Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие «групповая динамика» и ее основные законы



2015-11-11 3648 Обсуждений (0)
Понятие «групповая динамика» и ее основные законы 4.75 из 5.00 4 оценки




Впервые термин «групповая динамика» был использован К. Левиным в статье «Эксперименты в социальном пространстве», опубликованной в журнале «Гарвардское педагогическое обозрение» (США) в 1939 г. В этой статье К. Левин впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зави­симость от других членов группы. По определению К. Левина, групповая динамика – это дисциплина, исследующая положитель­ные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.

При описании и объяснении принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальтпсихологии. Если рассмат­ривать группу как нечто целостное, то некоторые закономерности групповой динамики, вскрытые К. Левиным, можно объяснить действием двух основных законов гештальтпсихологии [8].

1. Целое доминирует над частями:

– группа не является просто суммой индивидов: она модифицирует поведение отдельных членов;

– извне легче повлиять на поведение группы в целом, чем на поведение отдельного ее члена (так в экспериментах на Харвудском заводе было установлено, что невозможно повлиять на производительность труда отдельного работника до тех пор, пока вся группа, к которой он принадлежит, не включена в эту перемену);

– каждый член группы признает, что он зависит от всех дру­гих членов.

2. Отдельные элементы объединяются в целое:

– не сходство, а взаимозависимость членов является основой для формирования группы (группа может быть гештальтом, состоя­щим из несхожих частей: муж, жена, ребенок);

– человек склонен становиться членом группы, с которой он себя отождествляет, а не той, от которой он более всего зависит;

– человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, а давление – недружественным.

В современном понимании групповая динамика – это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействи­ем и взаимоотношениями членов группы межу собой и с психоте­рапевтом, а также внешними воздействиями на группу. Централь­ная идея этого понятия состоит в том, что законы поведения индивидуумов в группах следует искать в познании детерминиру­ющих их социальных и психологических силах. В дальнейшем это понятие применительно к психокоррекционным группам было разработано К. Роджерсом, В. Шутцем и др [9].

Г. Кельман рассматривает групповую психотерапию как «ситуацию социального влияния», а в групповом процессе вы­деляет три этапа: податливость, идентификацию, присвоение.

Г. Кельман отмечает, что члены психотерапевтической группы подвержены влиянию психотерапевта и других участников группы, идентифицируются с психотерапевтом и друг с другом, присваивают себе групповой опыт.

Г. Кельман считает, что для достижения терапевтического эффекта мало одной «податливости» нормам и правилам группы – необходимо еще усвоить выученное и овладеть им. Члены группы должны усвоить новые навыки чувствования и действия (податливость), опробо­вать их на группе (идентификация) и применить к специфическим ситуациям реальной жизни (присвоение). На последних стадиях психотерапевт служит ролевой моделью, устанавливает нормы и руководит, а члены группы поддерживают процесс и образуют репрезентативный микрокосм общества [4].

Основные элементы групповой динамики

В понятие групповой динамики входят пять основных и несколько дополнительных элементов. Основные элементы:

– цели группы;

– нормы группы;

– структура группы и проблема лидерства;

– сплоченность группы;

– фазы развития группы.

Дополнительные элементы:

– создание подгрупп (в развитие п. 3);

– отношения индивидуума с группой (в развитие п. 3).

Цели группы

Цели группы – психотерапевтической, психокоррекционной, профилактической, тренинговой и т.п. – определяются тем, в ка­кую более общую систему работы с людьми она включена. Плани­руемый результат группы зависит также от того, на какую психоте­рапевтическую методологию опирается ведущий группу специалист.

Цель психодраматической группы достижение катарсиса через повторное проживание ситуации в ролевой игре и, благодаря это­му, новой ступени интеграции личности; цель групп встреч дости­жение более полного личностного потенциала, личностный рост; цель групп гештальттерапии просветление, расширение зоны психологичес­кого видения; цель групп психосинтеза разъединение неправильно объединившихся элементов психической жизни, отказ личности идентифицироваться лишь с некоторыми элементами и достиже­ние синтеза более высокого уровня; цель групп социально-психо­логического тренинга — совершенствование коммуникативных на­выков личности и т.д.

Цели группы в значительной степени определяются также личностными особенностями ведущего. Явно декларируемая им цель может расходиться с его истинными, скрываемыми или неосознаваемыми, целями. Попытки манипулировать группой или использовать ее в целях самоутверждения будут мало способство­вать оказанию реальной помощи людям или принесут им вред. При несовпадении декларируемой и истинной целей нарушается принцип подлинности психотерапии и может быть нарушена под­линность всего группового процесса.

Проблема состоит еще и в том, что цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это дает своеобразный толчок групповой динамике, результаты которого не всегда прогно­зируемы.

9. Нормы группы

Нормы группы — это принятые в группе правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции на­казания при их нарушении. Типичными нормами психокоррекционных групп являются самораскрытие и честность. Подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и спло­ченностью группы.

