Понятие истины и ее критерии
1. Понятие истины.Итак, результаты нашего познания (знания) могут различаться. Как же тогда определить, кто прав, а кто заблуждается? Соотношение между нашими знаниями и реальностью характеризуется понятием истина. Истина есть адекватное (верное, правильное) отражение действительности в сознании человека. Противоположностью истине являются заблуждение и ложь. Заблуждение – содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное, то есть неосознанное искажение действительности. «Чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках» (Писарев). В отличие от заблуждения ложь – это сознательное искажение истины. Русская философия вместо категории «истина» использует понятие «правды» – сознательного утверждения истины, борьбы за нее. Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения. Например, произведения искусства. С точки зрения философии, ее основные категории принципиально различны.
Истина едина, но для удобства ее изучения в ней выделяют различные аспекты – свойства, виды, критерии. 2. Свойства истины.Любая истина объективна и конкретна. А. Объективность истины обозначает то, что она существует в действительности, независимо от сознания людей, от познающего субъекта. Знание о движении Земли вокруг Солнца содержательно определяется объектом познания (взаимодействием Земли и Солнца), а не субъектом (человеком). Б. Конкретность— свойство истины, основанное на учете конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от условий места и времени и т. д. Например, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, в соответствии с которыми они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних углов треугольника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, в геометрии Лобачевского. В. Истинное знание разными людьми может быть по-разному выражено – формулы, определения, законы и т.д. В этом состоит субъективность истины. Но субъективна она только по форме выражения, а не по сути. 3. Виды истины. Выделяют относительную и абсолютную истину. А. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее, точное, окончательное знание об объекте исследования. Абсолютная истина вечна, в ней воплощается бесконечность нашего познания мира, предел, к которому стремится наше знание. Она существует, скорее, как цель познания, а не как реально достигаемый результат. Б. Относительная истина. Ступенями на пути к абсолютной истине являются истины относительные. Относительная истина – это полное и точное знание об объекте исследования, но только на данном уровне развития науки. Относительная истина зависит от реальных исторических условий, в частности от точности или совершенства средств наблюдения или измерения, и эксперимента. В. Связь абсолютной и относительной истин.Их невозможно отделить одну от другой. Абсолютная истина включает в себя ведущие к ней относительные, а каждая относительная истина является как бы частичкой истины абсолютной. Абсолютная и относительная истины – истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности. 4. Критерии истины. Итак, истина – это знание соответствующее реальности. Но как узнать, соответствует ли знание реальности, как это можно проверить? С помощью критериев – показателей, признаков, мерил. Основным критерием истины в познании выступает практика (деятельность, опыт или эксперимент). Для точных наук важнейшим является такой критерий истины как согласованность или формально-логическая непротиворечивость знания, стройное логически выстроенное доказательство, например, теоремы. Подтверждает истинность соответствие ранее открытым законам науки. Дополнительными критериями истины могут быть простота, гармоничность, практическая полезность, нравственность и др. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Что такое культура? А. Определения культуры Культура – одно из самых многозначных понятий. Культуру изучает наука – культурология, в которой насчитывается около 400 определений культуры Слово «культура» происходит от лат. cultura – возделывание почвы. В широком смысле, под культурой понимается все, что создано человеком в материальном, духовном и социальном мире, то есть все надприродное – «вторая природа». Культура – совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя. Но настоящая К. должна способствовать духовному совершенствованию человека, этим она отличается от антикультуры (концентрационные лагеря, орудия пыток). В узком смысле и в обыденной жизни мы привыкли использовать понятие К в значении процесса активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Б. Функции культуры Культура выполняет в обществе множество функций:адаптивную, регулятивную, социализации, аксеологическую(ценностную), информационную, знаковую, познавательную, коммуникативную, интегративную, релаксационную (рекреационную), гуманистическую, творческую. Однако К. не просто служит чему-то, она обладает самоценностью – является единственно возможным способом существования человека. В целом роль культуры в том, что она сохраняет и передает различную информацию. Такая трансляция опыта осуществляется в ходе двух параллельных процессов – преемственности и новаторства. В. Сферы существования культуры. Выделяют две такие сферы – материальную (осязаемую, удовлетворяющую физические потребности – дом, мебель, одежда…) и духовную (содержащуюся в сознании, удовлетворяющую идеальные потребности – литература, искусство, наука…). В каждом объекте жизни есть элемент как материального, так и духовного. Духовная культура находит свое выражение в материальных объектах (книга, картина….). Отнести объект к материальной или духовной К. можно на основе потребностей, которые он удовлетворяет. Структура К: потребности (материальные или духовные) → производство (…..) → блага (…..).
Духовная культура, существующая исключительно в сознании людей - знания, вера, чувства, стремления, мысли, интересы, способности – называется духовным миром человека. Духовная жизнь личности проявляется в обществе как духовная сфера общественной жизни. Ее основные элементы – право, мораль, философия, наука, искусство, религия. Формы и виды культуры А. Способы классификации культуры: · по связи с религией разделяют светскую и религиозные культуры; · по этническому признаку – мировую и национальные; · по цивилизационному признаку – культуру Запада и культуру Востока; · по территориальному – сельскую и городскую; · по уровню исполнения и аудитории – элитарную, народную и массовую; · по распространению – доминирующую и субкультуры, · по социально-классовому признаку – крестьянскую, дворянскую, пролетарскую, буржуазную, …. · по историческому признаку – первобытную, средневековую, современную · по виду деятельности – художественную, политическую, экологическую…. Б. Формы культуры Народная(=фольклор – от англ. folk-lore – народное творчество):первая, анонимная, простая, традиционная, образная, национальная, распространена бытовая и эпическая тематика. Примеры: былины, сказки, предания, частушки, пословицы, песни, танцы, эпос и т.д.) Элитарная (от фр. elit – лучшее, отборное, избранное) для высшей части общества («высокая»), авторский характер, экспериментальный, самовыражение, для интеллигенции и специалистов, сложная по содержанию, насыщена символами, предмет споров, меняется вместе со стилем. Примеры: музыка Стравинского, живопись С. Дали или фильмы Ф. Феллини. Массовая(от мassa – от лат. ком, кусок) Появляется в начале ХХ в расцветает. Причины: демографический взрыв, урбанизации, конвейер, СМИ. Масса – средний человек. Примитивна по содержанию, удовлетворяет сиюминутные запросы быстро забывается, делается на продажу, является товаром. Китч (от нем. кitsch – дешевка). Одни виды искусства могут принадлежать разным видам культуры. Например, народная, популярная и классическая музыка. Но есть жанры, только массовые – например, цирк, детективы, комиксы, телесериалы, мультфильмы. В) Виды культуры: Доминирующая –характерная длябольшинства членов данного сообщества, господствующая. Общество делиться на множество национальных. профессиональных, возрастных групп – у каждой из них формируется собственная К – субкультура (от лат. sub – под). Субкультура – это культура больших социальных групп, которая имеет существенные отличия от доминирующей, но не противостоит ей (женская, профессиональная…) Например, молодежная субкультура – досуг, учеба, переход, виртуальная реальность. Делится на множество субкультур: по музыке (панки, металлисты, рокеры, рейверы….); по увлечениям (отаку, ролевики, геймеры…); по общественным убеждениям (антифа, яппи, хиппи..), по хобби (байкеры, хакеры, райтеры….) Контркультура – противостоит общепринятым ценностям и нормам (уголовная, террористическая). КК находятся в процессе взаимного влияния и развития (хиппи из контркультуры стали субкультурой, в сотовом телефоне звонит классическая музыка….). Взаимовлияние разных видов культур друг на друга называют диалогом культур. Одним из ее примеров является вестернизация – распространение в мире влияния западной культуры. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 1. Что такое наука? Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Термин «НАУКА» используется в трех значениях
2. Наука как социальный институт – этоособая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.) А. Институционализация (этапы развития): зародилась в древнем мире (математика, медицина, астрономия, химия); XVI век – становление, обретение современного смысла, использование строго научных методов; XIX век – специализация, XX век – превращение в основную производительную силу общества. Развивается революционно (Ньютон – в основе всего лежат законы, которые человеческий разум может познать; Эйнштейн – всё относительно). Конец 1970х – НТР (компьютер). Две противоречивые тенденции развития науки – специализация (300 направлений в медицине) и интеграция (геофизика) Б. Главный признак любого социального института – роль в обществе. Особо выделяют социальную функцию науки, которая состоит в преобразовании социальной жизни на основе внедрения достижений науки в общественную жизнь (появление новых лекарств). По основным целям науки делятся на фундаментальные=теоретические (история педагогики; теория социологии) и прикладные =практические (методика обучения обществознанию, методика социологического исследования). 3. Наука как особый способ познания мира – это система научных исследований, опытно-конструкторские изыскания А. Существенно отличается от других видов познания (мифологического, обыденного, художественного). Основные особенности: 1) объективность – стремление к получению объективного знания, к истине 2) сущностность – проникновение в причинно-следственные связи, строение, развитие объекта 3) широта объектов познания (изучает все) 4) особая этика познания (не искажать факты, не выдавать чужое за свое, оценивать результаты с позиции перспектив развития человечества) 5) использование специальных методов, приборов и терминов, системы понятий 6) рациональность – обязательность логики, доказательств, непротиворечивость 7) системность (взаимосвязь знаний, выстраивание целостной непротиворечивой картины мира) 8) нацеленность на получение нового знания Б. Уровни и методы научного познания
В. Формы (уровни) осуществления научного познания: 1. Вопрос 2. Проблема 3. Гипотеза 4. Концепция 5. Закономерность 6. Закон (простой, всеобщий) 7. Теория 8. Парадигма – основной принцип познания мира, лежащий в основе всех научных исследований в определенный исторический период. Меняется редко в результате научных революций (ньютоновская парадигма – в основе всего мира лежат законы, человек может их познать и согласно им действовать; Эйнштейновская парадигма – «все относительно»). 4. Как совокупность знаний – это научные представления понятия, теории, приведенные в целостную систему на основе определенных принципов А. Виды наук. По предмету изучения науки делятся на: естественные (изучают природу), общественные (изучают человека и общество), точные (изучают знаки). Смежной между общественными и естественными науками является география, так как антропогенный фактор все больше изменяет географическую среду (социальная и экономическая география). Социально-гуманитарные (общественные) науки: история, психология, социология… Социальные и гуманитарные науки взаимопроникаемы, но если их различать, то: социальные науки – анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений, а гуманитарные науки - анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений. Б. Особенности социального познания. Социально-гуманитарные науки обладают специфическими чертами, связанными с особенностями социального познания: 1) совпадением субъекта и объекта → большой ролью субъективного фактора; 2) ограниченностью возможностей наблюдения и эксперимента; 3) неповторимостью фактов; 4) необходимостью анализа огромного числа фактов, невозможностью вывести законы, а только закономерности, оценочностью.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2688)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |