Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Происхождение и сущность государства



2015-11-18 335 Обсуждений (0)
Происхождение и сущность государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

.Государство это сложное явление. Попытки дать ему определение сводились главным образом к перечислению наиболее значимых признаков. Считается, что термин «государство» в научный оборот вошло во времена Н.Макиавелли. Многие исследователи подчёркивали, что государство-это объединение, корпорация, общность людей, проживающих на определённой территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение. Иногда кроме этих признакам государства относят- единый язык общения ( но Швейцария многоязычная страна),наличие армии( Конституцией 1947 года Японии запрещено иметь армию, нет армии в Коста-Рике, в Панаме Конституцией запрещено иметь армию на «вечные времена»).

 

Рассмотрим основные признаки государства.

 

1. Публичная власть- ведущий признак государства. В первобытном обществе власть не имела политического характера, т.к. интересы в обществе были выживание и воспроизводство населения. С разделением общества на классы появилась необходимость регулировать интересы разных слоёв. Появилась политика (искусство управления государством). Государственная власть приобрела политических характер. Публичная власть не представляет власти всего общества, а стоит над ним, отделена от него. Публичная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, образующих государственный аппарат.

 

Для этого аппарата характерны:

 

1.А. Осуществление управление обществом,

2.Б. Обладание властными полномочиями, вплоть до применения принуждения,

3.В. Наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

4.Г. Право принимать общеобязательные для исполнения акты.

 

2.Территориальная организация населения. Наличие государственных границ. Они не только знаменуют переход к осёдлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления публичной власти, неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ оценивается как акт агрессии.

3.Суверенитет - означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. её самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политике. Но эта независимость не может быть абсолютной. Т.к. существуют нормы международного права.

4. Осуществление нормотворчества- государство может издавать, отменять или изменять юридические нормы, которые распространяют своё действие на всё население страны.

5.Налогообложение - без налогов государство не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру. У государства нет других источников доходов, кроме налогов и природных богатств, земли и др. В отличие от природных богатств, которые могут быть иссекаемые, налоги не иссекаемы.

С учётом перечисленных признаков государство- это властно-политическая организация общества, обладающая специальным аппаратом принуждения и распространяющая свои полномочия на определенную территорию.

 

2.

Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это объясняет существование разных точек зрения в объяснении причин возникновения государства.

Рассмотрим некоторые из этих точек зрения.

Теологическая - одна из древнейших теорий происхождения государства. Она объясняет возникновение и существование государства по воле Бога. Государство это воплощение божественного провидения и поэтому государственная власть вечна, незыблема, и подчиняться ей естественно. Правители действуют от имени Бога, их власть носит божественный характер, законы справедливы. В древнем мире такая теория была распространена в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае.

В эпоху средневековья эта теория тоже была широко распространена и имела главной целью обоснование превосходства церковной власти над светской.

Есть и современные сторонники этой теории, считающие государственную власть вечной и незыблемой.

 

Патриархальная теория. Трактует происхождение государства как результат исторического разрастания семьи. Аристотель(384-322 до н. э.), считал, что люди как коллективные существа стремятся к образованию семьи, а развитие семей ведёт к образованию государства. Аристотель считал, что государство это продукт размножения семей. Государственная власть это продолжение отцовской власти.

В Китае эту теорию развил Конфуций. Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Подданные должны слушаться своих правителей, правители должны заботиться о подданных. Современное звучание этой теории: государство должно принять на себя заботы о своих гражданах в случае неблагоприятных для них обстоятельств- болезнь, инвалидность, безработица.

Позитивное в этой теории ,то что её сторонники призывали устранить из жизни всё безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно в обществе, построенном по принципу семейных отношений.

 

Договорная теория. Проповедовала возникновение государства на основе договорного объединения людей, которые договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. По договору люди часть своих прав передали государству, которое обязуется охранять их собственность и обеспечивать безопасность. Поэтому причина образования государства сознательная деятельность людей. Эта теория получила распространение в 17-18 вв.Её представители:

В Голландии Г.Гроций,Б.Спиноза. В Англии Д.Мильтон, Т.Гобсс, Дж.Локк. Во Франции Ж.-Ж.Руссо. В России А.Н. Радищев,П.И.Пестель.

Кроме этих теорий существуют и другие теории происхождения государства.

 

3.Функции государства это основные направления деятельности государства, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом. Функции в юридической науке характеризуются по-разному. Самым распространенным является деление функций на внешние и внутренние. Они связаны между собой.

Внутренние.

1.политическая - обеспечивает суверенитет, защиту конституционного строя, создание условий для формирования гражданского общества, официально представляет общество внутри страны.

2.экономическая - вырабатывает экономическую политику, управляет государственной собственностью, устанавливает правовые основы рынка и ценовой политике, регулирует внешнеэкономическую деятельность.

3.Социальная – обеспечение общественного благополучия, государственная политика в области образования, культуры, здравоохранения.

4. налогообложение- создание бюджета государства, формирование финансовой политики страны.

 

Внешние - отражают интересы государства во взаимоотношениях с другими государствами.

Внешнеэкономическая обусловлена процессами интернационализации мировой экономики, всеобщим переплетением экономических интересов государств.

Внешнеполитическая проводит действия по сохранению мира, сотрудничество с другими государствами, регулирует международные конфликты, сотрудничество по глобальным проблемам.

Функции обороны – отражение вооружённой агрессии, защита территориальной целостности.

Все названные функции выполняются специально создаваемыми государственными органами.

 

4.Понятие формы государства относится к важнейшим признакам. Оно позволяет установить, как устроено государство. Выделяют формы правления, формы территориального устройства и политический режим.

1. Форма правления - организация верховной власти. Различают республику и монархию.

Монархия обладает следующими признаками:

1) единоличное правление,

2) во внутренней и внешней политике представляет весь народ,

3) власть бессрочна,

4) не несёт ни политической ,ни юридической ответственности за результаты своего правления.

Неограниченная -народ устранён от управления государством, этот вид характерен для древних форм правления.

Ограниченная- монарх не обладает всей полнотой власти и делит её с парламентом.

В настоящее время монархии существуют в Великобритании, Испании, Кувейте, Норвегии, ОАЭ, Швеции, Японии, Дании, Бельгии.

Республика и её признаки:

1) коллективное правление, органы власти выборные, отражают интересы народа,

2) государственная власть срочная и сменяемая,

3) разделение властей,

4) должностные лица несут ответственность за невыполнение полномочий.

 

Выделяют республики:

Президентская - президент формирует правительство.(США, Бразилия, Сирия, Мексика и др.)

 

Парламентская – правительство формирует парламент (Италия, Индия, Турция, Германия)

 

Смешанная – правительство формирует и президент, и парламент.

 

2.Форма государственного устройства раскрывает территориальную организацию государства.

 

Унитарное.

1) полное политическое и территориальное единство государства. Административно – политические единицы не обладают самостоятельностью.

2) единое гражданство,

3) единая структура государственного аппарата

4) единая система законодательства,

5) одноканальная система налогов.

Эта форма присуща однонациональным государствам.( Великобритания, Финляндия, Греция, Турция и др.)

 

Федерация – сложное государство, состоящее из различных образований, обладающих неодинаковой степенью политической самостоятельности.

1) два уровня государственной власти (центр и субъекты),

2) возможность «двойного» гражданства, т.е. гражданин субъекта, является гражданином федерации,

3) две системы законодательства,

4) судебная система осуществляется в центре и на местах,

5) двухканальная система налогов.

 

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федераций. Они образованы по разным критериям и имеют разную степень развития. ( Россия, США, Германия, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.)

 

Конфедерация – временный союз государств образованный для определённой цели.

 

3.Политический режим (государственный) характеризует не только форму государства, но и содержание его деятельности, поэтому данный элемент, является оценочным критерием всей формы государства.

Политический режим – совокупность приёмов, способов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть.

Режим характеризует правовое положение личности в обществе и государстве, её фактическое положение, воздействие государства на политическую жизнь страны. Различают два вида режима - демократический и антидемократический. К демократическим относятся либерально-демократический и собственно-демократический. К антидемократический относятся – деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный.

 

Рассмотрим недемократические режимы.

Деспотический – с одной стороны полный произвол правителя в управлении государством, с другой стороны бесправие и безоговорочное подчинение подданных. Власть правителя ничем не ограничена , отличается жёсткими методами управления, большим налоговым гнётом, подавление любого недовольства и несогласия с проводимой политикой. Этот режим характерен для абсолютной монархии восточного типа. ( Ближний Восток, Африка, Азия).

 

Тиранический – по своим признакам ближе к деспотическому. Так же основан на единоличном произволе по отношению к подчинённым. Ему присущи те же признаки, но есть отличие:

1)устанавливается путём захвата или завоевания одних народов другими, а также путём государственного переворота,

2) завоеватели стремятся навязать побеждённому народу свои порядки, свою религию, свою культуру.

 

Тоталитарный появился в 20 веке, установлен был в ряде стран. Термин «тоталитарный» введён в 1925 году. Б.Муссолини и означает всеохватывающий, полный, всеобъемлющий характер власти государства, его контроль за всеми сферами жизни общества. Термин был использован для обозначения фашистского режима в Италии, национал-социалистического режима в Германии, а с 1929 года он применялся для политического режима в СССР.

Черты:

1) полное господство государство над личностью, обществом и всеми сторонами их жизни, в том числе и над частной.

2) в политической жизни насильственно устанавливается однопартийная система, другие партии запрещаются или уничтожаются,

3) утверждается господство одной официальной идеологии, которая объявляется общегосударственной, никакие иные учения не разрешаются, а все научные исследования, публичные выступления, художественные и иные произведения должны соответствовать этой идеологии,

4) происходит сращивание партийного и государственного аппаратов, власть концентрируется в руках партийной верхушки,

5) превалируют идеи вождизма, явный или скрытый культ руководителя партии,

6) осуществляется государственный террор в отношении несогласных с режимом или его критикующих, народ превращается в толпу, которой легко управлять, устанавливается система концлагерей.

7) полная унификация жизни, контроль за образованием, литературой, искусством всей духовной жизни, устранение влияния церкви.

8) уничтожение демократических институтов.

9) экономическая основа режима государственная собственность.

 

Различают три вида тоталитаризма: левый (социалистическое движение в 20 веке. КНДР, КНР, Куба), правый (фашистское движение), религиозный ( исламский фундаментализм).

Фашистский режим. Свойственны те же черты , что и тоталитаризму, но есть отличия и особенности.

1) основывается на расистской идеологии.

2) крайняя агрессивность по отношению к другим народам.

Считается, что в настоящее время фашистских режимов не существует, однако, периодически происходят отдельные проявления фашистской идеологии.

 

Авторитарный режим значительно мягче тоталитарного. Главная черта в том, что государством руководит узкий круг людей, правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется льготами. Особенности:

1) власть элиты не ограничена законом.

2) народ отстранён от управления государством.

3) допускается многопартийность, но оппозиция не допускается.

4) существуют сферы, свободные от политического контроля: экономика, частная жизнь.

5) приоритет государства над личностью.

6) принуждение и насилие только к открытым противникам строя.

Авторитарный режим занимет промежуточное положение между тоталитарным и демократическим и нередко переходит в один из них.

 

Демократические.

Либерально-демократические - прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ выбирает представительные органы власти, участвует в принятии государственных решений ( референдум), контролирует в той или иной мере деятельность государства.

Черты.

1) плюрализм во всех сферах общественной жизни (экономике - многообразие форм собственности, в политической – широкий спектр общественных движений, в духовной - многообразие мнений).

2) экономическая основа – рыночная экономика.

3) принцип разделения властей.

4) уважение личности

5) права и свободы широкие.

6) высокое политическое и правовое сознание.

 

Собственно-демакратический режим признаёт равенство и свободу всех граждан. Государство не только закрепляет в Конституции широкие права и свободы, но и реально обеспечивает.

Особенности.

1)широкое использование в политической жизни различных демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, митингов, собраний, петиций)

2) принятие решений происходит с учётом мнений большинства, не ущемляя интересов меньшинства.

3) строгое разграничений полномочий между центральным и местными органами власти.

4) утверждение верховности закона.

Демократический режим- идеал к которому должно стремиться государство. Считается , что ни одному государству не удалось этого достичь.

 

 

5.Правовое государство это государство, где господствует право. Разработка теории правового государства имеет давнюю историю. Уже древние мыслители пытались найти разумную организацию общества и государства. Солон 6 в до н.э.развивает идею единства власти и права. По его мнению государство нуждается в законном порядке. Платон 427-347 гг до н.э. подчёркивал значение справедливых и разумных законов. Аристотель 384-322 гг до н.э. обосновал идею господства права и правовой законности. Наибольшие заслуги в разработке идеи правового государства у Конта. И. Кант 1724-1804гопирался на теорию естественных прав человека, обосновал необходимость для государства ориентироваться на право во всех своих действиях. Ввел понятие правовое общество. Г.Гегель 1770-1831 г рассматривал правовое государство как воплощение свободы, как высшее право.

Понятие «правовое государство» ввёл Роберт. фон Моль 1799-1875 немецкий юрист. Определённый вклад внесли русские государствоведы А.Алексеев, Н.Коркунов и др.Они считал , что государство было связано законом и стояло под ним, а не над ним.

 

Признаки правового государства.

 

Господство права. Правовая организация государственной власти, справедливые законы, самоограничение государства законом, верховенство конституционного закона и его прямое действие.

Принцип разделения властей. Власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей власти независима.

Незыблемость и гарантированность прав и свобод личности. Люди должны обладать равной правосубъектностью, государство признаёт и гарантирует полный набор прав и свобод, признаваемых мировом сообществом в качестве естественных( право на жизнь, человеческое достоинство, неприкосновенность личности, жилища, свобода передвижения).Государство должно защищать от произвола властей.

Взаимная ответственность личности и государствапроявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнёрами и обладают взаимными правами и обязанностями.

Главным признаком является господство права.

 

6.Гражданское общество.- это независимое от государства относительно самостоятельная сфера жизни общества, где действуют различные социальные группы, объединения культурного ,национального ,религиозного, территориального и другого характера, выражающие интересы людей. Понятие «гражданское общество» позволяет разграничить сферы политической и неполитической жизни общества, разъединить понятие государства и общества. Этим разграничением подчеркивается, что существует сфера жизни неподвластная государству. Взаимоотношения личности с государством должны ограничиться только двумя сферами налогами и законопослушанием. Если личность добросовестно выполняет эти две обязанности, то остальная жизнь должна быть безразлична для государства. Государство призвано обслуживать гражданское общество, служить его интересам.

Признаки гражданского общества.

1) это общество с развитыми рыночными отношениями.

2) защита естественных прав человека.

3) Отсутствие идеологического монополизма.

4) Открытость, т. е. доступ к информации, свобода слова, свобода в контактах с зарубежными организациями.

Гражданское общество- это общество где господствует правовой закон, действует незыблемость свободы личности, её прав, чести, достоинства, взаимная ответственность личности и государства.

Гражданское общество и правовое государство тесно связаны и предполагают друг друга. Правовое государство можно построить только там, где существует развитое, сильное гражданское общество.



2015-11-18 335 Обсуждений (0)
Происхождение и сущность государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Происхождение и сущность государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)