Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Сообщение темы урока



2015-11-18 835 Обсуждений (0)
I. Сообщение темы урока 0.00 из 5.00 0 оценок




Учитель. 7 января мы будем праздновать Рождество Христово. Что это за праздник?

Дети. В этот деньБог пришел на землю.Он стал Человеком.

У. Кто может рассказатьоб основныхсобытиях этого праздника?

О Рождествемогут рассказать дети, заранее получившие задания.

Д. Незадолго до рождения Младенца Его родители должны были по приказу императора отправиться в город, где жил их предки, в Вифлеем. Дева Мария с Иосифом пришли в город вечером, когда мест в гостинице уже не осталось. И тогда он решили переночевать в пещере. В этой пещере и родился Иисус Христос.

- Когда родилсяСпаситель, была глубокая ночь,все спал и никто не знал,что совершилось. Не спали толькопастух


Рассказ Ф- Достоевского «Мальчик у Христа на елке»39

охранявшие в поле свои стада. Вдруг небо осветилось, и им явился ангел. Он сказал: "Не бойтесь, я пришел сообщить вам великую радость. Сейчас в Вифлееме родился Спаситель мира Иисус Христос». Пастухи пришли в пещеру и поклонились

Младенцу.

- В тот час, когда родился Иисус Христос, в небе зажглась

большая звезда. Эту звезду увидели три мудреца,их еще на­зывают волхвами. Они поняли, что родился на земле Великий Царь. Мудрецы пошли за звездой и пришли к Младенцу.Они

поклонились Христу и поднесли Ему дары.

У. Празднование Рождества длится 11 дней. Эти дни назы­ваются святыми днями, или Святкамн. И этому времени писа­тели посвящают особые рассказы, они называются святочны-ми, потому что действие в этих рассказах происходит на Свят­ках. Сегодня мы с вами прочитаем один из таких рассказов. Называется он «Мальчик у Христа на елке», автор - великий русский писатель Федор Достоевский. Как вы думаете, какое

настроение у этого рассказа? Д. Наверное, праздничное, потомучто елка - этовсегда

праздник.

II. Чтение учителем

У. Послушайте этот рассказ, а потомответьте; какое же

настроение нам передалавтор?

"Учитель читает рассказ.

Д. В начале рассказа нам было очень грустно, потому что у мальчика умерла мама.Потом, когда мальчик попална елку. мы порадовались за него. А в конце опять стало грустно ~

мальчик замерз в подъезде.

У. Давайте прочитаем рассказ ещераз, но сначала выясним

значение незнакомых слов.

Учащиеся с помощью учителя определяютзначения слов, и учи­тель записывает их на доске.

Мерещится — кажется. Нары ~ приспособление длясна из досок.

Захворала - заболела. Халатник — бездельник.,



КОНСПЕКТЫ УРОКОВ


 


Ревматизм - болезнь, при которой болят мышцы и кости. Брюзжать - недовольно ворчать. Картуз - головной убор.

Ставни - деревянные створки, которымизакрываютсяокна на ночь.

Жутко - страшно.

Чухонка - финка (национальность).

Смрад - душный, зловонный воздух.

III. Чтение и анализ

Дети читают рассказ вслух по очереди. У. Прочитайте,с чего начинается рассказ.

Дети читают.

- Чьи этослова?

Д. Это слова автора.Он говорит,что сочинил эту историю;

но ему кажется, что так было на самомделе.

У. Что же представляется автору?

Д. Ему представляется подвал, где живетмаленький маль­чик. он хочет есть.

У. Чем занимается мальчик? Прочитайте.

Д. «Дыхание его вылетало белымпаром, и он,сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускалэтот пар изо рта и забав­лялся, смотря, как он вылетает».

У. Мальчик был голоден.Почему мама его не накормила?

Д. Она была больна.

У. Как мальчик с мамойочутились в этомподвале? Прочи­тайте.

Д. «Должно быть, приехаласо своим мальчикомиз чужого города и вдруг захворала». , У. Кто еще был в подвале?

Д. Пьяница и старая няня,которая ворчала на мальчика.

У, Что случилось потом?

Д. Вечером мама мальчикаумерла, ему сталострашно, он вышел на улицу.

У. Прочитайте описаниегорода, в которомжил мальчик раньше.

Д. «Там,откудова он приехал...»


рассказ Ф- Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

У. Теперь прочитайтеописание города, в котором теперь

оказался мальчик.

Д. «И какой здесь стук и гром...»

У. Сравните эти два города. Какойгород красивее?

Д. Тот, в котором мальчик оказался сейчас, потомучто внем многосвета, в окнах видны красивые комнаты,люди.

У. Как вы думаете, какой город мальчику большенравится

и почему?

Д. Его родной город, потомучто ему тамбыло сытно и

тепло.

У. Прочитайте,как об этом говоритавтор. Д. «Но там было зато так тепло, и емудавали кушать, а

здесь - Господи, кабы покушать!»

У. Что мальчик стал делать на улице?

Д. Он стал смотреть в окно дома.

У. Что он там увидел? Прочитайте.

Д, «Ух, какое большое стекло, аза стеклом комната...»

У. Почему мальчик убежал оттуда?

Д. У него заболели пальчики.

У. Что увидел мальчик в другомокне?

Д. Там он увидел, как барынидают всем приходящим с

улицы пироги.

У. Хорошо ли они поступают?

Д. Да.

У. Что случилось с мальчиком дальше?

Д. Барыни не дали мальчику кусок пирога,а прогнали его.

У. Можно ли сказать, что барыни добрые? Д. Нет, они не дали мальчикукусок пирога.Только одна барыня дала мальчику копейку.

У. Помогла ли мальчику эта копейка?

Д. Нет, он потерял ее.

У. Что развеселило мальчика?Прочитайте.

Д. «Стоят люди толпой и дивятся...»

У. Мальчику так понравились куколки!Почему же онубе-

, жал оттуда?

Д. Его обидел другой мальчик: ударилего и сорвал картуз.

У. Что же случилось дальше? Д. Мальчик убежал в подворотню и спрятался тамза дровами.

У. Куда мальчик пошел дальше?


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Д. Кто-то обнял его в темноте и отвел на елку. У.Что увидел мальчикна елке? Прочитайте. Д. «О, какая елка!..» У. Что этобыла за елка?-,

Д. Это была «Христова елка»,на ней веселились души умерших детей.

У. Прочитайте, что говорит автор об этих детях.

Д. «И узнал он, что мальчики эти и девочки...»

У. Кто еще, кроме детей, был на елке?

Д. Сам Христос и матери детей.

У. Чем же запомнился рассказ?

.Д. Утром дворники нашли за дровамимертвого мальчика.

У. Что пишет в заключение писатель?

Дети читают.

- Как вы думаете, могло ли это произойтина самом деле? Дети отвечают.

- Эти события могли произойти на самом деле. Дети, кото­рые на земле много страдали, получили награду на небе.

Прочитайте рассказ еще раз и попытайтесь его разделить на две части в зависимости от настроения.

Д, Первая часть грустная, до слов: «И вдруг ему послыша­лось, что над ним запела его мама песенку».Вторая часть -радостная.

У. Как же заканчивается рассказ: хорошо или плохо?

Д. Хорошо ~ мальчик попал к Христу на елку и встретился с мамой. Плохо - мальчик замерз на улице.

У. Да, мальчик замерз, но его душа попала к Богу, в Цар­ство Небесное. Значит, мальчику в конце рассказа стало хоро шо. Обычно святочные рассказы так и строились; сначала какое-нибудь горе, страдания, а потом все заканчиваетсяхорошо.

IV. Творческое задание

У. Как вы думаете, чему хотел научитьнас автор?Д. Автор хотел, чтобы мы помогали бедным. У. Ребята, а мог бы этот рассказ закончиться по-другому? 1 Чтобы мальчик не умирал?

Д. Да, если бы ему кто-нибудьпомог.


Читаем святочные рассказы43У. Найдите в рассказетех людей, которые моглипомочь

мальчику.

Д. Старушка в подвале, барыни, полицейский на улице.

У. Придумайте, что бы случилось, еслибы кто-тоиз героеврассказа помог мальчику.

Дети отвечают.

- На Рождество случаются всякие чудеса, и сейчасвыокажетесь рядом с мальчикомна улице. Закройте глаза.Раз,два, три1 Итак,вы оказались рядом с мальчиком.Что вы

будете делать? Дети отвечают.

V. Итог урока

У. Какой рассказ мы сегоднячитали? Кто автор?Что вам

запомнилось из этогорассказа? Чему нас учит рассказ?Домачитайте рассказ сами.

Ю. Клюева

Тема. «Читаем святочные рассказы»*

Цели урока. Познакомить детей с жанром святочного рассказа;

пробудить интерес к книге; развивать речь, память; воспитывать

доброту, милосердие.

Ход урока

I. Работа с выставкой Учитель. Рассмотрим книги.Найдите книги-сборники.

Дети. «Незабудка», «Святочные рассказы», «Дорожный

посох», «Заветное окно».

У. Назовите сборники, в которыхсобраны рассказы разных

авторов.

Д. "Незабудка»,«Святочные рассказы».

У. Найдите книгуиз серии. Желательно провести после чтения рассказа Ф. Достоевского

'Мальчик у Христа на елке».



КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Читаем святочные рассказы


 


 


Д. Телешов, «Елка Митрича»из серии «Школьная библиотека». У. Что это засерия? Какиекниги входят в этусерию?

Д. Книги дляшкольников. !

II. Анализ книг

У. Как многоу нас интересных книг! Расскажите о них. Напомните план рассказа о книге.

Д. Первое - автор, второе - название, третье- о чем книга, четвертое - что больше всего запомнилось,пятое — самая | интересная иллюстрация, шестое - где взял книгу.

Далее дети рассказывают о прочитанных книгах по образцу. На­пример; «Я читала рассказ Насветовой «Кукла Рождественской де-вочка из сборника «Незабудка». Эта книга о том, как Рождествен­ская девочка (так ее звали, потому что она родилась на Рождество) решила продать свою любимую куклу, чтобы купить теплые вещи для себя и мамы, так как их отец умер и они остались без денег. На иллюстрации: девочка принесла куклу в редакцию газеты, чтобы там напечатали объявление о продаже. Мне больше всего понрави­лось то место, когда девочка на Рождество проснулась и увидела елку и много подарков - этоим помогли добрые люди. Мне купила ату книгу мама. Я советую ее прочитать всем, кто любит читать | книги о детях».

У. Помните, когда мы читали рассказ Достоевского «Маль­чик у Христа на елке», мы говорили, что святочный рассказ обычно состоит из двух частей? Из каких?

Д. В первой части описывается горе, аво второй — этому

горю кто-то помогает.

У. Найдите этидве части в техрассказах, которые вы

читали.

Д. В рассказе Насветовой «Кукла Рождественской девоч­ки» сначала говорится о том, что мама иЖеня стали бедны­ми, а потом добрые люди дают им денег и еды.

- В рассказе «Гостиница в степи» студент идетпо полю и попадает в метель,но потом он оказывается в чудесной гости­нице.

— В рассказе Телешова «Елка Митрича»говорится о сиро­тах, о которых все позабыли. Но потомоказывается, что не все - сторож Митрич устроил для нихелку.


- В рассказе Круглова «В канун сочельника» баба потеряла деньги на билет, но потом ей дали деньги два мальчика.

У. Все святочные рассказы можно разделить на три груп­пы; первая — рассказы, в которых описывается празднование Рождества; вторая - рассказы, в которых происходят чудеса;

третья - рассказы о милосердии, о добрых делах.

Давайте разделим наши рассказы на три группы.

Первая группа; Никифоров-Волгин. «Серебряная метель»;

Макаров. «Рождественский фонарь»; Шмелев. «Рождество».

Вторая группа: «Гостиница в степи»; Поселянин. «Вифле­емская звезда», «Рождественская елка», «Рождестве некая ночь»; Морской. «Кувшинчике, «Две елки».

Третья группа: Станюкович «Елка»; Круглов. «В канун со­чельника»; Телешов. «Елка Митрича»; Лукашевич. «В тесноте,да не в обиде».



2015-11-18 835 Обсуждений (0)
I. Сообщение темы урока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Сообщение темы урока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (835)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)