Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема периодизации и направленности



2015-11-18 585 Обсуждений (0)
Проблема периодизации и направленности 0.00 из 5.00 0 оценок




Истории

Что касается исторического развития общества, то в отечественном обществознании долгое время господствовал формационный подход Карла Маркса. Социальная теория Маркса основана на идее, определяющей роли экономического фактора (способа производства) в историческом развитии общества. На основе закона соответствия производительных сил и производственных отношений Маркс выделил в истории развития общества различные ступени, названные им общественно-экономическими формациями и характеризующиеся функциональным соответствием всех структур общества. Иначе говоря, с точки зрения Маркса, материальное производство определяет характер и структуру общества в целом. От характера производственных отношений зависят все другие отношения в обществе. Изменения в способе производства материальных благ, в производственных отношениях, которые Маркс называл базисом общества, влекут за собой изменения всех других сторон и сфер жизни общества: его социальной структуры, политики, морали, форм общественного сознания и всей духовной жизни в целом, называемой Марксом надстройкой. В соответствие со способами производства сторонники формационного подхода выделяют пять последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. История, таким образом, представляется как естественный процесс смены формаций.

Однако с точки зрения формационного подхода, затруднительно понимание специфических особенностей развития многих стран и народов, особенно на Востоке. Кроме того, в XX в. развитие европейского капитализма пошло не по тому пути, который предполагал Маркс.

Эти причины вызвали к жизни цивилизационный подход, сущность которого состоит в признании многомерности исторического процесса, основанной на своеобразии отдельных взаимодействующих между собой цивилизаций.

& Цивилизация – это определенный социокультурный тип общества.

В структуре цивилизации выделяют три взаимосвязанные друг с другом компонента:

- технико-технологический или материально-вещественный;

- социальный;

- культурный, в котором главным является система духовных ценностей и идеалов.

Ядром цивилизации считается культура, которая определяет своеобразие первых двух составляющих, формируя определённую систему ценностей и идеалов, детерминирующих своеобразие каждой цивилизации.

При формационном подходе упор делается на материальные, производственные отношения; цивилизационный подход акцентирует внимание на духовных факторах, пронизывающих другие общественные отношения.

Формационный подход рассматривает историю как скачкообразный процесс перехода от низшей ступени развития к более высоким через социальные революции. Цивилизационный процесс прослеживает непрерывность, эволюционность исторического развития.

Формационное представление закладывает предопределённость и однонаправленность исторического развития. Цивилизационное – предполагает многовариантность истории.

Реальная история даёт возможность проиллюстрировать оба подхода. Формационная модель исторического развития более соответствует европейской истории, но и она не может быть втиснута в узкие рамки пятиступенчатой схемы. Поэтому, выделяя общие этапы развития различных цивилизаций, можно указать на три наиболее значимые периода:

- докапиталистическое или доиндустриальное общество;

- индустриальное общество или классический капитализм;

- постиндустриальное или информационное.

В докапиталистическом обществе ведущей отраслью производства было сельское хозяйство. Промышленность была неразвита, преимущественно обслуживала земледелие и имела «домашний» характер. Основным классом этого общества было крестьянство, для которого характерно семейное хозяйство, хозяйствование на земле, деревенская культура и низшее положение в социальной системе общества. Связующим звеном между обществом и крестьянством была община. Она имела свои корни в первобытности и проходила через всю историю древности и средневековья как на Западе, так и на Востоке.

Докапиталистическое общество часто называют традиционным, имея в виду, что главную роль в нём в сохранении и воспроизводстве культуры играли традиции и обычаи, т.е. устойчивые передающиеся от поколения к поколению нормы поведения людей. Обычаи и традиции закрепляются в сознании людей как нечто общеобязательное, разумное и справедливое. Именно на них строятся многие формы управления в докапиталистическом обществе. Назначение и сущность традиции заключается в передаче некоторых знаний и опыта, но прежде всего в воспроизводстве человека, который стремится сохранить то, что было достигнуто, досталось ему в наследство от предыдущих поколений. Поэтому в традиционном обществе господствует статичное отношение к жизни, люди довольствуются достигнутым уровнем, не претендуя на создание нового. Ориентация на прошлое, на приспособление к среде, объясняет длительность существования и социальную стабильность докапиталистического общества.

Однако хотя и имеются общие черты докапиталистических обществ, но на Западе и на Востоке традиционные общества имели свои особенности, обусловленные многими факторами, в т.ч. культурного характера.

Вторая ступень развития – индустриальная (или классический капитализм) – во многом изменила облик общества и ускорила темпы развития:

- Именно капитализм поставил вопрос об автономии отдельной личности. В традиционном обществе личность не обладала такой автономией. Закрепощению личности в докапиталистическом обществе способствовали различные формы внеэкономической зависимости (рабство, крепостничество). Но даже свободные и состоятельные граждане находились в полной зависимости от государства, церкви и сословных предписаний, регламентирующих даже их частную жизнь.

- Значение капиталистического этапа состоит также в переходе к демократическим формам власти и в попытках создания правового государства.

- Именно в эпоху капитализма уровень экономического развития общества позволяет обеспечить достаточно высокий уровень материальной обеспеченности граждан.

История капитализма насчитывает к сегодняшнему дню чуть более трёх столетий. За это время человечеством совершён такой скачок, который был невозможен за тысячелетнюю историю традиционных обществ. Капитализм поднял европейскую цивилизацию на высоту, несоизмеримую со всей предшествующей историей.

Однако классический капитализм достигает своих успехов во многом благодаря жёсткой эксплуатации. Наёмные рабочие классического капиталистического общества – это действительно люди, лишённые какой бы то ни было собственности. Для классического капитализма характерна крайняя социальная поляризация общества и классовая борьба между двумя основными классами: пролетариатом и буржуазией.

После Второй мировой войны ситуация в европейских странах значительным образом меняется. В условиях классического капитализма наёмные рабочие, продавая свою рабочую силу, получали заработную плату, которой с трудом хватало, чтобы восстановить затраты физической и нервной энергии работника и обеспечить содержание его семьи. В современном развитом обществе основная масса граждан имеет возможность приобретать по доступным ценам практически любой товар, начиная с продуктов питания и одежды и заканчивая автомобилями, любой бытовой техникой. Кроме того, развитое современное общество осуществляет социальную защиту населения.

Классический капитализм называли индустриальным обществом, имея в виду высокую степень технической оснащённости производства. Новый этап в развитии общества, на котором сегодня находятся многие страны Западной Европы и некоторые страны Востока, называют постиндустриальным или информационным обществом.

Американский социолог Дениел Белл считает, что основным институтом классического капитализма являлась частная собственность, а в постиндустриальном обществе центральное положение занимает знание. В современных условиях интеллектуальная собственность становится более ценным капиталом, чем собственность материальная. Более того, сама частная собственность попадает в зависимость от собственности интеллектуальной. Высокая значимость интеллектуального потенциала объясняет тот факт, что на науку и образование в развитых странах выделяется большая доля бюджета. Спрос на интеллектуальную собственность в этих странах в последние десятилетия неуклонно увеличивается и соответственно возрастает её стоимость. Это объясняется тем, что машинная технология индустриального общества под воздействием научно-технического прогресса уступает место компьютерам.

Начало производства компьютеров относится к периоду Второй мировой войны, когда появились первые вычислительные машины. Вторая компьютерная революция разворачивается в 80-е годы ХХ века. Она привела к появлению принципиально новых компьютеров массового использования, которые способны выполнять миллиарды операций в секунду. Однако главное состоит в переходе общества от использования отдельных компьютеров к мощным компьютерным системам. Появление таких систем обеспечивает доступ к информации каждого человека в любой точке страны в любое время.

Центр тяжести в деятельности информационного общества из сферы материального производства переносится в сферу управления. Это приводит и к социальным изменениям.

Информационное общество можно определить как такое общество, в котором информация и уровень её использования обусловливает качество жизни, перспективы экономического развития и социальных изменений. В таком обществе уровень жизни, характер труда и отдыха, система образования и рынок находятся под влиянием информации и знаний.

Все указанные изменения, происходящие в современном развитом обществе, влияют на его социальную структуру. В обществе классического капитализма класс-производитель был отчуждён от собственности. В современном высокоразвитом обществе круг собственников расширяется и основным классом становится так называемый средний класс, который включает работников разных сфер деятельности: сельского хозяйства, промышленности, сферы обслуживания, системы образования, культуры. К среднему классу относятся люди, имеющие достаточно высокий уровень образования и профессиональной подготовки. Различия в уровне жизни между отдельными социальными слоями «постиндустриального общества» не столь разительны, какими они были на этапе классического капитализма. Поэтому информационное общество более стабильно в социальном отношении, чем классический капитализм.

Вопрос о направленности исторического процесса тоже решался по-разному (прилож.: рис. П.17). В социально-философской мысли можно найти четыре принципиально различных подхода (парадигмы).

1. Согласно одним представлениям, берущим своё начало в глубокой древности, общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идёт от «золотого» века к «серебряному», от него – к «железному». Такое представление было характерно, например, для даосов. В христианстве эта идея выражена в идее Всемирного потопа как Божьего наказания за грехи человеческие.

2. Циклическая парадигма исторического процесса впервые получила своё развитие в Древней Греции. Античные философы полагали, что история не знает движения к какой-либо цели, она движется по кругу. Одно из первых циклических описаний истории мы находим у Гераклита, который говорил о пульсации космического огня, то возникающего, то угасающего. Циклическую парадигму древних можно назвать неисторической.

Следующий этап её развития связан с цивилизационным или культурно-историческим подходом, разработанным Николаем Данилевским, Освальдом Шпенглером, Арнольдом Тойнби, Питиримом Сорокиным. Все они использовали разную терминологию: «культурно-исторические типы» (Н.Данилевский), «высокие культуры» (О.Шпенглер), «локальные цивилизации» (А.Тойнби), «культурные суперсистемы» (П.Сорокин). Суть концепции состоит в том, что «локальные цивилизации» проходят определённые циклы в своём развитии: зарождение, подъём, упадок и гибель.

3. Третья точка зрения связана с идеей прогресса. Со времён эпохи Просвещения эта идея стала использоваться в качестве всеобщего закона исторического развития. В парадигме исторического прогресса можно выделить две модели: линеарную и спиралевидную. Линеарная концепция разрабатывалась просветителями и позитивистами. С позиции просветительского варианта для общества характерно неуклонное восхождение к вершинам разума, справедливости, мира и добра (Дидро, Даламбер, Вольтер, Кондорсе). Позитивисты ориентировались на научное знание и рассматривали социальную эволюцию как самый внешний итог общего прогресса, который проходит через всё живое. На позитивной ступени исторического развития человечество достигает высшего знания, а оно содействует рациональной организации общества (О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Ст.Милль, В.Вундт).

Спиралевидная концепция прогресса представлена в работах Гегеля, Маркса и их последователей.

Концепция прогрессивного исторического развития общества связана с проблемой критерия прогресса, который позволял бы определить, на каком основании то или иное общество считается более развитым по отношению к другим. Единства во взглядах на критерий прогресса нет.

Если таким критерием выступает уровень развития производительных сил, то история выглядит как постепенное восхождение от первобытности с примитивными орудиями труда к капитализму с его индустриальной направленностью и современному информационному обществу, использующему сложные компьютерные технологии.

Однако во второй половине XX века обнаружилось, что чем более развиты производительные силы, тем ближе общество к катастрофе, к самоуничтожению. Получается, что прогрессивное развитие ведёт человечество к гибели. Поэтому в последнее время представления о критерии прогресса изменились. Теперь в качестве такового предлагается видеть степень освобождения человека. Тогда история общества выглядит как постепенное освобождение человека. Но проблема освобождения имеет, по меньшей мере, два аспекта (освобождение от стихийных сил природы, социальное освобождение) и порождает вопрос: для чего человеку нужна свобода?

Первый аспект освобождения (от природных стихий) начинает реализовываться при переходе к производящему типу природопользования. Но достичь полного, абсолютного освобождения невозможно, так как человек часть природы, и, следовательно, общество, являясь открытой системой, вне природы существовать не сможет. И сегодня человек до сих пор зачастую оказывается жертвой природных стихий, хотя, и не в такой степени, как первобытный.

Второй аспект (социальное освобождение) ещё более сложная задача. Начало её решения было положено преодолением различных форм личной зависимости. В настоящее время наиболее прогрессивной идеей, реализация которой позволит достичь максимальной свободы человека в обществе, является идея создания правового государства. Выдвинутая ещё в XIX веке, она до сих пор остаётся только идеей. Существующие современные государства пока не являются по-настоящему правовыми.

Ответить на вопрос, для чего нужна человеку свобода, тоже достаточно непросто. Иногда удобнее и не быть свободным вовсе. Потому что свобода сопряжена с ответственностью, а отвечать за свои поступки способен не каждый. Человек стремится к свободе по разным причинным, но главной целью человека всё же является духовное совершенствование, которое и вызывает потребность в свободе.

4. Постмодернисты подвергли критике основные объясняющие парадигмы и концепции, наработанные предшествующей наукой. Ими была отвергнута идея целостности и устойчивости реального мира. Её место занимает плюрализм. Постмодернизм объявил, что на место единой человеческой истории приходит становление как самодостаточный процесс. Реальны только фрагменты, события истории, но единого непрерывного исторического процесса нет. История состоит из трещин, разломов, провалов и пустот. История становится полицентричной, она течёт несколькими разнородными потоками и будущее этих потоков неопределённо (Зигмунд Бауман, Макс Мюллер, Жак Делёз).




2015-11-18 585 Обсуждений (0)
Проблема периодизации и направленности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема периодизации и направленности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (585)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)