Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию система управления охраной труда



2015-11-18 1530 Обсуждений (0)
II. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию система управления охраной труда 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Обратимся к основным положениям стандарта "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию" (далее - Система).

 

I. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, применению оценке и совершенствованию системы управления охраной труда в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы.

Целью настоящего стандарта является методическое обеспечение профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний в организации на основе применения современных принципов и методов, а также непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда в организации.

Настоящий стандарт не устанавливает обязательных для всех конкретных требований охраны труда. Но он служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций.

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт: ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования (ILO-OSH 2001, IDT).

 

III. Термины и определения

В настоящем стандарте применены по ГОСТ 12.0.230-2007, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 безопасные условия труда, безопасность труда: Условия труда, при которых воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключены либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст. 209 ТК РФ).

3.2 вредный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (ст. 209 ТК РФ).

3.3 несчастный случай на производстве: Событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанности по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях как на территории организации, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном организацией, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

 

Примечание. Приведенное выше определение несчастного случая на производстве, по нашему случаю, практического значения не имеет. В нем ничего не говорится о том, что несчастный на производстве подлежит расследованию и учету в установленном ТК РФ порядке. Поэтому данное определение практически теряет смысл. В то же время в определении понятия (одном предложении) все обстоятельства, при которых несчастный случай на производстве расследуется и учитывается в установленном ТК РФ порядке, или не расследуется и не учитывается, практически невозможно. Поэтому, давая определение несчастного случая на производстве, целесообразно ограничиться ссылкой на установленный ТК РФ порядок.

Может быть, следует дать другое определение, используя для этого положения ст. 227 ТК РФ.

 

3.4 профессиональное заболевание: Хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного(ых) производственного(ых) фактора(ов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

3.5 опасный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме (ст. 209 ТК РФ).

3.6 охрана труда: Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).

3.7 оценка состояния здоровья работников: Процедуры оценки состояния здоровья работников путем медицинских обследований.

3.8 производственная деятельность: Совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ст. 209 ТК РФ).

3.9 работник: Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ).

3.10 работодатель: Физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ст. 20 ТК РФ).

3.11 рабочее место: Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

3.12 средства индивидуальной и коллективной защиты работников: Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ).

3.13 требования охраны труда: государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ).

3.14 условия труда: Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ).

3.15 система: Множество элементов, связанных и взаимодействующих между собой, образующих присущую данной системе целостность (единство) для достижения определенной цели. Элемент системы представляет собой ее часть, обладающую самостоятельностью по отношению к данной системе.

3.16 система управления охраной труда: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов общей системы управления, которая включает в себя организационную структуру, выполняющую функции управления по обеспечению охраны труда с использованием людских, технических и финансовых ресурсов.

 

Примечание. По поводу текстов п. 3.15 и 3.16. При всем многообразии бытующих определений понятия "система" в них, как правило, отражаются две главные содержательные характеристики. Во-первых, целостность - имеется в виду, что система предоставляет собой совокупность конкретных, с присущими только им свойствами и характером взаимосвязи, элементов. Во-вторых, делимость, имеется в виду деление системы на подсистемы и элементы, которые, в свою очередь, обладают системными свойствами. Сама же исследуемая система входит в более широкую совокупность элементов, т.е. в систему более высокого уровня. Для организационных систем, каковой в частности является система управления охраной труда организации, характерно наличие цели - одно и то же множество элементов представляет различные системы в зависимости от цели (планируемому результату).

Добавим к изложенному, что в природе и обществе нет систем вообще. Они всегда конкретны: система управления производством, система управления охраной труда и т.д. и т.п. В этой связи давать определение абстрактной системы в контексте данного Стандарта вряд ли целесообразно. Достаточно ограничиться определением системы управления охраной труда организации.

Из весьма сложного по изложению текста п. 3.16 следует, что общая система управления организацией включает в себя систему управления охраной труда, не более того. Определения понятия системы управления охраной труда в данном тексте не содержится. Т.е. нет ответа на вопрос, - что такое система. По нашему мнению, во-первых, не следует пытаться дать определение такому сложному явлению, каким является система вообще и система управления охраной труда в частности, однозначно, в одном предложении. Во-вторых, необходимо дать определение таким образом, чтобы оно было понятным работникам организации и имело практическое значение как для разработчиков системы, так и работников (в рамках их компетенции). Например, Система управления охраной труда: относительно самостоятельная в составе системы управления организацией (производством) совокупность взаимозависимых и взаимодействующих структурных (функциональных и линейных) подразделений организации, ее руководящих органов.

 

3.17 управление: Целенаправленная деятельность, превращающая с помощью установленных процедур неорганизованную группу людей в организованную, эффективную, целенаправленную и производительную группу.

 

Примечание. Давать определение понятия "управление" путем приведения примера - некорректно. Для того, чтобы дать такое определение, необходимо привести основные содержательные характеристики процесса управления. К ним относятся: принятие директивного решения, организация выполнения решения, контроль за его выполнением. При этом необходимо всегда учитывать, что управление всегда конкретно. В данном Стандарте речь идет о системе управления охраной труда. Поэтому понятие управления следует наполнить конкретным содержанием. Например:

Управление охраной труда: целенаправленное воздействие на процесс проведения правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий по обеспечению безопасности условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, посредством принятия директивных решений, организации выполнения этих решений и контроля за их выполнением.

Настоящий пункт (III) "Термины и определения" Стандарта целесообразно дополнить терминами, внесенными в текст ст. 209 "Основные понятия" ТК РФ.

 

3.18 Стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

3.19 Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

3.20 Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающей в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

 

Примечание. К теме пунктов 3.19 и 3.20 см.:

1. Риск: сочетание вероятностей события и его последствий. ГОСТ Р 51897-2002, п. 3.1.1.

2. Идентификация риска: процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска. ГОСТ Р 51897-2002, п. 3.3.3.

3. Идентификация источников (рисков): процесс нахождения, составления перечня и описания источников. ГОСТ Р 51897-2002, п. 3.3.4.

4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков".

 

IV. Основы систем управления охраной труда

4.1 Системный подход в управлении охраной труда

4.1.1 Система управления охраной труда характеризуется границами, наличием основных элементов, иерархичностью построения элементов системы, их связями и взаимодействием, а также связью с внешней средой. Она определяет концепцию (политику) охраны труда, организационную структуру, планирование мероприятий, ответственность, практические действия, процедуры, процессы и ресурсы для достижения целей обеспечения требуемой охраны труда, а также процедуры анализа результативности и совершенствования системы.

 

Примечание. В нашей стране концепцию и политику в области охраны труда определяет государство путем принятия федеральных законов. В частности, статьей 210 ТК РФ определены основные направления государственной политики в области охраны труда. Статьей 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Эта обязанность работодателя конкретизируется статьей 212 "Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда" ТК и рядом других статей ТК РФ.

Другими словами, работодателю не следует определять политику в области охраны труда: она определена государством. Что касается работодателя, то он обязан проводить эту политику в жизнь, в том числе посредством применения созданной им системы управления охраной труда организации. В свете изложенного утверждение о том, что указанная система определяет концепцию (политику) охраны труда представляется ошибочным.

 

4.1.2 Системный подход в управлении охраной труда определяет систему производственных процессов, их связи и принципы взаимодействия, выявляет процессы, которые приводят к достижению желаемых результатов с минимальными затратами. Он позволяет сосредотачивать усилия на наиболее важных процессах и осуществлять непрерывное улучшение системы управления охраной труда посредством проверки (аудита), оценки и последующих модернизаций. В результате повышается результативность и эффективность деятельности организации в этой сфере.

4.1.3 Принцип (или петля) управления представляет собой цикл управления, содержащий перечень последовательно выполняемых функций управления, к которым относятся логически связанные функции управления: планирование, выполнение плановых мероприятий, их контроль, принятие решения и совершенствование системы управления. Многократно повторяющиеся циклы управления при последовательной их реализации составляют процесс управления.

 

Примечание: В тексте данного подпункта можно согласиться лишь с утверждением о том, что многократно повторяющиеся циклы управления при последовательной их реализации составляют процесс управления. Обратимся к тексту первого предложения данного подпункта.

1. Утверждение о том, что принцип, он же петля управления, представляет собой цикл управления не корректен, - отождествлять эти понятия нельзя. Принципы управления - это основные правила, которыми руководствуются руководители организации при создании и функционировании системы управления охраной труда, а также принятые в организации нормы и правила поведения, работы сотрудников, обслуживающих данную систему. Например:

Соблюдение трудового законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

единство распорядительства;

иерархичность подразделений, составляющих организационные структуры системы управления охраной труда;

специализация указанных подразделений и т.д.

2. Цикл управления - полная совокупность периодически следующих друг за другом составляющих процесс управления функций. Такими функциями являются: а) получение управляющим звеном информации; б) переработка управляющим звеном информации с целью выработки решения; в) передача решения для его реализации; г) организация контроля за выполнением решения.

Трудно сказать, что имели в виду авторы комментируемого подпункта, какие знания хотели они довести до читателей, формулируя его текст. В случае, если они хотели ознакомить читателей с функциями управления охраной труда, то их следовало просто перечислить в общем виде, не детализируя. Это позволило бы закрепить эти функции в Положении о системе управления охраной труда организации, в каком-либо другом локальном нормативном акте за руководителями организации, соответствующими подразделениями, а затем в должностных инструкциях.

 

4.2 Интеграция системы управления охраной труда

Управление в организации осуществляется по различным направлениям ее деятельности, в том числе по качеству, экологии и охране труда, поэтому системы управления всех направлений деятельности организации следует создавать исходя из одной и той же методологии их построения.

 

V. Организация разработки систем управления охраной труда

5.1 Начальные этапы создания системы управления охраной труда

5.1.1 Создание системы управления охраной труда и обеспечение ее функционирования состоят из нескольких этапов, которые начинаются с формулирования идеи или плана создания системы управления охраной труда, продолжаются на этапе непрерывного совершенствования и могут заканчиваться прекращением работ. Для обеспечения разработки и функционирования системы управления охраной труда целесообразно составлять план выполнения работ с указанием этапов, перечня работ и исполнителей. Этапы разработки приведены в приложении А (приложения к Стандарту в настоящей работе не приводятся).

 

Примечание. Слова идея и план не синонимы. Понятие идеи неоднозначно: основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь; мысленный образ чего-нибудь, понятие о чем-нибудь. В свою очередь, план - результат планирования. В нем аккумулируется комплекс заданий, объединенных общей целью, которые необходимо выполнить в определенном порядке, последовательности и в определенные сроки. В зависимости от сроков действия планы можно классифицировать как долгосрочные (планы - прогнозы), среднесрочные, краткосрочные и текущие.

Возможно, в данном подпункте речь должна идти о том, что первоначально вырабатывается концепция системы управления охраной труда и в соответствии с ней разрабатывается и реализуется план ее создания. Вместе с тем нельзя не отметить, что прежде чем выработать концепцию создания данной системы и план ее создания, необходимо разработать с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников ее проект. В этой связи не исключена вероятность того, что под созданием системы авторы данного подпункта имели в виду именно разработку ее проекта - п. V Стандарта озаглавлен: "Организация разработки системы управления охраной труда".

 

5.1.2 На начальном этапе следует сформулировать цель системы управления охраной труда, например:

а) улучшение эффективности работ по охране труда;

б) снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

в) улучшение общей результативности работ по охране труда;

г) соблюдение законодательных требований и требование норм по охране труда;

д) выполнение требований, диктуемых рынком;

г) проведение процедуры сертификации системы управления охраной труда.

 

Примечание. Система сама по себе никакой цели иметь не может. Цель имеет целенаправленная деятельность людей в рамках этой системы. Цель не может быть неопределенной, например, улучшение эффективности работ по охране труда, улучшение общей результативности работ по охране труда и т.п. Для того, чтобы достигать таких частных целей, нет необходимости постоянно действующие системы управления охраной труда.

Для разработчиков таких систем принципиально важно иметь в виду, что они не должны самостоятельно, по своему усмотрению, определять цель их функционирования, также как и какой-либо иной деятельности по совершенствованию охраны труда. Дело в том, что согласно ст. 22 "Основные права и обязанности работодателя" ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

 

5.1.3 После определения цели и ожидаемого результата, следует осуществлять учет возможных подходов для их реализации. Учитывают существующие национальные системные подходы к управлению охраной труда в организации или иные решения и подходы, например:

а) подходы, применяемые в системах управления охраной труда корпоративных организаций определенных видов экономической деятельности;

б) подходы с использованием программ безопасности или анализа риска;

в) подход к управлению охраной труда, основанный на повышении доступности работника к информации об опасностях и рисках, связанных с его профессиональной деятельностью. Например, к информации о свойствах опасных веществ и материалов, с которыми работник может соприкасаться в процессе своей профессиональной деятельности, и мерах по безопасному обращению с ними;

г) программы безопасности, функционирующие в организации;

д) специфические вопросы безопасности, такие как установка ограждений для механизмов и машин;

е) использование эргономических программ;

ж) улучшение контроля безопасности работ;

и) программы защиты органов дыхания;

к) программы решения проблем замкнутого пространства.

5.1.4 На выбор нестандартного подхода разработки системы управления охраной труда оказывает влияние следующие факторы:

а) поддержка руководства организации;

б) наличие необходимых ресурсов;

в) специфика деятельности;

г) необходимость объединения с другими системами управления.

5.1.5 Внедрение системы управления охраной труда зависит от структуры организации.

На первом этапе необходимо учитывать все организационные проблемы по внедрению системы управления охраной труда, а также следует оценивать:

а) прямые и непрямые затраты по внедрению системы управления охраной труда и время внедрения;

б) финансовые, человеческие ресурсы, необходимые для реализации системы управления охраной труда;

в) уровень принятия положений системы управления охраной труда, ее поддержки как у руководства и работников, так и у компетентных лиц подразделений;

г) взаимодействие с профсоюзами;

д) требования рынка;

е) целесообразность объединения системы управления охраной труда с системой управления охраной окружающей среды, а также системой качества;

ж) необходимость дополнения выбранного подхода информацией от других систем управления;

и) влияние организационной и территориальной структуры на внедрение системы управления охраной труда;

к) возможные ошибки предыдущих работ в этой области;

л) возможные трудности с учредителями организации;

м) усилия по достижению быстрого эффекта и результата;

н) готовность и мотивированное желание провести сертификацию системы управления охраной труда.

Обоснования создания системы управления охраной труда, их согласования, проведенные на начальном этапе, оформляют в удобной для ознакомления форме и рассылают персоналу организации для ознакомления.

5.1.6 Процесс выбора подхода по системе управления охраной труда представляет собой набор информации по внедрению системы. При рассмотрении нескольких системных подходов целесообразно разрабатывать перспективные планы внедрения каждого подхода. В этом случае могут быть обнаружены некоторые заметные различия, которые могут повлиять на принятие окончательного решения. Допускается использовать подход, при котором выбор конкретного системного подхода как основного дополняется рекомендациями или требованиями другого подхода. Например, выбирая ГОСТ 12.0.230-2007 за основу, его дополняют положениями корпоративных нормативных документов, не снижающих уровня, предусмотренного первым. При этом целесообразно совместить тексты в документе, описывающем предлагаемую систему для внедрения. Единый документ исключает множество ссылок, что облегчает его использование.

 

VI. Разработка концепции (политики) охраны труда в организации

6.1 Предварительный анализ состояния охраны труда в организации

6.1.1 Разработку или совершенствование системы управления безопасностью труда начинают с анализа законодательства и правил по охране и безопасности труда, на основании которого определяют требования, распространяющиеся на организацию. Результаты этого анализа позволяют работодателю оценивать свои возможности и определять концепцию (политику) охраны труда в организации, а также требования к своим поставщикам и подрядчикам.

 

Примечание.

1. Подпункт 6.1 озаглавлен: "Предварительный анализ состояния охраны труда в организации", а речь в нем идет о другом, - об анализе законодательства и правил по охране и безопасности труда. Анализ состояния охраны труда в организации осуществляется путем специальной оценки условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", приказ Минтруда от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, Формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" Р 2.2.2006-05).

2. Утверждение о том, что результаты анализа законодательства и правил по охране труда позволяют работодателю оценить свои возможности и определить концепцию (политику) охраны труда, по нашему мнению, двусмысленно в том плане, что оно ориентирует работодателя проводить работу по охране труда исходя из возможностей, но не обязанности (ст. 22 ТК РФ) обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 211 ТК РФ).

 

6.1.2 Результаты предварительного анализа состояния охраны труда в организации документально оформляют и согласовывают с руководителем организации или иным уполномоченным им лицом и профсоюзной организацией.

6.1.3 При принятии решения об организации работ по разработке (совершенствованию) системы управления охраной труда распорядительным документом организации формируют рабочую группу и назначают администратора системы (руководителя рабочей группы). В рабочую группу целесообразно привлекать работников различных подразделений и представителей профсоюзных организаций. Для обеспечения эффективной работы членов рабочей группы следует проводить их обучение в области управления охраной труда.

6.1.4 Организация работы рабочей группы предусматривает:

а) разработку подробного плана действий и форм регистрации выполнения мероприятий с указанием ответственных лиц. Информация по выполнению мероприятий может быть представлена в виде настенных стендов, записей или другим наглядным способом. Примерная форма плана действий приведена в приложении Б;

б) определение методов оценки результативности внедрения. Например, данные о выполнении мероприятий (принятие концепции или программы подготовки);

в) установление формы обмена информацией между членами рабочей группы, периодичности ее обновления, а также составление перечня всех документов и записей;

г) организацию встреч руководителей организации с работниками и представителями профсоюзных организаций с целью обсуждения возможностей улучшения деятельности в области охраны, а также определения их ожидаемой роли в развитии и внедрении системы управления.

6.1.5 Для определения цели, ожидаемого результата и выбора способа достижения целей рабочая группа по созданию системы управления охраной труда проводит предварительный анализ деятельности по охране труда в организации, в процессе которого определяют:

а) законы, правила, стандарты, программы по охране труда и другие требования, распространяемые на деятельность организации;

б) опасности и проводят оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;

в) планируемые или действующие меры защиты по безопасности труда для устранения, предупреждения и снижения рисков;

г) соответствующие мероприятия по управлению охраной труда.

 

Примечание. При отсутствии на предприятии системы управления охраной труда исходный анализ служит основой для создания такой системы.

 

д) возможность обеспечения совместимости или объединения системы управления охраной труда с другими системами управления в организации.

6.1.6 Проведение предварительного анализа состояния охраны труда в организации может основываться на результатах определения (идентификации) опасностей и оценке рисков, специальной оценки условий труда или на результатах других видов анализа.

6.1.7 Результаты предварительного анализа состояния охраны труда в организации документально оформляют и согласовывают с профсоюзной организацией и руководством организации.

6.1.8 Материалы предварительного анализа охраны труда используют для:

а) принятия решения о применении или совершенствовании системы управления охраной труда;

б) определения базового уровня сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда;

в) разработки и согласования плана-графика выполнения соответствующих целей работ.

6.2 Концепция (политика) охраны труда

6.2.1 Концепция охраны труда в организации представляет собой документ руководителя организации, содержащий основные направления деятельности и обязательства руководства по обеспечению охраны труда. Допускается концепцию охраны труда организации не оформлять в виде отдельного документа, а включать в локальный акт организации (раздел "Охрана труда" коллективного договора, соглашения), устанавливающий требования к управлению охраной труда, в виде самостоятельного раздела.

6.2.2 Результаты предварительного анализа охраны труда используют для разработки концепции охраны труда в организации, которая должна быть краткой, четко изложенной, соответствовать специфике организации, ее размеру и структуре, характеру деятельности и масштабам рисков.

6.2.3 Концепция охраны труда включает в себя, как минимум, следующие принципы и обязательства, которые руководство организации принимает на себя:

а) соответствие основным принципам и направлениям государственной политики в области охраны труда;

б) обеспечение безопасности и охраны здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;

в) соблюдение соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных договоров (соглашений) по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;

г) обязательства по обсуждению с работниками и их представителями вопросов улучшения охраны труда и привлечению их к активному участию в реализации положений системы управления охраной труда;

д) осуществление мер поощрения работников и их представителей за активное участие в обеспечении охраны и безопасности труда;

е) непрерывное содействие совершенствованию функционирования системы управления охраной труда.

 

Примечание. В подпункте 6.2.1 декларируется, что концепция охраны труда представляет собой документ, содержащий основные направления деятельности и обязательства руководства по обеспечению охраны труда. Согласно же подпункту 6.2.3 концепция охраны труда включает в себя, как минимум, излагаемые далее принципы и обязательства. О том, что концепция содержит основные направления деятельности по обеспечению безопасности труда здесь не говорится, тогда как направления деятельности, ее содержание является главным в концепции охраны труда. Принять словосочетание "концепция охраны труда" в данном контексте, по нашему мнению, методологически неправильно: речь должна идти о концепции деятельности по обеспечению безопасных условий труда. Для этого необходимо изложить в концепции направления деятельности по обеспечению безопасных условий труда в данной организации, руководствуясь при этом ТК РФ, - федеральным законом, которым обязан руководствоваться работодатель. При этом отметим, что из Стандарта следует исключить фразу о том, что руководство организации "принимает на себя" какие-либо принципы и обязательства: работодатель обязан руководствоваться принципами и обязанностями, возложенными на него законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями, коллективными договорами.

Обратимся к тексту раздела X "Охрана труда" ТК РФ, которым определены принципы и основные направления деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда:

- государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК РФ);

- перечень обязанностей работодателя (направления деятельности по обеспечению безопасных условий и охраны труда) изложен в ст. 212 ТК РФ.

Положения ст. 212. ТК РФ конкретизированы в ст. 213 "Медицинские осмотры некоторых категорий работников", ст. 215 "Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда", ст. 217 "Служба охраны труда в организации", ст. 218 "Комитеты (комиссии) по охране труда", ст. 219 "Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда", ст. 220 "Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда", ст. 221 "Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты", ст. 222 "Выдача молока и лечебно-профилактического питания", ст. 225 "Обучение в области охраны труда", Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации"*(4) утвердил указанные Рекомендации. Минтруд РФ и Минобразования РФ постановлением от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации" утвердили указанный порядок.

Зная направления работы по обеспечению безопасности труда и ее содержание, можно приступить к проектированию системы управления охраной труда. Во-первых, изложить ее содержание по направлениям деятельности в проекте Положения о системе управления охраной труда в организации. Во-вторых, распределить работу между специализированными службами и подразделениями в виде их обязанностей, функций, закрепить эти обязанности в положениях о службах, структурных подразделениях, а в дальнейшем - в должностных инструкциях работников.

 

6.2.4 Разработанный проект концепции охраны труда организации доводят до сведения работников для обсуждения.

6.2.5 Согласованный проект концепции охраны труда с указанием даты введения его в действие подписывает работодатель либо лицо, уполномоченное им в соответствии с действующим законодательством.

6.2.6 Концепция охраны труда в организации должна:

а) находиться в легкодоступных местах для ознакомления всех работников организации;

б) подлежать анализу для возможности корректировки с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся условиям охраны труда;

в) быть доступной в установленном порядке внешним заинтересованным организациям и уполномоченным на то организациям.

6.3 Цели в области охраны труда

6.3.1 В соответствии с концепцией охраны труда и на основе исходного и последующих анализов следует устанавливать измеримые цели охраны труда подразделения и уровня управления организацией, которые:

а) специфичны и приемлемы для организации, а также соответствуют ее размеру и характеру деятельности;

б) соответствуют требованиям законодательства и иных нормативных прав<



2015-11-18 1530 Обсуждений (0)
II. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию система управления охраной труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию система управления охраной труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1530)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)