Понятие «организационной культуры». Типология организационных культур. Культура как ключевой ресурс в современных организациях
Организационная культура проявляется в виде разделяемых в организации ценностей, принятых верований, норм поведения и т. п., которые лежат в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами. Ниже перечислим элементы культуры. Философия (смысл существования организации) определяет отношение к сотрудникам и клиентам. Доминирующие ценности (в отношении целей и средств их достижения). Нормы взаимоотношений в организации. Правила игры в организации (организационные нормы, система контроля, вознаграждения и т. п.). Климат (социально-психологическая атмосфера в организации и взаимодействие с внешним миром). Поведенческие ритуалы, легенды, символы. Организационная культура (по Э. Шайну) формируется как реакция на две группы проблем. 1. Внешняя адаптация предполагает поиск организацией своей ниши на рынке и адекватную реакцию на динамику внешней среды. Преодолевая трудности внешней адаптации, организация учится выживать. Результатом этого научения становятся согласованные представления о: миссии - стратегии; специфических целях; средствах достижения целей: организационной структуры и системы организационно-распорядительных методов, методов стимулирования деятельности и т. п.; системе контроля (создание информационной системы, критериальной базы оценки результатов); действиях по корректировке в отношении лиц, не выполнивших задания. 2. Внутренняя интеграция - это становление коллектива, превращение отдельных людей в эффективную команду. К задачам, с которыми неизбежно сталкивается любая организация в плане внутренней интеграции, можно отнести распределение власти: преодоление, конфликтов между отдельными людьми или группами: "притирку" стилей работы, поведения, общения и т. д. Преодолевая трудности, связанные с объединением отдельных людей в единую команду, организация приобретает знания о том, как следует работать вместе. Формируются общие для всех: язык; границы группы (принципы вхождения и выхода из группы); механизм наделения и лишения властных полномочий и статуса; правила социальных отношений (уровень неформальности, возрастно-половые и т. п.), а также уровень открытости на работе; принципы награждения и наказания для поддержания необходимого производственного поведения; идеология и религия (определение значений вещей, которые не поддаются объяснению и не контролируются организацией). Вера как способ снятия стресса. Другими словами, результатом "притирки?" людей друг к другу становится (часто негласный) внутренний "устав" - свод норм и правил поведения и взаимоотношений внутри организации. Выделяют две группы факторов, влияющих на процесс формирования организационной культуры. 1. Первичные факторы: заинтересованность (внимание) высшего руководства; реакция руководства на критические ситуации; отношение к работе и стиль поведения руководства; критериальная база поощрения сотрудников; критериальная база отбора, назначения, увольнения. 2. Вторичные факторы: структура организации, делегирование полномочий; система передачи информации и организационные процедуры; внешний и внутренний дизайн и оформление помещений, в котором располагается организация; мифы и истории о событиях, людях, которые играли и / или играют ключевую роль в жизни организации; формализованные положения о философии и смысле существования. каждая организация, преодолевая трудности внешней адаптации и внутренней интеграции, приобретает опыт, который становится основой организационной культуры (уникальной общей психологии, характеризующей данное сообщество людей); организационная культура формируется в процессе совместного преодоления трудностей; ядро организационной культуры формируется основателями организации и непосредственно связано с их жизненным опытом и мировоззрением; организационная культура является естественной, привычной средой для людей, работающих в организации; ее влияние и проявления более заметны для новых сотрудников, входящих в организацию, или посторонних наблюдателей; особенности организационной культуры можно лучше понять, обратившись к истории организации, в особенности к критическим моментам. Типы организационной культуры 1. коллективистская доминирующая роль организации в защите интересов ее членов и значительное влияние на их самочувствие; изучение отношения к долгу и лояльности по отношению к руководству; стимулирование активности подчиненных за счет лояльных демократических методов или экономической мотивации; диагностика и укрепление социальной сплоченности. 2. индивидуалистская невмешательство в личную жизнь; тщательное изучение каждого члена, выделение перспективных работников; полная опора на рыночный спрос, на конечные цели; дистанционирование в социальных связях, вплоть до оборудования кабинетов, чтобы подчиненные трудно добирались до кабинета руководителя; формирование отношений между администрацией и работниками только на учете личного вклада каждого.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (648)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |