Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модель жизненного цикла организации И.Адизеса



2015-11-18 1001 Обсуждений (0)
Модель жизненного цикла организации И.Адизеса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Адизес акцентирует внимание на двух параметрах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемо­сти. Чем старше компания, тем более жестко она контроли­руется и становится менее гибкой. Цель руководства — до­стигнуть и остаться как можно дольше в стадии расцвети (Prime), где имеет место оптимальное соотношение этих двух параметров.

Характеристика стадии жизненного цикла по И. Адизесу:

1. «Ухаживание» предшествует созданию организации, ее физическому появлению.

2. «Младенчество»: происходит трансформация предпринимательской энергии в денежные потоки.

3. «Давай-давай» (Go-Go): компания имеет хорошие финансовые средства, продажи растут. Патологические «Давай-давай»-организации - миниконгломераты. Чтобы избежать «ловушки основателя» и войти в «Юность», организация должна перейти к профессиональному менеджменту.

4. Второе рождение фирмы: «Юность» (Adolescence). На протяжении стадии «Юность» компания перерождается. Если переход от «Ухаживания» к «Младенчеству» — это физиче­ское рождение, то стадия «Юность» — это эмоциональное перерождение, и компания начинает жить отдельно от жизни основателя. Существуют три основных принципиальных события, которые должны прои­зойти на этой стадии:

  • делегирование полномочий;
  • изменение в руководстве;
  • переориентация целей.

Переориентация целей. Компания должна сменить основные приоритеты и совершить переход от целей «больше —это лучше» к целям «лучше — это больше»; от целей «рабо­тать много» к целям «работать умнее». Этот процесс сопровождается несколькими конфликтами, возникающими в компании между:

  • «старослужащими» и «новичками»;
  • основателями и профессиональными менеджерами;
  • основателями и их компаниями;
  • корпоративными и индивидуальными целями.

 

Если проблемы начинают носить патологический харак­тер, может произойти «развод» — либо основатель продает свой бизнес, либо менеджмент фактически присваивает бизнес (последний сюжет характерен для российского бизнеса).

 

4. «Расцвет» (Prime) — это оптимальные условия жизненного цикла организации, достижение баланса меж­ду самоконтролем и гибкостью. Существуют 2 части этой стадии:

 

а) «Ранний расцвет». Характеристики организации на этой стадии:

  • разделяемые всеми видение и организационные цен­ности;
  • контролируемая и развиваемая креативность;
  • изменение приоритетов;
  • функциональные системы и организационная структура;
  • ожидаемое превосходство на рынке;
  • рост как в продажах, так и в прибылях;
  • организационная плодовитость;
  • между- и внутриорганизационное взаимодействие и взаимосвязи.

б) «Поздний расцвет» / «Упадок». Очень трудно определить, 3 где находится компания — еще в «Позднем расцвете» или уже на стадии «Упадок».

6. «Аристократизм» (Aristocracy). Характеристики организации:

  • снижение интереса к завоеванию новых рынков;
  • акцент скорее на прошлые достижения, чем на буду­щее видение;
  • подозрительное отношение к любым изменениям;
  • больший интерес к межличностным взаимоотношениям, чем к принятию риска и инновациям;
  • большая забота о том, как делаются вещи, а не о том, зачем они делаются;
  • формализация в одежде, обращении и традициях.

 

7. «Салем Сити» (Salem City). Характеристики организации:

  • люди фокусируются на том, кто является причиной проблем, а не на том, что делать с этими проблема­ми. Проблемы получают персонализацию, начинается «охота на ведьм»;
  • вместо того чтобы решать организационные проблемы, люди вовлечены в межличностные конфликты, подси­живая и дискредитируя друг друга;
  • «паранойя» замораживает организацию;
  • внутренние войны засасывают каждого, и никто не имеет времени на удовлетворение потребностей вне­шних клиентов.

 

1. «Бю­рократизация» (Bureaucracy) - искусственно поддерживаемая жизнь (паралич). Характеристики «бюрократической» организации:

  • наличие большого количества процедур, правил, инструкций, уже утративших свою практическую ценность для достижения целей компании;
  • отсутствие чувства контроля у руководства организа­ции;
  • приобретение клиентами вынужденных навыков, по­зволяющих обходить бюрократические препоны.

 

2. «Смерть» (Death). Организационная смерть определяется как не­хватка ресурсов для вознаграждения членов организации за работу.

Рис. 13.4. Модель жизненного цикла развития организации И. Адизеса

Таблица 13.1

Различия моделей развития организаций

Модель А. Адизеса Модель Л. Грейнера
1. Завершенная модель. Представляет собой 10 стадий от «рождения» до «смерти». Компания может вернуться с нисходящей ветви развития в стадию «Расцвета» 1. Незавершенная модель. Стадий может быть бесконечное количество, но на пройденную компания уже не может вернуться
2. А. Адизес называет оптимальную точку развития — это стадия «Расцвет» 2. Л. Грейнер не называет оптимальную точку развития, но отмечает, что поскольку любая стадия не может длиться более 15 лет, то ни на одной стадии компания не может оставаться постоянно
3. Фактор государства (политика протекционизма) следует учитывать при рассмотрении роста и развития организации 3. Не учитывается фактор государства
4. Последовательно рассматриваются все стадии роста организации 4. Стадии «Ухаживание», «Младенчество» и «Давай-давай» сведены в одну - «Креативность»
Общее:
1. Пункты, без осуществления которых компания не сможет перейти на следующую стадию: · необходимость перехода к регулярному менеджменту; · необходимость создания административной подсистемы. 2. Одинаковые проблемы, возникающие по мере роста: необходимость делегирования полномочий, межличностные конфликты и т.п.

 

Таблица 13.2

Организационные практики на этапах эволюции в пяти стадиях роста

Тип практики Стадия 1 Стадия 2 Стадия 3 Стадия 4 Стадия 5
Приоритет менеджмента Производить и продавать Эффективность операций Расширение рынка Консолидация организации Решение проблем и инновации
Организацион­ная структура Неформальная Централизованная и функциональная Децентрализован­ная и построенная по географиче­скому признаку Линейно-штабная и продуктовые группы Матрица команд
Стиль высшего руководства Индивидуалистический и предпринима­тельский Директивный Делегирующий Сторожевой пес Партисипативный
Система контроля Рыночные результаты Стандарты и центры затрат Отчеты и центры прибыли Планы и центры инвестиций Постановка общих целей
Акцент на вознаграждении менеджмента Участие в собственности Оклады и их увеличение за заслуги Индивидуальные бонусы Участие в прибылях и опционы по акциям Командные бонусы


2015-11-18 1001 Обсуждений (0)
Модель жизненного цикла организации И.Адизеса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модель жизненного цикла организации И.Адизеса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1001)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)