Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ



2015-11-18 946 Обсуждений (0)
КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




К МАЛОМУ БИЗНЕСУ

Разработка и применение критериев для отнесения предприя-

тий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое зна-

чение, а отсюда вытекает и большая ответственность государствен-

ных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев

зависит: какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом

случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым

бизнесом; величина государственной поддержки развития малого

предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпри-

нимательству, статистическая отчетность

В экономической литературе отсутствуют научные принципы

разработки этих критериев. Поэтому при разработке критериев для

отнесения предприятии к малому бизнесу необходимо, на наш взгляд,

придерживаться следующих принципов:

•объективность;

•дифференциация величины критериев в зависимости от спе-

цифики и отраслевой принадлежности предприятия;

•простота в понимании и использовании;

•количество критериев не должно превышать трех;

•стабильность критериев.

На первоначальном этапе становления малого бизнеса в РФ ос-

новным критерием для отнесения предприятий к малым являлась

численность работающих, которая периодически изменялась. До

середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительст-

ва РФ от 11.05.1993 г. № 446 ≪О первоочередных мерах по разви-

тию и поддержке малого предпринимательства≫ к малым предприя-

тиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых

форм со среднесписочной численностью работающих, не превы-

шающей 200 человек, в том числе в промышленности и строитель-

стве —до 200; в науке и научном обслуживании —до 100; в других

91

отраслях производственной сферы —до 50; в отраслях непроизвод-

ственной сферы, розничной торговле и общественном питании — до 15 человек.

В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ ≪О госу-

дарственной поддержке малого предпринимательства в РФ≫ под

субъектами малого предпринимательства понимаются коммерче-

ские организации, в уставном капитале которых доля участия РФ,

субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объеди-

нений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, до-

ля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам,

не являющимся субъектами малого предпринимательства, не пре-

вышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчет-

ный период не превышает следующих предельных уровней (малые

предприятия):

•в промышленности, строительстве и на транспорте —100 чел.;

•в научно-технической сфере —60 чел.;

•в оптовой торговле — 50 чел.;

•в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -

30 чел.;

•в других отраслях и при осуществлении других видов дея-

тельности —50 чел.

Таким образом, в настоящее время в РФ для отнесения предприя-

тий к малым используются два критерия: средняя численность и

доля участия в уставном капитале малых предприятий других орга-

низаций.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым ис-

пользуется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми

критериями являются:

•средняя численность занятых на предприятии работников;

•ежегодный оборот предприятия, полученный за год;

•величина активов.

Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первона-

чальным критерием является численность работников.

В Европейском сообществе (ЕС) развитых стран с 1 января 1995 г.

к малым предприятиям относятся предприятия, у которых:

•среднесписочная численность работников —50 чел.;

•годовой оборот —менее 4 млн ЭКЮ;

•сумма баланса —менее 2 млн ЭКЮ.

При определении мер поддержки субъектам малого предприни-

мательства (МП) на уровне ЕС могут применяться и другие показа-

тели. А страны, входящие в ЕС, могут корректировать и дополнять

вышеназванные критерии.

Международной организацией экономического сотрудничества

и развития, в которую входят экономически высокоразвитые стра-

ны, предприятия с численностью до 19 чел. относятся к ≪весьма

малым≫, до 99 чел. —к малым; 100—99 чел. —к средним; более

92

500 —к крупным. В этой организации главным фактором является

среднесписочная численность работников за отчетный период.

В Великобритании отнесение предприятий к малым отличается

от критериев, предложенных ЕС. Главными показателями малого

предпринимательства являются данные о величине оборота акти-

вов и численности занятых.

В отличие от Великобритании во Франции малыми считаются

предприятия, на которых работает не более 500 чел., и годовой обо-

рот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового

баланса, ниже 200 млн франков. Главной особенностью является то,

что в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается

по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленно-

сти предприятия с численностью 200 чел. считаются крупными, то

в отрасли, производящей оборудование, наличие в штате 500 чел.

говорит о том, что предприятие относится к категории малых.

В Германии официальное определение понятия МП отсутству-

ет, однако в соответствии с классификацией Федерального минис-

терства к мелким предприятиям относятся фирмы с числом занятых

до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн марок. Однако

в Германии обычным малым предприятием считается предприятие

с численностью работающих не более 500 чел. и годовым оборотом

не выше 50 млн ЭКЮ.

Особый интерес представляют показатели, которыми руковод-

ствуется банк Греции при финансовой поддержке малых предприятий:

•среднегодовая численность за последних 3 года —менее 50 чел.;

•годовой оборот за последних 3 года —менее 1,3 млн ЭКЮ;

•собственник должен лично участвовать в управлении.

В Швеции к малым относят предприятия с численностью до

200 чел., однако при классификации учитывают следующие осо-

бенности:

•стадию роста данного предприятия;

•отраслевую принадлежность;

•географическую сферу деятельности;

•специальные характеристики владельцев предприятий и

управляющих.

В Японии в соответствии с Законом ≪О малом предпринима-

тельстве≫ (1963 г.) к малым относятся предприятия, имеющие сле-

дующие показатели:

Деятельность

Оптовая торговля

Розничная торговля и услуги

Добывающая, обрабатывающая, перера-

батывающая промышленность,

строительство

Другие отрасли экономики

Уставный капитал,

млн йен

30

30

100

30

Численность,

чел.

100

50

300

50

93

Федеральным законом ≪О малом бизнесе США≫ (1953 г.) уста-

новлено, что малая фирма —фирма, имеющая одного или несколь-

ких владельцев с числом занятых не более 500 человек, величиной

активов —не более 2 млн долл.

В зависимости от количества нанятых работников все малые и

средние предприятия в США в соответствии с критериями Адми-

нистрации по делам малого бизнеса (АМБ) делятся на 5 групп:

•наименьшие —1—4 чел.;

•малые —25—9 чел.;

•промежуточные —100—99 чел.;

•крупные —500—99 чел.;

•крупнейшие —1000 чел. и более.

Следует отметить, что нормативы отнесения предприятия к ма-

лому весьма дифференцированы в зависимости от принадлежности

предприятия к той или иной отрасли экономики или виду деятель-

ности. Администрация по делам малого бизнеса для каждой отрас-

ли в соответствии со стандартным промышленным классификато-

ром, а также в зависимости от особенностей производства и иных

факторов устанавливает такие критерии:

•промышленность —до 500 чел.;

•строительство —годовой объем 7—7 млн долл.;

•сельское хозяйство —годовой объем до 3,5 млн долл.;

•добыча полезных ископаемых —до 500 чел.;

•транспорт —до 500 чел.;

•оптовая торговля —100 чел.;

•розничная торговля —объем до 3,5 млн долл.;

•услуги —до 3,5 млн долл. (в отдельных случаях до 13,5 млн

долл.).

Из этого следует, что в США используется довольно гибкая сис-

тема критериальных показателей, позволяющих осуществлять диф-

ференцированно государственную поддержку малого бизнеса.

Из всех критериев, которые используются в мировой практике,

наиболее простым, объективным является среднесписочная чис-

ленность работающих. Все остальные критерии (величина активов,

товарооборот, объем реализации и др.), выраженные в стоимостном

измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки прояв-

ляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфля-

ции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления.



2015-11-18 946 Обсуждений (0)
КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (946)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)