Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Особенности контингента психоневрологического интерната



2015-11-18 3602 Обсуждений (0)
Глава 2. Особенности контингента психоневрологического интерната 4.83 из 5.00 6 оценок




 

Красноперекопский психоневрологический интернат – это государственное специализированное медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания и обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с психическими хроническими заболеваниями, которые нуждаются в постоянном уходе. Граждане, проживающие в данном учреждении, – это пожилые люди и молодые инвалиды Ι и ΙΙ групп, страдающие психическими заболеваниями различного генеза, особенностью которых является отдаленный этап течения, хронические стадии и необратимость болезненных явлений. Клиенты интерната нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению. Возраст клиентов – от 18 лет и до конца жизни. В интернате функционируют 5 отделений, имеющих свою специфику.

Отделение «Милосердие» предназначено для клиентов, двигательная активность которых и способность к самообслуживанию резко ограничена. Лечебно-охранительный режим в этом отделении направлен на организацию медицинского ухода и поддержание физиологических функций клиентов.

Клиентами женского и мужского отделений являются, в основном, инвалиды I и II групп, имеющие психические заболевания. Нозологический состав проживающих данных отделений представлен умственной отсталостью умеренной и глубокой степени выраженности, органическими заболеваниями ЦНС, исходной состоянием шизофрении, эпилепсией, деменциями различного генеза (при сосудистой патологии, органических и эндогенных заболеваниях, эпилепсии); сопутствующей соматической патологией, заболеваниями опорно-двигательной системы.

В реабилитационном отделении находятся умственно отсталые молодые люди, интеллектуальный дефект которых не препятствует овладению несложными профессиями и систематическому занятию трудом, без выраженных эмоционально-волевых нарушений, полностью владеющие санитарно-гигиеническими навыками и способные к полному самообслуживанию, в данном учреждении предполагается для всех проживающих свободный режим содержания.

Отделение социальной адаптации предназначено для молодых инвалидов из числа контингента реабилитационного отделения с легкой умственной отсталостью без нарушения поведения в возрасте от 18 до 35 лет, владеющих основными социально-бытовыми навыками и способных работать на предприятиях и в учреждениях.

Необходимо отметить, что диагноз «умственная отсталость», имеющийся у большинства клиентов интерната – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушением когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Люди с ограниченными умственными возможностями отличаются недостаточным развитием психических процессов: различные по характеру и глубине нарушения умственной деятельности, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, которые приводят к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта. У умственно отсталых людей на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры головного мозга, инертность нервных процессов, повышенная склонность к сохранному торможению. Все это создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом.

Нарушения восприятия у лиц с умственной отсталостью проявляются в замедленном темпе, сужении объема, недифференцированности признаков образов, слабая ориентировка в пространстве и т. д. [40].

Для умственно отсталых людей свойственна недостаточность внимания, особенно произвольного, которое определяют точность восприятия, прочность запоминания, направленность и продуктивность мышления, воображение. Внимание умственно отсталых лиц пассивное, непроизвольное. Низкий уровень произвольного внимания умственно отсталых связан с недоразвитием волевых качеств (нетерпение, выкрикивание отдельных реплик, задавание не относящихся к теме вопросов).

Касаясь процессов запечатления, сохранения и последующего узнавания или воспроизведения того, что было в прошлом, то есть памяти, можно отметить следующее. Точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала у умственно отсталых людей достаточно низкая. При воспроизведении они многое пропускают; переставляют местами элементы, нарушая логику; часто повторяются; привносят новые элементы, основываясь на случайных ассоциациях. Объем запоминаемого очень ограничен. У умственно отсталых превалирует непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием.

Характеризуя интеллектуальную недостаточность умственно отсталых людей, М. С. Певзнер утверждает, что она выражается в неспособности к отвлеченным обобщениям, к установлению взаимосвязи между предметами и явлениями окружающей действительности, к их анализу и синтезу. Их мышление стереотипно и плохо подвижно, имеет наглядно-образный, ситуационный характер. При знакомстве с предметом умственно отсталый человек замечает только резко очерченные его части и не всегда самые существенные, затрудняется различать близкие по спектру цвета.

По данным ряда специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.), у умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая [40]. Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения.

На социальную ситуацию реабилитационного процесса оказывает существенное влияние учреждение, в котором обслуживаются инвалиды. Психоневрологический интернат в отличие от психиатрической больницы имеет существенные особенности: стабильный состав больных, пожизненное пребывание в этом учреждении, преобладание лиц с выраженной умственной отсталостью, необходимость создания «домашней обстановки» в связи с многолетним пребыванием больных в однообразных условиях и ограниченным выбором видов занятий и досуга. Очевидно, что существенная роль отводится бытовому устройству клиентов, созданию для них комфортных условий проживания, обеспечению возможностей межличностных контактов на основе общности интересов. Исходя из этого, можно выделить следующие задачи, стоящие перед коллективом интерната:

  • создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним;
  • организация ухода за клиентами, оказание им медицинской помощи и организация содержательного досуга;
  • организация посильной трудовой занятости инвалидов.

В соответствии с основными задачами коллектив учреждения осуществляет:

- активное содействие в адаптации инвалидов к новым условиям;

- бытовое устройство, обеспечивая клиентов благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;

- организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;

- диспансеризацию и лечение инвалидов, организацию консультативной медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные учреждения;

- обеспечение нуждающихся клиентов слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями и креслами-колясками;

- организацию трудовой занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни, в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Умственно отсталые клиенты интерната ввиду нахождения в условиях закрытого психиатрического учреждения подвержены отрицательному воздействию «больного окружения» и однообразной обстановки, способствующей развитию явлений госпитализма. Оно имеет следующие признаки: монотонный образ жизни; ограниченность связей с внешним миром; бедность впечатлений; скученность, недостаточность жизненного пространства; зависимость от персонала; ограниченные возможности занятости; регламентированность деятельности социального учреждения. Данная ситуация усугубляется еще и тем, что клиенты интерната в силу особенностей своей психики не способны к активному побуждению, самостоятельным поступкам. Особенно актуальна эта проблема для отделения «Милосердие», так как в нем находятся пациенты, которые не передвигаются или передвигаются в пределах комнаты, с тяжелыми соматическими и неврологическими расстройствами, с глубокой степенью слабоумия, дезориентированные в месте, времени, окружающей обстановке, неспособные к самообслуживанию, обучению простейшим трудовым навыкам, к общению с окружающими, нуждающиеся в полном медицинском и бытовом уходе.

Многолетнее воздействие данной средовой ситуации негативно сказывается на жизнедеятельности клиентов. У них возникают черты, нивелирующие личностные особенности, характеризующиеся ограничением интересов и желаний, в результате чего больные становятся похожими друг на друга по поведению и внешней экспрессии.

Всех инвалидов, постоянно проживающих в Красноперекопском психоневрологическом интернате, исходя из критерия уровня их социальной активности, можно условно разделить на три группы:

  • низкий уровень, который предусматривает обучение проживающих самостоятельному приему пищи, гигиеническим навыкам, навыкам по самообслуживанию. С данным контингентом воспитатели проводят несложные занятия по музыке, физической культуре, изобразительной деятельности, занимаются лепкой и так далее. Эта работа проводится с целью развития восприятия, воображения, моторики и предотвращения деградации имеющихся навыков.
  • средний уровень, предполагающий проведение системы мероприятий коррекционно-воспитательного и трудового характера, направленных на активацию имеющихся и выработку новых социально-бытовых навыков и трудовых установок. Для реализации данной системы мероприятий проживающие вовлекаются в различные кружки (бисероплетение, вышивка, спортивные секции, танцевальный, драматический и т.д.). При этом воспитатели ставят следующие цели: сохранение и обязательное применение санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, выработка трудовых установок и усвоение элементарных трудовых операций, социальная адаптация в условиях интерната.
  • высокий уровень социальной активности, который позволяет вырабатывать социально-трудовые, культурно-бытовые навыки и знания в необходимом объеме. Основными задачами реабилитационной работы с данной группой являются: формирование системы морально-нравственных ориентиров, расширение представлений об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков, ориентировка в сферах общественной жизни.

Таким образом, инвалидность необходимо рассматривать, как специфическую ситуацию развития и состояния личности, как правило, сопровождающуюся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах, но, несмотря на это, данная категория людей имеет потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта. В связи с этим, необходимо создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы инвалидов на «самодеятельность», самообеспечение, отход от иждивенчества.

 



2015-11-18 3602 Обсуждений (0)
Глава 2. Особенности контингента психоневрологического интерната 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Особенности контингента психоневрологического интерната

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3602)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)