Порядковые числительные
أَسْمَاءُ العَدَدِ التَّرْتِيبِيَّةُ
1. Порядковые числительные до 10. Числительное "первый" أَوَّلُ (множественное число: أَوَّلُونَ) в женском роде имеет форму أُولَى "первая" (множественное число: أُوَلُ). Например:
دَرْسٌ أَوَّلُ первый урок مَحَطَّةٌ أُولَي первая станция
Порядковые числительные от 2 до 10 образуются от корня соответствующих числительных по формуле فَاعِلٌ: мужской род: ثَانٍ второй ثَالِثٌ третий رَابِعٌ четвёртый خَامِسٌ пятый سَادِسٌ шестой سَابِعٌ седьмой ثَامِنٌ восьмой تَاسِعٌ девятый عَاشِرٌ десятый женский род: ثَانِيَةٌ вторая ثَالِثَةٌ третья رَابِعَةٌ четвёртая خَامِسَةٌ пятая سَادِسَةٌ шестая سَابِعَةٌ седьмая ثَامِنَةٌ восьмая تَاسِعَةٌ девятая عَاشِرَةٌ десятая Обратите внимание, что порядковое числительное سَادِسٌ "шестой" образуется от корня سَدَسَ "быть шестым". Порядковые числительные до 10 ставятся после имени исчисляемого и согласуются с ним в роде, падеже и состоянии, то есть ведут себя как согласованные определения:
كِتَابٌ خَامِسٌ Пятая книга (неопределенная) اَلْكِتَابُ الْخَامِسُ Пятая книга (определенная) رَأَيْتُ كِتَابًا خَامِسًا Я видел пятую книгу (неопределенная) رَأَيْتُ الْكِتَابَ الْخَامِسَ Я видел пятую книгу (определенная) وَجَدْتُ هَذَا فِي كِتَابٍ خَامِسٍ Я нашел это в пятой книге (неопределенная) وَجَدْتُ هَذَا فِي الْكِتَابِ الْخَامِسِ Я нашел это в пятой книге (определенная) طَالِبَةٌ ثَالِثَةٌ Третья студентка (неопределенная) اَلطَّالِبَةُ الثَّالِثَةُ Третья студентка (определенная) رَأَيْتُ طَالِبَةً ثَالِثَةً Я видел третью студентку (неопределенная) رَأَيْتُ اَلطَّالِبَةَ اَلثَّالِثَةَ Я видел третью студентку (определенная) أَخَذْتُ الْكِتَابَ مِنَ طَالِبَةٍ ثَالِثَةٍ Я взял книгу у третьей студентки (неопределенная) أَخَذْتُ الْكِتَابَ مِنَ اَلطَّالِبَةِ الثَّالِثَةِ Я взял книгу у третьей студентки (определенная) Упражнения для закрепления
1) Переведите следующие словосочетания: اَلْمَدْخَلُ الْأَوَّلُ __ اَلْمَرْحَلَةُ الْأُولَى ____ اَلْمُعَلِّمُ الثَّانِى ________ اَلْمُعَلِّمَةُ الثَّانِيَةُ ______ اَلنَّجْمُ الثَّالِثُ ________ اَلسَّمَاءُ الثَّالِثَةُ ________ اَلْفَرَسُ الرَّابِعُ _________ اَلشَّاةُ الرَّابِعَةُ _________ اَلْحِمَارُ الْخَامِسُ _ اَلْبَقَرَةُ الْخَامِسَةُ ____ اَلْقِطَارُ السَّادِسُ ___ اَلدَّبَّابَةُ السَّادِسَةُ ___ اَلْقِسْمُ السَّابِعُ _______ اَلْكُلِّيَّةُ السَّابِعَةُ ______ اَلْحَارِسُ الثَّامِنُ ____ اَلشِّرْكَةُ الثَّامِنَةُ __ اَلْبُسْتَانُ التَّاسِعُ _ اَلْجَامِعَةُ التَّاسِعَةُ _______________________________ اَلْحِزْبُ الْعَاشِرُ _ اَلصَّفْحَةُ الْعَاشِرَةُ _____________________________ بَابٌ أَوَّلُ ____________ حَرْبٌ أُولَى _______ عَمَلٌ ثَانٍ ____________ مُدَرِّسَةٌ ثَانِيَةٌ ______ دَفْتَرٌ ثَالِثٌ __________ لَجْنَةٌ ثَالِثَةٌ ___________ مَسْجِدٌ رَابِعٌ ______ حَدِيقَةٌ رَابِعَةٌ _____ مُؤْتَمَرٌ خَامِسٌ __ طَبِيبَةٌ خَامِسَةٌ ____ ضَابِطٌ سَادِسٌ _______ مُمَرِّضَةٌ سَادِسَةٌ ___ شَهْرٌ سَابِعٌ _____________ سَنَةٌ سَابِعَةٌ _____________ دُكَّانٌ ثَامِنٌ ____________ سَيَّارَةٌ ثَامِنَةٌ ___________ حَيٌّ تَاسِعٌ ______________ مَحَطَّةٌ تَاسِعَةٌ ________ مُبَارَاةٌ عَاشِرَةٌ ________ يَوْمٌ عَاشِرٌ ______________ 2) Переведите следующие словосочетания на арабский язык: первый студент________ второй мужчина ____ третья страна ____________ четвёртая мечеть ___ пятый дом ___________________ шестой мальчик _____ седьмой осёл ______________ восьмая тетрадь ______ девятый стол _____________ десятый инженер __ первая студентка ___ вторая женщина ____ третий город _____________ четвёртая школа ____ пятое дерево_______________ шестая девочка ________ седьмая курица _______ восьмая страница __ девятая роза _______________ десятая ученица _____ 3) Переведите предложения на русский язык: حَفَّظَنِي أَخِيَ الْكَبِيرُ السُّورَةَ الْأُولَى ________________________ قَرَأَتْ هَذَا الشِّعْرَ الطَّالِبَةُ الثَّانِيَةُ ________________________ حَجَزَ السَّائِحُ الْغُرْفَةَ فِي الْفُنْدُقِ الثَّالِثِ ________________________ قَتَلَ خَالِي ذِئْبًا رَابِعًا ________________________ أَلَّفَ أُسْتَاذٌ كِتَابًا خَامِسًا ________________________ كَتَبَ الْمُسَافِرُ إِلَى أُمِـهِ رِسَالَةً سَادِسَةً ________________________ تَفَرَّجْنَا الْيَوْمَ عَلَى الْمُبَارَاةِ السَّابِعَةِ ________________________ تُوُفِّيَ جَدِّي فِي الْيَوْمِ الثَّامِنِ مِنْ رَمَضَانَ ________________________ ذَبَحَ الرَّاعِي أَمْسِ خَرُوفًا تَاسِعًا ________________________ اِنْتَقَلَ مُحَمَّدٌ ﴿صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ﴾ إِلَى رَحْمَةِ اللهِ فِي السَّنَةِ الْعَاشِرَةِ ________________________
4) Переведите следующие предложения на арабский язык: Мой младший брат живет с женой в первом доме ________________________ Кабинет директора на втором этаже ________________________ Я разговаривал сегодня с третьим офицером ________________________
Этот город – четвертая столица нашей страны ________________________ Мои сестры учились в пятой школе ________________________ Это шестой фильм в этом году ________________________ Мы разбили седьмое окно в нашем доме ________________________ Моя мама получила деньги в восьмом банке ________________________ Учительницы приехали на девятом автобусе ________________________ Арабские книги на пятой полке ________________________
********* 2. Порядковые числительные от 11 до 19. Порядковые числительные от 11 до 19 схожи с соответствующими количественными числительными тем, что они также несклоняемы по флексии и огласуются фатхой в конце единиц и десяток. Причем десятки стоят в форме количественных, а единицы - в форме порядковых числительных. Десятки и единицы согласуются в роде с исчисляемым: мужской род: حَادِيَ عَشَرَ одиннадцатый ثَانِىَ عَشَرَ двенадцатый ثَالِثَ عَشَرَ тринадцатый رَابِعَ عَشَرَ четырнадцатый خَامِسَ عَشَرَ пятнадцатый سَادِسَ عَشَرَ шестнадцатый سَابِعَ عَشَرَ семнадцатый ثَامِنَ عَشَرَ восемнадцатый تَاسِعَ عَشَرَ девятнадцатый женскийрод: حَادِيَةَ عَشْرَةَ одиннадцатая ثَانِيَةَ عَشْرَةَ двенадцатая ثَالِثَةَ عَشْرَةَ тринадцатая رَابِعَةَ عَشْرَةَ четырнадцатая خَامِسَةَ عَشْرَةَ пятнадцатая سَادِسَةَ عَشْرَةَ шестнадцатая سَابِعَةَ عَشْرَةَ семнадцатая ثَامِنَةَ عَشْرَة восемнадцатая تَاسِعَةَ عَشْرَةَ девятнадцатая Порядковые числительные от 11 до 19 оформляются как согласованные определения, то есть стоят после имени исчисляемого. Их единицы могут принимать определенный артикль. Например:
ضَابِطٌ خَامِسَ عَشَرَ Пятнадцатый офицер (неопределенный) اَلضَّابِطُ الْخَامِسَ عَشَرَ Пятнадцатый офицер (определенная) مَدْرَسَةٌ خَامِسَةَ عَشْرَةَ Пятнадцатая школа (неопределенная) اَلْمَدْرَسَةُ الْخَامِسَةَ عَشْرَةَ Пятнадцатая школа (определенная) Упражнения для закрепления
1) Переведите следующие словосочетания: اَلْمَدْخَلُ الْحَادِيَ عَشَرَ _____________________ اَلْمَرْحَلَةُ الْحَادِيَةَ عَشْرَةَ ____________________ اَلْمُعَلِّمُ الثَّانِىَ عَشَرَ _____________________________ اَلْمُعَلِّمَةُ الثَّانِيَةَ عَشْرَةَ _________________________ اَلنَّجْمُ الثَّالِثَ عَشَرَ _____________________________ اَلشَّجَرَةُ الثَّالِثَةَ عَشْرَةَ ________________________ اَلْفَرَسُ الرَّابِعَ عَشَرَ _____________________________ اَلشَّاةُ الرَّابِعَةَ عَشْرَةَ ____________________________ اَلْحِمَارُ الْخَامِسَ عَشَرَ ______________________ اَلْبَقَرَةُ الْخَامِسَةَ عَشْرَةَ ______________________ اَلْقِطَارُ السَّادِسَ عَشَرَ ________________________ اَلدَّبَّابَةُ السَّادِسَةَ عَشْرَةَ _____________________ اَلْقِسْمُ السَّابِعَ عَشَرَ ____________________________ اَلْكُلِّيَّةُ السَّابِعَةَ عَشْرَةَ ________________________ اَلْحَارِسُ الثَّامِنَ عَشَرَ _________________________ اَلشِّرْكَةُ الثَّامِنَةَ عَشْرَةَ ________________________ اَلْبُسْتَانُ التَّاسِعَ عَشَرَ _________________________ اَلْجَامِعَةُ التَّاسِعَةَ عَشْرَةَ _____________________ بَابٌ حَادِيَ عَشَرَ ________________________________ أُغْنِيَةٌ حَادِيَةَ عَشْرَةَ _____________________________ عَمَلٌ ثَانِىَ عَشَرَ ___ مُدَرِّسَةٌ ثَانِيَةَ عَشْرَةَ _____________________________ دَفْتَرٌ ثَالِثَ عَشَرَ ___ لَجْنَةٌ ثَالِثَةَ عَشْرَةَ __ مَسْجِدٌ رَابِعَ عَشَرَ _______________________________ حَدِيقَةٌ رَابِعَةَ عَشْرَةَ ____________________________ مُؤْتَمَرٌ خَامِسَ عَشَرَ ___________________________ طَبِيبَةٌ خَامِسَةَ عَشْرَةَ ___________________________ ضَابِطٌ سَادِسَ عَشَرَ ___________________________ مُمَرِّضَةٌ سَادِسَةَ عَشْرَةَ________________________ يَوْمٌ سَابِعَ عَشَرَ _____ سَنَةٌ سَابِعَةَ عَشْرَةَ__ دُكَّانٌ ثَامِنَ عَشَرَ _ سَيَّارَةٌ ثَامِنَةَ عَشْرَةَ ______________________________ حَيٌّ تَاسِعَ عَشَرَ ___ مَحَطَّةٌ تَاسِعَةَ عَشْرَةَ ___________________________
2) Переведите следующие словосочетания на арабский язык:
одиннадцатый студент ____________________ двенадцатый мужчина _____________________ тринадцатая страна ____________________________ четырнадцатая мечеть ______________________ пятнадцатый дом __ шестнадцатый мальчик ___________________ семнадцатый осёл _ восемнадцатая тетрадь _____________________ девятнадцатый стол ____________________________ одиннадцатая студентка ________________ двенадцатая женщина ______________________ триннадцатая город ___________________________ четырнадцатая школа ______________________ пятнадцатое дерево______________________________ шестнадцатая девочка ______________________ семнадцатая курица ___________________________ восемнадцатая страница ________________ девятнадцатая роза _____________________________
3) Переведите предложения на русский язык: طَرَقْتُ بَابَ الشَّقَّةِ الْحَادِيَةَ عَشْرَةََ ____________ كَتَبَتْ هَذَا الْإِنْشَاءَ الطَّالِبَةُ الثَّانِيَةَ عَشْرَةَ ____________ رَأَيْتُ أَبِي لِلْمَرَّةِ الْأَخِيرَةِ فِي الْيَوْمِ الثَّالِثَ عَشَرَ مِنْ نُوفَمْبَرَ ____________ تَسَلَّمْتُ صَبَاحَ الْيَوْمِ طَرْدًا رَابِعَ عَشَرَ ____________ بَاعَ التَّاجِرُ فِي السُّوقِ قَمِيصًا خَامِسَ عَشَرَ ____________ غَرَسَ جَدِّي فِي الْبُسْتَانِ شَجَرَةً سَادِسَةَ عَشْرَةَ ____________ اِشْتَرَكَ فَرِيقُنَا الْيَوْمَ فِي الْمُسَابَقَةِ السَّابِعَةَ عَشْرَةَ ____________ صُنِعَتْ هَذِهِ السَّيَّارَةُ فِي الْمَصْنَعِ الثَّامِنَ عَشَرَ ____________ شَرَحَ الْيَوْمَ الشَّيْخُ حَدِيثًا تَاسِعَ عَشَرَ ____________
4) Переведите следующие предложения на арабский язык: Наши родственники живут в одиннадцатом квартале ________________ Лифт остановился на двенадцатом этаже ________________ Я поехал в зоопарк на тринадцатом автобусе ________________ На этой улице находится четырнадцатая библиотека ________________ Мои родители учились в пятнадцатой школе с твоими родителями ________________ Это шестнадцатый дом в этой деревне ________________ Позавчера мы изготовили семнадцатую коробку ________________ Я постучал в восемнадцатую дверь ________________ Мы сошли с автобуса на девятнадцатой остановке ________________
*********
3. Порядковые числительные круглых десяток, сотен, тысяч подобны соответствующим количественным числительным. Они одинаковы для обоих родов и оформляются как согласованные определения, то есть ставятся после исчисляемого и согласуются с ним в состоянии (определенности или неопределенности). Они также склоняются по падежам. Например:
طَالِبٌ عِشْرُونَ Двадцатый студент (неопределенный) اَلطَّالِبُ الْعِشْرُونَ Двадцатый студент (определенный) طَالِبَةٌ ثَلاثُونَ Тридцатая студентка (неопределенная) اَلطَّالِبَةُ الثَّلَاثُونَ Тридцатая студентка (определенная) طَالِبٌ مِئَةٌ Сотый студент (неопределенный) اَلطَّالِبُ الْمِئَةُ Сотый студент (определенный) طَالِبَةٌ مِئَةٌ Сотая студентка (неопределенная) اَلطَّالِبَةُ الْمِئَةُ Сотая студентка (определенная)
جَاءَ طَالِبٌ ثَلاَثُونَ (الرَّفْعُ) Пришел тридцатый студент (именительный падеж)
أَخَذْتُ الكُتُبَ مِنْ طَالِبٍ ثَلاَثِينَ (الْجَرُّ) Я взял книги у тридцатого студента (родительный падеж)
رَأَيْتُ طَالِباً ثَلاثِينَ (النَّصْبُ) Я видел тридцатого студента (винительный падеж)
Сложные порядковые числительные после 20 (21, 22, 23, 24...) образуются из круглых десяток (сотен, тысяч) и порядковых числительных до 9 (см. 1. пункт данной темы). Например: мужской род: أَوَّلُ وَعِشْرُونَ двадцать первый ثَانٍ وَعِشْرُونَ двадцать второй ثَالِثٌ وَعِشْرُونَ двадцать третий رَابِعٌ وَعِشْرُونَ двадцать четвертый خَامِسٌ وَعِشْرُونَ двадцать пятый سَادِسٌ وَعِشْرُونَ двадцать шестой سَابِعٌ وَعِشْرُونَ двадцать седьмой ثَامِنٌ وَعِشْرُونَ двадцать восьмой تَاسِعٌ وَعِشْرُونَ двадцать девятый ثَلاَثُونَ тридцатый أَوَّلُ وَثَلاَثُونَ тридцать первый женскийрод: أُولَى وَعِشْرُونَ двадцать первая ثَانِيَةٌ وَعِشْرُونَ двадцать вторая ثَالِثَةٌ وَعِشْرُونَ двадцать третья رَابِعَةٌ وَعِشْرُونَ двадцать четвертая خَامِسَةٌ وَعِشْرُونَ двадцать пятая سَادِسَةٌ وَعِشْرُونَ двадцать шестая سَابِعَةٌ وَعِشْرُونَ двадцать седьмая ثَامِنَةٌ وَعِشْرُونَ двадцать восьмая تَاسِعَةٌ وَعِشْرُونَ двадцать девятая ثَلاَثُونَ тридцатая أُولَى وَثَلاَثُونَ тридцатая первая ......................... مِئَةٌ وَأَوَّلُ وَثَلاَثُونَ сто тридцать первый مِئَةٌ وَأُولَى وَثَلاَثُونَ сто тридцатая первая
В состоянии определенности и единицы, и десятки (сотни, тысячи) подобных числительных принимают определенный артикль اَلْ. Например: طَالِبٌ ثَالِثٌ وَعِشْرُونَ Двадцатый третий студент (неопределенный) اَلطَّالِبُ الثَّالِثُ وَالْعِشْرُونَ Двадцатый третий студент (определенный) طَالِبٌ مِئَةٌ وَثَالِثٌ وَعِشْرُونَ Сто двадцать третий студент (неопределенный) اَلطَّالِبُ الْمِئَةُ وَالثَّالِثُ وَالْعِشْرُونَ Сто двадцать третий студент (определенный)
У сложных порядковых числительных все части (единицы, десятки, сотни) склоняются по пажежам. Например:
جَاءَ رَجُلٌ مِئَةٌ وَخَامِسٌ وعِشْرُونَ (الرَّفْعُ) Пришел 125-ый мужчина (именительный падеж)
أَخَذْتُ الكُتُبَ مِنْ رَجُلٍ مِئَةٍ وَخَامِسٍ وَعِشْرِينَ (الْجَرُّ) Я взял книги у 125-го мужчины (родительный падеж)
رَأَيْتُ رَجُلاً مِئَةً وَخَامِسًا وَعِشْرِينَ (النَّصْبُ) Я видел 125-го мужчину (винительный падеж)
جَاءَتْ اِمْرأَةٌ مِئَةٌ وَخَامِسَةٌ وعِشْرُونَ Пришла 125-ая женщина (именительный падеж)
أَخَذْتُ الكُتُبَ مِنْ اِمْرَأَةٍ مِئَةٍ وَخَامِسَةٍ وعِشْرِينَ (الْجَرُّ) Я взял книги у 125-ой женщины (родительный падеж)
رَأَيْتُ اِمْرَأَةً مِئَةً وَخَامِسَةً وعِشْرِينَ (النَّصْبُ) Я видел 125-ую женщину (винительный падеж)
Упражнения для закрепления
1) Переведите следующие словосочетания: اَلْفَصْلُ الْعِشْرُونَ ___________ اَلْبنْكُ الْأَوَّلُ وَالْعِشْرُونَ _____________________________ اَلْبَدْلَةُ الْأُولَى وَالْعِشْرُونَ ___________________________ اَلْبَنْتَلُونُ الثَّانِي وَالْعِشْرُونَ ________________________ اَلسَّفِينَةُ الْثَّانِيَةُ وَالْعِشْرُونَ _________________________ اَلْبَحْرُ الثَّالِثُ وَالْعِشْرُونَ ___________________________ اَلْبُحَيْرَةُ الثَّالِثَةُ وَالْعِشْرُونَ _________________________ اَلْمَخْزَنُ الرَّابِعُ وَالْعِشْرُونَ _______________________ اَلْبَقَرَةُ الرَّابِعَةُ وَالْعِشْرُونَ ___________________________ اَْلْمَرْكَزُ الْخَامِسُ وَال
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |