Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История предпринимательства в РБ



2015-11-18 2083 Обсуждений (0)
История предпринимательства в РБ 4.67 из 5.00 3 оценки




Переход к рыночным отношениям в экономике Беларуси на­чался в середине 80-х годов, когда страна была еще в составе Совет­ского Союза. В 1986 году правительством СССР были приняты ре­шения о развитии индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). В Беларуси Закон об ИТД вступил в действие с 1 мая 1987 года. В этих решениях ничего принципиально нового не было: и до этого в Беларуси кустарно-ремесленнической деятельностью занимались 4,5 тыс. человек, - они, например, шили на дому одежду или на своих огородах выращивали семена цветов. Однако новым было от­ношение к частной инициативе. Властям вменялось в обязанность содействовать ремесленникам в приобретении сырья, обеспечении помещениями, кредитами и торговыми местами на колхозных рын­ках. При этом оставались непоколебимыми принципы социализма: не разрешались применение наемной рабочей силы и оборот средств производства. ИТД разрешалось заниматься пенсионеркам, домо­хозяйкам и инвалидам. Другие граждане могли заниматься ИТД только в свободное от основной работы время.

Еще одной возможностью для предприимчивых людей про­явить себя стали центры научно-технического творчества молоде­жи (НТТМ), создание которых началось в 1987 году. Они появля­лись, как правило, при городских и районных комсомольских организациях на хозрасчетной основе с целью ускорения научно-технического прогресса. При них создавались временные творчес­кие коллективы (ВТК), которые работали в принципиально новых условиях без "плана" и "вала", по договорам с центром. Они сами искали заказы на выполнение работ и договаривались о цене рабо­ты с заказчиком. Одним из таких центров стал созданный в Минске в феврале 1988 года центр НТТМ "Спектр". Уже через два года ра­боты в штате центра было 35 человек, объем выполненных договор­ных работ составлял несколько миллионов долларов.

Гораздо более значимым фактом для развития предпринима­тельства стало принятие в конце 1986 - начале 1987 года первых решений, а позже в 1988 году и Закона о развитии кооперации в СССР. Идеологические основы Закона "О кооперации", казалось бы, соответствовали ленинской идее: кооператив при социализме явля­ется предприятием социалистическим и призван дополнять госу­дарственный сектор там, где требуется больше гибкости, быстрая реакция на спрос. На деле же у кооперативов оказался статус пол­ноценного предприятия и рыночного агента. Они были вправе про­изводить и покупать любую продукцию, свободно устанавливать цены (за исключением тех случаев, когда кооперативы выполняли принятый добровольно госзаказ). А главное, что кооператив исполь­зовал свою, частную, собственность. Кооперативы не отчисляли деньги в бюджет и вышестоящим организациям, как государствен­ные предприятия, а платили налоги, причем весьма умеренные в первое время. В среднем у государственных предприятий забирали 50% прибыли, а у кооперативов - 3% дохода, что составляло в сред­нем около 6% прибыли.

Столь благоприятные условия для кооперативов привели к быстрому росту их численности. Если на начало 1988 года в Бело­русской ССР было 2 158 кооперативов с числом занятых 20,4 тыс. человек, то к началу 1990 года - 6 183 кооператива с числом заня­тых 355 тыс. человек.

Таким образом, в конце 80-х годов в СССР, впервые со времен нэпа, наряду с государственным сектором возник реальный част­ный сектор. Свобода деятельности кооперативов привлекла массу предприимчивых людей. И немало сегодняшних состояний вырос­ло из возникших тогда кооперативов. Конец 80-х - начало 90-х го­дов были временем "золотой лихорадки" для бизнеса. Пустые пол­ки магазинов, фиксированные цены в госсекторе и свободные у предпринимателей, кредиты под проценты, которые были в десят­ки раз ниже инфляции, диспаритет цен внешнего и внутреннего рынков и многое другое - все это создавало прекрасные возможнос­ти для предпринимателей.

Деньги делались на всем - от свалок до внедрения достиже­ний научно-технического прогресса. Например, при Государствен­ном комитете по снабжению был создан кооператив "Прудище" (по названию полигона под Минском, где была организована свалка). Этот кооператив занимался извлечением полезного вторсырья из мусора. Его членами стали в основном пенсионеры и инвалиды, которые и раньше "рылись" на этой свалке. При этом "трудящих­ся" рядом с ними бомжей в кооператив не принимали, так как у них не было справок с основного места работы или из отделов соци ального обеспечения. С другой стороны, известен кооператив, ко­торый помог изобретателю довести до проектной документации его идею о защите электродвигателей от сгорания и впоследствии про­давал эту документацию предприятиям всего СССР. Или такой при­мер. Известный в то время предприниматель Гарри Островский свой первый миллион заработал на новой технологии производства осо­бо твердых набоек для обуви из металлического порошка. Темпы инфляции в 1992-1993 годах доходили до 2000% в год. В то же вре­мя ставки по кредитам оставались очень низкими. Например, про­центные ставки по кредитам Белагропромбанка в декабре 1992 года были на уровне 60%. В этих условиях все предприятия, имевшие доступ к кредитам, могли делать значительные деньги без всяких усилий. Достаточно, например, было купить на взятый в банке кре­дит партию товара и просто продать его через несколько месяцев. Одновременно в это время от падения покупательной способности рубля теряли те, кто держал свои сбережения в деньгах.

Благоприятные возможности для легального формирования крупных состояний вытекали из различия цен мирового и внутренне­го рынков. В СССР цены на основные ресурсы (нефть, газ, металлы, лес) оставались фиксированными в девальвированной внутренней ва­люте и оказались значительно ниже, чем за рубежом. Так, в 1991 году оптовая цена нефти-сырца при расчетах на основе рыночного валют­ного курса на внутреннем рынке упала и составила менее 0,5% уров­ня мировых цен. В то же время цены, к примеру, на компьютеры или импортную косметику были гораздо выше, чем за рубежом. Рентабель­ность сделок для компаний, экспортирующих сырье и импортирую­щих компьютеры, составляла тысячи процентов. Вот почему в то вре­мя в одном и том же рекламном объявлении можно было встретить предложение купить у фирмы компьютеры и продать ей сырье.

Допустив свободные цены в частном секторе, государство ос­тавило фиксированные цены на товары и услуги госсектора. Это дало новым компаниям возможность повышать цены на свои това­ры до уровня рыночного равновесия и получать очень большие до­ходы. Например, чистые магнитофонные кассеты продавались в государственных магазинах по 4 рубля за штуку, но в продаже прак­тически отсутствовали. Кооператоры "доставали" чистые кассеты и записывали на них музыку. Затем, пользуясь правом продавать свою продукцию по свободным ценам, они реализовывали эти кас­сеты по 8 рублей за штуку. Двухуровневая система цен способствовала развитию кор­рупции и увеличению "серой" экономики. Все крупные предпри­ятия "обрастали" мелкими фирмами-посредниками. Госпредпри­ятия на вполне законных основаниях продавали коммерческим кооперативам или малым предприятиям дефицитную продукцию по фиксированным ценам, которая затем перепродавалась другим покупателям по рыночным ценам. Так ползучая приватизация фи­нансовых средств госпредприятий началась задолго до привати­зации их имущества.

Однако надежды на то, что кооперативы насытят рынок това­рами, не оправдались. Во-первых, они занимали слишком незначи­тельную долю на рынке, чтобы существенно повлиять на его состоя­ние. Во-вторых, материально-техническое снабжение кооперативов упиралось в госзаказы и лимиты. Поэтому они работали в основном по "обслуживанию" госпредприятий. В 1990 году в целом по СССР 80% кооперативов действовало при госпредприятиях, арендуя у них площади и приобретая материалы. При этом 70% продукции коопе­ративы продавали госпредприятиям.

Еще одной формой перехода от государственной собственнос­ти к частной стала аренда. В ноябре 1998 года были приняты Осно­вы законодательства СССР и союзных республик об аренде. В них говорилось, что предприятие может по разрешению собственника, т.е. государства, сдать само себя, а точнее имущественный комп­лекс, в аренду. Арендатору предоставлялось право выкупа имуще­ства на условиях, которые оговаривались в договоре. Выкуп счи­тался совершенным, когда сумма арендных платежей достигала стоимости сданного в аренду имущества. К 1990 году в СССР уже было 6,2 тыс. арендных предприятий с 3,6 млн. работающих. В Бе­ларуси первым собственником предприятия стал коллектив Сло­нимского картонно-бумажного завода "Альбертин". Взяв в банке кредит на пять лет и уплатив необходимую сумму, трудовой кол­лектив выкупил свое предприятие.

К середине 1991 года в Беларуси было уже 37 народных пред­приятий. Среди них немало широко известных. Например, швей­ная фабрика "Элот" и обувная фабрика "Неман" из Гродно, Брест­ский завод бытовой химии, Минский часовой завод, ПО "Милавица", "Гомельлифт" и многие другие.

Превращение в коллективные предприятия стало наиболее популярным методом приватизации и объектов коммунальной соб ственности, которая началась в 1991 году. Из приватизированных в 1991-1992 годах 204 объектов торговли и общественного питания, бытового обслуживания и небольших объектов других отраслей 134 объекта, или 67% , были преобразованы в коллективные предприя­тия (через аренду с выкупом или прямо посредством выкупа). В индивидуальную частную собственность попало 22% объектов. Это, как правило, небольшие мастерские по ремонту бытовой техники, обуви, одежды, парикмахерские, торговые киоски и т.д.

В целом можно констатировать, что усиление либеральных тенденций в экономике республики после распада СССР стало мощ­ным толчком для развития предпринимательства. На этом этапе государство во взаимоотношениях с негосударственным сектором экономики придерживалось принципа невмешательства. Бизнес развивался во многом стихийно, отсутствовала полноценная нор­мативно-правовая база, регулирующая отношения между государ­ством и частным бизнесом. Несмотря на фактическое отсутствие государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, ус­таревшее и постоянно менявшееся законодательство и другие, ха­рактерные для стран с переходной экономикой, проблемы, частный сектор в это время неуклонно расширялся как по числу официаль­но зарегистрированных субъектов хозяйствования, так и по коли­честву занятых в этом секторе экономики.

Автору этих строк самому посчастливилось в 1992 году рабо­тать в одной из первых структур организованного предприниматель­ского сообщества — Белорусском союзе предпринимателей. Это был период, когда в бизнес пошли люди, которые хотели сами строить свое будущее. В том же 1992 году при активном участии бизнес-ас­социаций был создан Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. С 1993 года в Беларуси начала работать Меж­дународная финансовая корпорация (МФК). Специалисты МФК оказывали техническую помощь в проведении малой приватизации в стране и поддержке частного предпринимательства. Отношения между государственными органами управления и предпринима­тельской средой в тот период были достаточно конструктивными. Так, например, руководители Белорусского союза предпринимате­лей и арендаторов и Белорусского союза предпринимателей явля­лись внештатными помощниками руководителя правительства. Специалисты бизнес-ассоциаций принимали активное участие в оценке проектов законов в Верховном Совете и постановлений пра вительства. Благодаря их усилиям были заторможены многие не­благоприятные законотворческие инициативы, а весной 1994 года были подписаны знаменитые Постановления Совета Министров № 327, 395 и 427, значительно расширяющие круг гарантий для предпринимательской деятельности.

С 1994 года важнейшей государственной целью было провоз­глашено создание в стране социально-ориентированной рыночной экономики с эффективной системой государственного управления. Одновременно предусматривалось ускорение рыночных преобразо­ваний, структурная перестройка экономики, развитие предприни­мательства и создание благоприятной экономической среды. С это­го времени государственная политика по отношению к развитию предпринимательства характеризуется противоречивостью. С од­ной стороны, правительство предпринимало попытки оказать ма­лым и средним предприятиям поддержку. Была обновлена, а по отдельным направлениям впервые создана нормативно-правовая база, в результате чего большинство аспектов деятельности малых предприятий стало регламентироваться с достаточной четкостью, определились основные направления политики государства по под­держке предпринимательства. С другой стороны, государство на­чало устанавливать многочисленные административные барьеры для частного сектора экономики, ввело жесткий контроль за дея­тельностью частных предприятий и неоправданно суровую систе­му наказаний за экономические правонарушения. Это привело к тому, что с 1996 года количество малых предприятий, равно как и их вклад в экономику, росли незначительными темпами.

Таким образом, становление малого бизнеса в рамках совре­менной истории Беларуси можно условно разделить на два этапа:

первый этап(конец 80-х - середина 90-х годов) - быстрый рост количества предприятий малого бизнеса при отсутствии системной нор­мативно-правовой базы и слабой инфраструктуре поддержки предпри­нимательства;

второй этап(после 1996 года и по настоящее время) - переход к более жесткому государственному регулированию экономических процессов и контролю предпринимательской деятельности. Этот этап характеризуется как меньшей динамикой роста количества частных предприятий, так и их меньшим вкладом в общее эконо­мическое развитие страны.



2015-11-18 2083 Обсуждений (0)
История предпринимательства в РБ 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: История предпринимательства в РБ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2083)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)