Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Мотивы участия в движении





Движение должно выполнять названные выше основные социально-психологи­ческие функции в самом общем виде. Конкретно же каждого человека привлекает в разные движения что-то свое, предельно специфическое. Известны четыре основных группы психологических мотивов, привлекающих людей в массовые движения.

1. Эмоционально-аффективная мотивация. Цель таких людей проста, понятна и
вполне очевидна —эмоциональное соучастие в тех акциях и действиях, которые
устраивает движение. Их привлекают яркие лозунги, видные лидеры, массовые
митинги и демонстрации. Они готовы даже к тому, чтобы эмоционально разде­
лять проблемы движения, переживать основную для него проблемную ситуа­
цию. Устав от обедненной в эмоциональном плане «текучки» повседневной жиз­
ни, эти люди стремятся в движение, чтобы компенсировать эмоциональный
дефицит. Обычно именно они составляют большинство практически в любом дви­
жении, делают его реально массовым. Однако «общественным» или, тем более,
«политическим» делают его уже не они. Эти люди никогда не будут учить уставы
и изучать программы движений. Они, скорее, пойдут, будучи сильно эмоциональ­
но увлеченными и вовлеченными, на баррикады, чем сядут за парты в сети полит­
просвета. Помните В. И. Чапаева в изображении Д. И. Фурманова? Он никак не
мог выучить номер нужного Интернационала, однако отдал жизнь за револю­
цию — потому что «любил ее очень». Для таких людей смысл участия в движе­
нии — удовлетворение той самая основной массообразующей потребности, кото­
рая и стягивает людей в значительные общности: это потребность в регуляции соб­
ственных эмоциональных проблем.

2. Ценностно-рациональная мотивация. Она включает не столько эмоциональный,
сколько осознанный, рациональный выбор именно тех ценностей и высоких иде-


Глава 3.6. Психология политических партий и массовых движений 335

алов, достижением которых занято данное конкретное движение. Это подразуме­вает достаточную степень знакомства человека с программами движения, с его идеологией и, на основе такого знакомства, предпочтение именно его всем другим. В таких случаях сама цель данного движения признается желательной, справед­ливой, необходимой. Как правило, люди, руководствующиеся такой мотивацией, образуют меньшинство, но это и есть «правящее меньшинство», основной костяк данного движения. Как мы увидим дальше, это и есть «актив», те самые «партий­цы», «твердые искровцы», которые обычно как раз и способствуют институцио-нализации движений в партии. Среди ценностно-рациональных мотивов выделя­ют политические, этические, религиозные и др.



3. Традиционные цели. Достаточно часто люди идут в движение потому, например,
что их родители, родственники, друзья и знакомые участвуют или когда-то уча­
ствовали в этом или близком ему движении. Люди часто голосуют за кандидатов
такого движения на выборах, потому что так всегда было принято голосовать в их
семье, в их округе, среди их знакомых. Прочная традиция постоянно голосовать
за левые силы, например, существует в так называемом «красном поясе» Парижа,
в районах, примыкающих к французской столице. Это совершенно особая, тради­
ционная разновидность массы, существующая как бы по законам социально-пси­
хологической инерции.

4. Рационально-преднамеренная мотивация. Она обычно сводится к тем сугубо кон­
кретным, обычно личным выгодам, которые может обрести человек, вступив в
движение. Это «шкурная» мотивация. Исходя из нее, в свое время очень многие
люди вступали в бывшую КПСС, исходя из нее же, потом спешили «переписать­
ся» в демократы. Так, в ситуациях, подобных послеавгустовской (1991 г.) в Рос­
сии, на глазах многократно возрастало число «героев», желающих получить хоть
какое-нибудь вознаграждение со стороны победителей. Понятно, что данная мо­
тивация очень редко откровенно признается со стороны увлеченных ей людей —
обычно она или глубоко скрыта или даже рационализирована под ценностно-ра­
циональную мотивацию, причем иногда неосознанно для самих людей.

Следует разделять мотивы вступления в движение и мотивы участия в нем. Так, для значительного числа людей, вступающих в массовое революционное движение, непосредственным побудительным толчком для присоединения могут стать и часто становятся эмоции и чувства — переживания гнета и несправедливости, солидарность с противниками угнетателей, восхищение мужеством и героизмом бойцов и т. п. Одна­ко само политическое движение, включая людей в себя, не ограничивается и не удов­летворяется таким, исключительно эмоциональным уровнем их решения. Задачей любого движения является внедрение своей идеологии в сознание как своих членов, так и широких масс. Движения стремятся к тому, чтобы сделать своих членов созна­тельными участниками, действующими не только под влиянием чувств.

В конечном счете мотивы людей многообразны. Главное отличие движения от партии состоит в определенной свободе проявления этих мотивов — прежде всего в свободе членства, в отсутствии «демократического централизма», «железной дисцип­лины», заявлений, рекомендаций и учетных карточек в картотеке райкома. Вступить в массовое общественное движение может практически любой человек — для этого достаточно его личного желания. Дальше же возникает множество вопросов для са-


336 Часть 3. Массовые социально-психологические явления

мого движения и его руководства. Основные среди них следующие. Каким будет боль­шинство членов движения? Не захлестнет ли движение исключительно эмоциональ­но-аффективная или традиционная мотивация, особенно распространенные среди легко увлекающейся молодежи? Не уведет ли это большинство в сторону от тех це­лей и идеалов, ради которых и создавалось движение? Вот тогда, не имея возможно­сти контролировать разрастающиеся, действительно массовые и потому самоуправ­ляемые движения, руководители и создают партии.




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)