Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА



2015-11-18 962 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования и науки Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Программа Государственного экзамена

Для студентов специальности (052400) 070601.65 «ДИЗАЙН»

Квалификация – «Дизайн среды»

МОСКВА 2010

Утверждено Ученым советом МХПИ
27 августа 2008 г.

Под общей редакцией Ясменко М.К.

Составители:Ращенко Н.Н., Заведующий кафедрой «Дизайн среды»

Ясменко М.К., кандидат филологических наук

© МХПИ


I. Общие положения

Итоговая государственная аттестация выпускников МХПИ осуществляется по специальности (052400) 070601.65 «ДИЗАЙН» (дизайн среды), и вклю­чает выпускную квалификационную работу (исполнение) и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению про­фессиональных задач.

Государственный экзамен. Проводящийся в рамках итоговой аттестации выпускников включает в себя вопросы по дисциплинам, перечень которых утверждается Ученым советом.

Для выпускников по специальности (052400) 070601.65 «ДИЗАЙН» – с квалификацией «дизайн среды» по основной образовательной программе утверждены следующие дисциплины:

По разделу Общегуманитарных и Профессиональных дисциплин:

1. История искусства и культуры

2. История дизайна, науки и техники

 

По разделу Специальных дисциплин:

1. Основы теории и методологии проектирования среды

2. Основы эргономики в дизайне среды

3. Материаловедение в дизайне среды

4. Конструирование в дизайне среды

5. Основы композиции в дизайне среды

II. Общая методика проведения

Государственного экзамена

Государственный экзамен проводится по билетам, содержащим во­просы, составленные в соответствии с учебными планами програм­мам дисциплин.

Программа экзамена выдается студентам не позднее 6 недель до начала экзамена. Сдача итогового государственного экзамена проходит на открытом заседании Государственного аттестационной комиссии.

К государственному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе и успешно прошед­шие все аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

 

Государственный экзамен проводится в устной форме. Билет состоит из 2-х вопросов. На подготовку к ответу выпускнику отводится 30-40 минут,

в течение которых, можно написать тезисы ответа на специальных листах, выданных вместе с билетом. Тезисы должны быть написаны понятным почерком с указанием фамилии выпускника в верхней части листа. Длитель­ность устного ответа по двум вопросам экзамена должна составлять при­мерно 15-20 минут. На дополнительные вопросы в процессе ответа выпуск­ник отвечает без подготовки.

 

 

III. Критерии оценки знаний выпускников

На Государственном экзамене

 

 

Оценка за ответ на государственном экзамене выставляется по четырех­балльной системе. Используются следующие критерии

· Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всесто­роннее, систематическое и глубокое знание программного материала, свободно владеющий профессиональной терминоло­гией, аргументировано защищающий свою позицию, свободно ориентирующийся в современной учебной и научной литературе.

· Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший зна­ние учебного материала, но не полно ответивший на один из эк­заменационных вопросов или допустивший незначительные по­грешности в ответе.

· Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнару­живший знание основного программного материала, но не давший полного ответа ни на один экзаменационный вопрос.

· Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, не сумев­шему обнаружить знание фактического материала.

 

Оценка выставляется на закрытом заседании Государственной аттестацион­ной комиссии после обсуждения ответа студента. В случае расхождения мнений членов ГАК по итоговой оценке на основе оценок поставленных членами комиссии, решение ГАК принимается большинством голосов; при равном числе голосов голос председателя комиссии является решающим.

 

IV. Дисциплины Государственного экзамена

По специальности «Дизайн»

Общегуманитарные и Профессиональные дисциплины

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

 

 

Тема 1. Понятия «искусство», виды искусства.

Стиль и канон в искусстве.

 

Понятие «искусство». Искусство и история искусства как объект изучения. Основные понятия истории искусств. Система искусств, в соотнесении с категориями пространства и времени. Различные виды классификации сис­темы искусств. Единство и различие видов искусства. Понятия: теория искусства, история искусства, художественная критика. Комплексная исто­рия искусств. Понятие стиля в искусстве. Закономерности формирования стиля. Биографические методы истории искусства.

 

 

Тема 2.Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта.

 

Основные этапы развития искусства Древнего Египта. Архитектура Древ­него Египта. Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Изобрази­тельное искусство Древнего Египта. Рельефы и росписи. Особенности изо­бразительного канона. Особенности Древнеегипетской скульптуры разных периодов. Выдающиеся памятники.

 

 

Тема 3. Особенности искусства античной Греции.

 

Периодизация античного искусства. Значение древнегреческого искусства в контексте развития Европы. Основные периоды Древнегреческого искус­ства. Развитие архитектуры. Типы ранних греческих храмов. Ордерная сис­тема. Различные типы сооружений. Стилистика и сюжеты вазописи. Геомет­рический стиль, краснофигурная и чернофигурная вазопись. Изобразитель­ное искусство античной Греции. Скульптура античной Греции: стили, школы, персоналии. Искусство эпохи Эллинизма: архитектура и изобрази­тельное искусство.

 

 

Тема 4.Искусство Древнего Рима.

 

Искусство этрусков: основные особенности, отличительные черты, взаимо­влияние культур региона. Искусство Древнего Рима: периодизация.

Основные типы архитектурных и инженерных сооружений. Конструк­тивные приемы строительства и декорирования. Изобразительное искусство Древнего Рима. «Помпеянские» стили живописи. Особенности скульптуры и типы памятников. Искусство римских провинций.

 

 

Тема 5.Художественные особенности византийской

христианской архитектуры и изобразительного искусства.

 

Культура Византийской империи. Христианство как государственная рели­гия. Церковно-христианское и официальное искусство. Понятие «византий­ской» формы. Основные этапы развития византийского искусства.

Архитектура Византийской империи. Конструктивные особенности ви­зантийской архитектуры. Византийское изобразительное искусство. Иконо­пись и ее значение в христианском искусстве. Книжная миниатюра. Искусство стран византийского региона.

 

 

Тема 6.Формирование художественных стилей

в культуре средневековой Европы.

 

Понятие «средневековья» в истории Европы. Искусство раннего средневеко­вья. Культура «варварских королевств» и ранних империй. Искусство Каро­лингов. Звериный стиль. Романский стиль в европейском искусстве. Особен­ности романской архитектуры. Синтез архитектуры и изобразительного искусства.

Готический стиль. Готическая архитектурная конструкция и особенно­сти архитектурных сооружений. Синтез архитектуры и скульптуры. Готиче­ская каменная и деревянная скульптура. Витражи полихромная раскраска интерьеров. Книжная миниатюра. Территориальные особенности готиче­ского стиля в Европе. Региональные школы и отдельные памятники.

 

Тема 7.Особенности Древнерусского искусства

(архитектура, монументальная живопись).

 

Заимствования и оригинальность древнерусского искусства. (архитектура, монументальная живопись, иконопись) Влияние Византийской культуры на формирование древнерусского искусства. Искусство Киевской Руси Х – ХI вв. Искусство Древнерусских княжеств XII – ХIII вв. Искусство Северо-Западной Руси XII – XV вв. Искусство Северо-Восточной Руси XIV – XV вв.

Искусство Русского государства конца 15 – 17 вв. Архитектура Москвы времен Ивана III и Василия III. Развитие шатрового зодчества времен Ио­анна Грозного, Федора Ивановича и Бориса Годунова. Московская школа иконописи. Иконопись и живопись XV – XVI вв. Развитие архитектуры в XVII вв. Иконопись, фресковая живопись и парсуна XVII век.

 

 

Тема 8.Искусство Ренессанса.

 

Понятие «Ренессанс» в истории европейской культуры. Периодизация Эпохи Возрождения. Проявление светского начала в эстетике. Гумани­стическая природа искусства. Тенденции развития искусства в период Ренессанса. Архитектура Возрождения. Скульптура Возрождения. Живо­пись Возрождения.

Художественная культура Флоренции, Рима, Милане в период Кватро­ченто. Позднее Возрождение Возникновение художественных академий. Художественное течение маньеризма в Италии и странах Европы. Живопись Венеции периода Позднего Возрождения. Северное Возрождение как региональная форма развития искусства стран. Освоение и развитие техники масляной живописи. Развитие жанров: портрет, бытовой жанр. Искусство Нидерландов и Германии.

 

Тема 9. Барокко – исторический европейский художественный стиль.

 

Культура Реформации. Социальный контекст. Влияние развития наук и географических открытий. Идеи просвещения в европейской художествен­ной культуре.

Барокко – исторический европейский художественный стиль. Архитек­турные ансамбли: градостроительное значение, различные типы сооруже­ний. Живопись стиля барокко. Национальные барочные школы живописи. Эстетика художественной стилистики барокко. Формирование Академий художеств и их влияние на сложение стилей. Регламентация искусства.

 

Тема 10. Классицизм – стиль философской эпохи.

 

Распространение рококо в 18 веке – декоративное решение архитектуры, интерьеров и живописи.

Классицизм и идеи абсолютизма. Архитектурный стиль. Региональные проявления стиля. Живопись классицизма. Разнообразие жанров. Академи­ческая живопись. Творческие течения реализма и романтизма. Искусство Италии, Франции, Германии, Англии, Испании, Голландии, Фландрии и других стран. Искусство колониальных стран.

 

 

Тема 11. Трансформация европейских традиций

и становление русского искусства в эпоху нового времени.

 

Становление русского искусства в контексте европейской культуры второй половины 17 – 18 вв. Трансформация европейских традиций и становление русского искусства в эпоху нового времени. Русское барокко и русский классицизм: национальные особенности, выдающиеся мастера архитектуры и живописи.

 

 

Тема 12. Художественные стили и течения

в европейском искусстве первой половины 19 века.

 

Стили и направления искусства первой половины 19 века. Архитектура и градостроительство. Поздний классицизм и ампир. Неоклассика. Эклектизм. Национальный романтизм. Романтизм и реализм в изобразительном искус­стве Европы и России, в первой половины 19 века.

 

 

Тема 13.Формирование новых художественных направлений

в искусстве середины и второй половины 19 века.

 

Направления в европейской живописи и скульптуре второй половины 19 века. Импрессионизм. Пост-Импрессионизм. Пуантелизм. Символизм.

Национальные школы изобразительного искусства рубежа 19 – 20 веков (Европейские страны, США, Россия.). Искусство Европы и Америки.

 

Тема 14. Поиски «большого» стиля на рубеже 19 – 20 вв. (Модерн).

 

Модерн и его стилевые формы. Региональные направления европейского модерна: Либерти (Италия), Сецессион (Австрия), Югенд-стиль (Германия), Ар-Нуово (Франция). Этностили в европейском модерне. Особенности Рус­ского модерна. Основные представители и наиболее характерные произведе­ния архитектуры и изобразительного искусства.

 

Рекомендуемая литература:

1.Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. (Том 1, Том 2, Том 3), –Москва, 1948-1955

2.Белявская В. Росписи русского классицизма– М., 1940

3.Берзин В.Ф. Росписи петровского времени.– М., 1985

4.Бычков В.В. Русская средневековая эстетика.– М., 1992

5.Винер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. Издание 1-е – М., 1953

6. Всеобщая история архитектуры. – М., 1969-1977., Т.1-12

7. Всеобщая история Искусств. – М., 1956-1966, Т.1-6

8.Гомбрих Э. История искусства. – М., 1998

9.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 2004

10. Живопись Древней Руси. – СПб., 1982

11.Ильина Т.В. История искусств(Отечественное искусство) Издание 3-е – М., 2007

12.Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси.– М., 1966

13. История зарубежного искусства. – М., 1984

14. История зарубежного искусства: Учебник. – М., 1980*

15. История искусства зарубежных стран. – М., 1979-1988., Т.1-3

16. История искусства: Архитектура. Живопись, Скульптура. Гра­фика. Декоративное искусство. – М., 2003

17. История Русского искусства. Изд. 3-е – М., 1987

18. История Русской архитектуры. Под общей редакцией Ушаковой Ю.С., Славиной Т.А. – Учебное пособие для вузов. – СПб., «Строй­издат». 1994

19. История мирового искусства. – М., 1998

20.Кириченко Е.И. Русский стиль. – М., 1997

21.Кириченко Е.И. Русская архитектура 18301910-х гг., – М., 1978

22.Лебедева В. Советское монументальное искусство 1960-х гг. – Мо­сква, 1973

23. Малая история искусств. – Москва/Дрезден, 1970-1991

24.Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитек­туры. – М., 1998

25.Сарабьянов Д. История русского искусства 2-й. пол. 19 - нач. 20 вв. – Москва, 2001

26.Янсон Х.В. Основы истории искусств. – СПб., 2002

_______________________________

*имеется в электронной библиотеке МХПИ

 



2015-11-18 962 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (962)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)