Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЮРИСДИКЦИЯ СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ



2015-11-11 464 Обсуждений (0)
ЮРИСДИКЦИЯ СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Суд обладает обязательной юрисдикцией в отношении государств-членов, органов Союза и других субъектов. Юрисдикция -- это всегда круг дел, подлежащих рассмотрению уполномоченным органом, подсудность.

По своему содержанию юрисдикция Суда включает в себя три ocновные группы полномочий:

разрешать споры из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС, -- прямая юрисдикция;

рассматривать запросы судебных органов государств-членов, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права Европейского Союза, -- преюдициальная (косвенная) юрисдикция;

разбирать дела в порядке предварительного контроля.

Дела прямой юрисдикции - это споры, возникающие в ходе реализации в жизнь норм права ЕС, т.е., по сути своей, дела искового производства. Одна из сторон (истец) привлекает другую (ответчика) к Суду за предполагаемое нарушение юридической нормы Сообщества, а также, возможно, ее субъективного права или интереса (например, в исках о возмещении вреда, причиненного частным лицам).

Круг лиц, которых можно привлечь к Суду в качестве ответчика, является ограниченным. Наиболее часто нарушителями «европейских» правил выступают, естественно, физические и юридические лица. Соответствующие дела (и гражданские, и уголовные) рассматривают национальные суды государств-членов, которые обязаны в том случае применять непосредственно действующие нормы права ЕС, даже вопреки законодательству конкретного государства.

Суд Европейских сообществ по общему правилу иски к частным лицам, а равно к должностным лицам государств-членов не рассматривает. К его юрисдикции отнесены те споры, которые являются наиболее сложными и важными с политической точки зрения и затрагивают интересы ЕС в целом.

В соответствии с Договором о ЕС в качестве ответчика перед Судом могут привлекаться, во-первых, государства-члены в целом, во-вторых, органы Европейского Союза, а также их должности лица и служащие.

Иски к государствам-членам. Государство-член привлекается Суду в случае нарушения им обязанностей, вытекающих из Договора о ЕС, т.е. невыполнения (ненадлежащего выполнения) им на своей территории любой нормы или индивидуального предписания Сообщества.

Решение Суда о признании государства-члена нарушителем является для него юридически обязательным. В этом случае государство-нарушитель обязано принять все «необходимые меры для выполнения решения Суда» (ст. 228 Договора, утверждающего Европейское Сообщество), например, отменить или, напротив, издать необходимые законодательные акты (если речь идет о невыполнении в срок директивы). Для национальных судов, соответствено возникает обязанность не применять правовые акты государства-члена, признанные не соответствующими праву ЕС.

В случае повторного нарушения государство-член может быть оштрафовано Судом, причем размер штрафа (в виде единовременной суммы или периодических платежей) не ограничен (параграф 2 ст. 228).

Иски к органам Европейского Союза и их должностным лицам. Неправомерные действия (бездействие) могут совершать не только национальные, но и наднациональные власти в лице органов Европейского Союза. В зависимости от характера нарушения Договор, утверждающий Европейское Сообщество выделяет два основных вида исков:

1) иски об аннулировании (ст. 230). Такого рода иски подаются с целью отмены регламентов, директив и иных правовых актов органов ЕС (кроме рекомендаций и заключений, не имеющих обязательной юридической силы).

Общим основанием для подачи иска об аннулировании и, соответственно, для возможной отмены документа служит противоречие актов текущего законодательства «конституционной хартии» ЕС, т.е. его учредительному договору. В соответствии с самим Договором, утверждающем Европейское Сообщество (абз. 2 ст. 230) указанное противоречие может проявляться в » нескольких формах:

«отсутствие компетенции», например, если Европарламент издал регламент или директиву от своего имени, тогда как он может это делать лишь совместно с Советом;

«существенное нарушение процедуры», например, издание Советом правового акта без предложения Комиссии или не дождавшись консультативного заключения Европарламента (в случае, когда должна применяться процедура консультации);

«нарушение настоящего Договора или любой нормы права, относящейся к его применению». В данном случае речь идет о «материальном» контроле, т.е. проверяется сам правовой акт (его содержание) на соответствие учредительному договору;

«злоупотребление властью», т.е. реализация полномочий вопреки законным целям, предусмотренным учредительным договором, в том числе в личных интересах членов соответствующего института.

При наличии хотя бы одного из указанных оснований Суд объявляет оспариваемый акт ничтожным, т.е. не имеющим силы с момента принятия. Однако для регламентов Суд может при необходимости сохранить в силе наступившие ранее их юридические последствия, признать недействительным регламент лишь с момента вынесения судебного решения (ст. 231 Договора, утверждающего Европейское Сообщество).

2) иски из бездействия (ст. 232 ДЕС). В данном случае нарушение со стороны органа ЕС выражается том, что он не принимает решения, хотя должен был это сделать в соответствии с учредительным договором.

Если факт такого противоправного бездействия установлен Судом, то соответствующий институт, как и в случае иска об аннулировании, обязан принять все необходимые меры для исполнения судебного решения (ст. 233 Договора, утверждающего Европейское Сообщество). В данном случае эта обязанность выражается в позитивных действиях, т.е. в издании регламента, директивы и т.д.

Иски из бездействия подаются в Суд заинтересованными лицами только после предварительного обращения к соответствующему институту ЕС. Если последний не дает ответа в течение двух месяцев, то в течение следующих двух месяцев может быть предъявлен иск из бездействия. Если получен негативный ответ, то на решение об отказе может быть подан иск об аннулировании.

Преюдициальные запросы (дела косвенной юрисдикции). Дела косвенной юрисдикции -- это те дела, которые Суд Европейских сообществ рассматривает по запросам судебных органов государств-членов.

Если национальный суд сталкивается с необходимостью применить норму права ЕС, то он может, а в ряде случаев обязан сначала обратиться в Суд Европейских сообществ за официальным разъяснением.

 

 



2015-11-11 464 Обсуждений (0)
ЮРИСДИКЦИЯ СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЮРИСДИКЦИЯ СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (464)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)