Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ



2015-11-18 1376 Обсуждений (0)
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 65.Изобразительные единицы и их свойства.

 

Понятие формата листа, его визуальных силовых линий и полей. Визуальное понятие «верх – низ» и «правое – левое». Поле и изображение с точки зрения психологии восприятия. Структура поля и его особенности. Структура изо­бражения. Визуальный вес. Визуальное движение и равновесие. Первичные элементы графического изображения на плоскости:

Точка, линия, плоскость, пятно, их структурные особенности и отличия. Системность и хаотичность. Понятие узла, ядра, и центра в композиции. Условность графического изображения и его взаимосвязь с трехмерным пространством.

 

 

Тема 66.Статика, динамика.

 

Два вида существования визуального изображения на плоскости – статика и динамика и их смешанные состояния. Статика – состояние устойчивости и покоя и симметрии. Динамика – состояние движения, асимметрии и неустойчивости. Особенности статических состояний на плоскости. Гла­венство прямого угла. Динамика и особенности ее выражения. Динамизм развития и изменчивость форм. Переход от статичного состояния к дина­мичному состоянию и возникновение смежных смешанных форм с нару­шенной статикой.

 

Тема 67.Модуль, ритм, метр, метро – ритмы.

Модуль – координация размерностей, основа нормирования, стандартизации и унификации. Метр и ритм, их взаимосвязи и различия. Ритм – качествен­ное деление времени. Метр – деление времени количественным способом. Метр – схема мер, построенная на простом или сложном многообразии повторов. Как ритм собирает и разрушает метрические единства в соответ­ствии со своей динамикой. Каденция – упорядоченная пауза ритма. Метр – выражение статики, неизменчивости, симметрии, тождественности. Ритм – выражение динамики, изменчивость формы во времени и пространстве. Метры и ритмы, простые и сложные по форме.

Тема 68.Контраст, нюанс, тождество.

Понятие тождества. Тождественность, характерная особенность метрических орнаментальных композиций. Тождественность и стандарт. Нюанс – частич­ное, слабое нарушение тождественной симметрии. Нюанс – носитель малых изменений формы, толчок к саморазвитию формы. Нюансировка – одно из средств объединения резко контрастирующих форм. Понятие контраста. Контраст и его возникновение. Двуедина сущность контраста. Меры контра­стных отношений.

 

 

Тема 69.Симметрия, диссиметрия, асимметрия, контрсимметрия.

Первоначальный смысл симметрии. Учение о симметрии в разрезе закона единства и борьбы противоположностей. Симметрия формы ее проявления. Симметрия и асимметрия – два противоположных приема композиции. Асимметрия – отсутствие симметрии. Диссиметрия – частичное нарушение симметрии. Необходимые условия симметрии геометрического тела – нали­чие у него элементов симметрии: осей, плоскостей и центров. Контрсиммет­рия – частный случай симметрии, в которой одна или несколько характери­стик симметрии выступают как противоположность.

 

Тема 70.Масштаб.

Масштаб – результат сравнения размеров и форм и, как следствие этого, сравнение размеров материальной формы и модели. Натуральный масштаб. Понятие «размер». Абстрактные единицы измерения. Численные значения масштаба. Композиционный масштаб. Членение формы, по отношению к человеку, на крупную, среднюю и мелкую. Точность масштабной прора­ботки, обусловленная непосредственной связью объектов дизайна с челове­ком.

 

 

Тема 71.Материал, текстура, цвет, фактура.

Качество поверхности – материал, текстура, цвет, фактура. Оценка качест­венных характеристик поверхности. Материал – проявление тектоники формы, идущей от тактильных ощущений твердости, мягкости, пластично­сти, вязкости, теплоты.

Внешняя оценка материала по его «текстуре». Фактурные характери­стики материала и качество обработки его поверхности (зеркальная, матовая, лощеная, рифленая и т.д.). Цвет – частный случай выражения текстуры материала, связанный с особенностями восприятия человеческим глазом отраженных от материала лучей света. Рельеф – предельное состояние по­верхности, когда все вышеуказанные качественные характеристики поверх­ности проявляются наиболее полно.

Тема 72.Ассоциативные образы.

Образ – выражение сути внутреннего состояния предмета или действия. Образ как совокупность двух явлений – восприятия и переживания.

Структура образа. Интегративный образ, объединяющий все функции в единое целое – вершина развития формы. Ассоциативный образ как резуль­тирующий эффект от действия множества сходных по форме образов. Ассо­циативные образы в искусстве.

Тема 73.Рельеф.

 

Рельеф как вид скульптурного изображения. Барельеф – низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.

Горельеф – высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

Контррельеф – рельеф, в котором изображение становится перпендику­лярным к плоскости фона в виде пластин, поставленных на торец.

Прорезной рельеф – частный случай рельефа, когда пластина прореза­ется насквозь и рельеф превращается в контражурное пространство.

Накладной, или отрывной рельеф – частный случай рельефа, наклады­ваемого на пластину, или отрывающегося от нее. Рельефные формы: откры­тые, закрытые и смешанные. Основные типы рельефных форм.

 

 

Тема 74.Объем.

Внешние отличительные признаки объемных форм. Классификация объем­ных форм по величине и связь с масштабом. Объемные формы – положи­тельные, отрицательные, нейтральные и смешанные. Характер движения объемных форм. Взаимодействие объемных форм с пространством. Степень открытости объемной формы. Графическая и пластическая моделировка объемных форм. Цвето-графическая моделировка объемной формы. Процесс трансформации объема. Формирование узла – ключевой момент развития структуры объемной формы.

Тема 75.Пространство.

 

Реальное пространство и его восприятие. Характер взаимосвязи объема и пространства и степень их взаимодействия. Качество пространства и степень его заполнения. Организованное и хаотичное пространство. Три основных вида организации пространства: фронтальное, объемное, глубинное. Члене­ние пространства. Приемы моделировки объемно – пространственных форм. Соподчиненность слагаемых элементов объемно – пространственной формы. Глубинно – пространственная форма.

Тема 76.Архитектон.

 

Понятие «архитектон». Тематическая объемно – пространственная компози­ция, выявляющая взаимосвязи экстерьерного и интерьерного пространства.

 

Рекомендуемая литература:

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., «Прогресс», 1974

2. Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды. Учебник для ВУЗов.М. «,Архитектура – С», 2005*

3. Иттен Иоханнес. Искусство формы(пер. с нем,) М., «Изд-во Д.Аронов», 2001

4. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование в учебном проек­тировании. Учебное пособие для ВУЗов.М., «Архитектура-С», 2003

5. Кринский В.Ф., Туркус М.А. Элементы архитектурно – простран­ственной композиции.М., 1934

6. Мелодинский Д.М. Школа архитектурно – дизайнерского формооб­разования.Учебное пособие. – М., «Архитектура-С», 2004*

7. Объемно – пространственная композиция. Под. редакцией проф. Степановой А.В.М., «Стройиздат», 1993

8. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М., «Машиностроение», 1977

9. Стасюк Н.Г., КиселеваТ.Ю., Орлова И.Г. Объемно – пространст­венная композиция. Учебное пособие. – М., «Информполиграф», 2000*

10. Тимофеева Т.А. Макетирование в учебном проектировании.Учеб­ное пособие. Кафедра ОАП МАРХИ. – М., 1995*

11. Жукова В.Л. Основы композиции в дизайне среды.Учеб­но-методическое пособие. МХПИ – М., 2009

_____________________________

*имеется в электронной библиотеке МХПИ

 

 

V. Экзаменационные вопросы

По разделу Общегуманитарных и Профессиональных дисциплин:

1.Понятие «искусство», виды искусства. Стиль и канон в искусстве.

2.Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта.

3.Особенности искусства античной Греции: архитектура, скульптура, живопись, вазопись. (Древняя Греция, Эллинистический мир).

4.Художественные аспекты Древнеримской культуры. (Этруски, Рим­ская Республика, Римская империя: архитектура и изобразительное искусство).

5.Художественные особенности раннехристианской архитектуры и изо­бразительного искусства. (Византия).

6.Формирование художественных стилей в культуре средневековой Ев­ропы.

7.Особенности Древнерусского искусства 9 – 14 вв. (архитектура, мону­ментальная живопись, иконопись).

8.Искусство Русского государства конца 15 – 17 вв. (архитектура, мону­ментальная живопись, иконопись).

9.Искусство Ренессанса: исторические корни, новаторство отдельных видов искусства, творчество великих мастеров.

10.Художественные стили Нового времени: барокко, рококо, класси­цизм.

11.Трансформация европейских традиций и становление русского искус­ства в эпоху нового времени.

12.Художественные стили и течения в европейском искусстве первой по­ловины 19 века.

13.Формирование новых художественных направлений в искусстве сере­дины 19 века.

14.Поиски «большого» стиля на рубеже 19 – 20 вв. (Модерн).

15.Основные художественные направления в искусстве 20 века.

16.Что такое дизайн. История становления профессии.

17.Дизайн и промышленная революция.

18.Промышленные выставки 19 века и их вклад в проектную культуру.

19.Первые теоретические концепции эстетики проектирования (Уильям Моррис, Джон Рёскин и др.).

20.Российские промышленные выставки и пионеры русского дизайна.

21.Основные стилистические и региональные особенности модерна в контексте зарождения промышленного дизайна.

22.Конструктивизм и функционализм в процессе становления практики дизайна.

23.Баухауз: принципы формообразования и образовательная система.

24.Роль новаторской художественной школы в развитии советского ди­зайна (ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН).

25.Художественный авангард в России.Супрематизм. Конструктивизм.

26.30-е годы 20 века в Европейском дизайне (стримлайн, ар-деко). Осо­бенности советского дизайна в предвоенный период.

27.Дизайн послевоенной эпохи в Европе (органические дизайн, Ульм­ская школа и неофункционализм. Стиль «Оливетти»).

28.Дизайн и поп-культура.

29.Советский дизайн 1950 – 1970-х гг.

30.Дизайн в эпоху постмодернизма.

 

 

По разделу специальных дисциплин:

1. Этапы развития эргономики.

2. Основные понятия эргономики.

3.Антропометрические требования в эргономике.

4. Эргономический расчет параметров рабочего места.

5. Задачи эргодизайна в средовом проектировании.

6. Оборудование жилой среды.

7. Оборудование интерьеров общественных зданий.

8. Эргономика среды обитания престарелых и инвалидов.

9. Физиология зрения и визуальная среда.

10. Эргономика восприятия средовых объектов и систем.

11. Средства и системы визуальной информации.

12.Значение когнитивной психологии для эргодизайна среды.

13.Видеоэкология.

14. Оптические иллюзии и приемы их коррекции в архитектуре.

15. Эргономика и учебное системно – средовое проектирование.

16. Санитарно-гигиенические требования к помещениям общественного назначения.

17. Санитарно-гигиенические требования к жилым помещениям.

18. Визуальная информация в пространстве.

19. Свойства строительных материалов.

20. Природные каменные материалы.

21. Кирпич, керамическая плитка.

22. Стекло.

23. Материалы для применения растворов.

24. Материалы для приготовления цементного бетона.

25. Металлы, применяемые в строительстве.

26. Деревянные изделия.

27. Лакокрасочные материалы.

28. Отделочные полимерные материалы. Обои.

29. Гражданские здания.

30. Фундаменты.

31. Сборный железобетон в строительстве.

32. Монолитный железобетон.

33. Кладка из кирпича.

34. Несущий остов крупноблочных и крупнопанельных зданий.

35. Несущий остов каркасных зданий и зданий из объемных элементов.

36. Конструкции крыш.

37. Большепролетные конструкции.

38. Вертикальные связи зданий и сооружений.

39. Изобразительные единицы и их свойства.

40. Статика, динамика.

41. Модуль, ритм, метр, метро – ритмы

42. Контраст, нюанс, тождество.

43. Симметрия, дисимметрия, асимметрия, контрсимметрия.

44. Масштаб.

45. Материал, текстура, цвет, фактура.

46. Ассоциативные образы.

47. Рельеф как вид скульптурного изображения.

48. Объем. Внешние отличительные признаки объемных форм.

49. Реальное пространство и его восприятие.

50. Понятие «архитектон».

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Общие положения.

II. Общая методика проведения Государственного экзамена.

III. Критерии оценки знаний выпускников на Государственном экзамене.

IV. Дисциплины Государственного экзамена по специальности «Дизайн».

Общегуманитарные и Профессиональные дисциплины:

1. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА..

2. ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ..

Специальные дисциплины:

3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СРЕДЫ..

4. ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ...

5. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ...

6. КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ...

7. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ..

V. Экзаменационные вопросы..

СОДЕРЖАНИЕ..

 

 


При подготовке методического сборника –

Программа Государственного экзамена

для выпускников по специальности

(052400) 070601.65 «ДИЗАЙН» –

с квалификацией «Дизайн среды»

использовались программы учебных дисциплин:

Название предмета: История искусства и культуры

Ф.И.О. преподавателя, должность, научное звание:

Иванов Александр Валентинович, профессор, кандидат исторических наук

 

Название предмета: История дизайна. Науки и техники

Ф.И.О. преподавателя, должность, научное звание:

Иванов Александр Валентинович, профессор, кандидат исторических наук

 

Название предмета: Основы теории и методологии проектирования среды

Ф.И.О. преподавателя, должность, научное звание:

Ращенко Наталия Никитична, зав. Кафедрой «Дизайн среды»

 

Название предмета: Основы эргономики в дизайне среды

Ф.И.О. преподавателя, должность, научное звание:

Овчинников Евгений Леонидович, преподаватель

 

Название предмета: Архитектурно – дизайнерское материаловедение

Ф.И.О. преподавателя, должность, научное звание:

Гаганов Евгений Георгиевич, преподаватель, кандидат технических наук

 

Название предмета: Конструирование в дизайне среды

Ф.И.О. преподавателя, должность, научное звание:

Гаганов Евгений Георгиевич, преподаватель, кандидат технических наук

 

Название предмета: Основы композиции в дизайне среды

Ф.И.О. преподавателя, должность, научное звание:

Шаппо Станислав Аркадьевич, преподаватель

 

 

Использовались материалы

методического пособия

Программа Государственного экзамена

Под редакцией Хоменко Е.А.

МХПИ 2008

 

 



2015-11-18 1376 Обсуждений (0)
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)