Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа над литературой



2015-11-11 587 Обсуждений (0)
Работа над литературой 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Чтобы самостоятельная работа была убедительной и точной, студент должен обосновать свои суждения, апеллируя к выводам предшествующих исследователей. Поэтому в процессе работы над отобранной литературой студент должен делать заметки, выписки, а затем в собственном тексте давать точные ссылки на источники.

2. В зависимости от целей работы конспекты специальной литературы могут быть в разной степени обстоятельны, носить последовательный или выборочный характер. Нет необходимости конспектировать все научные труды, к которым прибегает автор. Только ключевые исследования конспектируются подробно. Конспект - это краткое выражение основного содержания статьи или книги, главного смысла, пересказанного своими словами или в виде цитат. Конспекты бывают нескольких видов: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановые конспекты - это конспектирование книги по ее плану, по разделам, главам и параграфам, такой конспект полностью отражает структуру книги. Его можно строить в форме вопросов и ответов. Второй тип конспекта представляет собой собрание цитат, которое дает основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей. Третий тип конспекта - комбинированный, сочетает цитаты с пересказом своими словами содержания отдельных разделов. И четвертый - предполагает подбор цитат из разных источников или пересказ чужих мыслей, разнесенных по рубрикам, по пунктам плана, раскрывающим содержание темы. Метод конспектирования применяют в том случае, если по теме имеется одна или две монографии, которые нужно изучить полностью, от начала до конца. Метод выписок используется в случае, если литературы по теме много. Тогда отбирают самые фундаментальные работы для обстоятельного изучения и конспектирования, остальные же просматривают, делая выписки в тех случаях, когда обнаруживают необходимые для раскрытия содержания темы мысли, идеи, высказывания. Выписки делать нужно со ссылками на статью или монографию, откуда взята цитата.

Например:

1 Биотехнология – принципы и применение / под ред. И. Хиггинса, Д. Беста и Дж. Джонса. – М., 1988.

2 Быков В. А., Винаров Ю. Ю., Шерстобитников В. В. Расчет процессов микробиологических производств. – Киев, 1985.

3 Виестур У. Э., Шмите И. А., Жилевич А. В. Биотехнология – биологические агенты, технология, аппаратура. – Рига, 1987.

4 Воробева Л. И. Промышленная микробиология. – М., 1989.

5 Лиепиныш Г. К., Дунце М. Э. Сырье и питательные субстраты для промышленной биотехнологии. – Рига, 1986.

6 Перт С. Дж. Основы культивирования микроорганизмов и клеток. – М., 1978.

7 Мосичев М. С., Складнев А. А., Котов В. Б. Общая технология микробиологических производств. – М., 1982.

8 Деймен А., Соломон Н. Промышленная микробиология. – М.,1984.

 

Выписки делают на отдельных листках, сверху крупными буквами, можно цветным фломастером, указывают ключевое слово, к которому относится выписка.

3. При составлении конспекта студент должен всегда помнить о цели своей работы. Записывать нужно не всё подряд, не всё, что интересно, а только то, что соответствует избранной теме, что необходимо использовать в научном тексте.

4. Делая выписки из статей, рецензий, материалов дискуссий, публикуемых в периодических изданиях, следует иметь в виду их часто откровенно полемический характер. Этот материал необходимо анализировать под углом собственной точки зрения. Выписки, относящиеся к выбранной теме, можно складывать в отдельный конверт, папку, а при работе на компьютере - в отдельный файл. Туда же помещают записанные собственные мысли и соображения, которые приходят в голову в связи с чтением литературы. Если время терпит, то можно накапливать материалы достаточно долго, складывая в папку даже те выписки, которые относятся к теме косвенно, но когда срок сдачи работы приближается, приходится ускорять работу по сбору материала и его систематизации, обобщению и составлению плана работы.

5. При ознакомлении с литературой студент может столкнуться с определёнными сложностями понимания текста. Для их устранения нужно использовать различные справочники, толковые и энциклопедические словари, специальные словари.

Структура задания

План отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. Учитывая ограниченный объем внимания человека, план должен быть лаконичным, чтобы можно было, взглянув на него, легко понять, что стоит за ним, что будет раскрыто в тексте. План может составляться разными путями: - первый путь - взять за исходную точку избранную тему и, исходя из нее, сформулировать цель и задачи, они дадут названия разделов и параграфов реферата;
- второй путь - исходить из собранного материала, логика которого подскажет структуру изложения; - третий - смешанный, сочетающий тот и другой подходы. Обычная структура плана включает в себя:

развёрнутый план, содержащий основные пункты, параграфы или части исследования в определённой последовательности их изложения. Он должен составляться с особой тщательностью и давать представление о главных вопросах, проблемах научного труда;

введение, в котором содержатся обоснование темы и ее значимости, объяснение причин, почему выбрана именно данная тема, чем обусловлен интерес к ней. Затем дается обзор литературы по выбранной теме. Хорошо бы предложить классификацию существующих точек зрения на проблему, если она достаточно хорошо изучена. Если же она изучена плохо, не привлекала к себе внимание ученых, то это нужно отметить, ибо возможность для творчества здесь увеличивается. Во введении должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и с помощью каких задач она будет реализоваться, иначе говоря, из введения должно быть ясно, что в поставленной задаче "дано" и что "требуется доказать";

основная часть, обычно состоит из двух разделов: а) теоретического осмысления проблемы и б) изложения эмпирического, фактического материала, который аргументированно подтверждает изложенную в первом разделе основной части теорию. При этом нужно отметить, что цитата с оценочным суждением не считается аргументом, хотя приведением суждений авторитетных ученых часто злоупотребляют, считая, что чем авторитетнее мнение, тем оно убедительнее. Основная часть должна соотноситься с поставленными задачами. Возможна даже разбивка основной части на столько параграфов (подразделов), сколько поставлено задач, где в соответствии с логикой сформулированных вопросов излагаются факты, наблюдения и рассуждения авторов, аргументация и полемика;

заключение содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор, а также оценку значимости этих выводов для практики или для дальнейшего изучения проблемы. Выводы должны прямо соответствовать поставленным задачам. Если же такого соответствия нет, то необходимо вернуться к введению и переформулировать задачи, чтобы добиться этого соответствия.

литература – список научных работ и источников материала в соответствии с правилами библиографического описания.

Кроме того, в работе желательно иметь приложение (например, словарь терминов и понятий, иллюстрации, рисунки, свод текстов). Содержание приложения, с одной стороны, часто помогает самому студенту при защите контрольной работы, с другой – составляет один из результатов исследования, позволяет лучше оценить объект и работу автора над ним.

Минимальный объём самостоятельной работы – 15 страниц рукописного текста или 10 машинописного. В случае недостаточной подготовки студенту может быть предложено переписать или дополнить работу с использованием новых источников.

 

Порядок выполнения работы

План работы

1. Работа над научным текстом начинается с составления плана. План должен носить рабочий, а не формальный характер и составляться в определённой последовательности. Определяются:

а) цель научного сочинения;

б) задачи, которые ставит перед собой исследователь;

в) основные наблюдения, размышления по данному вопросу и их аргументация;

г) выводы, к которым пришел автор; их научный и практический смысл.

2. План в процессе исследования необходимо корректировать. По мере изучения нового материала студент вносит новые пункты, расширяет и конкретизирует уже имеющиеся. Рабочий вариант плана не обязательно должен быть литературно оформлен, главное, чтобы он был реальным, структурным ориентиром в работе над текстом.

3. Окончательный вариант плана может обсуждаться с преподавателем, который поможет уточнить его или просто верно сформулировать.

4. Работа обычно структурируется по разделам, главам, которые автор может озаглавить.

 



2015-11-11 587 Обсуждений (0)
Работа над литературой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа над литературой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (587)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)