Показатели
профессионального становления
педагогического коллектива
| Уровень профессионального становления педагогического коллектива
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
1. Социально-профессиональная
направленность
| Коллективные цели и задачи не отличаются точностью и четкостью формулировок, не разделяются большинством членов коллектива. Профессиональные потребности и мотивы отличаются разноплановостью, коллективные нормы, установки, традиции не сформированы.
| Цели деятельности отличаются четкостью формулировок, социальной направленностью, разделяются большинством членов коллектива. Преобладают духовные потребности, профессиональные мотивы деятельности имеют социальную ценность.
| Единство целей, воли коллектива, общественное мнение является регулятором поведения его членов, коллектив ставит цели развития и саморазвития. Коллективные нормы, мотивы, цели отличаются высокой социальной ценностью.
|
2.Профессиональная организованность
| Несогласованность в действиях, нестабильность отношений, повышенная конфликтность, любая стрессовая ситуация может разрушить отношения в коллективе.
| Складывается организационная культура в коллективе, появляется координация в деятельности и взаимодействии членов, которая имеет преимущественно деловой характер, в меньшей степени эмоциональный. Четко выражена организационная структура, признаки самоуправления.
| Коллектив отличается высокой профессиональной активностью,
профессиональные задачи решаются в коллективе слаженно, действия отличаются согласованностью, коллектив самостоятельно выбирает организаторов,
взаимодействия.
|
3.Профессиональная
компетентность
| Члены коллектива обладают в основном только общепрофессиональной и специальной компетентностью. Большинство членов не стремится повысить свою профессиональную квалификацию.
| У большинства членов коллектива, кроме общепрофессиональной и специальной, развиты и другие виды компетентности. В образовательном учреждении создана система повышения профессиональной квалификации, существует система мотивирующих факторов, способствующих повышению профессионального мастерства коллектива.
| Коллектив отличается высокой степенью развитости различных видов профессиональной компетентности. Систематическое повышение профессиональной квалификации является нормой жизни для коллектива. Созданы условия для раскрытия потенциальных профессиональных возможностей членов коллектива.
|
4. Системо-образующие связи
| В большей степени развиты функциональные виды связей. Характер отношений между членами в коллективе носит в основном формальный характер.
| Наряду с функциональными, хорошо развиты структурные связи (взаимодействия), носящие главным образом предметно-ориентированный характер. Тенденция к образованию в коллективе микрогрупп.
| Связи в коллективе отличаются разнообразием и прочностью.
Гармоничное сочетание формальных и неформальных отношений в коллективе. Микрогруппы тесным образом взаимодействуют.
|
5.
Сплоченность
| Низкий уровень ценностно-ориентационного единства в коллективе и психологической совместимости.
Отсутствует стабильность состава коллектива
| Возрастает степень ценностно-ориентационного единства в коллективе и психологической совместимости. В коллективе существует педагогическое ядро, состоящее из наиболее уважаемых членов, к мнению которых прислушивается весь коллектив. Характерна потенциальная стабильность состава.
| Высокая степень
ценностно-ориентационного единства в коллективе, взаимопонимание и сотрудничество осуществляется не только в деловой сфере, но и в неформальной. Сформированы коллективные ценности, традиции и нормы. Стабильность состава устойчивая.
|
6. Функциональные связи
| Неустойчивость функциональных связей. Отсутствует четкость в распределении функций в коллективе, наличие дублирования функций.
| Функции в коллективе отличаются четкостью распределения, но может наблюдаться и частичное наложение функций, страхование.
| Стабильные функциональные связи. В распределении функций присутствует четкость, слаженность, отсутствие дублирования, в случае необходимости возможна взаимозаменяемость членов коллектива.
|
7. Профессион. координированность
(согласованность)
| Координированность деятельности выражена слабо, наблюдаются сбои в экстремальных ситуациях, индивидуальная деятельность педагогов часто не согласуется с коллективной, наблюдаются нарушения трудовой дисциплины.
| Профессиональная деятельность отличается согласованностью деятельности педагогов, четко прослеживается последовательность, взаимосвязанность этапов основной коллективной деятельности. Нарушения трудовой дисциплины встречаются крайне редко.
| Профессиональная деятельность отличается высокой координированностью индивидуальных деятельностей педагогов, наличием взаимосвязанности основных этапов, отсутствием нарушений трудовой дисциплины
|
8. Интергрупповая профессиональная активность
| Профессиональная изоляция педагогического коллектива, нежелание сотрудничать с другими коллективами.
| Коллектив стремится к профессиональным контактам с другими коллективами, хочет показать свои достижения и оказать влияние на педагогическое сообщество в рамках района.
| Педагогический коллектив имеет высокую включенность в педагогическое сообщество района и города благодаря профессиональным достижениям и широким профессиональным контактам.
|
9. Профессиональная активность личности в коллективе
| Личность в коллективе не всегда способна проявить профессиональную активность вследствие отсутствия понимания и помощи со стороны коллектива.
| Ядро коллектива из авторитетных педагогов — профессионалов стремится оказать внимание, помощь, поддержку другим членам коллектива для проявления творческой инициативы педагогов в коллективе.
| Педагогический коллектив стремиться к тому, чтобы каждый его член проявлял творческую активность в процессе жизнедеятельности.
|
10. Характер решаемых профессиональных задач
| Только типовые профессиональные задачи: формирование познавательных мотивов учащихсяся, конструирование
содержания учебного материала по предмету, дидактическое, материально-техническое обеспечение, разработка методики обучения, формирование общеучебных умений и навыков.
| К типовым добавляются профессиональные задачи по разработке новых методик и технологий обучения и воспитания, по диагностике и прогнозированию развития личности учащихся, образуются комплексы задач, направленные на осуществление образовательного процесса.
| Образуются прочные комплексы профессиональных задач, включающих задачи по диагностике, прогнозированию, проектированию развития личности
обучаемых и развитию педагогической рефлексии.
|
11. Процессуальные характеристики профессиональной деятельности
(трудности, искажения, деформации)
| Наблюдаются различные профессиональные деформации у членов коллектива: авторитарность,
демонстративность,
педагогический
догматизм и консерватизм, трудности адаптации новых членов, невнимание к проблемам педагогов.
| Профессиональные деформации имеют место, но в коллективе ведется систематическая работа по их предупреждению и профилактике. К новым членам в коллективе внимательно относятся, что способствует их скорейшей адаптации.
| Система работы по профилактике профессиональных деформаций способствует снижению возможностей для их развития в коллективе. Повышенное внимание к новым членам, оказание необходимой помощи, облегчающей процесс адаптации.
|
12. Результаты деятельности
| Обученность, воспитанность, развитость обучающихся в целом соответствует стандартам образования.
| Обученность, воспитанность, развитость обучающихся соответствует стандартам образования.
| Обученность, воспитанность, развитость обучающихся значительно превышает стандарты образования.
|
13. Динамика профессионального роста
| Профессиональный рост членов коллектива обусловлен лишь внешними требованиями, без внутренней мотивации, имеет низкие темпы.
| Позитивная динамика
профессионального роста, обусловленная сочетанием внешних и внутренних потребностей в профессиональном росте.
| Высокие темпы повышения профессионального мастерства педагогов, обусловленные внутренней потребностью в профессиональном самосовершенствовании.
|
14. Возможности для профессионального роста личности
| Ограниченные возможности для профессионального роста педагогов в рамках образовательного учреждения.
| Наличие возможностей для профессионального роста педагогов преимущественно за счет внутренних резервов образовательного учреждения и за его пределами.
| Наличие внутренних и внешних возможностей для профессионального роста педагогов, отсутствие сдерживающих факторов для профессионального роста коллектива.
|
15. Сформированность педагогической рефлексии
| Низкий уровень сформированности педагогической рефлексии у членов коллектива, связанный с отсутствием потребности в самопознпнии и самооценке.
| Повышающийся уровень педагогической рефлексии в коллективе, за счет реализации потребностей наиболее продвинутой части коллектива в профессиональном самопознании и самоанализе.
| Высокий уровень сформированности
педагогической рефлексии на основе коллективной потребности в самосовершенствовании.
|
16. Соответствие ожиданиям социальных заказчиков
| Соответствие по ряду ожиданий социальных заказчиков.
| Соответствие по большинству ожиданий социальных заказчиков.
| Полное соответствие социальным ожиданиям.
|