ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
НА ПРЕДПРИЯТИИ Централизация, концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование и диверсификация производства являются про- грессивными формами общественной организации производства, и об этом никогда не следует забывать, так как их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в це- лом и отдельному субъекту хозяйствования в частности. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ Централизация [лат. centrum, rp. kentron —острие (циркуля), сосредоточие] —одна из двух форм монополизации (другая —кон- центрация). Централизация и концентрация —две стороны одного экономического процесса. Централизация представляет собой объединение предприятий, фирм в результате их слияний и погло- щений под единым управлением и ведет к росту рыночной доли в производстве и реализации. Развитию и ускорению централиза- ции способствует развитой фондовый рынок ценных бумаг. Скупка ≪голосующих≫ акций и приобретение контрольного пакета акций позволяют устанавливать и расширять контроль из единого центра (см. Холдинг) над десятками и сотнями предприятий, расположен- ных в разных географических точках. Централизация позволяет объединять капиталы нескольких фирм для решения крупных техни- ко-экономических проектов (задач) и аккумулировать необходимые денежные средства для финансирования конкретных программ. Она лежит в основе создания холдинговых и материнско-дочерних сис- тем, и это единственное направление создания промышленно-фи- нансовых групп, являющихся стержнем любой национальной эко- номики. Следует различать централизацию производства и централиза- цию капитала. Централизация производства ~ увеличение его масштабов в ре- зультате объединения нескольких предприятий в одно укрупненное хозяйство под общим управлением. Различают горизонтальную и вертикальную централизацию производства. Горизонтальная цент- рализация означает объединение однотипных предприятий внутри одной отрасли. Вертикальная централизация предполагает слияние предприятий разных отраслей, что позволяет осуществить выпуск сложной продукции по единой технологической цепочке и расши- рить ассортимент (набор) изделий. Централизация производства в рамках одного хозяйственного образования, проводимая до опре- деленных рациональных пределов, дает, как правило, увеличение выпуска продукции за счет снижения издержек производства и обращения в расчете на единицу продукции, экономии на масшта- бах производства. Однако чрезмерная централизация выпуска про- дукции на одном хозяйственном объединении может вести к тому, что производство становится громоздким, трудноуправляемым и экономически неэффективным. Поэтому в процессе централизации за отдельными структурными единицами должна сохраняться отно- сительная хозяйственная самостоятельность, а ее масштаб не дол- жен превышать экономически обоснованных оптимальных (наи- лучших) объемов производства. Централизация капитала —увеличение его размеров в резуль- тате объединения или слияния нескольких ранее самостоятельных капиталов. Часто она совершается путем поглощения крупными ка- питалами более слабых конкурентов. Наиболее распространена централизация капитала посред- ством образования акционерных обществ и организации системы участия [14]. Основная выгода от создания крупных интегрированных струк- тур заключается в преимуществах объединения капитала в сфере технологического развития, маркетинга, рекламы, продвижения к потребителю, снижения производственных и непроизводствен- ных расходов. Очень часто за счет слияния компаний можно достичь операци- онной экономии. Устраняется дублирование функций различных работников, объединяющих такие виды деятельности, как марке- тинг, учет, снабжение. Достижение подобной экономии известно как синергизм; стоимость компании, образованной в результате слияния, превышает сумму стоимостей ее составляющих частей, т.е. 2 + 2 - 5 . Помимо операционной экономии, слияние может стать причи- , ной получения экономии за счет ≪эффекта масштабности≫, т. е. ког- > да происходит увеличение выпуска и реализации продукции. В современной экономике превалируют также такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы (ФПГ), консорциумы. Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойствен- ные всякому объединению, так и свои особенности. Все они на- правлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга: •конкретными стратегическими целями и текущими задачами, которые ставятся объединением; •структурой источников; •установленными имущественными и правовыми отношениями. В России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ) в конце XX в. наибольшее развитие получили холдинги и ФПГ. Рас- смотрим наиболее подробно сущность некоторых организацион- ных форм объединения предприятий. Концерн(от англ. concern —участие, интерес) —организаци- онная форма объединения предприятий различных отраслей, на- ходящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспорт- ных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации —страховые, пенсионные фонды, кре- дитные учреждения и т. п. Участники концерна остаются формаль- но самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурен- тоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, прода- жи продукции подразделениям концерна по внутренним трансферт- ным ценам, передачи ноу-хау, обмена результатами НИОКР между подразделениями и т. п. Первоначально концерны были распространены в США и Япо- нии, в настоящее время эта организационная форма стала преоб- ладающей среди крупных фирм развитых стран. Как правило, в от- личие от конгломерата, концерн имеет четко выраженное ≪произ- водственное лицо≫, т. е. основной вид деятельности (продукции). Традиционно различают промышленные, транспортные, торговые, банковские и другие концерны. На начальном этапе концерны строились по принципу верти- кальной интеграции, охватывая все звенья технологической це- почки: добыча сырья • . производство —транспортировка —сбыт. С конца 60-х гг. XX в. для них становится характерным стремление к диверсификации —проникновению в отрасли, технологически не связанные с основной продукцией концерна. В структуру со- временных концернов входит несколько групп предприятий, объ- единенных на основе вертикальной интеграции и действующих в различных отраслях и сферах экономики. Для них также харак- терно активное проникновение на внешние рынки путем объеди- нения компаний различных стран и создания международных мо- нополий. Конгломерат(от лат. conglomerate —скопившийся, собран- ный) —монополистическое объединение, диверсифицированная корпорация, возникшая в результате слияния разнородных, не свя- занных между собой по отраслевому или технологическому при- знакам предприятий, фирм, кредитных учреждений, находящихся под единым контролем. Как форма монополистического объединения появились в нача- ле 70-х гг. XX в., наиболее широкое распространение получили в форме транснациональных корпораций (ТНК). Конгломераты возникают как результат слияния и поглощения фирм разнородной производственной ориентации путем приоб- ретения финансовым центром компании активов или контрольного пакета акций различных компаний. Главная цель таких финансовых операций —обеспечить быстрый перелив капитала из менее рента- бельных в более рентабельные производства и максимизировать объем прибыли конгломерата. Поэтому внутренняя структура конг- ломерата очень неустойчива. Конгломераты достаточно часто рас- падаются, превращаясь в диверсифицированные концерны. Однако некоторые конгломераты (крупнейшие ТНК) доказали свою жизне- способность, широко манипулируя финансовыми средствами и опе- ративно приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка [14]. Консорциум(от лат. consortium —соучастие, сотоварищест- во) —временное, обычно на срок выполнения проекта, соглашение между несколькими банками, кредитными организациями или группами компаний (фирм) для совместного размещения займов, осуществление финансовых или коммерческих операций, строи- тельство различных объектов. К консорциумам следует отнести и временные межотраслевые инвестиционные, научно-технические и другие комплексы, созда- ваемые для реализации научно-технических, инвестиционных и других программ. Синдикат(от гр. syndikos —действующий сообща) —органи- зационная форма монокапиталистического объединения, при кото- рой вошедшие в него компании теряют коммерческую и сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производствен- ную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продук- ции, распределение заказов осуществляются централизованно. Были широко распространены в дореволюционной России. Возник- ли международные синдикаты. Классическим примером является международный синдикат ≪Де Бирс≫, сосредоточивший в своих ру- ках реализацию практически всех добываемых в мире необработан- ных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынужде- на сотрудничать с этим синдикатом. Международным синдикатом является и ОПЕК, члены которого координируют объемы добычи, продажи и цены на нефть на миро- вых рынках. На долю ОПЕК приходится около 2/3 мирового экспор- та нефти. Синдикатом является и Европейское объединение угля и стали. Финансово-промышленные группы (ФПГ).В России за по- следние годы наиболее существенное распространение получила такая форма объединения предприятий, как финансово-промыш- ленные группы. Участниками финансово-промышленных групп могут быть промышленные, финансово-кредитные, торговые и иные предприя- тия. Группы могут образовываться на основе перекрестного вла- дения акциями, взаимного участия в управлении, долгосрочных кредитных обязательств и других форм зависимости. При создании финансово-промышленных групп выгоды могут получить как про- мышленные предприятия, так и финансово-кредитные учреждения. Плюсом для первых является облегченный доступ к финансово- кредитным ресурсам, для вторых —возможность надежно размес- тить капиталы. Формирование таких групп способствует также кон- солидации капиталов и расширению сферы деятельности. В России наряду с финансово-промышленными группами, со- здаваемыми на принципах свободной (не регламентированной го- сударственными правовыми актами) договоренности, существуют также финансово-промышленные группы, созданные в соответ- ствии с правовыми нормами. Они могут действовать как головные и дочерние компании, как компании, объединившие частично или полностью свои ресурсы на основе договора о создании группы. Такого рода финансово-промышленные группы могут быть зарегист- рированы в государственном реестре и получать установленные законом меры государственной поддержки [14]. Транснациональная корпорация (ТНК)( лат. trans —сквозь, через + лат. natio —народ + корпорация) —международная кор- порация двух видов: а) по составу капитала и характеру действия; б) по характеру действия, но с национальным капиталом одной страны. ТНК занимают ведущие позиции на национальном и миро- вых рынках в производстве и реализации товаров. Деятельность ТНК диверсифицирована. Структурно-функциональный разрез ТНК представляет аналогию структуры государства. Здесь в миниатюре представлены все исполнительные органы государства. Современные ТНК —крупнейшие объединения предприятий, действующие в международном масштабе и контролирующие су- щественную долю мирового промышленного производства и тор- говли. В число ТНК в первую очередь входят 600 акционерных об- ществ с оборотом капитала свыше 1 млрд долл. Под их контролем в середине 80-х гг. находилось более V3 промышленного производ- ства, более 72 внешней торговли, около 80% патентов на новую тех- нику и технологию западного мира. Подавляющее большинство ТНК являются однонациональными по составу капитала —ядро акционерного капитала головной (мате- ринской) компании (объединения предприятий). От V3 до 72 активов имущества ТНК расположены за пределами стран базирования го- ловных предприятий (штаб-квартир ТНК). Примерно таков же удельный вес зарубежных продаж и прибылей в общей сумме про- даж и прибыли ТНК. Основой расширения сфер влияния ТНК оста- ется вывоз капитала из стран базирования. Вместе с тем средства, приобретенные на международных рынках капитала, а также фи- нансовые ресурсы зарубежных филиалов во всевозрастающих мас- штабах используются для финансирования деятельности головных компаний в странах базирования ТНК. В последние годы активно развиваются формы сотрудничества ТНК различных стран (со- вместные компании, совместные научно-исследовательские програм- мы и др./ Роль и значение ТНК в мировом развитии носят двойственный ха- рактер. С одной стороны, направленная на максимизацию прибыли хозяйственная деятельность ТНК в зарубежных странах нередко про- тиворечит социально-экономической политике правительства данной страны и может вызвать смену правительства. С другой стороны, ТНК способствует научно-техническому и социально-экономическому прогрессу, внедрению новейшей организации управления, обмену опытом в странах, в которых разворачивается их деятельность. Что касается России, то развитие и совершенствование органи- зационных форм объединений предприятий с учетом мирового опыта и отечественной специфики имеет принципиально важное значение по следующим обстоятельствам: •во всех развитых странах мира интегрированные структуры играют существенную роль в развитии их экономики и по сути явля- ются стимуляторами в ускорении НТП, не избежать этого и России; •в РФ отсутствует достаточный практический опыт в их созда- нии и функционировании. Еще предстоит разработать и принять надлежащую в этом плане нормативную базу; •в связи с переходом на рыночную экономику Россия все в большей мере интегрируется в мировую экономику, а без созда- ния и функционирования соответствующих структур вряд ли это возможно в полной мере.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (546)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |