Функции и среда управления человеческими ресурсами
Управление человеческими ресурсами (УЧР) выполняет следующие функции: § набор и отбор персонала; § адаптация; § оценка персонала; § обучение и развитие персонала; § планирование карьеры; § организация системы компенсаций и пособий; § обеспечение безопасности; § регулирование трудовых отношений; § стратегическое планирование; § анализ, проектирование рабочих процессов. На управление человеческими ресурсами оказывают влияние такие важнейшие характеристики окружающей среды, как обеспеченность ресурсами, ее динамичность и сложность. Обеспеченность ресурсами - финансовыми, материальными и трудовыми — должна быть оптимальной. Их избыток, как правило, сопровождается их нерациональным использованием, снижением эффективности работы. Однако недостаток ресурсов может привести к конфликтам между подразделениями организации, претендующими на одни и те же ресурсы. Чрезмерная экономия на персонале, недостаток рабочей силы относительно запланированного объема работ приводит к их некачественному выполнению и увеличению брака. Кроме того, работа в условиях постоянного перенапряжения сопровождается стрессами со всеми вытекающими отсюда негативными экономическими и социальными последствиями для работников и организации в целом. Динамичность окружающей среды определяется как степень ее подвижности в ответ на изменяющиеся условия. Там, где происходят частые изменения, например в области высоких технологий, стратегия подбора, оценки, обучения и стимулирования персонала должна строиться таким образом, чтобы стимулировать высокую трудовую мобильность работников и способствовать их адаптации к постоянным изменениям условий производства и хозяйствования. Степень сложности хозяйственной деятельности во многом зависит от уровня конкуренции в отрасли и на региональном рынке продуктов и услуг. Среда считается достаточно сложной, если на рынке существует несколько сильных конкурентов, между которыми идет борьба за передел рынка, и появляются новые конкуренты, осуществляющие агрессивную политику на рынке. Особенности работы организации в таких сложных условиях откладывают отпечаток на принятие кадровых решений. Кадровые службы вынуждены считаться с ситуацией в данном сегменте рынка труда, следить за тенденциями в уровне оплаты труда, чтобы не допустить ухода ценных работников к конкурентам. Для этих целей используются обзоры уровней оплаты труда в аналогичных организациях. Так, службы управления персоналом иностранных компаний в России постоянно используют этот фактор при принятии кадровых решений. Содержание менеджерской деятельности в сфере управления человеческими ресурсами Менеджер в сфере управления человеческими ресурсами осуществляет: § создание материальных и социальных предпосылок для обеспечения эффективной управленческой деятельности; § стратегическую, инновационную деятельность, ориентированную на развитие управленческой деятельности; § деятельность узко специализированного штабного работника, выключенного из проблем оперативного управления и сосредоточенного на проблемах развития организации — работе на перспективу (в этом особенность позиции менеджера); § рациональное использование и активизацию социоинженерной практики; § активизацию одного из типов ресурсов — материального, технико-технологического, финансового, информационного, человеческого и др. Исходя из сказанного, можно определить профили возможных менеджерских специализаций: менеджеры по технике и технологии, по финансам, по маркетингу, по информационным ресурсам, по человеческим ресурсам и др. Объектом деятельности менеджера в сфере управления человеческими ресурсами выступают люди (персонал организации). Администратор не рассматривается как полноценный менеджер, так как в силу своей позиции он не занят поисковой инновационной деятельностью. Деятельностью администратора являются функции: § целеполагания; § планирования; § организации; § мотивирования; § координации; § контроля. Объектом деятельности менеджера в сфере управления человеческими ресурсами выступает не человек (персонал), а сама управленческая деятельность, которая является объектом совершенствования и рационализации. В сфере управления человеческими ресурсами человек рассматривается не как непосредственный объект управления, а как необходимый организации ресурс, рациональное использование которого во многом определяет эффективность деятельности организации. Таким образом, деятельность менеджера в сфере управления человеческими ресурсами заключается в том, чтобы изыскать, привлечь, активизировать и наиболее эффективно использовать данный дефицитный и важный для организации ресурс. При этом менеджер по управлению человеческими ресурсами решает задачи: § создания и внедрения более совершенных средств (социальных технологий, организационных проектов) и методов, направленных на рационализацию работы с человеческими ресурсами; § создания кадровой стратегии как элемента общей стратегии организации; следовательно, можно сказать, что менеджер по управлению человеческими ресурсами участвует в определении стратегических ориентиров развития организации. Работа менеджера с человеком как с ресурсом усложняется дифференцированностью черт личности, зрелостью личности, различием жизненных стратегий, ценностных ориентаций, установок и мотивов личности, разными типами и уровнями социализации, принадлежностью личности к разным социальным и этническим группам и др. Полноценные менеджерские службы в сфере управления человеческими ресурсами могут работать в следующих возможных направлениях: § сканирование рынка труда; § кадровый маркетинг; § работа в сфере внешнего и внутреннего PR; § формирование кадровой стратегии; § организационное проектирование и реконструкция; § налаживание системы деловых коммуникаций в организации; § набор, подбор и расстановка персонала; § оценка и аттестация персонала; § продвижение кадров; § профессиональная адаптация; § планирование и управление профессиональной карьерой работников; § работа с кадровым резервом; § формирование рабочих и управленческих команд; § формирование и изменение состава коллективов и целевых групп; § стимулирование механизмов саморегуляции коллективов; § мотивация работников; § развитие и обучение персонала организации; § формирование действенной корпоративной культуры; § работа по обеспечению идентификации работника с организацией; § работа по обеспечению стабильности и оптимизации движения кадров; § социально-психологическая адаптация молодых работников; § снятие социальных напряжений и разрешение производственных и организационных конфликтов; § социально-психологическая релаксация работников. Обычно деятельность менеджера в сфере управления человеческими ресурсами определяется как разновидность социо- инженерной практики. Ее содержание — социально-проектная технологическая и внедренческая деятельность, связанная с проектированием и реконструкцией социальных институтов и совершенствованием методов социального управления в организациях.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1909)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |