КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
К МАЛОМУ БИЗНЕСУ Разработка и применение критериев для отнесения предприя- тий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое зна- чение, а отсюда вытекает и большая ответственность государствен- ных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпри- нимательству, статистическая отчетность В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки этих критериев. Поэтому при разработке критериев для отнесения предприятии к малому бизнесу необходимо, на наш взгляд, придерживаться следующих принципов: •объективность; •дифференциация величины критериев в зависимости от спе- цифики и отраслевой принадлежности предприятия; •простота в понимании и использовании; •количество критериев не должно превышать трех; •стабильность критериев. На первоначальном этапе становления малого бизнеса в РФ ос- новным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительст- ва РФ от 11.05.1993 г. № 446 ≪О первоочередных мерах по разви- тию и поддержке малого предпринимательства≫ к малым предприя- тиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превы- шающей 200 человек, в том числе в промышленности и строитель- стве —до 200; в науке и научном обслуживании —до 100; в других 91 отраслях производственной сферы —до 50; в отраслях непроизвод- ственной сферы, розничной торговле и общественном питании — до 15 человек. В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ ≪О госу- дарственной поддержке малого предпринимательства в РФ≫ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерче- ские организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объеди- нений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, до- ля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не пре- вышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчет- ный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): •в промышленности, строительстве и на транспорте —100 чел.; •в научно-технической сфере —60 чел.; •в оптовой торговле — 50 чел.; •в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.; •в других отраслях и при осуществлении других видов дея- тельности —50 чел. Таким образом, в настоящее время в РФ для отнесения предприя- тий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других орга- низаций. В мировой практике для отнесения предприятий к малым ис- пользуется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются: •средняя численность занятых на предприятии работников; •ежегодный оборот предприятия, полученный за год; •величина активов. Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первона- чальным критерием является численность работников. В Европейском сообществе (ЕС) развитых стран с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия, у которых: •среднесписочная численность работников —50 чел.; •годовой оборот —менее 4 млн ЭКЮ; •сумма баланса —менее 2 млн ЭКЮ. При определении мер поддержки субъектам малого предприни- мательства (МП) на уровне ЕС могут применяться и другие показа- тели. А страны, входящие в ЕС, могут корректировать и дополнять вышеназванные критерии. Международной организацией экономического сотрудничества и развития, в которую входят экономически высокоразвитые стра- ны, предприятия с численностью до 19 чел. относятся к ≪весьма малым≫, до 99 чел. —к малым; 100—99 чел. —к средним; более 92 500 —к крупным. В этой организации главным фактором является среднесписочная численность работников за отчетный период. В Великобритании отнесение предприятий к малым отличается от критериев, предложенных ЕС. Главными показателями малого предпринимательства являются данные о величине оборота акти- вов и численности занятых. В отличие от Великобритании во Франции малыми считаются предприятия, на которых работает не более 500 чел., и годовой обо- рот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн франков. Главной особенностью является то, что в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленно- сти предприятия с численностью 200 чел. считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, наличие в штате 500 чел. говорит о том, что предприятие относится к категории малых. В Германии официальное определение понятия МП отсутству- ет, однако в соответствии с классификацией Федерального минис- терства к мелким предприятиям относятся фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн марок. Однако в Германии обычным малым предприятием считается предприятие с численностью работающих не более 500 чел. и годовым оборотом не выше 50 млн ЭКЮ. Особый интерес представляют показатели, которыми руковод- ствуется банк Греции при финансовой поддержке малых предприятий: •среднегодовая численность за последних 3 года —менее 50 чел.; •годовой оборот за последних 3 года —менее 1,3 млн ЭКЮ; •собственник должен лично участвовать в управлении. В Швеции к малым относят предприятия с численностью до 200 чел., однако при классификации учитывают следующие осо- бенности: •стадию роста данного предприятия; •отраслевую принадлежность; •географическую сферу деятельности; •специальные характеристики владельцев предприятий и управляющих. В Японии в соответствии с Законом ≪О малом предпринима- тельстве≫ (1963 г.) к малым относятся предприятия, имеющие сле- дующие показатели: Деятельность Оптовая торговля Розничная торговля и услуги Добывающая, обрабатывающая, перера- батывающая промышленность, строительство Другие отрасли экономики Уставный капитал, млн йен 30 30 100 30 Численность, чел. 100 50 300 50 93 Федеральным законом ≪О малом бизнесе США≫ (1953 г.) уста- новлено, что малая фирма —фирма, имеющая одного или несколь- ких владельцев с числом занятых не более 500 человек, величиной активов —не более 2 млн долл. В зависимости от количества нанятых работников все малые и средние предприятия в США в соответствии с критериями Адми- нистрации по делам малого бизнеса (АМБ) делятся на 5 групп: •наименьшие —1—4 чел.; •малые —25—9 чел.; •промежуточные —100—99 чел.; •крупные —500—99 чел.; •крупнейшие —1000 чел. и более. Следует отметить, что нормативы отнесения предприятия к ма- лому весьма дифференцированы в зависимости от принадлежности предприятия к той или иной отрасли экономики или виду деятель- ности. Администрация по делам малого бизнеса для каждой отрас- ли в соответствии со стандартным промышленным классификато- ром, а также в зависимости от особенностей производства и иных факторов устанавливает такие критерии: •промышленность —до 500 чел.; •строительство —годовой объем 7—7 млн долл.; •сельское хозяйство —годовой объем до 3,5 млн долл.; •добыча полезных ископаемых —до 500 чел.; •транспорт —до 500 чел.; •оптовая торговля —100 чел.; •розничная торговля —объем до 3,5 млн долл.; •услуги —до 3,5 млн долл. (в отдельных случаях до 13,5 млн долл.). Из этого следует, что в США используется довольно гибкая сис- тема критериальных показателей, позволяющих осуществлять диф- ференцированно государственную поддержку малого бизнеса. Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным является среднесписочная чис- ленность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и др.), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки прояв- ляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфля- ции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (946)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |