Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос о трагической вине героя



2015-11-11 2040 Обсуждений (0)
Вопрос о трагической вине героя 5.00 из 5.00 3 оценки




 

Рассматривая трагедию как замкнутое, целостное, внутреннее обус­ловленное действие, Аристотель ни на миг не упускает из вида воздействие, производимое ею на зрителей. Оно не должно быть чисто внешним. Если необходимо, чтобы зритель, следя за происхо­дящими на сцене событиями, «содрогался и чувствовал состра­дание», то достигать этого «посредством театральной обстановки менее всего художественно» (XIV, 1453в, 82—83).

Не внешние театральные эффекты, а содержание трагедии должно воздействовать на публику. Трагическое должно составлять органическую основу фабулы. Как поясняет Аристотель, «надо и вне представления на сцене слагать фабулу так, чтобы всякий, слушающий о происходящих событиях, содрогался и чувствовал сострадание по мере того, как развертываются события» (XIV, 1453в, 82).

Что же придает фабуле истинно трагический смысл? Что делает гибель героя трагической «по необходимости»? Как мы уже знаем, эта необходимость не является внешней по отношению к герою и не имеет своим источником некой надмирной божественной силы. Вся концепция Аристотеля строится на принципе единства худо­жественного произведения, на внутренних пружинах развития фабулы, исключающих deus ex machina. Поэтому нет ничего уди­вительного в том, что источник трагического он ищет в личности самого героя.

Уже говорилось о том, что не всякая гибель героя является трагической. Критерии Аристотеля просты и здравы. Если несча­стье происходит с абсолютно благородным человеком, то это отвра­тительно (XIII, 1452в, 78). Если оно постигает человека порочного, то это «всего более чуждо трагедии» (XIII, 79). Ни то, ни другое не может служить основой трагедии. «Итак,— заключает Аристо­тель,— остается человек, находящийся в середине между этими. Таков тот, кто не отличается особенной добродетелью и справедли­востью и впадает в несчастье не по своей негодности и порочности, но по какой-нибудь ошибке (hamartia), тогда как прежде был в боль­шей чести и счастии, каковы, например, Эдип, Фиест и выдающиеся лица из подобных родов» (XIII, 1453а, 79).

Это положение Аристотеля принадлежит к числу тех, которые поддаются различным толкованиям, поэтому оно, естественно, выз­вало споры между комментаторами44.

Начиная с эпохи Возрождения термин «hamartia» трактовался в смысле моральной вины героя. Отсюда и возникла концепция трагической вины, которая получила развитие в теории драмы XVIII—XIX веков. Большинство современных комментаторов от­вергают концепцию, согласно которой герой гибнет из-за того, что над ним тяготеет некая вина. Теперь принято считать, что речь должна идти не о вине героя, а скорее о совершенной им ошибке. Впрочем, даже при таком общем понимании термина комментаторы считают необходимым внести уточнения.!

Бутчер занимает промежуточную позицию. В его толковании существует «hamartia» как просто ошибка героя, вызванная недо­статочным знанием обстоятельств, в которых он действовал, так и «моральная hamartia», когда поступок совершается более или менее сознательно, няпримео в состоянии злобы или страсти 46. Бутчер допускает также третье толкование, по которому «hamartia» может означать нравственный дефект, любую человеческую сла­бость, но не порок 40. Трудно провести разграничение между мораль­ным дефектом и просто ошибкой суждения, толкнувшими героя на роковой поступок47. Бутчер иллюстрирует свои положения ссылками на «Этику» Аристотеля, где рассматриваются основы че­ловеческого поведения в случаях, сходных с теми, которые могут быть подведены под понятие «hamartia»48.

По-другому решает проблему ДжералдЭлс. Он категорически отвергает связь понятия «hamartia» как с нравственным дефектом героя, так и с тем, что Бутчер характеризует как ошибку суждения. По его мнению, ошибка героя «связана с таким элементом трагедии, как узнавание»49.

Эле также обращается к «Этике» Аристотеля. Он останавливает внимание на том разделе, где говорится о поступках, совершенных по незнанию. Бывает, что поступок вызван незнанием общих правил, а бывает, что незнание относится только к частностям. Именно во втором из этих'" случаев совершивший поступок заслуживает, по Аристотелю, жалости и прощения. Какие же частности остаются неизвестными нарушителю? Он может не'знать, во-первых, своего происхождения, во-вторых, того, кому он причиняет зло своим поступком; может, далее, не сознавать в полной мере того, что он делает, или не понимать силы своего поступка (как, например, когда, желая помочь другу, сбивает его с ног). Из всех этих случаев к трагедии имеет прямое отношение то, что герой, совершая про­ступок, не знает того, против которого обращено его действие. Эле напоминает, что, по Аристотелю, наиболее эффективным в тра­гедии является поступок, совершаемый в неведении (XIV, 1454а, 85)50. Трагическая ошибка, суммирует Эле, состоит в незнании или ошибке относительно некоторых частностей. Вместе с тем это «большая» ошибка, чреватая несчастьем для героя. Далее, целям трагедии более всего соответствует, как и в случае узнавания, чтобы это касалось личности «близкого человека, родственного по крови, и чтобы эта ошибка вела или угрожала привести к убийству или ранению данного лица»51. Ошибка — «hamartia»,— заключает ис­следователь,—является «резервуаром эмоционального потенциала, а узнавание — вспышка молнии, воспламеняющая его»52.

Соображения Дж.. Элса несомненно уясняют существенную сто­рону концепции ошибки героя трагедии. Но едва ли они в полной мере отменяют связь этой ошибки с определенными нравственными понятиями.

Если Аристотелю действительно чуждо морализаторство в том духе, какой приписывался ему комментаторами XVIII—XIX веков, то едва ли можно, ударившись в другую крайность, отрицать на­личие в его концепции искусства определенных нравственных основ. Скажем, принципы родства, кровной близости не только не отри­цаются Аристотелем, но наоборот, почитаются такой основой жизни, разрушение которой является фактом трагическим. Поэтому, очи­щая теорию трагического Аристотеля от сентиментального и фи­лантропического морализаторства, неправомерно лишать ее связи с нравственными принципами вообще.

§ 9. Аристотель. Страх и сострадание

 

Обратимся теперь к тому вопросу «Поэтики», который вызвал наи­более острые споры. Это, как известно, вопрос об очищении (cathar­sis). Напомним контекст, в котором это понятие дано в «Поэтике». Аристотель пишет: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, подражание при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем состра­дания и страха очищение подобных эффектов» (VI, 1449в, 56).

Понятия страха и сострадания характеризуют эмоциональное воздействие трагедии. Но и они рассматриваются Аристотелем не просто как физиологическое состояние человека. Страх, как опре­деляет Аристотель в «Риторике», есть «некая боль или потрясение от сознания грозящего зла, разрушительного или болезненного» (II, 5). Страх вызывается пониманием определенных жизненных обстоятельств, сознанием непосредственно грозящей опасности.

Невидное зло не страшно. Так, нестрашно оказаться, неспра­ведливым или непонятливым. «Страшно-то, что производит великие скорби или разрушение, и притом когда страшный предмет пока­зывается не вдали, а близко, так что грозит нам; слишком далекого не страшатся» («Риторика», II, 5).

Перечисляя причины, вызывающие чувство страха, Аристотель останавливает внимание отнюдь не на тех, которые могут вызывать физическое страдание. О страхе смерти он пишет: «Ведь все знают, что умрут.но смерть не близка, потому о ней не думают» («Риторика», II, 5). Страшное, как его характеризует Аристотель, имеет основы в общественном бытии человека. Страшными, по его определению, являются «вражда и гнев могущих что-нибудь сделать», «неправда, имеющая силу»; «страшно зависеть от другого», так как «большинство людей падки на корысть и трусливы в опасности»; «зная за нами преступление, многие страшны тем, что могут донести или изменить», страшны «могущие обидеть», страшны «обиженные или полагаю­щие, что их обидели: они всегда ищут случая отомстить»; «страшны соперники».

Заключая это рассуждение, Аристотель приходит к выводу: «Страшно то, что, происходя с кем-то другим или угрожая другому, возбуждает в нас сострадание» («Риторика», II, 5). Это положение Аристотеля связано с его общей концепцией человека как существа социального, ощущающего свое сходство и близость с другими, делящего судьбу остальных людей. Вместе с тем чувство страха имеет в глазах древнего мыслителя и определенную общественно-педагогическую функцию. Страх, пишет Аристотель в «Риторике», понуждает человека к активности. «Поэтому нужно делать такими людей, когда покажется, что полезнее, чтобы они боялись»; нужно доказывать им, что они подвержены страданиям, что и другие люди, могущественнее их, страдали. Нужно показывать, что по­добные им страдают или страдали, и притом от тех, от кого не чаяли, и тогда, когда не чаяли («Риторика», II, 5).

Ход рассуждения Аристотеля ясно показывает, что изображение страдания в трагедии, вызывая чувство страха у зрителя, учит его более глубокому пониманию жизни и, побуждая к деятельности, воспитывает стойкость по отношению к бедам, которые могут по­стичь его.

Понятие сострадания Аристотель раскрывает в сходном духе. «Сострадание будет некая боль [скорбь] при виде зла, разрушитель­ного или болезненного, которое постигает невинного и может при­ключиться и с нами самими или с кем-нибудь из наших. Очевидно, что сострадать способен такой человек, который полагает, что или сам он, или кто-нибудь из близких ему может подвергнуться какой-либо беде... Потому не сострадают ни совершенно погибшие: пола­гают, что им нечего больше терпеть, они уже всего натерпелись! — ни воображающие себя на верху счастья: такие не сострадают, на­против, обижают...» («Риторика», II, 8).

Охарактеризовав различные виды несчастий, Аристотель пере­ходит к определению тех, кто заслуживает сострадания: «мы со­страдаем, когда ужасное близко к нам, сострадаем похожим на нас по летам, по характеру, по отношениям, по общественному положе­нию, по роду» («Риторика», II, 8).

Аристотель подчеркивает, что сострадание возбуждают бедствия, совершившиеся в близкое нам время. То, что случилось за десять тысяч лет, не вызывает подобного чувства. Но театр может прибли­зить к зрителю события, происшедшие давно: «...те, которые пере­дают их [несчастья] с сообразными жестами, сообразным голосом, в сообразной одежде,— вообще посредством сценического искусства, особенно возбуждают сострадание, ибо они приближают к нам беду, показывают ее вблизи, перед нашими глазами, как] имеющую случиться или случившуюся» («Риторика», II, 8).

Лессинг, первым указавший на значение определенных мест «Риторики» для понимания аристотелевской концепции страха и сострадания53, дал дальнейшее развитие этой концепции. Поэт достигает эффекта страха и сострадания, когда изображает героя, хотя бы и жившего давно, «...человеком, сделанным из одного с нами теста. В силу этого возникает страх, что наша судьба столь же легко будет походить на его судьбу, как мы похожи на него, и этот страх порождает в нас сострадание»54.

Приведенные здесь положения «Риторики» уточняют и расши­ряют понимание страха и сострадания, о которых Аристотель говорит в «Поэтике». Мы видим, таким образом, что понятия страха и сострадания имеют у Аристотеля не только эмоциональное значе­ние, но связываются с общественной природой человека и его мно­гообразными отношениями с окружающими.

Вместе с тем Аристотель вносит одно существенное уточнение: страх не равнозначен ужасу. Как мы увидим далее, у некоторых последующих толкователей Аристотеля понятие страха было под­менено понятием ужаса, что существенно изменило всю концепцию трагического. В частности, это имело место у Корнеля. У Аристо­теля, как разъяснил Лессинг, в концепции трагического речь идет не об ужасе, а о страхе. Страх представляет собой эмоцию, не ис­ключающую способности рассуждать и оценивать явления. Именно поэтому он открывает путь к состраданию. В отличие от него ужас подавляет и сознание и все другие чувства. В качестве иллюстрации этого положения Аристотель приводит такие примеры. Когда Анасий увидел, что его сына ведут на казнь, все в нем было подавлено горем и ужасом. Но когда он же увидел своего друга в нищете, просящим подаяния, это вызвало чувство сострадания, и Анасий заплакал.

§ 10. Аристотель. Проблема катарсиса

 

Мы переходим теперь к наиболее неясному и спорному пункту в аристотелевском определении трагедии — к вопросу об очищении (катарсисе). Свою формулу трагедии Аристотель заключил указа­нием на то, что она «благодаря состраданию и страху» производит «очищение подобных аффектов» (VI, 1449в, 56).

Мысль Аристотеля в этом месте не ясна в полной мере. Понятен лишь общий смысл: трагедия производит некое очищающее воздей­ствие на зрителя, но как и в чем это проявляется, в чем сущность очищения,— этого Аристотель не раскрыл. Отсюда возникла про­блема, на протяжении нескольких веков волновавшая теоретиков искусства и литературы вообще и драмы в частности. Вопрос об очищении породил обширную литературу, содержащую различные толкования этого места «Поэтики».

Проблема катарсиса имеет отнюдь не только абстрактно теоре­тический интерес. Вопрос об очищении является вопросом об эф­фекте, производимом трагедией на зрителя. В конечном счете он сводится к решению действенности трагического искусства, и не приходится говорить о том, какое важное значение это имеет для драмы практически.

Споры о сущности катарсиса начались в эпоху Возрождения, с XVI века, когда появляются первые комментарии к «Поэтике». Нам нет необходимости прослеживать все перипетии полемики35. Но различные точки зрения, высказанные теоретиками, представ­ляют интерес сами по себе. Безотносительно к «Поэтике» Аристо­теля, они содержат ценные суждения, отражая разные взгляды на природу трагедии. Поскольку в дальнейшем нам предстоит рас­смотреть много других вопросов драмы, мы, нарушая хронологию, осветим эти точки зрения здесь, чтобы больше к этому вопросу не возвращаться.

Разные толкования катарсиса сводятся к следующим теориям.

1. Этическая теория катарсиса возникла в эпоху Возрождения й была сформулирована впервые итальянцем Винченцо Маджи в его комментариях к «Поэтике» Аристотеля (1550). По стопам Маджи пошел французский комментатор Аристотеля Андре Дасье (1692), который считал, что Аристотеля надо понимать в следующем смысле. Трагедия возбуждает сострадание и страх, чтобы очистить, освободить человека от этих чувств (т. е. сострадания и страха). Она достигает этого, изображая перед нами несчастье, в кото­рое ввергнуты подобные нам люди вследствие непреднамеренных ошибок. Трагедия знакомит нас с этим несчастьем и посредством этого научает «...не слишком бояться его и не слишком удручаться горем в том случае, если бы бедствие действительно постигло нас самих... Она подготовляет людей мужественно переносить самые бедственные случаи и вселяет в самых несчастных готовность считать себя счастливым, сравнивая собственные несчастья с гораздо более ужасными, какие изображает нам трагедия»56.

Лессинг, не вполне удовлетворенный толкованием Дасье, в «Гам­бургской драматургии» развивает этическую концепцию катарсиса. Его точка зрения связана со всем комплексом просветительной эстетики, которая видела в искусстве один из важнейших видов воспитания гармонически развитого человека — гражданина57.

Исходя из общего положения о том, что «все виды поэзии дол­жны исправлять нас», автор «Гамбургской драматургии» пишет: «Трагическое сострадание должно не только по отношению к со­страданию очищать душу того, кто чувствует сильное сострадание, но и того, кто чувствует его слишком слабо. Трагический страх должен в отношении страха не только очищать душу того, кто не боится совсем никакого несчастья, но и того, кого приводит в опа­сение всякое несчастье, даже самое отдаленное, самое невероятное. Равным образом трагическое сострадание относительно страха и трагический страх относительно сострадания должны появляться в меру, не допуская излишка или недостатка»58.

Сущность катарсиса сводится, таким образом, по Лессингу, к тому, что трагедия обращает «наше сострадание в добродетель»59, очищая от крайностей страха и сострадания.«Трагическое состоя­ние должно не только по отношению к состоянию очищать душу того, кто чувствует слишком сильное сострадание, но и того, кто чувствует его слишком слабо. Трагический страх должен в отно­шении страха не только очищать душу того, кто не боится совсем никакого несчастья, но и того, в ком вызывает тревогу всякое не­счастье, даже самое отдаленное, самое невероятное»60.

2. Если Лессинг понимал очищение в этическом смысле, то немецкий ученый Гаупт дал чисто интеллектуалистическое толко­вание проблемы81. Катарсис, по его мнению,следует понимать не как очищение, а как просвещение. Гаупт связывает это с ритуалом античных таинств (мистерий). Посвящение в таинства сопровожда­лось просвещением вступающего. Это и обозначалось словом «ка­тарсис», которое, как считает Гаупт, было заимствовано Аристо­телем из мистериального обряда.

Гаупт считает, что трагедия не всегда в состоянии произвести эстетическое или этическое воздействие, но на рассудок она влияет всегда. Поэтому зритель получает от спектакля определенный урок. На сцене показывают события, вызывающие сострадание и страх. Зритель осознает, что если он будет поступать так, как поступают герои трагедии, то его постигнут подобные же страдания. Пред­ставление трагедии подводит его к тому, что он видит себя в поло­жении, аналогичном положению персонажей. Это вызывает чувство страха. Но за ним следует облегчение от сознания того, что он (зритель) еще не совершил того, что сделал герой, и поэтому его не ожидает подобная кара.

К Гаупту примыкает В. Иванов, считавший, что понятие катар­сиса коренится в культе Диониса. Как известно, трагедия воз­никла в связи с этим культом, и очищение было как бы одним из результатов культового действа ба.

3. Наиболее распространенной в настоящее время является теория Бернайса, получившая название медицинской. Как пока­зал Бернайс, Аристотель пользовался понятием очищения в том смысле, в каком его применяли в античной теории врачевания ду­шевных недугов.

В трактате «Политика» Аристотель указывает на то, что музыка оказывает непосредственное физиологическое воздействие на слу­шателей. Она возбуждает людей, доводя их до состояния, которое греки называли энтузиастическим. Обратимся к самому Аристо­телю. Вот то место в «Политике», на основании которого Бернайс установил, в каком смысле следует понимать термин очищение.

«Ведь аффекту, сильно действующему на психику некоторых лиц, подвержены в сущности все, причем действие его отличается лишь степенью своей интенсивности, например, [все испытывают] состояние жалости, страха, а также энтузиазма. И энтузиастиче­скому возбуждению подвержены некоторые лица, впадающие в него под влиянием религиозных песнопений, когда эти песнопения дей­ствуют возбуждающим образом на психику и приносят как бы исцеление и очищение. То же самое, конечно, испытывают и те, кто подвержен состоянию жалости и страха и вообще всякого рода прочим аффектам, поскольку каждый такой аффект свойственен данному индивиду. Все такие лица получают своего рода очищение, то есть облегчение, связанное с наслаждением. Точно так же пес­нопения очистительного характера доставляютлюдям безвредную радость»63.Вслед за этим Аристотель переходит к вопросу о характере театральной публики, что с несомненностью позволяет говорить о приложимости очищения музыкального к очищению, совершае­мому трагедией.

Исходя из сказанного в «Политике», Бернайс показывает, что Аристотель употребляет понятие катарсиса не в моральном, а так­же не в религиозном, но в медицинском смысле. Трагедия воз­буждает аффекты, доводит их до крайней степени напряжения, после чего наступает облегчение и успокоение, доставляющее приятное ощущение тому, кто подвергся такому воздействию искусства. По Бернайсу, катарсис равнозначен греческому «куфисис», то есть телесное облегчение от аффектов.

Такое понимание катарсиса впервые было намечено у Минтурно — одного из первых комментаторов Аристотеля в эпоху Воз­рождения. Близкое толкование встречается у Мильтона. Но в XVII—XVIII веках еще в основном подчеркивалось этическое значение катарсиса.

Теория Бернайса получила наибольшее распространение и при­знание в науке XX века. Советский исследователь А. А. Грушка считает ее «наиболее естественной, простой, доступной для эмпи­рической проверки и вместе с тем документально доказуемой, а следовательно со всех точек зрения наиболее правдоподоб­ной»66.

Тем не менее теорией Бернайса толкование катарсиса не завер­шилось. Приняв его толкование, некоторые ученые уточняли, до­полняли и развивали эту теорию.

А. Деринг, а вслед за ним Г. Ленерт утверждали, что речь должна идти об очищении аффектов посредством самих аффектов. Ленерт опирается на приведенное выше место из «Политики». Разобранная им теория возбуждения (Solicitationstheorie) сводится к тому, что тяжелое настроение, владеющее иногда людьми, может быть облегчено, если довести их до крайнего возбуждения. После взрыва аффектов наступает облегчение, как это, например, бывает, когда горе заставляет человека рыдать. Слезы облегчают страдание, на что обратил внимание уже Еврипид в «Троянках» — «Как сладки слезы для несчастных» (ст. 608).

4. Если Деринг и Ленерт сужают смысл катарсиса, то Бутчер, наоборот, стремится избежать одностороннего понимания этого термина. Он также принимает объяснение Бернайса. Однако его толкование выходит за рамки, поставленные автором медицинской теории катарсиса. Прежде всего Бутчер отмечает, что три возможных толкования понятия катарсиса — медицинское, религиозное и моральное — иногда трудно отделить друг от друга. Он вносит следующие уточ­нения в понимание катарсиса. Трагедия исцеляет эмоции посред­ством сходных эмоций, но не совсем тождественных. Катарсис в трагедии не идентичен с катарсисом в музыке. Трагический ка­тарсис очищает страх и сострадание, тогда как катарсис, произво­димый музыкой, очищает от энтузиастического возбуждения.

В понимании Бернайса очищение представляет собой явление физиологическое. Между тем очищение нечто большее — это прин­цип искусства. Как пишет Бутчер, «...чувства сострадания и страха в реальной жизни содержат в себе нечто мрачное и удручающее. В процессе трагического возбуждения они получают облегчение, и удрученное состояние проходит. По мере развития трагического действия, когда сознание, сначала возбужденное, затем проходит, низшие формы эмоций переходят в более высокие и тонкие формы. Неприятный элемент, входящий в сострадание и страх в действи­тельной жизни, очищается; очищаются и эти чувства. Целительное и успокаивающее воздействие трагедии следует непосредственно за изменением чувства». Заключая это рассуждение, Бутчер при­ходит к выводу: «функция [очищения] не просто в том, чтобы исце­лить от сострадания и страха, но в том, чтобы создать определенное эстетическое удовлетворение, очистить их через посредство искус­ства».

Бутчер решительно подчеркивает эстетический характер катар­сиса. Условия театрального представления существенно изменяют чувства по сравнению с тем, какими они являются в действительно­сти. В этом отношении Бутчер поправляет Лёссинга. Страх не непременно является спутником сострадания. Когда мы перено­симся из реального мира в воображаемый, который создает искус­ство, наблюдая страдания героя, мы отнюдь не испытываем страха от непосредственно грозящей опасности. Но мы не можем не со­чувствовать герою, чей характер в своей основе соответствует на­шему. Мы понимаем, что тоже можем оказаться в подобном по­ложении. Мы живо воображаем себе неслучившееся несчастье, и это оказывает на нас воздействие, как если бы опасность нам угро­жала в самом деле.

Вместе с тем в эмоциях зрителя возникает некое безличное ощу­щение важности и значительности происходящего в трагедии. Если исходное понимание катарсиса означало не более чем устра­нение неприятных чувств, то затем очищение приобрело более глубокий и возвышенный смысл. Искусство, доставляя удоволь­ствие, уничтожает то, что удручало нас. А источником беспокойства и даже мучения было эгоистическое чувство страха за себя. Творе­ние художника нейтрализует наш эгоизм75.

Трагедия воздействует не на волю, а на чувства. Она не делает людей лучше, хотя и устраняет некоторые препоны, воспользо­вавшись чем, человек может, если захочет, изменить свое поведение. Но Аристотель имел в виду не моральный эффект трагедии, а эффект эстетический.

Все рассмотренные до сих пор толкования катарсиса, несмотря на имеющиеся среди них различия, в целом, однако, исходят из некоторых общих положений. Во-первых, считается безусловным, что у Аристотеля речь идет о перемене в сердце чувств зрителя тра­гедии. Считается, что это изменение эмоционального состояния до­стигается, так сказать, автоматически. Трагедия возбуждает в душе зрителя чувства страха и сострадания, а затем очищает от них.

5. В недавнее время американский ученый Джералд Эле пред­ложил новое понимание катарсиса, отвергающее все предшест­вующие теории. Его точку зрения можно назвать формальной, структурной или композиционной.

Эле считает, что дело вовсе не в воздействии на зрителя, а в характере самого действия трагедии.

Очищение, о котором говорит Аристотель, относится не к чув­ствам зрителей, а к чувствам действующих лиц, к их страданиям и несчастиям. Катарсис происходит не посредством сострадания и страха, а в процессе переживания героями этих чувств.

Таким образом, очищение происходит не вне трагедии, а в ней самой. Развивая свою аргументацию, Эле напоминает: трагедия, подражая действию, сама есть действие; это действие воплощено в фабуле; фабула, следовательно, содержит подражание действию.

Очищение, которое имеет в виду Аристотель, по мнению Элса, происходит по мере развития действия, в процессе развертывания фабулы. Именно в этом, в создании фабулы, содержащей катарсис, и проявляется творческая способность поэта. Очищение — не ко­нечный результат воздействия трагедии, а «процесс, создаваемый поэтом посредством композиции событий»77.

Не следует ли из этого, что зритель совсем исключается из круга понятий, связанных с катарсисом? Отнюдь нет. Трагедия несомненно вызывает эмоциональное возбуждение зрителей. Но эмоции, связанные с трагедией, содержат элемент суждения. На­блюдая действие самой страшной трагедии,— а такой является пьеса, изображающая убийство героем своих ближайших родст­венников,— зритель должен сделать два умозаключения: (1) герой подобен ему, и (2) он не заслуживает своей злосчастной судьбы. Эти выводы не являются следствием эмоций зрителя, а, наоборот, эмоции могли возникнуть у зрителя из-за этих мнений.

Эдип, Алкмеон, Медея, Геракл убили или собирались убить кого-то из близких — отца, мать, детей. Эти герои вызывают со­чувствие лишь в том случае, если зритель может сказать себе: «...Он не имел намерения убить отца, мать или кого-то близких. А если он или она совершили подобное злодейство, то это произошло из-за ошибки»80. По мнению Элса, зритель или читатель — судья, на его глазах происходит очищение трагического проступка, и бла­годаря этому он испытывает к совершившему проступок не отвра­щение, а сострадание. Речь идет опять-таки не о том, что очищение испытывает зритель. Очищение происходит с героем. Оно состоит в том, что по ходу действия выясняются доказательства чистоты его намерений, когда он совершил свое «нечистое» дело 81. Аристотель в своей «Этике» показывает, что невиновность совершившего про­ступок или преступление обнаруживается в том, что он испытывает раскаяние, когда ему раскрывается истинный характер того, что он сделал.

Классический пример, подтверждающий это,— все тот же Эдип, которого называет сам Аристотель и на которого указывают все толкователи катарсиса, какой бы точки зрения они ни придержи­вались. История этого героя содержит все элементы, способству­ющие его очищению. Мы узнаем, что Эдип своевольный, легко воз­будимый, горячий человек и вместе с тем он добр, умеет по-насто­ящему любить, заботиться о благе народа. Мы понимаем, что такой человек не в состоянии хладнокровно убить своего отца и намерен­но жениться на матери. Затем мы видим глубокое горе Эдипа, когда он узнает, какие преступления совершены им. Он ослепляет себя. Наказание, которому он подвергает себя, довершает очищение его от вины за содеянное. Тогда-то мы и проникаемся состраданием к герою,— не раньше.

Таким образом, по Элсу, катарсис — фактор в самом действии трагедии, часть ее композиции, он предшествует возникновению сострадания и, в конечном счете, является одним из условий того удовольствия, которое доставляет публике зрелище трагедии 83. Как считает Эле, катарсис был неправомерно возведен комментато­рами в ранг основной и первостепенной категории, составляю­щей ядро и сущность трагедии. По мнению Элса, катарсис — один из структурных элементов трагедии в ряду других важных факторов, производящих определенный эмоциональный и интел­лектуальный эффект. Эти элементы — страдание, ошибка, узнавание и очищение. Они тесно взаимосвязаны, и выделять какой-либо один элемент неправомерно, так как все они составляют основу структуры трагедии м.

Эле считает, что отнюдь не все трагедии античной Греции отве­чали классическим принципам, сформулированным Аристотелем. Более того, по мнению исследователя, концепция «Поэтики» та­кова, что аристотелевскому пониманию трагедии соответствует в наибольшей степени «Царь Эдип». Но «Ифигения» оказывается уже не трагедией, а мелодрамой. Такие шедевры античной драмы, как «Троянки», «Вакханки», не говоря уже об «Эдипе в Колоне» или «Агамемноне», оказываются за пределами аристотелевского пони­мания трагедии. Формула Аристотеля, таким образом, узка и не может быть подтверждена всеми известными нам трагедиями древ­негреческого театра.

Констатируя этот факт, Эле не упрекает Аристотеля. Все же подразумевается, что определение, не покрывающее всех трагедий или хотя бы значительной части их, не может считаться вполне удовлетворяющим.

С точки зрения формальной логики, это действительно так. Но подразумеваемое обвинение Аристотеля следует отвести. Практи­чески определение жанра в искусстве и литературе не в состоянии охватить все произведения данного жанра. Более того, можно счи­тать почти безусловным, что значительная часть произведений отклоняется от признанной формулы жанра, будь то трагедия, ко­медия, роман, новелла или какой-нибудь другой вид произведений.

Определение формулирует идеальные нормы жанра, что может найти соответствие в классических образцах жанра, иногда весьма немногочисленных. Дело усложняется тем, что в процессе развития искусства жанр трансформируется. В каждую эпоху представление о жанре приобретает свои особенности. Для Аристотеля образцом трагедии был «Царь Эдип». Это произведение в наибольшей степени отвечало его пониманию жанра. Отметим, что когда впоследствии другой великий мыслитель, Гегель, будет формулировать свое по­нимание трагедии, то для него образцовым произведением этого жанра будет не «Царь Эдип», а «Антигона».

Таким образом, неприменимость той или иной формулы ко всем произведениям жанра является, с точки зрения исторической, есте­ственным фактом. Определение мыслителя или художника выражает его взгляд на вещи него эстетический идеал. Идеал трагедии Ари­стотеля, как нам представляется, вполне соответствовал его фило­софии. Эле не заметил этого потому, что его больше занимали во­просы структурные и композиционные, чем жизненный смысл тра­гедий. Точку зрения Элса можно назвать интеллектуалистической с гораздо большим основанием, чем теорию Гаупта, о которой го­ворилось выше.

Заключая рассмотрение толкований катарсиса у Аристотеля, я хотел бы избежать крайних выводов и односторонности. Мне пред­ставляется, что основные охарактеризованные здесь толкования помогают осмыслить разные стороны этого понятия. Мы не можем быть абсолютно уверены в том, какое из предложенных объяснений в точности соответствует тому, что имел в виду Аристотель. Неко­торая доля скептицизма в данном вопросе уместна. Но это не при­ведет нас к утверждению полного незнания того, как следует решать данную проблему. Наоборот, с полным основанием следует гово­рить о том, что теоретическая мысль многих поколений коммента­торов Аристотеля открыла нам большие глубины смысла, тая­щиеся в «Поэтике».

Несомненно, что понятие катарсиса в исходном значении смы­калось с религиозными представлениями древности. Но ко времени возникновения классических трагедий V века до н. э. понимание очищения должно было освободиться от значительной части своего религиозного смысла и обрести более общий, жизненно обоснован­ный характер.

Поэтому медицинская теория Б'ернайса подводит нас к тому более реальному смыслу, какой очищение могло иметь в эпоху рас­цвета трагедии. Однако, как образец позитивистской теории, кон­цепция Бернайса, отвечая требованиям здравого смысла, не может вполне удовлетворить. Поправки последующих комментаторов вер­ны в той мере, в какой они сближают очищение с комплексом тех психологических норм, которые органически присущи искусству. Хотя такие авторы, как Бутчер, отказываются от морализаторского толкования катарсиса, тем не менее и они не могут отвергнуть нрав­ственное содержание очищения. А это не может не вернуть нас к Лессингу. Если его объяснение было слишком уж этиконравоучительным, то все же нельзя отрицать рациональных элементов его концепции.

Коротко говоря, весь комплекс психологических, нравственных и эстетических вопросов, поднятый толкованием катарсиса, очень обогатил философское понимание трагического у древних драма­тургов и у Аристотеля.

Новейшее толкование, предложенное Элсом, верно в том отно­шении, что связывает вопрос о катарсисе с живой тканью художе­ственного творчества. Ряд суждений этого ученого несомненно обогащает понимание очищения как элемента художественной структуры трагедий. Но едва ли будет разумно отказаться от того ценного, что было в суждениях старых толкователей. Взятые вместе, существующие теории помогают увидеть богатство идей, столь лаконично подчас выраженных в «Поэтике». Сформулировать кон­цепцию катарсиса не входит в нашу задачу. Изложив состояние вопроса, я стремился представить наиболее ценные стороны теорий,

разработанных учеными. Окончательное решение вопроса, как мне представляется, должно явиться синтезом всех рациональных эле­ментов в предложенных концепциях.

§ 11. Аристотель. Определение комедии

 

Большая часть «Поэтики» посвящена анализу трагедии. О комедии Аристотель обещает сказать «впоследствии» (VI), но в дошедшем до нас тексте трактата соответствующего раздела не имеется. Воз­можно, что он был в той части «Поэтики», которая не сохранилась.

В «Поэтике» имеется, однако, ряд фрагментарных замечаний, проливающих свет на вопрос о понимании комедии Аристотелем. Подобно тому как Аристотель связывает трагедию с серьезным эпосом,- так комедию он рассматривает в тесной связи с эпосом комическим. Он говорит о «насмешливых песнях», которые «изо­бражали действия людей негодных» (IV, 1448в, 50). Не отделяя ко­мическое от комедии, Аристотель называет Гомера автором первой известной ему комической эпопеи «Маргит». От этой поэмы дошли лишь небольшие отрывки. Содержание ее, по-видимому, своди­лось к осмеянию некоего глупца, который не умел ни работ<



2015-11-11 2040 Обсуждений (0)
Вопрос о трагической вине героя 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Вопрос о трагической вине героя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2040)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)