ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ Во всех странах с развитой рыночной экономикой малый биз- нес доказал свою значимость и эффективность как в экономиче- ском, так и в социальном плане. Для этих стран это уже давно усто- 94 явшееся, понятое и давно изученное явление. Малое предпринима- тельство в нашей стране как самостоятельное общественно-полити- ческое и социально-экономическое явление существует немногим более 10 лет, и в настоящее время переходит от стартового этапа к этапу более глубокого и качественного развития. О развитии малого бизнеса в РФ за 1991—003 гг. свидетель- ствуют следующие данные (табл. 6.1). Если анализировать темпы развития малых предприятий по от- дельным этапам, то они были довольно неравномерными. Самые высокие темпы прироста малых предприятий наблюдались на пер- воначальном этапе, т. е. в 1991—995 гг. В 1995—003 гг. увеличение количества малых предприятий существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-анали- тического управления Государственного комитета РФ по поддерж- ке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способ- ность населения. Согласно принятому Закону РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ ≪О государственной поддержке малого предприниматель- ства в Российской Федерации≫ изменились критерии отнесения предприятий к малым, что и ≪сократило≫ количество тех, которые до этого считались малыми, а затем стали средними. Максимальная численность малого предприятия снизилась с 200 до 100 чел. (раз- лична по отраслям). Известно, что эффективность функционирования малого бизнеса зависит от многих причин, в том числе от отраслевой принадлежности. Из общего числа малых предприятий наибольшую долю — 44,5% — . составили предприятия торговли и общественного пита- ния, значительно меньше их доля в строительстве (15,8%) и про- мышленности (15,7%), что является отрицательным фактором. Для повышения эффективности общественного производства необходимо стремиться к тому, чтобы доля малых предприятий преобладала в реальном секторе, но для этого необходимо созда- вать соответствующие условия. Малый бизнес в первую очередь стремится в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наи- большую прибыль и рентабельность. По мере заполнения этих сфер малый бизнес устремляется в другие, более привлекательные сфе- ры. Это закономерный процесс. Картина распределения малых предприятий по отдельным фе- деральным округам довольно пестрая. Согласно данным Госкомстата РФ доля малых предприятий в их общей численности по отдельным федеральным округам за 2002 г. составила: Центральный федеральный округ —36,7%; Севе- ро-Западный —14,6 %; Южный —9,7%; Приволжский —15,6%; Уральский —6,7%; Сибирский —11,9%; Дальневосточный —4,8%. 95 Малые предприятия по отраслям экономики в динамике (на 1 января) Т а б л и ц а 6.1 Тыс. ед. Отрасли Всего по России Промышленность Сельское хозяйство Строительство Торговля и общест- венное питание Общая коммерческая деятельность по обеспечению функ- ционирования рынка Наука и научное обслуживание Другие отрасли экономики 1991 Кол-во МП 268 37,9 — 51,9 124,4 7,2 10,6 36 % 100 14,1 — 19,4 46,4 2,7 4,0 13,4 1993 Кол-во МП 865 94,7 — 92,2 397,5 63,9 64,8 151,9- % 100 10,9 — 10,6 46,0 7,4 7,5 17,6 1995 Кол-во МП 877,3 128,5 — 145,5 374,6 42,4 48,8 137,5 % 100 14,6 •— 1 6 , 6 4 2 , 7 4 , 8 5 , 6 1 5 , 6 1 9 9 9 Кол-во МП 861,1 134,8 11,9 142,1 372,8 36,0 43,9 119,6 % 100 15,6 1,4 16,5 43,3 4,2 5,1 13,9 2000 Кол-во МП 890,6 136,2 13,5 135,9 399,7 36,7 37,1 145,2 % 100 15,3 1,5 15,3 44,9 4,1 4,2 16,3 2002 Кол-во МП 843 125,1 1,4 121,9 388,1 34,7 28,5 131,3 % 100 14,8 1,6 14,5 46,0 4,1 3,4 15,6 2003 Кол-во МП 882,3 121,0 15,6 113,0 422,4 38,8 22,7 148,8 % 100 13,7 1,8 12,8 47,9 4,4 2,6 16,8 Российский статистический ежегодник. 2003. С. 318. Аналогичная картина и по отдельным городам. Так, например, в Москве в 2002 г. функционировало 182,2 тыс. малых предприя- тий, или 21,6%, а в г. Санкт-Петербурге —109,2 тыс. малых пред- приятий, или 13,0%. То есть в этих городах сосредоточено 34,6% всех малых предприятий. Исследованиями установлено, что такая неравномерность в рас- пределении малых предприятий по отдельным округам страны объясняется многими причинами, но основными из них являются: •уровень индустриального развития региона; •отношение региональных органов власти к развитию малого предпринимательства; •сложившиеся условия для развития малого предпринима- тельства; •численность населения в том или ином экономическом райо- не страны; •уровень развития инфраструктуры для нормального функ- ционирования малого бизнеса и др. В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ ≪О госу- дарственной поддержке малого предпринимательства в РФ≫ к субъ- ектам предпринимательской деятельности относятся граждане, осуществляющие самостоятельную деятельность в целях получе- ния личного дохода, или индивидуальные предприниматели. Их количество имеет устойчивую тенденцию роста. По данным Государственной налоговой службы РФ количество действующих индивидуальных предпринимателей, продекларировавших доходы, по отдельным годам составляло (тыс. чел.): 1995 г .—1982,6; 1996 г. —336,4; 1997 г. —688,6; 1998 г. —810,0; 1999 г. —986,7; 2002 г. —4500,0. Доля индивидуальных предпринимателей в структуре субъек- тов малого бизнеса составляет приблизительно 76—7%. Это объясняется наиболее простыми условиями организации индивидуального предпринимательства, не требующими на пер- вых этапах становления и развития значительных финансовых и материальных вложений, бояее простой системой налогообложе- ния, а также трудными экономическими условиями, в которых оказалось население страны в период экономического и финансо- вого кризиса. Развитие малого предпринимательства в нашей стране прохо- дило в довольно сложных экономических, социальных и полити- ческих условиях. Этот период характеризовался инфляционным процессом, кризисом в экономике и жесткой кредитно-финансовой политикой, проводимой государством. 97 4 - 6259 Естественно, такая обстановка не способствовала развитию всех субъектов хозяйствования, в том числе и малого предприниматель- ства. На деятельность малого бизнеса оказывает воздействие ряд факторов. Одни из них влияют в позитивном, другие —в негатив- ном плане; одни имеют значительное воздействие, другие —незна- чительное. Все эти факторы также можно разделить еще на две группы: внешние и внутренние, К внешним факторам относятся: законодательная база; налого- вая система; система кредитования; система поддержки и развития малого бизнеса; информационная система и другие элементы ры- ночной инфраструктуры, непосредственно влияющие на деятель- ность субъектов малого бизнеса. К внутренним факторам относятся: организационно-правовая форма предприятия; менеджмент предприятия с его организацион- ной структурой; экономический потенциал; мотивация труда ра- ботников и др. Однако одним из основных внутренних факторов, влияющих на эффективность деятельности малых предприятий, является менедж- мент, включающий в себя организационное построение малого предприятия и управление всеми подразделениями. Многие малые предприятия разоряются и прекращают свое су- ществование только из-за плохого менеджмента на предприятии. На основе вышеупомянутого можно сделать вывод, что если бы в нашей стране за период 1990—002 гг. были созданы нормальные условия для развития малого бизнеса и была обеспечена соответ- ствующая поддержка со стороны государства, то уровень его разви- тия был бы намного выше. По уровню развития малого бизнеса мы далеко отстаем от развитых стран мира. Об этом красноречиво сви- детельствуют данные, представленные в табл. 6.2. Т а б л и ц а 6.2 Малые предприятия в экономике ряда стран в 1996 г. Страны Великобритания Германия Италия Франция Страны ЕС в целом США Япония Россия Число малых предприятий единиц, тыс. 2630 2290 3920 1980 15 770 19 300 6450 836 на 1000 жителей 46 37 68 35 45 74 50 6 Доля малых предприятий в численности занятых, % 49 46 73 54 72 54 78 9,6 в ВВП, % 53 54 60 62 67 52 55 11 Приведенные данные показывают, что малый бизнес в России еще не играет столь значимой роли, как в странах с развитой рыноч- ной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня раз- витых стран в 5— раз, доля занятых на малых предприятиях — в 5— раз, число малых предприятий на 1000 жителей —в 6—2 раз. Это говорит о большом неиспользованном потенциале, кото- рый имеется в РФ для развития малого бизнеса и повышения его роли в экономике. За десятилетний период малый бизнес в нашей стране развивал- ся в основном стихийно, без должной поддержки и управления со стороны государства и региональных властей. Поэтому в его разви- тии имеют место как явно позитивные, так и негативные явления. К позитивным явлениям можно отнести: •несмотря ни на что, малое предпринимательство в нашей стране развивается, и с каждым годом роль и значение малого биз- неса становятся все более весомыми; •расширение границ проникновения малого бизнеса во все сферы общественного производства; •наблюдается тенденция развития малого бизнеса не только в количественном, но и в качественном плане. Из особенностей развития малого бизнеса в России можно от- метить следующее: •процесс развития малого бизнеса протекал хаотично, без го- сударственного вмешательства и государственного регулирования; •существенно возросла роль малого бизнеса в решении эконо- мических и социальных проблем, но она далека еще до максималь- ного значения; •происходит криминализация малого бизнеса в Российской Федерации; •малый бизнес еще не заполнил все рыночные ниши, предос- тавленные ему средним и крупным капиталом; •малый бизнес затронул торговлю, общественное питание и многие другие привлекательные сферы деятельности, где были со- зданы условия для получения большей прибыли. По мере развития малый бизнес будет проникать и в те сферы деятельности, где рен- табельность намного меньше, чем в уже освоенных; •малые предприятия в основном разобщены, и у них нет тес- ных технологических и прочих хозяйственных связей. В экономи- чески развитых странах мира субъекты малого бизнеса тесно связа- ны с крупными и средними предприятиями на основе кооперирова- ния и интегрирования, чего не наблюдается в России; •следующая ступень развития малого бизнеса в России —его интеграция со средними и крупными предприятиями; •отечественный малый бизнес пока очень слабо интегрирован в мировую экономику. Это касается не только международной спе- циализации и кооперирования, но и экспорта продукции. 99 Таким образом, малый бизнес все еще представляет собой слабо разработанный пласт хозяйства России, который может дать бога- тый ≪урожай≫, если будут созданы условия для его развития.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (552)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |