Практические рекомендации могут помочь терапевтам групп преодолеть тревогу, возникающую в начале работы с группами
– Всегда имей в виду первенство потребностей участников группы. Психотерапия похожа на танец – то ты являешься ведущим, то следуешь за партнером, но в каждом случае приходится думать, как более гармонично двигаться обоим. Чувствительность и безусловное уважение к участникам является основой любого психотерапевтического взаимодействия в группе. – Не командуй участниками группы. Пригласи их попробовать и оставь им возможность отказаться. Доверие участников можно завоевать, проявляя добрую волю. – Следи за невербальным поведением – как участников, так и своим. – Будь готов к неожиданностям. Когда что-либо говоришь или делаешь в группе, кажется, что заранее знаешь, что должно произойти, однако не всегда результат бывает таким, какого ожидал. Такое случается, когда недостаточно ясно формулируешь, чего хотел бы, и участники делают не то, что ты хотел. Так случается еще и потому, что участники находят новые, непредвиденные решения проблем. Никогда не будь уверен в том, что, применяя те же самые методы, каждый раз получишь тот же результат. – Рискуй. Разница между опытным и неопытным терапевтами состоит в настойчивости в реализации целей и в способности рисковать. – Смело шути, однако не шути плоско. Юмористический взгляд на ситуации в группе делает их более ясными и понятными. Но важно чтобы юмор не был банальным, вульгарным, унижающим участников. – Оставь свои предпосылки. Не следует думать, что в жизни группы все должно соответствовать тому, что написано в книгах или что происходило в работе других групп. – Помни о ценностях. Многое в жизни группы опирается на ценности терапевта и участников. Не чувствуй себя единственно правым и знающим, что хорошо и что плохо, и не навязывай свои ценности группе, но и не скрывай своих взглядов от участников группы. – Делись ответственностью. Успех в работе группы зависит не только от терапевта, но и от участников. Не думай, что если жизнь группы интенсивна и продуктивна, то это благодаря тебе, а если наоборот – то только по твоей вине. – Избегай желания слишком прямолинейно изменять людей. Иногда может показаться, что участники группы меняются благодаря работе терапевта, но не думай, что группа — это глина, из которой можно лепить все, что угодно. Жизнь и изменения, происходящие в людях, очень сложны. Искренняя помощь терапевта может содействовать нелегкой работе участников над собой. – Воплощай чувства и мысли в действие. Когда участники группы говорят о своих чувствах, следует помочь им обобщить их и главное – реализовать в поступках. – Помоги связывать прошлое, настоящее и будущее. Важно помочь участникам группы понять, кем они являются сейчас, какое влияние оказало на настоящее история их жизни и кем бы они хотели стать в будущем. – Обрати внимание на противоречивую природу человека. Всем людям свойственны внутренние противоречия, однако многие пытаются устранить их, отказываясь от части себя. Но все думают и чувствуют, бывают зависимы и свободны, пассивны и активны, доверчивы и подозрительны, откровенны и замкнуты и т. д. Важно помочь участникам распознать, понять и принять эти противоречия человеческой природы. – Постоянно занимайся самопознанием. Нельзя уводить участников группы дальше, чем прошел сам по пути самопознания и развития. Горизонт твоих желаний будет горизонтом и их устремлений. Начиная работу с группами, помните, что стать эффективно работающим терапевтом возможно, но не за один день – для этого нужно время, терпение и работа. Нереально думать, что опытным профессионалом можно стать, не пройдя через сомнения и страхи – такой опыт необходим для становления группового терапевта. Нет лучшего учителя, чем собственный опыт и особенно неудачи. Мы все совершаем ошибки, однако, только принимая и анализируя их, можно чему-либо научиться. Поэтому вместо самоосуждения и самообвинения следует трезво анализировать свои ошибки и стараться не повторять их [3].
16. Квалифицированному групповому терапевту необходимо: – пройти курс применения теории и методов групповой психотерапии; – иметь личный опыт участия в психотерапевтических группах; – иметь опыт наблюдения (непосредственно или в видеозаписи) за работой групп под руководством опытных специалистов; – иметь опыт участия в тренинговых группах; – иметь опыт самостоятельного ведения группы под профессиональной супервизией. Требования к квалификации, предлагаемые различными профессиональными сообществами групповой работы и отдельными авторами, несколько отличаются. Мы попытаемся дать обобщенное представление о современных профессиональных требованиях к терапевту группы. Терапевту группы необходимо знать: 1. Психологию развития, личности и групп, основы психопатологии и психиатрии. 2. Основные теории групповой психотерапии, используемые в них понятия и взаиморазличия; терапевту группы также важно постоянно следить за новой информацией об изменениях в теории и практике групповой психотерапии. 3. Основные принципы динамики группового процесса, психотерапевтические факторы группы, механизмы их действия и управления ими Терапевту также необходимо быть знаком и с особенностями индивидуальной психодинамики и индивидуальной психотерапии, чтобы понять не только происходящее в группе, но также и с отдельными ее участниками. Слабо разбираясь в индивидуальной психодинамике, терапевт может неправильно оценить влияние группы на участника и его реакции на групповой процесс. Желательно, чтобы терапевт группы имел навыки и опыт индивидуальной работы с клиентами. 4. Основные задачи терапевта на различных этапах развития группы. 5. Требования профессиональной этики к психотерапевтической работе вообще и конкретно к работе с группами. Терапевту важно реально оценивать преимущества и ограничения групповой работы и применять групповую психотерапию только в тех случаях, когда она наиболее подходит к клиентам. 6. Свою личность, ее сильные и слабые стороны, свои ценности, чтобы профессионально выполнять функции терапевта и оценивать возможное воздействие на участников группы своей личности и мировоззрения.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (586)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |