ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Министерство образования и науки Российской Федерации МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНСТИТУТ Программа Государственного экзамена Для студентов специальности (052400) 070601.65 «ДИЗАЙН» Квалификация – «Дизайн среды» МОСКВА 2010 Утверждено Ученым советом МХПИ Под общей редакцией Ясменко М.К. Составители:Ращенко Н.Н., Заведующий кафедрой «Дизайн среды» Ясменко М.К., кандидат филологических наук © МХПИ I. Общие положения Итоговая государственная аттестация выпускников МХПИ осуществляется по специальности (052400) 070601.65 «ДИЗАЙН» (дизайн среды), и включает выпускную квалификационную работу (исполнение) и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач. Государственный экзамен. Проводящийся в рамках итоговой аттестации выпускников включает в себя вопросы по дисциплинам, перечень которых утверждается Ученым советом. Для выпускников по специальности (052400) 070601.65 «ДИЗАЙН» – с квалификацией «дизайн среды» по основной образовательной программе утверждены следующие дисциплины: По разделу Общегуманитарных и Профессиональных дисциплин: 1. История искусства и культуры 2. История дизайна, науки и техники
По разделу Специальных дисциплин: 1. Основы теории и методологии проектирования среды 2. Основы эргономики в дизайне среды 3. Материаловедение в дизайне среды 4. Конструирование в дизайне среды 5. Основы композиции в дизайне среды II. Общая методика проведения Государственного экзамена Государственный экзамен проводится по билетам, содержащим вопросы, составленные в соответствии с учебными планами программам дисциплин. Программа экзамена выдается студентам не позднее 6 недель до начала экзамена. Сдача итогового государственного экзамена проходит на открытом заседании Государственного аттестационной комиссии. К государственному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе и успешно прошедшие все аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.
Государственный экзамен проводится в устной форме. Билет состоит из 2-х вопросов. На подготовку к ответу выпускнику отводится 30-40 минут, в течение которых, можно написать тезисы ответа на специальных листах, выданных вместе с билетом. Тезисы должны быть написаны понятным почерком с указанием фамилии выпускника в верхней части листа. Длительность устного ответа по двум вопросам экзамена должна составлять примерно 15-20 минут. На дополнительные вопросы в процессе ответа выпускник отвечает без подготовки.
III. Критерии оценки знаний выпускников На Государственном экзамене
Оценка за ответ на государственном экзамене выставляется по четырехбалльной системе. Используются следующие критерии · Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, свободно владеющий профессиональной терминологией, аргументировано защищающий свою позицию, свободно ориентирующийся в современной учебной и научной литературе. · Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший знание учебного материала, но не полно ответивший на один из экзаменационных вопросов или допустивший незначительные погрешности в ответе. · Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший знание основного программного материала, но не давший полного ответа ни на один экзаменационный вопрос. · Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, не сумевшему обнаружить знание фактического материала.
Оценка выставляется на закрытом заседании Государственной аттестационной комиссии после обсуждения ответа студента. В случае расхождения мнений членов ГАК по итоговой оценке на основе оценок поставленных членами комиссии, решение ГАК принимается большинством голосов; при равном числе голосов голос председателя комиссии является решающим.
IV. Дисциплины Государственного экзамена По специальности «Дизайн» Общегуманитарные и Профессиональные дисциплины ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Тема 1. Понятия «искусство», виды искусства. Стиль и канон в искусстве.
Понятие «искусство». Искусство и история искусства как объект изучения. Основные понятия истории искусств. Система искусств, в соотнесении с категориями пространства и времени. Различные виды классификации системы искусств. Единство и различие видов искусства. Понятия: теория искусства, история искусства, художественная критика. Комплексная история искусств. Понятие стиля в искусстве. Закономерности формирования стиля. Биографические методы истории искусства.
Тема 2.Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта.
Основные этапы развития искусства Древнего Египта. Архитектура Древнего Египта. Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Изобразительное искусство Древнего Египта. Рельефы и росписи. Особенности изобразительного канона. Особенности Древнеегипетской скульптуры разных периодов. Выдающиеся памятники.
Тема 3. Особенности искусства античной Греции.
Периодизация античного искусства. Значение древнегреческого искусства в контексте развития Европы. Основные периоды Древнегреческого искусства. Развитие архитектуры. Типы ранних греческих храмов. Ордерная система. Различные типы сооружений. Стилистика и сюжеты вазописи. Геометрический стиль, краснофигурная и чернофигурная вазопись. Изобразительное искусство античной Греции. Скульптура античной Греции: стили, школы, персоналии. Искусство эпохи Эллинизма: архитектура и изобразительное искусство.
Тема 4.Искусство Древнего Рима.
Искусство этрусков: основные особенности, отличительные черты, взаимовлияние культур региона. Искусство Древнего Рима: периодизация. Основные типы архитектурных и инженерных сооружений. Конструктивные приемы строительства и декорирования. Изобразительное искусство Древнего Рима. «Помпеянские» стили живописи. Особенности скульптуры и типы памятников. Искусство римских провинций.
Тема 5.Художественные особенности византийской христианской архитектуры и изобразительного искусства.
Культура Византийской империи. Христианство как государственная религия. Церковно-христианское и официальное искусство. Понятие «византийской» формы. Основные этапы развития византийского искусства. Архитектура Византийской империи. Конструктивные особенности византийской архитектуры. Византийское изобразительное искусство. Иконопись и ее значение в христианском искусстве. Книжная миниатюра. Искусство стран византийского региона.
Тема 6.Формирование художественных стилей в культуре средневековой Европы.
Понятие «средневековья» в истории Европы. Искусство раннего средневековья. Культура «варварских королевств» и ранних империй. Искусство Каролингов. Звериный стиль. Романский стиль в европейском искусстве. Особенности романской архитектуры. Синтез архитектуры и изобразительного искусства. Готический стиль. Готическая архитектурная конструкция и особенности архитектурных сооружений. Синтез архитектуры и скульптуры. Готическая каменная и деревянная скульптура. Витражи полихромная раскраска интерьеров. Книжная миниатюра. Территориальные особенности готического стиля в Европе. Региональные школы и отдельные памятники.
Тема 7.Особенности Древнерусского искусства (архитектура, монументальная живопись).
Заимствования и оригинальность древнерусского искусства. (архитектура, монументальная живопись, иконопись) Влияние Византийской культуры на формирование древнерусского искусства. Искусство Киевской Руси Х – ХI вв. Искусство Древнерусских княжеств XII – ХIII вв. Искусство Северо-Западной Руси XII – XV вв. Искусство Северо-Восточной Руси XIV – XV вв. Искусство Русского государства конца 15 – 17 вв. Архитектура Москвы времен Ивана III и Василия III. Развитие шатрового зодчества времен Иоанна Грозного, Федора Ивановича и Бориса Годунова. Московская школа иконописи. Иконопись и живопись XV – XVI вв. Развитие архитектуры в XVII вв. Иконопись, фресковая живопись и парсуна XVII век.
Тема 8.Искусство Ренессанса.
Понятие «Ренессанс» в истории европейской культуры. Периодизация Эпохи Возрождения. Проявление светского начала в эстетике. Гуманистическая природа искусства. Тенденции развития искусства в период Ренессанса. Архитектура Возрождения. Скульптура Возрождения. Живопись Возрождения. Художественная культура Флоренции, Рима, Милане в период Кватроченто. Позднее Возрождение Возникновение художественных академий. Художественное течение маньеризма в Италии и странах Европы. Живопись Венеции периода Позднего Возрождения. Северное Возрождение как региональная форма развития искусства стран. Освоение и развитие техники масляной живописи. Развитие жанров: портрет, бытовой жанр. Искусство Нидерландов и Германии.
Тема 9. Барокко – исторический европейский художественный стиль.
Культура Реформации. Социальный контекст. Влияние развития наук и географических открытий. Идеи просвещения в европейской художественной культуре. Барокко – исторический европейский художественный стиль. Архитектурные ансамбли: градостроительное значение, различные типы сооружений. Живопись стиля барокко. Национальные барочные школы живописи. Эстетика художественной стилистики барокко. Формирование Академий художеств и их влияние на сложение стилей. Регламентация искусства.
Тема 10. Классицизм – стиль философской эпохи.
Распространение рококо в 18 веке – декоративное решение архитектуры, интерьеров и живописи. Классицизм и идеи абсолютизма. Архитектурный стиль. Региональные проявления стиля. Живопись классицизма. Разнообразие жанров. Академическая живопись. Творческие течения реализма и романтизма. Искусство Италии, Франции, Германии, Англии, Испании, Голландии, Фландрии и других стран. Искусство колониальных стран.
Тема 11. Трансформация европейских традиций и становление русского искусства в эпоху нового времени.
Становление русского искусства в контексте европейской культуры второй половины 17 – 18 вв. Трансформация европейских традиций и становление русского искусства в эпоху нового времени. Русское барокко и русский классицизм: национальные особенности, выдающиеся мастера архитектуры и живописи.
Тема 12. Художественные стили и течения в европейском искусстве первой половины 19 века.
Стили и направления искусства первой половины 19 века. Архитектура и градостроительство. Поздний классицизм и ампир. Неоклассика. Эклектизм. Национальный романтизм. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве Европы и России, в первой половины 19 века.
Тема 13.Формирование новых художественных направлений в искусстве середины и второй половины 19 века.
Направления в европейской живописи и скульптуре второй половины 19 века. Импрессионизм. Пост-Импрессионизм. Пуантелизм. Символизм. Национальные школы изобразительного искусства рубежа 19 – 20 веков (Европейские страны, США, Россия.). Искусство Европы и Америки.
Тема 14. Поиски «большого» стиля на рубеже 19 – 20 вв. (Модерн).
Модерн и его стилевые формы. Региональные направления европейского модерна: Либерти (Италия), Сецессион (Австрия), Югенд-стиль (Германия), Ар-Нуово (Франция). Этностили в европейском модерне. Особенности Русского модерна. Основные представители и наиболее характерные произведения архитектуры и изобразительного искусства.
Рекомендуемая литература: 1.Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. (Том 1, Том 2, Том 3), –Москва, 1948-1955 2.Белявская В. Росписи русского классицизма– М., 1940 3.Берзин В.Ф. Росписи петровского времени.– М., 1985 4.Бычков В.В. Русская средневековая эстетика.– М., 1992 5.Винер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. Издание 1-е – М., 1953 6. Всеобщая история архитектуры. – М., 1969-1977., Т.1-12 7. Всеобщая история Искусств. – М., 1956-1966, Т.1-6 8.Гомбрих Э. История искусства. – М., 1998 9.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 2004 10. Живопись Древней Руси. – СПб., 1982 11.Ильина Т.В. История искусств(Отечественное искусство) Издание 3-е – М., 2007 12.Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси.– М., 1966 13. История зарубежного искусства. – М., 1984 14. История зарубежного искусства: Учебник. – М., 1980* 15. История искусства зарубежных стран. – М., 1979-1988., Т.1-3 16. История искусства: Архитектура. Живопись, Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М., 2003 17. История Русского искусства. Изд. 3-е – М., 1987 18. История Русской архитектуры. Под общей редакцией Ушаковой Ю.С., Славиной Т.А. – Учебное пособие для вузов. – СПб., «Стройиздат». 1994 19. История мирового искусства. – М., 1998 20.Кириченко Е.И. Русский стиль. – М., 1997 21.Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830 – 1910-х гг., – М., 1978 22.Лебедева В. Советское монументальное искусство 1960-х гг. – Москва, 1973 23. Малая история искусств. – Москва/Дрезден, 1970-1991 24.Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. – М., 1998 25.Сарабьянов Д. История русского искусства 2-й. пол. 19 - нач. 20 вв. – Москва, 2001 26.Янсон Х.В. Основы истории искусств. – СПб., 2002 _______________________________ *имеется в электронной библиотеке МХПИ
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (962)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |