Тема 4. Конституция США 1787 г. (Р-Я)
Тематика контрольных работ Работу надо сдать на кафедру конституционного и административного права (каб. 419/4). Тема контрольной работы выбирается по начальной букве фамилии студента. Объём контрольной работы – 10-12 листов. Тема 1 . Реформы Солона и Клисфена (А-Д) План 1. Синойкизм и родоплеменная организация Древних Афин 2. Реформы Солона : содержание и значение. 3. Реформы Клисфена и их роль в формировании рабовладельческого государства. Методические рекомендации: При ответе на первый вопрос необходимо выяснить время и характер синойкизма (объединения) как одного из типичных для Древней Греции способов формирования протополиса, раскрыть структуру общества, систему органов власти, типичную для периода разложения родового строя, и отметить особенности афинского варианта. Отвечая на второй вопрос, необходимо показать историческую обусловленность, сущность и значение произведенной Солоном революции. Она носила компромиссный характер и была осуществлена мирным путем Следует раскрыть содержание экономических («сисахфия», законы о свободе завещания, о земельном максимуме и т.п.), политических (общая демократизация политической структуры, новое разделение граждан по имущественному положению и обусловленность этих прав и обязанностей афинян), государственных (изменение значения народного собрания, создание гелиэи, совета четырехсот, ограничение полномочий ареопага, попытка разграничения органов исполнительной и государственной власти) реформ. При подготовке к третьему вопросу следует помнить, что именно реформы Клисфена явились завершением процесса образования государства в Афинах. В ответе следует раскрыть содержание политических и государственных реформ Клисфена, выявить общее и особенное в революциях, которые возглавили Солон и Клисфен. 1. Освещая вопрос о роли реформ Солона и Клисфена в формировании рабовладельческого государства в Афинах, необходимо дать оценку этим реформам, показать их историческую обусловленность, место и значимость в относительно длительном ( по сравнению с Древним Римом) процессе возникновения полисного Афинского государства (демократической рабовладельческой республики) из противоречий, развивающихся внутри родового общества. Список литературы: 1. Виттер Р. Ю. История древнего мира [Текст] / Р. Ю. Виттер. – М.: Норма, 1994. 2. Виттер Р. Ю. Древняя Греция [Текст] / Р. Ю. Виттер. – М.: Норма, 1996. 3. Лурье С.Я. История Греции [Текст] / С.Я. Лурье – М.: Норма, 1996. 4. Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции [Текст] / И.А. Шишова. – М.: Норма, 1991. 5. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции [Текст] / С.Ф. Кечекьян. – М.: Норма, 2004. 6. Колобова К.М., Глускина Л.М. Очерки по истории Древней Греции [Текст] / К.М.Колобова, Л.М. Глускина. – Л.: Норма, 1958. 7. Сергеев В.С. История Древней Греции [Текст] / В.С. Сергеев. М.:Норма, 2005. 8. Авдиева В.И. История Древней Греции [Текст] / В.И. Авдиева. М.:Норма, 2005.
Тема 2. Реформы Сервия Туллия (Е-К ) План 1. Родоплеменная организация римского народа 2. Социальное положение населения Древнего Рима 3. Реформы Сервия Туллия. Методические рекомендации: При ответе на первый вопрос необходимо охарактеризовать родоплеменную структуру римского народа (триба, курия, род) и организацию власти, выделив своеобразие этих институтов в Древнем Риме. Раскрывая второй вопрос, следует рассказать о социальном статусе различных групп населения Древнего Рима (патриции, плебеи, клиенты, рабы и т.д.) и их происхождении. При ответе на третий вопрос, подробно остановить на особенностях процесса образования государства в Древнем Риме. Наиболее целесообразно это делать, сравнивая данный процесс с аналогичными в Древних Афинах. В ходе такого анализа необходимо отметить, что, если у древних греков социальный конфликт происходил социально однородной среде и родовую демократию отличал непосредственный характер, то у древних римлян конфликт имел место среди социально различных группа и демократия была косвенной, что резко повышало социальную власть родовой аристократии. Этому также способствовала многовековая борьба плебеев с патрициями за политические права, которые открывали бы плебеям доступ к общественным землям. В этих конфликтах, напрямую задевавших имущественные интересы патрицианской общины, родовая знать выступала в качестве её лидера. Список литературы: 1. Егоров А.Б. Рим на грани эпох [Текст] / А.Б. Егоров. – М.: Норма, 1985. 1. Игнатенко А.В. Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре. [Текст] / А.В. Игнатенко. – М.: Норма, 1998. 2. Ковалев С.И. История Рима [Текст] / С.И. Ковалев. – М.: Норма, 2006. Тема 3. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (Л-П) План 1. «Первый» и «Второй» слой содержания «Декларации прав человека и гражданина» 1789г. 2. «Естественные и неотъемлемые права человека» 3. Принцип законности в «Декларации прав человека и гражданина» 1789г. Методические рекомендации: Отвечая на первый вопрос, следует, что авторы Декларации 1789 г. создали документ, содержащий два «слоя»: пропагандистско-агитационный и сущностный. В первом случае решался вопрос о привлечении на сторону французской буржуазии в ходе «радикальной», великой, буржуазной революции народных масс. Во втором - обеспечение объективно необходимых условий для функционирования капиталистического способа производства. Эти принципиальные положения были закреплены в ст. ст. 1 и 2 Декларации. Остальные статьи данного акта лишь конкретизировали провозглашенные здесь основополагающие буржуазные конституционные принципы. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что интересы буржуазии в данный момент совпадали с интересами народных масс, а "Декларация прав и свобод человека и гражданина" является важным этапом противоречивого процесса развития прав и свобод человека. При рассмотрении второго вопроса необходимо показать, что "свобода, равенство, собственность, безопасность и сопротивление угнетению", провозглашенные в ст.ст. 1-2 Декларации, являлись обязательными условиями для свободного развития личности и, в данный момент, капитализма. При рассмотрении третьего вопроса надо иметь ввиду, что принцип законности является одним из важнейших требований буржуазии в ее борьбе против произвола абсолютизма и дворянства, непременным условием развития капитализма, ибо он гарантировал как безопасность личности собственника, так и его имущества. Список литературы: 1. Документы истории Великой французской революции. В 2 т. М., 1990. 2. История Франции: В 3 т. М, 1972-1973. 3. Карлейлъ Т. Французская революция; История. М., 1991. . 4. Кропоткин П. А. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. 5. Манфред А. 3. Великая французская революция. М., 1983. Тема 4. Конституция США 1787 г. (Р-Я) План 1. Общая характеристика Конституции 1787 г. и основы государственного строя, закрепленные Конституцией 1787 г. 2. Конституционный статус Президента США 3.Конституционный статус Конгресса США: а) сената б) палаты представителей 4. Конституционный статус Верховного Суда США Методические рекомендации: Конституция США - первая в истории писаная конституция -представляет собой весьма краткий и не слишком определенный документ, посвященный практически целиком определению государственного строя США. Необходимо знать обстоятельства выработки данного акта, порядок его утверждения и изменения, содержание с учетом последующих поправок. При этом следует иметь ввиду, что фактическая конституция не сводится полностью к известному тексту. В основу государственного строя США положен принцип разделения властей, трансформированный здесь в систему "сдержек и противовесов" органов исполнительной, законодательной и судебной властей как по горизонтали, так и по вертикали. Раскрывая конституционный статус президента (его избрание, полномочия, взаимоотношения с другими высшими федеральными органами), надо указать, что в США впервые учредилась президентская (дуалистическая) республика, наделявшая выборного главу государства небывало большими полномочиями. Главной тенденцией развития американской государственности является неуклонное и постоянное возрастание роли президента, увеличение объема его фактической власти в различных, сферах: законодательной, военной, международной. Студенту необходимо указать на те конституционные или политические средства, которые используются им в этих целях. Отвечая на вопрос о конституционном статусе Конгресса США, необходимо раскрыть природу его двухпалатной структуры, порядок образования и работы палат, круг их полномочий. Раскрывая четвёртый вопрос - о статусе Верховного Суда (высшего органа федеральной судебной системы), необходимое особое внимание уделить его роли в правовой и политической жизни, которая выражается не столько в рассмотрении конкретных дел по первой инстанции (здесь рассматривается лишь ограниченный круг дел), как в осуществлении функции судебного контроля (согласии с системой "сдержек и противовесов") за соответствием законодательных и иных актов Конституции США 1787т. Для этого необходимо ознакомиться с так называемой доктриной Дж. Маршалла. Список литературы: 1. Лафитский В. И. Основы конституционного строя США. М., 1998. 2. Егоров С. А. Конституционализм в США: политико-правовой аспекты. М, 2005. 3. Разделенная демократия: сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом (США) / Под ред. Дж. Тарбера. М., 2008 4. Согрин В. Политическая история США. М, 2001. 5. Соединенные Штаты Америки. Конституции и законодательные акты. М., 1993. 6. Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |