Тема 7. Цель в стратегическом управлении
В менеджменте функция целеустремление является функцией планирования, в процессе реализации которой определяются цели и способы их достижения. Однако, цель не может отождествляться с планом или прогнозом (рис. 7.1 ). Прогноз определяет направление развития, цель – наиболее приемлемое состояние системы в рамках «ступеньки» движения к ним. Цель требует всесторонней ясной оценки будущего состояния предприятия, для которой она разрабатывается и должна давать законченное и комплексное представление о будущем состоянии системы. Установление цели представляет собой: - начало любого управленческого влияния или действия, основное содержание планов; - основа построения критериев, стандартов, нормативов, которые используются для оценки деятельности предприятия в целом, отдельных ее систем, работ и исполнителей; - одна из основных составных, которая применяется для выявления проблем; - общий, предварительный вариант решения, которые предоставляет источники и «поле решений», а также их содержание в их обобщенном виде; - сокращение организационно-практической деятельности, поскольку уведомление цели помогает сгруппировать персонал и мотивировать его на достижение цели. Функции целей, которые влияют на роль, можно сформировать так: · оправдывают существование, законность организации; · регулируют поведение организации и ее членов; · способствуют распределению ответственности между сотрудниками подразделений; · снижают неопределенность, способствуют приспособления к обществу; · обеспечивают основу для конструкторской организации и взаимодействий между отдельными ее подсистемами.
Рис. 7.1 Схема цикла управления предприятием
Содержание цели можно проиллюстрировать с помощью нескольких характеристик (рис. 7.2)
Закономерное Случайное
Желаемое
Рис. 7.2 Характеристика групп факторов, которые определяют цель управления
Определение темы в управлении – это логико-аналитический и экономический процесс, который должен способствовать к научным способам, способствующие вырабатыванию характеристик общей цели.
Рис. 7.3 Роль субъективного восприятия ситуации в определенной цели Цель – представляет собой объективно-субъективную категорию, которая требует к фирме со стороны конкурентного состояния экономической системы и ее отдельных окружений, так и субъективных представлений руководителей о целях развития фирма (рис. 7.3) Правильно сформулированные цели должны соответствовать следующим требованиям: 1) реальность, конкретность, достижимость - это означает, что целью не может быть только достижение желаемого состояния объекта, абстракция и благозвучная банальность; 2) требовательность, ориентирование на высокий результат, успех – это означает то, что в целях должны существовать стимулирующие факторы, которые направляет исполнителей на успех, приложить дополнительные усилия и использовать весь производственный потенциал предприятия; 3) научная обоснованность, согласованность – это означает, что в цели должны быть учтены объективнее законы развития среды и объекта управления, сбалансированные объективные и субъективные элементы целеобразования, а все цели, которые положены в основу развития организации, необходимо рассматривать во взаимосвязи и взаимодействии; 4) измеримость – это означает, что цель должна быть представлена количественно или другим способом для оценки степени ее достижения, что очень важно в процессе формирования плановых документов, стандартов действий или работ, нормативов и т.д. 5) однозначность для восприятия – это означает, что рассматривая цель как общий вариант решения, исполнители должны понимать необходимость и целесообразность своей работы, тогда они смогут укрепить более досконально варианты достижения цели; 6) гибкость – возможность и необходимость внесения коррективов в содержании цели и структура цели организации под влиянием изменений в среде; 7) приемлемость – необходимость учитывать обычаи, потребности, желания, традиции и ценности, которые сложились в обществе; 8) отображение содержания деятельности – это означает, что процесс целеобразования задает предприятиям в целом, а также их отдельным подразделениям определенное содержание и порядок действий, которые должны способствовать достижению целей. Установление целей в общем виде предусматривают прохождение четырех обязательных этапов: 1. Выявление и анализ тенденций, которые можно наблюдать в окружении; 2. Установление общей цели организации; 3. Построение иерархии целей («дерево целей»); 4. Установление индивидуальных целей и задач, как инструмента обеспечения их выполнения.
Генеральная цель предприятия (ГЦП) или организации трактуется ее долгосрочной направленностью и ориентации на конкретный тип деятельности; в рыночной экономике трактуется как миссия. Миссия – целя, к которой стремится предприятие. Миссия тесно связана с такими категориями, как «видение» развития фирмы, «философия существования фирмы». «Видение» - взгляд высшего руководства предприятия на то, какой может или должна быть организация (предприятие) при наилучшем стечении обстоятельств. «Видение» тесно связано с философией функционирования предприятия. «Философия функционирования предприятия – это интегрированная часть управления, которое дает возможность осознать будущее, руководствуясь существующей и желаемой позицией, способом жизни предприятия, которое является основными наставлениями процесса мышления, интеллектуальных работ, которые обуславливают процессы, процедуры, технологию и содержание решений. Миссия может быть обоснованна и определена только при условии четкого представления о продукции или услуги, которая должна реализовываться на конкретном сегменте рынка, по организационно-технические возможности изготовления конкурентоспособного продукта, про существование общественной ответственности фирмы, которая рядом с идеей самоопределения и формирования не повторного положительного имиджа является основой философии существования предприятия в современных условиях. Миссия, как правило, является неким короткой фразой, которая хорошо запоминается. Все цели устанавливаются на основе миссии, преимуществ высшего руководства, позиций, которые организация или предприятие имеют во внешней среде, и других факторов, которые отображают желаемое состояние предприятия, которые необходимо достичь с помощью использования ее потенциала. Существует достаточно много классификационных групп, которые определяют цели управления, некоторые из них это: ü по направленности действий цели – внешние и внутренние; ü по направлениям деятельности на предприятии – экономические, технико-технологические, социальные, экологические; ü по возможностям их полного осуществления – «цели создания» (какого-нибудь материального объекта или системы) и «цели развития» (когда речь идет о процессе); ü по охвату уровня управления – цели всего предприятия, отдельных подразделений и групп или индивидуумов; ü по временным характеристикам – кратко-, средне-, долгосрочные; ü по соответственно направленные на виды деятельности – стратегические, тактические, оперативные; ü по степени обновления – цели поддержки существующего уровня, цели постепенного развития отдельных элементов системы и целевое обновление; ü по влиянию на отдельные элементы предприятия – производственные и управленческие; последние, в свою очередь можно разделить на административные функции (планирование, организация, мотивация, контроль) и функции предприятия (маркетинговые, технологические, сбытовые, финансовые, поставки, кадровые и т.д.); ü по характерам действия – цели функционирования и цели развития; ü по приоритетам – основные, побочные, поддерживающие; ü по измерению – количественные и качественные. Стратегические цели – указывают на специфические результаты деятельности, которые организация планирует достичь, а также конкурентную позицию, которую она планирует занять на рынках для своей продукции. Долгосрочные цели – точно определяют желаемые результаты и рыночную позицию с учетом достигнутого уровня развития на текущий момент. Краткосрочные цели – точно определяют наиболее важные конкретные организационные цели и рыночную позицию, которую организация желает занять, учитывая долгосрочные цели организации. Существуют еще два классифицированные типа целей: а) прямые: -рост прибыльности деятельности; -справедливое вознаграждение персонала; -выполнение социальных обязательств; -удовлетворение спроса потребителей; -создание конкурентных преимуществ; -завоевание рынка. б) обеспечивающие (поддерживающие): -«выживание» в конкурентной борьбе; -новые виды продукции и технологии; -профессионализм и компетентность персонала, что обеспечивает гибкость и уровень управления в условия конкурентной борьбы; -уровень и условия производства. Система целей предприятия имеет достаточно сложную структуру. Во-первых, цели предприятия имеют различные направления. Например, существуют внешне направленные (завоевание рынка) и внутренне направленные цели 9усовершенствование системы мотивации труда). Однако, достаточно сложная классификация не дает возможности охарактеризовать полную взаимосвязь и взаимозависимость целей, которые помогают наладить эффективную работу для их достижения. Поэтому, кроме наличия различных целей на предприятии необходимо проследить их взаимодействие. Для достижения генеральной цели необходимо привести ее содержание к каждому уровню и исполнителю на предприятии, определить участие каждого из работников в стратегических успехах предприятия в общем. Это можно обеспечить с помощью декомпозиции целей и задач, то есть построение «дерева целей», в котором устанавливают конкретные цели, измеряя задачи, которые лежат в основе конкретных работ. «Дерево целей» - наглядное графическое изображение подчиненности и взаимозависимости целей, которая демонстрирует распределение генеральной цели или миссии на подцели, задания и отдельные действия. «Дерево целей» можно определить, как «целевой каркас» предприятия, явления или деятельности. Общий вид «дерева целей» показано на рис. 7.4.
Цели III уровня
Рис. 7.4 «Дерево целей» предприятия Основная идея, которая относится к построению «дерева целей» является декомпозиция. Декомпозиция – это метод раскрытия структуры системы, при которой по одному из признаков ее подразделяют на отдельные составные. Основное правило построения «дерева целей» - это «полнота редукции». «Полнота редукции» - представляет собой процесс приведения сложного явления, процесса или системы к более простым составным. «Дерево целей» строится на основе координации целей, которая может быть: - вертикальной координацией целей – дает возможность согласовывать не связанные между собой направления деятельности и формировать конкурентные преимущества всего предприятия.; - горизонтальная координация – обеспечивает более эффективное использование производственного процесса (например, квалифицированных кадров, которые работают в различных подразделениях, разные виды ресурсов, производственных мощностей для большей загруженности с целью создания условий для снижения расходов и т.д.); - метод дезагрегации целей – применяется для формализованных целей, которые наиболее часто характеризует реально существующие объекты, или те, которые создаются; Стратегические цели связаны с : - реализация направлений деятельности в привлекательных отраслях, их комбинацией; - конкурентным положением на рынке и направленностям его потребителей и общества: - инвестиционная деятельность внешних инвесторов, положением, которое предприятие желает занять на финансовом рынке; - внутренним особенностям и возможностям предприятия обеспечить реализацию внешне направленных целей.
Тема 8. Сущность стратегического планирования.
Формирование стратегии рассматривается как один из существенных компонентов системы стратегического управления и предусматривает определение особенности процесса создания отдельных стратегий и «стратегического набора». Учитывая, что стратегия – это способ достижения результата, сформулированного в форме цели, можно утверждать, что формулирование стратегии является процессом, в процессе которого руководители устанавливают миссию, формируют систему целей, выбирают стратегии, а также определяют все составные процесса стратегического управления. В зависимости от степени осведомления целей, задач, необходимых результатов деятельности предприятия, а также знаний, которые относятся к спецификации функционирования объекта управления можно выделить несколько способов (методов) установления стратегии (рис. 8.1).
Б
Знания логики Полные предприятия определения в отрасли, структура производства, логико-причинные связи Неполные определения
Б Не определенные из-за Определены, отсутствия согласия базируются на согласии
А А Цели, задачи, желанные результаты развития предприятия
Рис. 8.1 Методы установления стратегий Весь А-А характеризует ответы на вопросы «Что нужно было бы сделать?»; Весь Б-Б – «Как именно нужно было действовать?». Каждый из определенных подходов имеет особенности: I – ситуация, когда заранее известно, что и как необходимо сделать, но есть предчувствие необходимых изменений. При таких условиях существенную роль играют опыт и знание руководства; II – ситуация, когда известно, что делать, но не известно как. Тут, применяется метод «проб и ошибок, экспериментов», который требует участия высококвалифицированных экспертов; III – в оценке ситуации, определенные направления развития не имеют общего согласия, но в наличии – владение научно-методическими и прикладными инструментами достижения целей. Основное внимание необходимо уделять достижению согласия; IV – для оценки ситуации, определения целей и способов их достижения, применяется весь инструментарий ЕММ, системного анализа, планирования, поддержки, контроля и т.д. предусматривается привлечение специалистов различной специальности, проработка конкретных процедур и взаимоотношений. Каждый из этих подходов применяется в зависимости от ситуации и уровня подготовленности руководства предприятия к стратегической деятельности, и способствует формированию более или менее обоснованной стратегии. На возможности использования различных подходов, относительно разработки стратегии настаивал Г. Минцберг, он описывает 3 основных модели: 1. «плановая» - стратегия разрабатывается, используется и оценивается в плановом режиме с привлечением специального штата высококвалифицированных специалистов, которые с помощью различных моделей и методов определяют возможные результаты и находят наиболее эффективные пути достижения цели; 2. «предпринимательскую» - используют более неформальные методы построения стратегии, которая базируется на персональном опыте руководителя-предпринимателя, которое учитывается в будущих планах, проектах, программах; 3. «учение на опыте» - используется в условиях нестабильного общества; главное здесь – учитывание внешних импульсов и возможности пересмотрение установленных стратегий; Одними из основных условий предпосылки перехода к стратегическому планированию является: - необходимость реакции на изменения условий функционирования предприятия; - наличие ярко выраженных конкурентных преимуществ и необходимость их поддержки; - наличие доступной информации для изучения сильных и слабых сторон предприятия, внешней среды и условий конкуренции; - усиление инновационных процессов, генерация и быстрое освоение предприятиями новых идей. Стратегическое планирование – это систематизированные и боле или менее формализованные усилия всего предприятия, направленные на разработку и организацию выполнения стратегических планов, проектов, программ. В свою очередь, разработка планов как специфический вид деятельности – последовательный интеграционный процесс, который складывается из нескольких взаимосвязанных этапов: - установление цели; - определение стратегии («стратегического набора») и средств по их реализации; - предусмотрение последовательности действий в рамках достаточно продолжительного времени и закреплении их в планах, проектах, программах различного типа; - организация использования плановых заданий; - учет, контроль и анализ их использования. Цель стратегического управления – установить определенный порядок действий для подготовки эффективного функционирования конкурентоспособного предприятия. Реализация цели стратегического планирования возможна, если она соответствует таким основным требованиям: 1) целенаправленность и целереализация – все способы и пути их осуществления , предусмотрены в системе стратегического планирования, направленные на установление и достижение цели; 2) благотворительность, альтернативность и селективность – реакция на среду, которая изменяется, путем перехода на заранее обоснованные и определенные альтернативы; 3) глобальность, систематичность, комплексность и сбалансированность – ориентирование на охват отдельными стратегиями всех аспектов деятельности объекта и взаимосвязь между ними; 4) наследственность и постепенность – стратегические изменения внедрятся в определенном порядке с учетом достигнутых результатов и специфических особенностей процессов и явлений; 5) непрерывность – стратегическая деятельность является сложным процессом, остановка которого поворачивает предприятие на исходную позицию; 6) научное и методичное обоснование – использование распространенных научно- методических подходов помогает разработать реальные планы; 7) реальность достижения – учитывая особенности функционирования объекта, относительно которого разрабатываются стратегические планы; 8) количественная и качественная определенность - планирование должно дать определенные ориентиры, которые отображают роль контрольных точек; 9) долгосрочность средств – ориентирование на развязанные сложных проблем, которые существуют в долгосрочной перспективе. К барьерамстратегического планирования относится: - негативный опыт; - неразвитость теории и методов планирования; - общество; - нежелание устанавливать цели и разрабатывать стратегии; - сопротивление изменениям; - ограничения; - время и деньги. Преодоление барьеров модно рассмотреть как: - начало процесса преодоление барьера; - определение существования ограничений; - установление эффективных связей; - участие всех подсистем предприятия в планировании4 - проверка и усовершенствование; - разработка альтернативных планов. К наиболее распространенным моделям стратегического планирования относят: 1) на основе «стратегического пробела» - «поле стратегических решений», которые должны принять руководители предприятия для того, чтобы превратить имеющиеся тенденции в необходимом направлении с целью достижения необходимых параметров развития предприятия. Этот подход делает акцент на приведение в соответствие «того, что можно» с «тем, что необходимо достигнуть». 2) учитывая рыночные преимущества – эта модель связана с использованием SWOT – анализа; 3) ориентированная на создание и поддержку конкурентоспособных предприятий – использует боле широкий спектр стратегических средств по сравнению с моделью, ориентированную на «стратегические пробелы», но иногда достаточно поводить исследования и разрабатывать стратегии, не выходя из границ системы «продукт-рынок»; модель ориентирована на конкурентоспособность, играет большую роль в развитии международных связей, когда конкуренция выходит за пределы одной страны; 4) ориентирована на создание положительного имиджа - вариант инвестирования в обеспечении долгосрочного функционирования, поскольку предприятие с надежной репутацией имеют лояльных потребителей, долгосрочных партнеров, широкий доступ к инвестициям и кредитам и т.д. Модель ориентирована на создание положительного имиджа, могут использовать много предприятий, т.к. в ней отображено расширенную концепцию социальной ответственности бизнеса перед обществом, социально-ориентированную философию существования компании. 5) учитывает размеры предприятий - необходимость всестороннего обоснования планов обусловлена ценой ошибок, которые могут привести к убыткам и даже до банкротства. Системное эффективное стратегическое планирование требует формирования и эффективного использования специфичной организационной системы, в которой предусматривается существование ответственных лиц, которые осуществляют отдельные работы и разработки и выполнение различных стратегических планов. Проанализировав, вышеуказанные модели, следует отметить единую философию стратегического планирования – активная адаптация к среде и обществу – к потребностям.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1281)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |