Понятие и виды прибыли
В условиях рыночной экономики прибыльявляется важнейшим показателем, характеризующим деятельность предприятия, т.к. она является источником дохода бюджета и основной целью предпринимательской деятельности. Прибыль создает определенные гарантии для существования предприятия, т.к. ее накопление в виде различных резервных фондов помогает преодолевать последствия риска, связанного с реализацией товаров на рынке. Предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку, что не означает еще получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость, если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат. В этом случае предприятию грозит банкротство. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции: · характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия; · является основным источником финансовых ресурсов предприятия; · является источником формирования бюджетов различных уровней. На предприятии формируются различные виды прибыли. Общая сумма прибыли на предприятии – балансовая прибыль -слагается изфинансового результата от реализации продукции, основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Балансовая прибыльрассчитывается по следующей формуле: Пбал = Пр + Двн - Рвн, где: Пр – прибыль от реализации продукции. Двн- доходы от внереализационных операций, Рвн- расходы от внереализационных операций. К Двн относятся: - сдача имущества в аренду; - дивиденды по ценным бумагам; - прибыль от совместной деятельности с другими предприятиями и др. Прибыль от реализации продукции рассчитывается по формуле: Пр =Вп - Сп, где: Вп - выручка от реализации продукции, Сп - полная себестоимость. Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, средства которой расходуются на техническое развитие предприятия, материальное поощрение работников и социальное развитие коллектива. Распределение прибыли на предприятии На любом предприятии объектом распределения прибыли является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в виде 1) платежей органам финансово-банковской системы: а) уплата налогов; б) уплата % банку за пользование кредитом; в) погашение ранее взятых ссуд; г) страховые платежи; 2) по статьям использования на предприятии. Оставшаяся часть прибыли получила название чистой прибыли. Общая схема распределения чистой прибыли на предприятии:
= + +
При распределении прибыли и определении основных направлений ее использования, прежде всего учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость расширения и обновления производственного потенциала предприятия В соответствии с этим определяется величина отчислений от прибыли в:
оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской работы, внедрения новых технологий и т.п.; · фонд потребленияна социальные нужда работников предприятия, материальное поощрение и т.п. Понятие и виды рентабельности Для оценки уровня эффективности предприятия полученную прибыль сопоставляют с затратами или используемыми ресурсами, применяя показатель рентабельности. Рентабельностьхарактеризует размер прибыли, полученной с каждого рубля вложенных средств. Рассмотрим два вида рентабельности, которые рассчитываются на предприятии: 1) рентабельность продукции – это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости (%): Rпр=Пр/Сп ∙ 100 (%); 2) рентабельность производства - это отношение балансовой прибыли предприятия к сумме среднегодовой стоимости ОПФ и стоимости нормируемых оборотных средств (%): Пбал Rпр = ————— ∙ 100 (%), Фсг + Соб где: Соб – стоимость нормируемых оборотных средств.
Повышение рентабельности – одна из важнейших задач каждого предприятия. Основные пути повышения рентабельности продукции следующие: · повышение прибыли предприятия за счет снижения себестоимости продукции, улучшения ее качества за счет структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции; · наиболее полное использование ОПФ за счет более экстенсивного и интенсивного их использования, сокращения сроков освоения производственных мощностей, замены устаревшего оборудования; · наиболее полное использование оборотных средств предприятия за счет своевременной реализации готовой продукции, ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |