Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эволючия биржевой торговли



2015-11-11 622 Обсуждений (0)
Эволючия биржевой торговли 0.00 из 5.00 0 оценок




Биржа являются организованным рынком, происхождение которого идет от караванной торговли. Но характерными чертами караванной торговли является нерегулярность, отсутствие постоянного места торговли и правил торговли. Более совершенной формой стала ярмарочная торговля. На ярмарках действовали внутренние правила и ярмарочный суд и соблюдалась регулярность. С открытием Америки появились специализированные постоянные оптовые магазины – прорадители бирж.
Существует несколько версий происхождения термина «биржа». Одна говорит, что «биржа» - название площади в Древней Греции, другая – что в Древнем Риме так назвалась кожаная сумка, кошелек (это подтверждает и греческое происхождение слова birza - сумка, кошелек).
Подобие современной биржи возникло в Европе в период первоначального накопления капитала и интернационализации торговых операций. Наиболее ранней формой биржевых операций стала торговля деньгами и векселями, но для появления фондовых бирж тогда еще не было условий: отсутствовали ее объекты — акции и облигации.

В начале XVI в. эволюция торговых операций привела к возникновению фондовой и товарной бирж. При этом первыми сформировались товарные биржи, на которых и началась впоследствии торговля фондовыми ценностями. Расположение товарных бирж тяготело к крупным мануфактурам и портам – центрам международной торговли.
Особое значение имеет появление в 1602 биржи в Амстердаме, где торговались товары с Востока (специи, табак) и с Севера (хлеб, соль сукно). На Амстердамской бирже впервые поводились торговля ценными бумагами: государственными облигациями Голландии, Англии, Португалии, акциями Голландской, Британской Ост-Индской и позднее Вест-Индской компаний.
После революции в Англии в 1688 года, ликвидировавшей остатки феодальных отношений в стране, начинается оживленное грюндерство (учредительство), в Англии появляются всевозможные акционерные компании, организуется английский банк, акции этих компаний выходят на биржу. В тот период в Англии уже существовала Лондонская биржа, которая в XVI в. была малозаметна по сравнению с Амстердамской. В XVII в. начинается ее рассвет, что, как и в случае с Амстердамской биржей, было связано с возникновением крупной торговой компании (В 1711 г. учреждается Южно-океанская торговая компания. Акционерная компания должна была передать правительству мобилизованные с помощью выпуска акций средства в размере 10 млн.ф.ст. В обмен компания получала исключительное право торговли с Южной Америкой и целый ряд других привилегий).

Во Франции формирование фондового рынка началось также в XVIII в. Франция сосредоточила значительные денежные средства, которые требовали эффективного применения. Объектом спекуляции стали акции Ост-Индской компании, продаваемые на одной из первых Парижских бирж. Спецификой первой французской биржи было отсутствие механизма гласного объявления цен и процедуры биржевой торговли и только в 1777 г. это было исправлено.
В России первая биржа появилась 1705г., в Японии (торговля рисом) – в 1730, в США – 1848г. с Чикаго.

Первая биржа в России была основана по инициативе Петра I в Санкт-Петербурге в 1705 году. В России она оказалась не слишком удачным финансовым институтом для русской торговли начала XVIII в. Незначительные объемы и примитивность организационных форм торговли, неразвитость системы кредитования тормозили развитие биржевой сети.
Товарные биржи в России возникли на рубеже XX века в местах наибольшей концентрации торгового спроса и предложения и развивались в зависимости от целого ряда географических, экономических и исторических факторов. К 1914 году в России действовало 115 товарных бирж. С началом Первой мировой войны официальные биржи были закрыты и действовали неофициальные — «черные» биржи.
Русские дореволюционные биржи во многом отличались от западноевропейских и американских. Основное отличие заключалось в том, что хотя на русских биржах и выработали понятие заменимого товара, но специальныхбиржевых сделок, при которых стороны договариваются только по двум условиям: по цене и по сроку, а количество должно быть равно определенной норме или кратно ей, не знали.
Первые советские товарные биржи возникли в 1921 году по инициативе местных кооперативных организаций, являвшихся в то время наиболее крупными участниками рыночного оборота.
С 1922 года активизировались государственные органы, которые стремились регулировать развитие этого процесса и определить содержание деятельности бирж.

В результате произошло постепенное преобразование бирж в общественные организации, созданные по типу ассоциации с участием государственных предприятий, кооперативных организаций, смешанных обществ, а также владельцев частных торговых и промышленных учреждений. Вместе с тем резко увеличилась регулирующая роль государства в развитии торговли. Биржи становились подведомственными Комвнуторгу при СТО, устанавливался разрешительный порядок их открытия, приема в члены биржи. Уставы бирж перерабатывались в соответствии с типовым уставом, разработанным Комвнуторгом. В дальнейшем товарная биржа рассматривалась как дополнительный инструмент реализации экономической политики государства. В соответствии с этим изменялся круг закрепленных за ней функций. В эпоху нэпа советские товарные биржи возникали при разрушенном состоянии рынка, и именно в целях его воссоздания они учреждались в формах, не соответствующих экономике этого периода.
Создание товарных бирж в послереволюционное время шло неодинаково по районам: большинство бирж возникло в тех же городах, что и в дореволюционное время; некоторые города остались без товарных бирж; значительная часть товарных бирж возникла в административных центрах в связи с новым национально-территориальным делением. К началу 1924 года была полностью восстановлена вся довоенная биржевая сеть.
В эпоху нэпа биржи выполняли посреднические функции, а также рассматривались как инструмент, призванный самостоятельно регулировать рынок за счет установления единых цен.

Со временем все большее значение приобрел учетно-контрольный аспект деятельности бирж. Благодаря ей государство имело представление 6 товарных запасах у основных контрагентов, о движении цен, о рыночной конъюнктуре. Основные же посреднические функции бирж выполнялись не полностью. В 1924 -1925 годах доля удовлетворенного спроса составляла 60 - 65 %, а предложение — 50 - 60 %. Низок был уровень посещаемости, Соотношения сделок и количества посетителей, размер сделок. Главной причиной, предопределившей слабость посреднической работы советских бирж, был товарный дефицит, в условиях которого биржевое посредничество становится экономически нежизненным.
Своего наибольшего развития биржевая торговля в годы нэпа достигла осенью 1926 года. На 1 октября 1926 года в стране насчитывалось 114 товарных бирж. Государственные и кооперативные организации составляли 67 %, а частные лица — 33 % членов бирж.
В дальнейшем начинает последовательно проводиться линия на ликвидацию товарных бирж. В декабре 1926 года принято решение о сокращении их числа до 14 и сужении их функций, а в феврале 1930 года об Их ликвидации.
В 1990 году началось массовое создание товарных бирж.
Наиболее крупными из ныне действующих являются Московская товарная биржа, зарегистрированная 19.05.90 г., и Российская товарно-сырьевая биржа, зарегистрированная 12.12.90 г.

 

 



2015-11-11 622 Обсуждений (0)
Эволючия биржевой торговли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эволючия биржевой торговли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (622)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)