Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды)



2015-11-11 2822 Обсуждений (0)
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) 4.40 из 5.00 5 оценок




Вопросы, касающиеся государственного экологического мониторинга, законодателем освещены в главе X ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлении Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и иных нормативных правовых актов.

Государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов ее подсистем, а также создания и эксплуатации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создана с целью обеспечения охраны окружающей среды и призвана решать следующие задачи:

1) регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

2) хранение, обработка (обобщение, систематизация) информация о состоянии окружающей среды;

3) анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

4) обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

Указанная единая система включает в себя подсистемы:

а) государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, положение о котором утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 №477;

б) государственного мониторинга атмосферного воздуха;

в) государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, положение о котором утверждено постановлением Правительства Российской Федерации;

г) государственного мониторинга земель, положение о нем утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846;

д) государственного мониторинга объектов животного мира, порядок, который утвержден приказом Минприроды России от 22.12.2011 №963;

е) государственного лесопатологического мониторинга, порядок организации и осуществления которого утвержден приказом Минтруда России от 09.07.2007 № 174;

ж) государственного мониторинга состояния недр, положение о котором утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 № 433;

з) государственного мониторинга водных объектов, положение о нем утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 № 219;

и) государственного мониторинга водных биологических ресурсов, положение о котором утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 994;

к) государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

л) государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;

м) государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;

н) государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

о) государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, порядок осуществления данного мониторинга утвержден приказом Минприроды России от 06.09.2010 № 344.

Создание и обеспечение функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга осуществляется:

а) Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации – в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря России, государственного мониторинга исключительной экономической зоны России, государственного мониторинга континентального шельфа России, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

б) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии с участием уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации – в части государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

в) Минсельхозом России – в части государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

г) Минприроды России – в части государственного мониторинга объектов животного мира и государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

д) Федеральным агентством лесного хозяйства – в части государственного лесопатологического мониторинга;

е) Федеральным агентством по природопользованию – в части государственного мониторинга состояния недр;

ж) Федеральным агентством водных ресурсов – в части государственного мониторинга водных ресурсов с участием Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

з) Федеральным агентством по рыболовству – в части государственного мониторинга водных биологических ресурсов.

Общая координация работ по организации и функционированию единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) проводится Минприроды России.

Создание государственного фонда данных государственного экологического мониторинга осуществляется Минприроды России, являющимся государственным оператором государственного фонда с участием Минсельхоза России, Росгидромета, Росприроднадзора, Рослесхоза, Федерального агентства по рыболовству, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию.

Государственный фонд представляет собой федеральную информационную систему, обеспечивающую сбор, обработку и анализ данных, а также включающую в себя:

1) данные, содержащиеся в базах данных подсистем единой системы мониторинга;

2) результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

3) данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Для формирования государственного фонда федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией представляют оператору (Минприроды России) информацию по установленному перечню видов информации, включаемой в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга. Указанный перечень является приложением к Положению о государственном экологическом мониторинге…, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 681.

Следует заметить, что экологический мониторинг подразделяется на глобальный, национальный, региональный, локальный, фоновый и импактный.

Глобальный экологический мониторингпроводится в соответствии с международными договорами и соглашениями системой станций наблюдения и других наблюдательных сетей, расположенных в различных точках Земли и на околоземной орбите, посредством обмена полученных различными государствами данные в целях мониторинга состояния окружающей среды, происходящими в ней изменениями, в том числе глобальными изменениями климата, соединения информационных систем и баз данных, их распространение, прогноза развития свойств окружающей среды и их влияний на человека.

Национальный экологический мониторинг осуществляется отдельными государствами в пределах своей территории. В России единая система государственного экологического мониторинга функционирует с 1993 года, задачи и структура которой освещены в начале рассматриваемого вопроса.

Региональный экологический мониторинг – это система наблюдений за состоянием окружающей среды в пределах субъекта Российской Федерации или его части либо частей нескольких субъектов России, характеризующихся общностью природных процессов или подвергающихся антропогенному воздействию из одних и тех же источников.

Локальный экологический мониторинг проводится на объекте экономики (или его части), отдельном участии территории или на объекте, обладающем особым правовым статусом (например, государственном заведении, в зоне экологического бедствия и т.п.).

Фоновый экологический мониторинг означает наблюдение за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека и осуществляется в биосферных заповедниках.

Импактный мониторинг (от английского impact – воздействие, влияние) – это разновидность системы наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.

Перечисленные виды экологического мониторинга осуществляются специальной наблюдательной сетью, которая состоит из стационарных и передвижных пунктов наблюдений: постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, космических спутников.

Субъектами экологического мониторинга являются органы исполнительной власти России и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление государственного экологического мониторинга.

К объектам государственного экологического мониторинга относятся:

– окружающая среда в целом и отдельные ее элементы;

–негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий;

– виды деятельности, представляющие потенциальную для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий;

– оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты эксплуатация и утилизация которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей;

– чрезвычайные и другие внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства, способные оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей;

– обладающие особым правовым статусом территории и объекты (заповедники, национальные парки, санитарно-курортные зоны и др.).

4.1.5. Режим постоянного государственного надзора на опасных
производственных объектах и мониторинг гидротехнических
сооружениях

Порядок осуществления режима постоянного государственного надзора рассмотрен в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях», который введен с 01 июля 2012 г.

Режим постоянного государственного надзорапредусматривает проведение уполномоченными должностными лицами Ростехнадзора и его территориальных органов мероприятий по контролю за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований при эксплуатации, ведение технологических процессов и работ на объекте повышенной опасности по капремонту, консервации и ликвидации, а также выполнение мероприятий по обеспечению промышленной безопасности гидротехнических сооружений.

Постоянный государственный надзор достигается путем систематического (в соответствии с графиком) и беспрепятственного осуществления уполномоченными должностными лицами следующих мероприятий по контролю:

1) обход и осмотр зданий, сооружений, помещений, территории объекта повышенной опасности, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;

2) проверка работоспособности приборов и систем контроля безопасности;

3) проверка пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;

4) проверка обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима (за исключением объектов, обеспечение которых осуществляется в соответствии с ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»);

5) рассмотрение организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, анализ и оценка ее соответствия обязательным требованиям промбезопасности, безопасности и технического регулирования;

6) рассмотрение и анализ представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений и технического регулирования, о планируемых эксплуатирующей организацией мероприятиях на объекте повышенной опасности и оценка их на предмет своевременности, полноты и достаточности;

7) участие уполномоченных должностных лиц в обследовании гидротехнического сооружения при подготовке декларации о его безопасности;

8) наблюдение за работой комиссий по расследованию причин инцидентов на объекте повышенной опасности;

9) наблюдение за соблюдением требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;

10) наблюдение за работой аттестационных комиссий по аттестации специалистов и безопасности гидротехнических сооружений;

11) проверка выполнения мероприятий по устранению аварий, повреждений и инцидентов на объекте повышенной опасности, а также по их профилактике;

12) проверки правильности идентификации опасного производственного объекта, установления класса гидротехнического сооружения.

Ростехнадзор утверждает график проведения мероприятий по контролю в отношении конкретного объекта повышенной опасности. Приказ об утверждении графика должен содержать:

а) наименование органа надзора, уполномоченного осуществлять постоянный государственный надзор на конкретном объекте повышенной опасности;

б) сведения об эксплуатирующей организации;

в) сведения об объекте повышенной опасности.

Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России (ныне Ростехнадзору), утвержденной постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 12.01.1998 № 2.

Данная Инструкция определяет цели, задачи, функции и структуру мониторинга безопасности гидротехнических сооружений, который представляет собой совокупность постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и характером их воздействия на окружающую среду, и осуществляется в целях анализа и оценки прогноза развития ситуации с безопасностью сооружений и подготовки рекомендаций по преодолению негативных тенденций и устранению выявленных недостатков.

Основной задачей мониторинга безопасности гидротехнических сооружений является обеспечение управления в области рациональной и безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, безопасного ведения работ.

Цели и задачи данного мониторинга достигаются посредством организации системы постоянных (непрерывных) визуальных и инструментальных (в том числе автоматизированных, дистанционных) наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достоверной информации в необходимых объемах.

К объектам мониторинга безопасности гидротехнических сооружений относятся:

1) промышленные гидротехнические сооружения (накопители промышленных отходов: хвостохранилища, шламохранилища, гидроотвалы, пруды-отстойники, накопители технических, дренажных и шламовых вод, технологические водохранилища, выведенные из эксплуатации накопители жидких промышленных отходов, используемые как техногенные месторождения полезных ископаемых или находящихся в нестабильном состоянии), включающие:

а) намывные и насыпные ограждающие и подпорные дамбы и плотины;

б) грунты основания гидротехнического сооружения в зоне влияния;

в) системы гидротранспорта и оборотного водоснабжения, включая прудки-отстойники;

г) основное технологическое оборудование;

д) природоохранные сооружения, предназначенные для предотвращения вредного влияния накопителя;

2) проектная и эксплуатационная документация вышеуказанных объектов;

3) состояние процесса подготовки и порядка подготовки обучения эксплуатационного персонала.

Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений распространяется на следующие основные технологические процессы:

1) технологию складирования (намыва) шламов в накопители промышленных отходов;

2) технологию осветления и оборота технической воды;

3) технологию гидротранспорта;

4) технологию рекультивации и вывода из эксплуатации (ликвидации) наполнителей промышленных отходов;

5) технологию повторной разработки и извлечения шламов из законсервированного накопителя;

6) осушение накопителей промышленных отходов;

7) осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости гидротехнических сооружений и элементов конструкции накопителя;

8) анализ изменения химического состава складируемых отходов (класс токсичности) и характер его влияния на состояние конструкций гидротехнических сооружений.

Основные функции системы мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий заключаются в следующем:

а) наблюдения за устойчивостью (статической, динамической, сейсмической и фильтрационной) ограждающих дамб и других сооружений (элементов конструкции) накопителей промышленных отходов;

б) наблюдения за уровнями воды, глубиной, мутностью, химическим составом и объемами воды в прудках – отстойниках;

в) наблюдения за фильтрацией из наполнителя;

г) учет сбросов (баланс) дренажных вод и выбросов загрязняющих веществ (в том числе пыли) в окружающую среду;

д) учет объемов и динамики складирования шламов;

е) учет физико-механических характеристик шламов, укладываемых в ограждающие дамбы и чашу накопителя;

ж) учет технологических параметров складирования (намыва) шламов;

з) учет нарушенных (деградированных, загрязненных) и рекультивированных (восстановленных) земель;

и) наблюдения за состоянием (загрязнением) подземных и поверхностных вод в районе накопителя, а также грунтов прилегающих территорий.

Основой мониторинга безопасности гидротехнических сооружений являются ведущиеся на промышленных предприятиях, в организациях наблюдения за состоянием безопасности и характером влияния гидротехнических сооружений на окружающую среду, осуществляемые службой геоконтроля, маркшейдерскими, геологическими, природоохранными и иными службами.

Методическое руководство и контроль за осуществлением мониторинга безопасности гидротехнических сооружений проводит Ростехнадзор и его территориальные органы.



2015-11-11 2822 Обсуждений (0)
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) 4.40 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2822)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)