Нормы существуют в любой группе и в любом обществе, а на­рушение принятых норм всегда предусматривает наказание.

Каждая психокоррекционная группа устанавливает свои нор­мы поведения, но во всех из них обычно поощряются эмпатия, правдивость, теплота и открытость.

По мнению Б.Д. Карвасарского, каждый член психокоррекционной группы обязан:

– выполнять распорядок групповых занятий;

– говорить в группе обо всем открыто и искренне;

– не выносить за пределы группы того, что происходит во вре­мя групповых занятий;

– помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам;

– отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и пережи­ваниях, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу «здесь и сейчас»;

– выслушивать взгляды, мнения и советы членов группы, обдумывать их, но принимать решения самостоятельно.

Подчинение перечисленным нормам не является обязатель­ным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффектив­ность работы психокоррекционной группы.

Выполнение норм поведения во многом зависит от информированности и сплоченности группы.

Вышеперечисленные нормы относятся к нормам, которые изна­чально задает ведущий группы, для чего ему зачастую требуется прилагать особые усилия. В противоположность этому нормы, вы­рабатываемые самой группой, защищаются самими членами груп­пы. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиниться этим нормам.

Между тем они могут быть антитерапевтическими: утаивание истинных чувств или, наоборот, преувеличение чувств и эмоций; запрет на некоторые темы, например, сексуальные; создание под­групп и эротических пар.

В группах социально-психологического тренинга могут возни­кать и такие нормы, как защита неудачливого или молодого чле­на, подчинение руководителю, выбранному самими участниками из состава группы и др.

Для нормальной работы группы должно быть достигнуто хотя бы частичное совпадение задаваемых и вырабатываемых норм. Иногда группа приносит свои нормы с собой. Это происходит в тех случаях, когда все члены группы являются представителями одного круга или большой категории людей. Промышленные руководите­ли, например, приносят с собой резкость в обращении друг с дру­гом, школьные учителя — слепое подчинение авторитетам и т.д.

Имеются наблюдения, свидетельствующие о том, что в гомо­генных группах подчинение нормам более выражено, чем в гетеро­генных.

 

Фазы развития группы

Психокоррекционная группа с момента ее создания до завер­шения работы проходит несколько стадий (фаз) своего развития.

Большинство исследователей этого вопроса приходят к выво­ду о том, что групповой процесс, начинаясь со стадии адаптации, через разрешение внутригрупповых конфликтов (вторая стадия) приходит в конечном итоге к сплоченности и эффективному реше­нию проблем.

Такая стадийность развития группы вытекает из теории меж­личностных отношений В. Шутца. На ранних этапах развития группы ее участники испытывают стремление к включе­нию в ситуацию. В этой стадии начинает формироваться чувство принадлежности к группе и желание установить адекватные отно­шения со всеми ее участниками. Во второй стадии на первый план выступают потребность в контроле ситуации, негативизм. Появля­ются соперничество и стремление к независимости, желание выде­литься, занять лидирующее положение. В третьей стадии начинает доминировать потребность в привязанности. Участники группы устанавливают тесную эмоциональную связь друг с другом. На первый план выступают сплоченность, чувство открытости, бли­зости, эмпатии.

С. Кратохвил выделяет четыре фазы группового развития.

Первая фаза (ориентация и зависимость). Происходит адапта­ция к новым людям и ориентация: «Что это за лечение?», «Что бу­дем делать?», «Как мне это поможет?» Члены группы встревожены, неуверенны, зависимы. Одни замыкаются в себе, другие рассказы­вают про свои заболевания, но при этом все ждут информации и указаний от психотерапевта.

Вторая фаза (конфликты и протест). Проявляется в тенден­циях к самоутверждению, начинается распределение ролей: актив­ные и пассивные, лидирующие и «угнетенные», «любимчики» и «нелюбимчики» и т.п. Возникает недовольство как друг другом, так и психотерапевтом, а в конечном результате – разочарование в самом методе лечения.

Если на первом этапе формирования группы психотерапевт для всех ее членов был кумиром, то теперь он сбрасывается с пьедестала, низводится до уровня «бездельника и шарлатана». Не­довольство психотерапевтом еще более усиливается, если он отка­зывается от лидирующей, авторитарной роли. Эмоционально-стрес­совый накал достигает своего апогея: обсуждения клиента превра­щаются в «товарищеский суд», беседа с психотерапевтом – в конфликт. Если психотерапевт недостаточно опытен, то на этой фазе возможен развал группы.

Третья фаза (развитие и сотрудничество). Снижается эмоци­ональная напряженность, уменьшаются число и частота конфлик­тов. Наступает консолидация групповых норм и ценностей. Борьба за лидерство отступает на задний план. Появляется потребность в своей принадлежности к группе, актуальным становится чувство ответственности за общие интересы. Между членами группы за­рождаются взаимопонимание, искренность, интимность. Диалоги становятся более откровенными и доверительными. У индивидуу­ма появляется чувство безопасности, уверенность в том, что группа его защитит. Появляется желание открываться, нормализуются отношения с психотерапевтом.

Четвертая фаза (целенаправленная деятельность). Группа становится рабочим коллективом, зрелой социальной системой. Ее члены размышляют, советуются, принимают решения. Налажива­ется положительная обратная связь, которая не нарушается даже в тех случаях, когда в обсуждении сознательно допускаются отрица­тельные эмоции и конфликты.

 

11. Сходство индивидуальной и групповой терапии.

Индивидуальная и групповая психотерапия имеют достаточно много общих черт. Остановимся на наиболее сущес­твенных из них.

Микроклимат. Климат – это то постепенно возникающее настроение, которое необходимо создать, чтобы извлечь пользу из группового опыта. Как и в индивидуальной клиентцентрированной терапии, участники групповой терапии должны ощущать ситу­ацию как надежную поддержку для себя хотя они всегда привносят в группо­вую ситуацию груз своих тревог. И эта тревога обычно усиливается из-за неопределенности са­мой природы ожидаемого занятия. Для каждого участника группы, если он хочет извлечь пользу из терапии, важно ощутить в терапевте и в других членах группы искреннее понима­ние.

Как и в индивидуальной терапии, важно чтобы клиент чувствовал себя все более свободным в самоанализе, был уверенным, что в группе он найдет понимание своей жизни такой, какой он видит ее сам, и что группа будет уважать его как личность в каждом его поступке.

Поэтому желательно, чтобы индивид в группе обрел уверенность в том, что он способен отвечать за свою собственную жизнь, что он в состоянии осуществлять выбор любой стратегии поведения. Не­обходима также твердая уверенность, что он сможет принять реше­ния, существенные для его полной самореализации.

Доверительность отношений. Как показывает опыт группо­вой психотерапевтической работы, так или иначе всегда возникает чье-то недовольство, неудовлетворенность какого-то члена группы уровнем доверия и уважения между участниками группы.

В индивидуальных отношениях с терапевтом этот решающий момент обычно гарантирован тем, что весь опыт терапевта лишь подтверждает важность этих принципов и в данный момент сосре­доточен на конкретном клиенте.

Но в группе присутствуют другие лица, и поначалу они чаще всего не способны открыто выразить свои чувства другим. Они слишком замкнуты в себе. Возможно, они даже не вполне осознают важности происходящего вокруг них, не замечая ничего, кроме своего желания найти облегчение от собственных несчастий. Эти сложности, составляют своего рода парадокс групповой терапии, будучи одновременно источником и ее слабос­ти, и ее силы. Если эти важные отношения не развиваются в группе, то терапия, пожалуй, принесет мало пользы и не приведет к успеху. Если же, однако, терапевт сможет обучить этих людей, и такой тренинг будет подкрепляться положительными чувствами членов группы, для них наверняка будет значительно более эффек­тивным пребывание в групповой ситуации, чем индивидуальная терапия. Одно дело, когда клиента понимает и принимает терапевт, и куда более действенно, если он ощутил себя понятым и приня­тым в группе людей, которые также искренне привносят свои чувства в совместный поиск более удовлетворительного для каж­дого способа жизни. Как ничто другое, именно это является тем, что делает групповую терапию качественно отличной от индивиду­альной терапии.

Общность переживаний. Индивиду­альные проблемы нескольких разных людей — одного этого может оказаться достаточно для того, чтобы вызвать центробежный эффект в группе. В группах возникает и развивается по­разительная взаимосвязь, единство ее членов, что аналогично происходящему в индивидуальной терапии. Несмотря на различие симптомов и ситуаций, все проблемы, с которыми сталкиваются люди, сводятся к нескольким типам. Разлад в межличностных отношениях и сопутствующее этому ощущение своей никчемности с удивительным постоянством служат главным источником тем, обсуждаемых в группе. Тем не менее более важным для достиже­ния терапевтического эффекта является не столько идентичность проблем, сколько единство, которое возникает из общности их пе­реживания.

Методика взаимодействия с клиентом. Сходство между индивидуальной и групповой терапией существует также и на уровне методики. В группоцентрированной терапии, как и в инди­видуальной, технические приемы важны как средство реализации определенных терапевтических установок. Эти приемы могут ре­дуцироваться или видоизменяться по мере накопления опыта внутригрупповых отношений.

По существу то, что пытается делать терапевт, сводится к переструктурированию поля восприятия индивида непосредственно в мо­мент экспрессивного воздействия с тем, чтобы сообщить ему свое понимание с присущим профессионалу мастерством и восприим­чивостью. Различные термины, которые используются для описа­ния всех типов высказываний терапевта в индивидуальной тера­пии – прояснение переживания, отражение переживания, перефор­мулировка содержания, непосредственное приятие, структуриро­вание и т.д.

 



2015-11-11 3648 Обсуждений (0)
Понятие «групповая динамика» и ее основные законы 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Понятие «групповая динамика» и ее основные законы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3648)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)