Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Совместный анализ производственных и рыночных возможностей



2015-11-18 600 Обсуждений (0)
Совместный анализ производственных и рыночных возможностей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В рамках данного подраздела производственного плана должен быть проведен совместный попарный сравнительный анализ четырех базовых величин:

a) величины емкости целевых сегментов рынка;

b) величины плановой программы выпуска и реализации выбранного вида продукции;

c) величины плановых производственных мощностей предприятия;

d) величины планового уровня безубыточности.

По результатам анализа должен быть сделан вывод о потенциальной эффективности планируемого проекта, т. е. о соответствии производственных возможностей предприятия тем рыночным условиям, которые определяют потенциальную экономическую эффективность проекта. Если вывод оказывается негативным, то проект должен быть пересмотрен и все предшествующие разделы пояснительной записки должны быть сформированы заново.

 

6. Организационный план

 

Данный раздел пояснительной записки должен быть составлен следующим образом:

a) провести укрупненный анализ параметров действующей организационной структуры предприятия на предмет ее соответствия функциональным особенностям деятельности, планируемой в проекте. Если в результате анализа выявлены существенные недостатки действующей оргструктуры, мешающие реализации планируемого проекта, необходимо предусмотреть мероприятия по устранению этих недостатков;

b) провести анализ действующих на предприятии систем оплаты труда сотрудников с точки зрения соответствия их мотивационного уровня тому уровню, который необходим для нормальной реализации планируемых мероприятий, а также спланировать соответствующие мероприятия по изменению схем оплаты труда (если это необходимо).

7. Инвестиционный план

 

Данный раздел пояснительной записки должен быть выполнен следующим образом:

a) осуществить поэлементный расчет объема инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации планируемого проекта. Для этого необходимо:

1) осуществить расчет необходимых капитальных затрат по годам реализации рассматриваемого проекта;

2) осуществить расчет прироста норматива собственных оборотных средств по годам реализации рассматриваемого проекта;

3) осуществить расчет общей величины необходимых инвестиционных затрат по годам реализации проекта (оформляется по макету таблицы 14).

b) четко определить структуру источников получения необходимых инвестиционных ресурсов по годам реализации проекта (оформляется по макету таблицы 14);

c) четко определить структуру источников получения необходимых инвестиционных ресурсов по годам реализации проекта;

d) составить график погашения задолженности по внешним инвестициям (оформляется по макету таблицы 15). В случае, если в качестве инвестиционных ресурсов используется долгосрочный банковский кредит, расчет погашения задолженности должен учитывать возврат как основной суммы долга, так и сумм начисляемых процентов.

Таблица 14

Расчёт общих инвестиционных затрат по годам реализации проекта

Показатели По годам реализации проекта
1 год 2 год t год
1. Необходимые капитальные затраты, д. е.        
2. Прирост собственных оборотных средств, д. е.        
3. Итого общие инвестиционные затраты, д. е. (стр. 1 + стр. 2)        

 

Таблица 15

Сводный расчет погашения долговых обязательств

 

Вид долговых обязательств Всего обязательств По годам реализации проекта
1 год 2 год t год
Привлекаемые долгосрочные кредиты (по проекту):
1. Задолженность по кредиту на начало года X        
2. Сумма получаемого кредита          
3. Итого сумма основного долга и процентов X        
4. Начислено процентов X        
5. Итого сумма основного долга и процентов X        
6. Погашение основного долга          
7. Погашение процентов          
8. Задолженность по кредиту на конец года X        
9. Итого погашения основного долг а и процентов (сумма строк 6 и 7 для кредитов 1, 2,...п)          
Существующие долгосрочные кредиты (по предприятию):
10. Задолженность по кредиту на начало года X        
11. Начислено процентов X        
12. Погашение основного долга          
13. Погашение процентов          
14. Задолженность по кредиту на конец года X        
15. Итого погашения основного долга и процентов (сумма строк 12 и 13 для кредитов 1,2 ..... п)          
Прочие обязательства предприятия:
16 Погашение отсроченной задолженности          
17. Задолженность на конец года          
18 Всего погашения долговых обязательств (стр.9 + стр.15 + стр.16)          

 

 

8. Финансовый план

Данный раздел является ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность.

Основной целью данного раздела пояснительной записки является составление сводного баланса доходов и расходов, включающего в свою структуру четыре группы статей:

1. Доходы и поступления средств:

a) балансовая прибыль;

b) амортизационные отчисления;

c) прирост устойчивых пассивов;

d) долгосрочный кредит;

e) прочие доходы.

2. Расходы и отчисления средств:

a) отчисления в фонд накопления;

b) отчисления в фонд потребления;

c) отчисления в резервный фонд;

d) свободная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

e) свободная амортизация, остающаяся в распоряжении предприятия;

f) прочие расходы.

3. Платежи в бюджет:

a) налог на недвижимость;

b) налог на прибыль;

c) налог на доходы;

d) прочие налоги из прибыли.

4. Ассигнования из бюджета.

Главным критерием правильности составленного баланса является равенство его доходной и расходной статей с учетом сальдо по расчетам с бюджетом.

1. Объем финансирования проекта по источникам может представляться по форме таблицы 16.

2. Финансовые результаты реализации (план по прибыли и убыткам) инвестиционного проекта показывают распределение выручки, полученной от продажи продукции, и объем чистой прибыли по месяцам, кварталам и годам (таблица 17).

Переменные затраты

Определяются суммарные переменные затраты (см. табл. 17, строка 2 + строка 3).

Конкретный перечень расходов, относящихся к переменным затратам, может меняться в зависимости от вида бизнеса, но в основном выделяют три основные категории статей:

1) сырье, материалы и комплектующие, приобретаемые со стороны;

2) операционные (производственные, эксплуатационные) расходы, непосредственно связанные с ростом или уменьшением объема продаж;

3) заработная плата производственного персонала, численность и оплачиваемое рабочее время которого напрямую связаны с ростом объемов продаж.

 

 

Таблица 16

Источники средств (на начало реализации проекта), тыс. руб.

Наименование источников Средства на начало реализации проекта
СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА  
1. Выручка от реализации акций (взнос в уставный капитал в денеж­ной форме)  
2. Нераспределенная прибыль (фонд накопления)  
3. Неиспользованная амортизация основных средств  
4. Амортизация нематериальных активов  
5. Результат от продажи основных средств  
6. Собственные средства, всего (сумма показателей пунктов 1—5)  
7. Кредиты банков (по всем видам кредитов)  
8. Заемные средства других организаций  
9. Долевое участие в строительстве  
10. Прочие  
11. Заемные и привлеченные средства, всего (сумма показателей пунктов 7—10)  
12. Предполагаемая государственная поддержка проекта  
13. Итого (сумма показателей пунктов 6, 11, 12)  

 

Вместе с издержками на заработную плату необходимо отразить и страховые взносы. Если расходы на заработную плату не могут быть однозначно увязаны с динамикой выручки от продаж, то такие издержки на заработную плату вместе со страховыми взносами отражаются в накладных расходах. В случае, когда затруднительно решить, к какому виду затрат относятся те или иные затраты, целесообразнее включать их в накладные расходы.

Конкретный набор статей переменных затрат для других видов бизнеса может быть иным. Так, например, для предприятий торгового бизнеса прямыми материальными затратами будет покупная стоимость товаров у поставщиков, выручка от продажи которых отражена в данном расчетном периоде. Статья «Операционные расходы» — это расходы по доставке и хранению продукции, а статья «Заработная плата» — заработная плата грузчиков, экспедиторов, складских рабочих.

Постоянные расходы

Это расходы, связанные с общехозяйственной деятельностью предприятия за период. Их нельзя непосредственно отнести на отдельный продукт (заказ, услугу). Обычно их принято подразделять на три категории расходов: общепроизводственные, управленческие и коммерческие (расходы на маркетинг и сбыт).

В составе постоянных расходов целесообразно отдельной строкой выделить амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления относятся к разряду калькуляционных издержек и рассчитываются в соответствии с установленными нормами амортизации. Реально же сумма амортизационных отчислений никуда не перечисляется. Она остается на счете предприятия, пополняя остаток ликвидных средств.

Таблица 17

План прибылей и убытков

№ п/п Наименование показателей 1-ый год по месяцам 2-ой год по кварталам 3-ий за год
Выручка от продаж (без НДС и акцизов)                                  
Прямые материальные затраты (без НДС)                                  
Заработная плата производст­венного персонала (вкл. страховые взносы)                                  
Валовая прибыль (п. 1 -п.2-п. 3)                                  
Постоянные (общехозяйственные и прочие) расходы (без НДС)                                  
Постоянные расходы на заработ­ную плату АУП (вкл. страховые взносы)                                  
Амортизационные отчисления                                  
Операционная прибыль/убыток (п. 4 - п. 5 - п. 6 - п. 7)                                  
Проценты по кредитам, вклю­чаемые в себестоимость                                  
Налог на имущество                                  
Прибыль до налогообложения (п. 8 - п. 9 - п. 10)                                  
Налог на прибыль                                  
Чистая прибыль (п. 11 - п. 12)                                  

 

3. Исходными данными определения эффективности инвестиционного проекта служат данные плана денежных потоков или поступлений и выплат (таблица 18). На первые два года реализации проекта показатели определяются с разбивкой по кварталам. Необходимым условием реализуемости проекта является положительное значение показателя денежного потока для каждого интервала времени.

План денежных потоков (или план движения денежных средств, Cash Flow) представляет собой финансовый документ, отражающий движение потоков денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия на планируемый период. Он показывает динамику поступления и расходования денежных средств на планируемый период, что позволяет судить о платежеспособности предприятия.

Цель прогнозирования движения денежных потоков — определить объемы финансовых потребностей (кредитов, инвестиций), а также обеспечить сбалансированность поступления и расходования денежных средств в ближайшие 12 месяцев.

Для достижения поставленной цели прогнозируется объем денежных средств, поступающих на банковский счет в течение месяца, и объем денежных средств, выплачиваемых предприятием в течение того же месяца. Если остатка денежных средств на начало периода и ожидаемых в течение этого периода поступлений денежных средств будет недостаточно для покрытия запланированных текущих затрат и других видов расходов (например, на капитальные вложения или на предпроизводственные расходы подготовительного периода по проекту), о чем свидетельствует отрицательный остаток (дефицит денежных средств) на конец периода, то необходимо будет изыскивать дополнительные источники их получения (к примеру, снижать расходы, дебиторскую задолженность, брать кредит в банке и др.). Поэтому одно из важных свойств плана денежных потоков — это предсказание остатка банковского счета на конец периода.

Таблица 18

План денежных потоков

Остаток денежных средств на начало периода  
1. Поступления (приток денежных средств):  
A. От операционной деятельности  
B. От инвестиционной деятельности  
C. От финансовой деятельности  
Всего поступлений:  
2. Выплаты (отток денежных средств):  
A. От операционной деятельности  
B. От инвестиционной деятельности  
C. От финансовой деятельности  
Всего выплат:  
Остаток денежных средств на конец периода  

При составлении плана денежных потоков целесообразно все поступления и выплаты денежных средств упорядочить в три группы, которые характеризуют основные направления и источники получения денежных средств.

1. Денежный поток от операционной деятельности (операционный денежный поток). Включает в себя поступления денежных средств от покупателей за продукцию, прочие поступления от текущей деятельности, а также выплаты денежных средств поставщикам, работникам, уплату налогов и прочих платежей, возникающих непосредственно в результате текущей операционной деятельности предприятия. Анализ операционного денежного потока позволяет судить об эффективности производственного процесса, а также о необходимости привлечения дополнительных денежных средств.

2. Денежный поток от инвестиционной деятельности (инвестиционный денежный поток). Отражает платежи за приобретенное оборудование и прочие инвестиционные расходы, а также поступления от реализации активов, которые не используются в производстве. Поскольку эти расходы и доходы непосредственно не связаны с текущей производственной деятельностью, то они выделяются в отдельную группу.

3. Денежный поток от финансовой деятельности (финансовый денежный поток). Отражает поступления денежных средств от выпуска акций, в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов, вкладов владельцев предприятия, а также платежи в виде выплаты дивидендов, процентов по кредитам, финансовые вложения свободных денежных средств. Финансовый денежный поток характеризует деятельность предприятия по финансированию текущих и инвестиционных затрат.

 

Оценка рисков проекта

 

Основными задачами составления данного раздела пояснительной записки являются: четкое выделение, количественная оценка возможных рисков проекта, а также разработка перечня шагов, направленных на избежание или минимизацию последствий соответствующих рисковых ситуаций.

При написании бизнес-планов инвестиционных проектов традиционно принято использовать т. н. постадийную оценку рисков[2]. Она основана на том, что риски определяются для каждой стадии проекта отдельно, а затем находится суммарный по всему проекту. Обычно в каждом проекте выделяются следующие стадии:

· подготовительная стадия: выполнение всего комплекса работ, необходимых для начала реализации проекта;

· стадия строительства: возведение необходимых зданий и сооружений, закупка и монтаж оборудования;

· стадия функционирования: вывод проекта на полную мощность и получение прибыли.

Процедура оценки рисков проекта может быть реализована на основе следующего алгоритма:

1. Выделяются основные стадии реализации рассматриваемого проекта.

2. В рамках каждой из стадий выделяется перечень простых (т. е. независимых друг от друга) рисков, которые могут иметь место во время её реализации. Результаты такого выделения заносятся в столбец 1 специальной таблицы (оформляется по макету таблицы 19).

Таблица 19

Оценка рисков по стадиям реализации проекта

 

Простые риски Эксперты Средняя Vi Приоритет Pi Wi P
п
Подготовительная стадия
1. Удалённость от инженерных сетей                  
2. Доступность подрядчиков на месте                  
Стадия строительства
1. Платёжеспособность заказчика                  
2. Непредвиденные затраты на строительство, в том числе из-за инфляции                  
3. Недостатки проектно-изыскательских работ                  
4. Несвоевременная поставка комплектующих                  
5. Несвоевременная подготовка работников                  
6. Срыв подрядчиком ввода объекта в срок                  
Стадия функционирования
Финансово-экономические риски
1. Неустойчивость спроса                  
2. Появление альтернативного продукта \ услуги (конкурента)                  
3. Снижение цен конкурентами                  
4. Увеличение производства у конкурентов                  
5. Рост налогов                  
6. Неплатёжеспособность потребителей                  
7. Рост цен на сырьё, перевозки                  
8. Зависимость от поставщиков сырья для производства                  
9. Недостаток оборотных средств                  
Социальные риски
1. Трудности с набором квалифицированной рабочей силы                  
2. Недостаточный для удержания персонала уровень заработной платы                  
3. Недостаточная квалификация кадров                  
4. Просчёты в дизайне помещения                  
Технические риски
1. Нестабильность качества сырья                  
2. Новизна услуги                  
3. Отсутствие резерва мощности для производственных целей                  
Экологические риски
1. 1. Вероятность взысканий со стороны надзорных органов                  
2. 2. Вероятность расположения рядом с точкой оказания услуг вредных производств; торговых точек, не сочетающихся с предприятием общественного питания                  

 

3. Экспертным путём определяются вероятности простых рисков в рамках каждой их композиции (т. е. в рамках отдельной стадии проекта или группы рисков внутри стадии проекта).

Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляется перечень первичных рисков по всем стадиям проекта, и им предлагается оценить вероятность их наступления, руководствуясь следующей системой оценок:

0 — риск рассматривается как несущественный;

25 — риск, скорее всего, не реализуется;

50 — о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;

75 — риск, скорее всего, проявится;

100 — риск, наверняка, реализуется.

Полученные оценки вероятностей заносятся в колонки 2 – 6 таблицы.

 

4. Данные экспертами оценки подвергаются анализу на непротиворечивость, который выполняется по следующим правилам.

Правило 1 говорит о том, что максимально допустимая разница между оценками двух экспертов по любому фактору не должна превышать 50:

(9)

где аi и bi – оценки, данные каждым из двух сравниваемых экспертов i-му риску.

Сравнения проводятся по модулю, т.е. знак (плюс или минус) не учитывается. Учет этого правила позволяет устранить недопустимые различия в оценках экспертами вероятности наступления отдельной рисковой ситуации.

Правило 2 необходимо для оценки согласованности мнений экспертов по всему набору рисков. Оно позволяет выявить пару экспертов, мнения которых наиболее сильно расходятся. Для расчетов расхождения оценки суммируются по модулю и результат делится на число простых рисков. Полученный результата не должен превышать значение 25:

(10)

В том случае, если между мнениями экспертов будут обнаружены противоречия (не выполняется хотя бы одно из Правил 1 и 2), соответствующие спорные моменты должны быть устранены путем совместного экспертного анализа.

5. После согласования мнений экспертов определяется средняя вероятность каждого из простых рисков. Результаты усреднения заносятся в колонку 7 таблицы.

6. Осуществляется определение приоритетов каждого из выделенных простых рисков в рамках соответствующей их композиции. Результаты заносятся в колонку 8.

7. Осуществляется определение значений весов каждого из простых рисков в рамках композиции в соответствие с его приоритетом. Результаты заносятся в колонку 9 таблицы. Расчет весов с учетом приоритетов осуществляется следующим образом:

a) вес рисков, которым присвоен последний приоритет, определяется по формуле 11:

, (11)

 

где k – число включённых в расчёт приоритетов; F – отношение значения последнего приоритета к значению первого приоритета;

 

b) вес рисков, которым присвоен первый приоритет, определяется по формуле 1.12:

. (12)

c) вес рисков, которым присвоен приоритет с номером m, определяется по формуле 13:

. (13)

 

Правильность проведенных расчетов проверяется по следующим двум правилам:

a) риски, которым на предшествующем этапе расчетов был присвоен одинаковый приоритет, должны получить одинаковые веса;

b) сумма весов по всем учтенным в рамках соответствующей композиции приоритетам должна равняться единице.

8. Осуществляется определение значимости каждого простого риска с учётом его веса. Значимость определяется как произведение средней вероятности соответствующего риска на его вес. Результаты расчетов заносятся в колонку 10 таблицы.

9. Для каждой из стадий проекта выбираются наиболее значимые риски, по каждому из которых производится расчет ожидаемых финансовых последствий (убытков или недополученных доходов). Результаты сводятся в таблицу, оформленную по макету таблицы 20.

Таблица 20

Наиболее значимые риски проекта

Наименование риска Значимость риска Ожидаемые финансовые последствия
Подготовительная стадия
Стадия строительства
Стадия функционирования

 

10. Для каждого из вошедших в таблицу 13.8 рисков определяются соответствующие методы их избежания или возможной компенсации негативных последствий.

 



2015-11-18 600 Обсуждений (0)
Совместный анализ производственных и рыночных возможностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Совместный анализ производственных и рыночных возможностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (600)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)