторы доказывают, что существует три равные среды: внутренняя, требующая под влиянием и контролем предприятия, «общество заданий», к которому относятся организации, непосредственно связанные с определением и реализацию целей предприятия; общая среда, в которой формируются общеэкономические условия, тенденции, социальные и политические нормы и т.д. Наиболее существенно на состояние предприятия способствовал на любом предприятии влияет «среда заданий», которая еще в различных источниках имеет название «непосредственного окружения» и т.д. Перечень элементов этой среды достаточно разнообразные, однако существуют общие принципы, дающие возможность отделять этот элемент окружения в особенно подсистему. К ни можно отнести: во-первых, непосредственную связь с предприятием, которое является объектом анализа в виде долгосрочных договоров, коммуникационных связей различного типа и т.д.; во-вторых, возможность повлиять (в пределах возможного) на элементы этого окружения со стороны предприятия. Наиболее развернутой является характеристика взаимного влияния элементов промежуточного ( или непосредственного) общества и предприятия, которая приведена в отраслевой модели М.Питера.

В иерархическом подходе к построению внешней среды настаивал и Л.Буржуа. Он расширил этот подход и внутри предприятия (отделив «высший» и «низший» уровни во внутренней среде) и доказав необходимость существования и целенаправленность построения так называемая «иерархии корпоративных стратегий», которые осуществляют связь отдельных групп внутри предприятия с соответствующими элементами внешней среде.

Иерархичность среды заложено и в подходе, рассмотренном в учебнике «Основы менеджмента», в котором авторы в схематической форме излагают свое восприятие среды, в которой функционирует предприятие или организация. В самой постановке вопроса уже ощущается классификация факторов по степеням их влияния на деятельность предприятия: авторы разъясняют среду прямого, непрямого влияния и внутреннего.

Это свидетельствует о доминировании иерархического направления в построении моделей среды в менеджменте. Большинство объектов, указанных в разных моделях, и перечисление факторов повторяется с меньшей или большей детализацией.

Идеи иерархической среды своеобразно используются и в «экологической модели общества» Г. Олдрича. Согласно представлениям Г. Олдрича, главное, что сдерживает развитие предприятия – это ограниченность ресурсов, которые принадлежат к одной отрасли. Он уводит понятие «организационная популяция», то есть совокупность предприятий, которые имеют достижимые цели: гибкость производства, стабильность существования, универсальность деятельности. Каждая из этих целей требует для своего обеспечения ресурсы: гибкость возможна при наличии ликвидных ресурсов, которые постепенно обесцениваются, универсальность базируется на ресурсах, которые широко используются. Комбинация необходимых ресурсов зависит от особенностей отрасли и дает возможность в случае использования определенных требований создать жизнеспособную организацию (предприятие). Каждое предприятие использует свою «нишу», которая определяется несколькими показателями: объемом среды, его стабильности/нестабильности, ступенями концентрации производства и конкуренциею.

В отличии от «экологической модели», базирующейся на достижении ресурсной деятельности предприятия, существует довольно «мощное» направление в исследовании проблематики «организации – общество», в котором рассматриваются взаимосвязи и взаимное влияние общества на организационные структуры.

Многие исследователи считают, что необходимо устанавливать взаимосвязи с определенными элементами среды с помощью создания специальных, автономных подразделений в организации, которые на разных предприятиях получили название « центры прибыли», «центры инвестиций», «стратегические хозяйственные центры». Наличие таких организационных единиц требует необходимость построения всей традиционной организационной структуры, изменения методах руководства некоторого руководства.

Рассмотренные модели внешней среды не исчерпывают существующих подходов, однако показывают незначительные направления в этих отраслях. Практическая ценность этих моделей – разная для различных отраслей народного хозяйства и предприятий. Сегодня не существует единого, интегрированного подхода к построению общей концепции внешней среды, которая бы всесторонне объединила экономическое, технологическое, социальное и политическое влияние на организацию, особенности взаимодействия предприятия с его параметрами, конкурентами, потребителями и др. Однако общая тенденция в стратегическом анализе уже вырисовываются .

Все современные авторы различают:

- внешнюю среду (или среду непрямого влияния);

- промежуточная среда ( или «среда заданий»);

- внутренняя среда организаций.

Внешняя среда – эта совокупность факторов, формирующие долгосрочную прибыльность организации и на какие организации не может влиять в общем или имеет незначительное влияние.

Промежуточная среда – эта совокупность факторов, которые формируют долгосрочную прибыльность организации и на которые она может влиять с помощью установления эффективных коммуникаций.

Внутренняя среда организации представляет собой совокупность факторов, формирующих ее долгосрочную прибыльность и находятся под непосредственным контролем руководством и персонала организации.

Как ранее указывалось, предприятие – это открытая система, и ее развитие зависит от внешних факторов.

Так, Дж.Белл доказал, что «внешняя среда организации содержит такие элементы, как потребители, конкуренты, государственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные (т.е. значимые) по отношению к операциям организации». Однако, такой подход не различает отдельные сферы внешней среды. Внешняя среда, или среда непрямого влияния, действует непосредственно на каждую отдельную организацию, и на все сразу. Это не означает, что их влияние меньшее по влиянию факторов непосредственного окружения.

Факторы внешней среды наиболее часто классифицируются по следующим группам:

1) Экономические – факторы, связанные с движением денежных средств, товаров, информации и энергии.

2) Политические – факторы, влияющие на политические взгляды и разделяют людей на отдельные группы и выражаются в деятельности и принятии решений местными органами власти и управления.

3) Социально-демографические факторы, которые влияют на уровень и продолжительность жизни людей, а также формируют их ценовой ориентир.

4) Технологические – факторы, связанные с развитием техники, оборудования, инструментов, процессов обработки и изготовления продуктов, материалов и технологий, а также know-how.

5) Конкуренция – факторы, которые отпечатывают будущие и текущие действия конкурентов, изменения в сегментах рынка, концентрация конкурентов.

6) Географические – факторы, которые связанные с размещением, топографической местности, климатом, натуральными ресурсами (кроме использования ископаемых ресурсов)

Другой подход к перечислению компонентов внешней среды принадлежит О.С. Виханскому, который добавляет к вышеуказанным правовую и международную среду.

Общее положение внешней среды может быть определен с помощью таких групп показателей:

1. Состояние экономики и рынков (экономические факторы):

- характер экономики и экономических процессов;

- система налогообложения и качество «экономического законодательства»;

- масштабы экономической поддержки отдельных отраслей;

- общая конъюнктура национального рынка;

- размеры и темп роста и снижения рынка (в общем);

- размеры и темп увеличения сегментов в соответствии с интересами фирмы;

- состояние фондового рынка;

- инвестиционные процессы;

- ставки банковского процента;

- система ценообразования и уровень централизированного регулирования цен;

- стоимость земли;

2. Деятельность управления (политическо-институционные факторы):

- стабильность управления;

- государственная политика приватизации/национализации;

- государственный контроль и регулирование деятельности предприятия (в отрасли);

- уровень протекционизма;

-увеличение/снижение управления как заказчика;

- международные соглашения с другими управлениями;

- решения управления, что касается поддержки отдельных отраслей предприятия (приоритеты);

- требования обеспечения уровня занятости;

- государственная политика по обеспечению ресурсами отдельных отраслей предприятий;

- уровень коррупции государственных структур;

- уровень экономической свободы государства ( согласно международным оценкам);

3. Структурные тенденции:

- структура отраслей национальной экономики;

- возникновение новых отраслей;

- сворачивание деятельности «устаревших» предприятий;

- влияние международного распределения работы на деятельность отдельных отраслей и предприятий (в том числе влияние антимонопольного законодательства);

-изменения оптимальных размеров предприятий.

4. Научно-технические тенденции:

- «технические прорывы»;

- увеличение или уменьшение «жизненного цикла» технологи;

- удельный вес наукоемких производств и продукций;

- требования к научно-техническому уровню производства, которое обеспечивает конкурентоспособность;

- требования к квалификации кадров высокотехнологических производств;

- требования к научно-технологическому уровню конкурентоспособной продукции.

5. Природно-экологическая составная:

- природно-климатические условия;

- территориальное размещение полезных ископаемых и природных ресурсов;

- размещение больших промышленных и сельскохозяйственных центров;

- законодательство по экономическим вопросам;

- состояние экологической среды и ее влияние на производство.

6. Тенденции ресурсного обеспечения:

- структура и наличие национальных ресурсов;

- импорт/экспорт;

- уровень дефицита ресурсов, потребляемые существующими предприятиями;

- доступность ресурсов (цены на расходы и перевозку).

7. Демографическая тенденция:

- количество потенциальных потребителей (структура населения, изменения в отдельных группах и в их доходах);

- наличие и потенциальное количество рабочей силы;

- квалификационные характеристики рабочей силы (качество рабочей силы).

8. Социально-культурная составная:

- способствование/недоверие к частному бизнесу;

- отношения «предприятие- общественные организации»;

- «экономический национализм», отношения к иностранцам;

- профсоюзная активность и влияние профсоюзов на формирование общественного мнения.

9. Неожиданности стратегической характеристики и возможные горизонты стратегического планирования ( основной перечень и временные оценки).

10. Международная среда (по отдельным странам):

- структура хозяйствования страны;

- характер распределения прибыли;

- средний уровень заработной платы;

- стоимость транспортных услуг;

- инфляция и ставки банковского процента;

- обменный курс валюты по отношению к стране-партнеру;

- уровень ВНП;

- уровень налогов;

Существуют также другие факторы, которые не имеют только экономическую природу, однако их необходимо было учитывать: количество и густота населения, профессиональный уровень населения и уровень грамотности, количество и качество природных ресурсов, уровень технологий, особенности конкурентной борьбы.

При построении системы факторов для анализа внешней среды необходимо учитывать следующие особенности:

· взаимосвязь факторов, характеризующихся силой, с которой изменение одного фактора влияет на другие факторы внешней среды;

· сложность системы факторов, влияющих на организацию, обусловленных количеством, разнообразием связей в результате влияния;

· динамичность и движение, то есть относительная скорость и различные темы изменений факторов среды;

· неопределенность информации о среде и неуверенность в ее точности.

Каждую составляющую внешней среды можно анализировать различными способами: построением сценарием и экономико-математических моделей для выявления факторов и т.д.

Наиболее распространенной и известной является модель «отраслевой конкуренции» М.Потрера, где внешняя среда отождествляется с отраслью (отраслями), в котором функционирует предприятие.

Общая характеристика отрасли. Анализ отрасли – это прежде всего анализ предложения. Он базируется на анализе количественных и качественных факторов производства. Следует акцентировать внимание на роли конкуренции и конкурентов в формировании предложения: эти явления более существенно влияют на объемы предложений, качество товаров, цены расходов на производство товаров.

Таблица 3.1

Анализ предложений

Исследуемые параметры Характер влияния
Экзогенный Эндогенный
Структура отрасли Концентрация Дифференсация Трудности вхождения в отрасль Трудности мобильности Трудности выхода из отрасли Интеграция   Производственные мощности отрасли Излишки или дефицит Стоимость регулирования (конверсии) Срок регулирования (конверсии)   Основные фонды и структура расходов Основные фонды Постоянные расходы Расходы на рабочую силу Расходы на сырье Существование преимуществ серийного производства Производственно-техническое обучение   Финансовые аспекты деятельности Потребность в капитале Потребность в оборотных средствах Источники финансирования   Технические аспекты деятельности Овладение know-how Замена техники   Социально-политические аспекты Уровень синдикализации Специфическое регулирование деятельности Новые участники Новые социально-политические наставления     Да -//- -//- -//- -//- -//-     -//- -//- -//-     -//- -//- -// -//- -//- -//- -//-     -//- -//- -//-     Нет Да     -//- -//- -//- -//-   Нет Да -//- -//- Нет Да     -//- Нет -//-     -//- Да -//- Нет -//- -//- -//-     Да -//- -//-     -//- -//-     Нет -//- -//- -//-  

 

 

Для характеристики тенденций формирования предложений используют ретроспективную и прогнозируемую информацию по внешние(независимые, экзогенные) и внутренние (зависимые, эндогенные) факторы, которые являются результатом обратной политики предприятия в том или другом направлении деятельности. Часть факторов имеет как экзогенный, так и эндогенный характер.

Экономические -------------------------------------------------------Политические

факторы Предприятия, которые потенциально факторы

могут внедрится в отрасль

вероятность вхождения

барьеры

 

           
   
   
 
 

 


Экологические

факторы

 

Научно- Поставщики

технические Потребители

факторы

 

 

барьеры

 

 

вероятность вхождения

 

Товары-заменители

 

Национально- Демографические

культурные факторы факторы

 

Рис. 3.3 Модель отраслевой конкуренции, базирующаяся на подходе М.Портера

 

Это касается, прежде всего тех случаев, когда большинство предприятий отрасли выбирают одну и ту же стратегию, например диверсификация или применение новой технологии.

В это случае для конкретного предприятия такие явления имеют как внутреннее, так и внешнее влияние. Д.Ру и Д.Сулье привели пример классификации и действия факторов, которые формируют предложение (табл. 3.1).

 

Для характеристики отрасли (в целом) могут быть использованы такие показатели как прибыльность отрасли, характер конкуренции и количество предприятий в отрасли, технические возможности предприятия, стандартность продукции в отрасли, средняя оценка затрат времени на достижение конкурентоспособного уровня, организационно-управленческие особенности процветающих предприятий отрасли, каналы распределения и специфика системы сбыта, «оптимальный размер» конкурентоспособного предприятия, требования к уровню квалификации и опыта персонала, экологические ограничения..

Практика процветающих предприятий доказывает, что использование отраслевой модели конкуренции М.Потрета дает возможность ограничить перечень факторов для анализа. Согласно этой модели главными элементом и внешней среды, влияющими на деятельность предприятия, являются потребители, поставщики, товаров - заменители, конкуренты и фирмы, которые потенциально могут представить и начать деятельность в этой отрасли.

Эти компоненты среды, с одной стороны, загораживают существованию предприятию, а с другого – формируют возможность для его дальнейшего развития. М.Пртер отделяет несколько характеристик для выявления характера и ступени влияния каждого из элементов отраслевой модели внешней среды прямого влияния.

Основными элементами промежуточной среды являются:

А) Потребители. В основе функционирования предприятия в рыночной экономике лежит идея удовлетворения потребностей. Потребности являются предпосылкой покупки, покупка дает возможность возместить расходы на производство реализованного товара и получить определенную прибыль для развития производства, а также для существования предприятия. Существует достаточно большой перечень исследований классификации потребностей.

Изучение поведения и позиции потребителя предполагает два аспекта – количественный и качественный.

Различают конечных потребителей и организации-потребители (производители, оптовая и розничная торговля, некоммерческие организации, государство и т.д.)

Идентификация потребителей, их потребностей, особенностей потребления – условие успешного производства. Потребители исследуются с помощью статистической и описываемой информации, которая дает представление про демографические, социальные и психологические характеристики.

Большое значение для предприятий имеет стабильность спроса. Различают спрос краткосрочный, с достаточно большими колебаниями (например, сезонная ) и долгосрочный.

Спрос формируется под влиянием изменений в стиле жизни, технологического прогресса, экологических изменений и т.д.

Изучение нужд наиболее требовательных покупателей, или потребителей, как показала практика, не дают возможность выявить новые продуктивные идеи.

Потребители играют двойную роль во влиянии на состояние отрасли. С одной стороны, они определяют необходимость существования отрасли, а с другого – задают «конкурентные показатели» для предприятий: уровень цен и качество продукции.

 

Б) Поставщики. Анализ поставщиков не отличается от анализа потребителей, который осуществляется будто бы с «другой стороны» - со стороны потребителя.

Поставщики имеют достаточно значительное влияние на предприятие и отрасль в целом за счет цен, условий поставки, возможностей расторжения контрактов.

Опыт процветающих предприятий доказывает, что весь цикл поставки необходимо разбить на три этапа:

- выявление потребностей в тех или иных ресурсах, оценка их объемов и определение способа, в котором она может быть удовлетворена;

- выбор конкретного способа удовлетворения нужд конкретного поставщика;

- процесс реализации закупки.

Необходимо различать поставщиков сырья, материалов, капиталов, трудовых ресурсов, поскольку взаимоотношения предприятия с ними имеют определенную специфику.

Для обеспечения обоснованности решений, которые принимаются предприятием, должны проводить следующую работу:

· нагромождать информацией про потенциальных поставщиках для обеспечения маневра, перехода к другим осложнениям ситуации;

· изучение состояния дел у поставщиков, услугами которых пользуется предприятие;

· изучать характеристики сырья, материалов, комплектующих, оборудования, которое поставляется или планируется для продажи.

Отдельно следует проанализировать способность фирм-поставщиков поддерживать необходимый уровень качества в рамках заключенных контрактов, осуществлять поставки в сроки, необходимых для потребителя и т.д.

Перечень показателей, которые могут использоваться для характеристики поставщиков состоит из:

- оценки тенденций «рынков сырья»;

- характеристики особенностей ресурсов, которые обеспечивают нормальное функционирование предприятий отрасли;

- распределения «рынков сырья» и основные тенденции их развития/упадка;

- оценки важности отдельных ресурсов для отрасли;

- эластичности ресурсов по цене;

- количества и концентрации предприятий-поставщиков;

- возможности использования ресурсов-заменителей;

- количества (отсутствия) предприятий, которые могут поставить продукты-заменители;

- количества отраслей (предприятий), использующие аналогичные виды ресурсов;

- оценки организационно-экономических проблем предприятия;

- оценки «стоимости конверсии»в случае смены поставщика;

- оценки возможностей вертикальной интеграции поставщиков и производителей по отдельным видам ресурсов.

«Силу влияния» поставщиков можно сравнить с силой влияния потребителей, потому что благодаря увеличению/снижению цен или качества поставляемой продукции можно увеличить/уменьшить прибыльность в отрасли.

 

В) Товары-заменители.

Товары-заменители (продукты или услуги) выполняют, как правило те же самые функции, что и основные продукты отрасли, которые являются объектом исследования, но продаются на других рынках, используются другими группами потребителей (примером продуктов (услуги) могут быть взаимозаменяемые, такие как, масло и маргарин, железная дорога и автотранспорт, мазут и природный газ и т.д.).

Влияние товаров-заменителей (продуктов) на уровень конкуренции достаточно значительный, поскольку они ограничивают уровень потенциальной прибыльности за счет положительной перекрестной ценовой эластичности: если цена на товар А повышается, увеличивается спрос на товар Б. Наличие или возможность существования товаров-заменителей устанавливает верхнюю границу цены на рынке, который обслуживается отраслью – это является объектом исследования.

Влияние товаров-заменителей на ситуацию в отрасли может осуществляется в таких направлениях:

- снижение цен на товары-заменители, приводящее к невозможности компенсировать затраты на предприятиях отрасли;

- уменьшение объемов рынка, в следствии потери части потребителей товаров-заменителей;

- увеличение конкуренции;

- необходимость поиска новых направлений деятельности и связанные с этим дополнительные расходы на предприятиях отрасли.

 

Г) Анализ конкуренции. Конкуренция в отрасли может быть более или менее интенсивной. Это зависит не только от количества предприятий в отрасли, но и от насыщения рынка, тенденций в его развитии; особенности функционирования отрасли, проявляющиеся в мощности барьеров входа или выхода, фаза их жизненного цикла, место отрасли в экономике и т.д. На уровень конкуренции влияют такие факторы как, наличие и возможность происхождения товаров-заменителей и предприятий, которые потенциально могут войти в отрасль. В совокупности все это влияет на уровень цен и расходы на производство и распределение товаров.

Для более детального анализа конкуренции учитывают следующие показатели:

- характеристика конкурентов (исследуемые факторы – имидж, опыт знаменитых торговых марок, финансовое положение, наличие передовой технологии, наличие квалифицированных кадров, вид и уровень рекламы, уровень планирования, связь с общественностью и т.д.);

- повышение интенсивности конкуренции (на нее влияют: большое количество конкурирующих фирм, относительное большой уровень постоянных затрат на предприятие в отрасли, отсутствие дефференсации продукции, повышение стратегического значения продукции, производимой отраслью и т.д.)

- потенциальные конкуренты ( предприятия, действующие на географически близких рынках, потребители продукции производственно-технического назначения, поставщики сырья, материалов и комплектующих, небольшие предприятия, получившие поддержку государства или больших предприятий.

- партнеры: к ним могут быть отнесены все предприятия и организации, с которыми предприятие – объект исследования вступает в договорные отношения: поставщики, организации системы распределения и реализации товаров, банки, научно-исследовательские организации, консалтинговые, аудиторские, юридические фирмы и т.д.

- организации-регуляторы: наиболее весомую долю в них занимает государство, регулируя деятельность на рынке с помощью законодательно обоснованных мер (налоги, квоты, льготы и т.д.); организациями действующими от имени государства выступают налоговые инспекции, арбитражные суды, органы трудоустройства, противопожарные и санитарные инспекции и т.д.

 

Анализ внутренней среды предприятия должен осуществляются с учетом тенденции которые сложились во внешней среде. В процессе этого анализа проверяется вся система хозяйствования предприятия и отдельных его подсистем, что касается реализации возможностей, которые предоставляются внешней средой предприятию, а также внедряют средства, предотвращающие и снижающие опасности его существования, то есть выявляются сильные и слабые стороны с оценкой возможной реализации первых и преодоление последних. Анализ «стратегического решения» предприятия – это анализ, в котором внутренние характеристики в сравнении с параметрами деятельности других, прежде всего процветающих предприятий-конкурентов.

Сравнительная характеристика дает возможность выявить ключевые, внутренние факторы конкурентоспособности, которые помогают предприятию обеспечить достаточно долгое функционирование и развитие в условиях динамического, нередко враждебного отношения.

Ключевые факторы конкурентоспособности – это уникальная комбинация явного производственного потенциала предприятия с нагромождением в прошлом опыте его использования и сформированным имиджем, способствующие изготовлению конкурентоспособной продукции, благодаря реализации которой предприятие способно обеспечить свое существование в долгосрочной перспективе.

Сущность производственного потенциала состоит в том, что потенциал представляет собой имеющиеся в наличии способы, запасы и источники, которые могут быть использованы для достижения определенной цели, решения определенного задания, а также возможности отельного человека, общества и государства в определенной отрасли.

Производственный потенциал предприятия выражен в виде системы взаимосвязанных элементов, которые используют различные функции в процессе обеспечения выпуска продукции и достижения других целей развития предприятия.

Для определения размера производственного потенциала в различных концепциях используют три основных подхода:

1) Ресурсный – сориентированный на определение производственного потенциала как совокупности производственных ресурсов, определяет его величину как сумму физических и стоимостных оценок отдельных его составных.

2) Структурный – сориентированный на определении рациональной структуры производственного потенциала предприятия, определяет его величину исходя из прогрессивных норм и нормативно соотношений, заданными наиболее доскональными технологиями, организацией производства в общем и отдельных подсистем предприятия, которые используются в отрасли.

3) Целевой (проблемно-ориентированный) – направленный на определение соответствия имеющегося потенциала достижениям поставленных целей, определяет его величину как уровень соответствия отдельных составляющих потенциала необходимому, почти идеальному представлению о составе, структуре и механизмы функционирования потенциала для изготовления конкурентоспособной продукции, который находит отображение в нормативных «деревьев целей» («деревьев проблем») с широким спектром локальных и системных оценок отдельных элементов и взаимосвязей.

Важным этапом стратегического анализа является целевая оценка производственного потенциала. В этом случае речь идет о анализе и оценке уровня соответствия потенциала предприятия этим целям, которые поставлены руководителям в перспективе. Целевая оценка потенциала – качественная оценка, которая дает возможность оценить возможности достижений определенных результатов, создает условия для обоснованного подхода к планированию процесса трансформации отельных его частей и потенциала в общем на основании правильного распределения действий и ресурсов по исполнителям и терминам для качественного и своевременного получения необходимых параметров и навыков, а также обеспечивает достижение поставленных целей.

Производственный потенциал является системой взаимосвязанных и до определенного предела взаимозаменяемых, определенным способом организованных и направленных на достижение поставленных целей ресурсов, которые, в свою очередь, отдельные производственные и управленческие подсистемы предприятия.

В рыночной экономике возможности производить продукцию, имеющая сбыт,- одна из главных характеристик процветающих фирм. Однако сбыт изменяется и возникает необходимость обновлять ассортимент продукции, поэтому в большей или меньшей степени – потенциал. Так, на первом этапе целевой анализ производственного потенциала осуществляется относительно изменений, которые необходимо внести в производственный потенциал для производства определенных видов продукции.

Таблица 3.3



2015-11-18 710 Обсуждений (0)
Тема 3. Среда организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Среда организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (710)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)