ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Комбинирование с экономических позиций представляет собой одну из самых прогрессивных форм концентрации и организации промышленного производства, так как позволяет наиболее полно использовать все ресурсы предприятия. С экономических позиций комбинирование производства позволяет: •расширить сырьевую базу промышленности; •снизить материалоемкость продукции за счет комплексного использования сырья, отходов производства и осуществления не- прерывности технологического процесса; •снизить транспортные расходы; •более эффективно использовать основные производственные фонды и производственные мощности предприятия; •сократить длительность производственного цикла; •сократить инвестиции на развитие добывающих отраслей промышленности; •уменьшить производственные отходы и тем самым оказы- вать благотворное влияние на природную среду; •развивать концентрацию производства и получать выгоды от эффекта масштабности и др. Все вышеперечисленное можно формализовать и получить ма- тематическое выражение для определения экономического эффекта от комбинирования производства где Э —экономический эффект от комбинирования производства, себестоимость выпускаемой продукции на специализированном предприятии и себестоимость выпуска этой же продукции за счет комбиниро- вания; —транспортные расходы на единицу продукции до и после комби- нирования; удельные капитальные вложения на выпуск продукции на специ- ализированном предприятии и на производство этой же продукции за счет комбинирования, объем выпуска продукции за счет комбинирования производства, - экономия капитальных вложений, необходимых на развитие добы- вающих отраслей Данную формулу можно представить и в более упрощенном виде: т. е. комбинирование позволяет получить экономический эффект за счет снижения себестоимости продукции снижения транспорт- ных расходов снижения удельных капитальных вложений и экономии "капитальных вложений необходимых на развитие добывающих отраслей, если бы не осуществлялся процесс комбинирования производства. Кроме того, комбинирование —один из способов дивер- сификации производства, что в условиях рыночных отношений приводит к снижению риска банкротства предприятия. 85 Таким образом, развитие комбинирования на предприятии яв- ляется одним из действенных направлений для увеличения выпуска продукции, улучшения использования всех ресурсов предприятия, снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли. Выводы Специализация и кооперирование, как правило, представляют собой единый процесс развития разделения труда, и поэтому их всегда необходимо рассматривать в единстве. Развитие специализации на предприятии позволяет повысить уровень механизации и автоматизации труда, производительность труда, улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себе- стоимость продукции и тем самым повысить конкурентоспособ- ность предприятия и укрепить его финансовое положение. Развитие специализации имеет следующие негативные послед- ствия: могут увеличиться радиус транспортировки и монотонность в работе. Поэтому при планировании развития специализации на предприятии необходимо учитывать как положительные, так и от- рицательные ее стороны. Комбинирование является одной из самых прогрессивных форм концентрации и организации промышленного производства, так как позволяет наиболее полно использовать все ресурсы предприя- тия. Поэтому те предприятия, которые умело и широко используют эту прогрессивную форму организации производства, всегда ока- зываются в лучшем финансовом положении. Контрольные вопросы 1. Какова сущность специализации и кооперирования производ- ства? 2. Каковы формы и показатели уровня специализации и коопе- рирования производства? 3. Каковы основные недостатки и преимущества специализа- ции и кооперирования производства? 4. Как определить экономический эффект от специализации производства? 5 Каковы сущность и значение развития комбинирования на предприятии ? 6. Каковы формы и показатели уровня комбинирования произ- водства? 7. Как определить экономический эффект от развития комби- нирования на предприятии? 8 Какова связь комбинирования с диверсификацией производ- ства, их различия и особенности? 9. Проанализируйте, какие возможности имеются на вашем предприятии по развитию комбинирования производства. ГЛАВА МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИКА СТРАНЫ СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА С переходом экономики РФ на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как ≪малый бизнес≫, ≪малые предприятия≫, ≪предпринима- тели малого бизнеса≫, ≪предпринимательство и малый бизнес≫ и др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы, и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно. Термин ≪бизнес≫ имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие. Бизнес —самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или эко- номической выгоды в иной форме. В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое определение: ≪Бизнес —это деятельность, осуществляемая частны- ми лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций≫. Бизнес в небольших масштабах на малых предприя- тиях называется малым. В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: ≪Малое предприятие —небольшое предприятие любой формы собствен- ности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом ра- ботников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной Для предприятия≫. В большинстве определений подчеркивается, что бизнес —дея- тельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на част- ной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса. К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установ- ленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу. Экономика любого государства не может нормально развивать- ся без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизне- са. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с не- скольких позиций, экономической, научно-технической, социаль- ной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса мож- но определить при помощи следующих показателей: •доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе; •доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе; •доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий; •доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе; •доли малого бизнеса в экспорте продукции; •доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине; •доли основного капитала, функционирующего в малом биз- несе;• доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др С увеличением значений этих показателей, естественно, возрас- тает роль малого бизнеса в экономике страны. Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех заня- тых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Япо- нии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% про- даж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составля- ет 52%, в странах ЕС —67%, Японии —55%. Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось долж- ного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для разви- тия национальной экономики. Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно —начиная с 1990 г. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10—1% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей —более 11 млн чел., что составляет 16,9% об- щего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5— раз, а следовательно, в Россий- ской Федерации далеко не использован имеющийся огромный по- тенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная под- держка развитию малого бизнеса. Развитие в России малого бизнеса имеет большое народно- хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств: •мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наибо- лее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах; •для создания мелких фирм не требуются крупные инвести- ции и длительный срок их сооружения; •развитие мелкого бизнеса -— это одно из действенных на- правлений антимонопольной политики и обеспечения конкурент- ной среды; •мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно созда- вать сложные управленческие структуры; •мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда; •развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы; •с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране; •малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рын- ка, быстрее реагирует на спрос потребителей; " в современных условиях РФ, когда процесс становления ма- лого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане явля- ется важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики. Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям: •в снижении уровня безработицы; •в более полном удовлетворении потребностей граждан в про- дукции и услугах; •в улучшении качества обслуживания; •в более высокой удовлетворенности людей, особенно высо- необразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения; •в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан; •в формировании многочисленного класса мелких собствен- ников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспече- нии порядка и стабильности в обществе и экономике; •в снижении забастовок и социальной напряженности в об- ществе. Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на меж- дународной арене, что, в свою очередь, приносит этому государ- ству не только политические, но и экономические дивиденды. Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения. Эти и другие преимущества малого предпринимательства явля- ются стимуляторами для развития национальной экономики, и по- этому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса. Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязви- мые места. Главное из них —малая величина индивидуального ка- питала. Для подавляющего большинства малых предприятий ос- новным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появля- ется возможность использовать банковский кредит. Но коммерче- ские банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприя- тиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кре- диты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммер- ческому кредиту порождают у многих малых предприятий хрони- 90 ческую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприя- тий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку —в отли- чие от крупных —они имеют ограниченные возможности перекла- дывать рост своих издержек на потребителей. Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышен- ной зависимости от кредита. На техническое перевооружение про- изводства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следова- тельно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой пере- крываются достоинствами малого бизнеса.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (697)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |