Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Потребность и необходимость в антикризисном управлении. Механизмы антикризисного правления



2015-11-11 945 Обсуждений (0)
Тема 2. Потребность и необходимость в антикризисном управлении. Механизмы антикризисного правления 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Особенности и виды экономических кризисов. Причины их возникновения и разновидности

Противоречие между производством и потреблением - главная, но не единственная причина экономических кризисов. Истоками экономических кризисов являются комплексы противоречий, ко­торые накапливаются и обостряются в разнообразных процессах экономического развития. Многие противоречия и их обострение можно предвидеть, но не всегда можно полностью их устранить. Из­менение потребностей и интересов человека, а следовательно, и спроса на те или иные виды продукции, естественно и закономер­но.

Точки зрения о причинах экономических кризисов весьма про­тиворечивы. Воздействие одних и тех же факторов на цикличность (особенность) экономического развития в разные периоды и на разных этапах раз­лично, и проявление их в отдельных государствах имеет отличитель­ные особенности.

Регулярные (циклические), или периодические кризисы повторя­ются с определенной закономерностью, охватывают все сферы эко­номики, достигая большой глубины и продолжительности. Регуляр­ные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и под­готавливает базу для последующего кризиса.

К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные.

Промежуточный кризис отличается от регулярного тем, что он не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время фазу подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер. Подобные кризисы имели место в капиталистических странах в 1924 и 1927 гг., а в 1953-1954 и 1960-1961 гг. - только в США и Канаде.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства (например, банковский кризис в Германии 1932 г.).

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить самые разнообразные причины: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство. Такие кризисы бывают национальные и международные (например, кризис мирового судоходства в 1958-1962 гг. и кризис в текстильной промышленности в 1977 г.).

Структурный кризис является нарушением общего объективно­го экономического закона пропорционального развития отраслей и сфер общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важ­нейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития, с другой стороны (например, энер­гетический, сырьевой и продовольственный кризисы на Западе, парализовавшие развитие экономики в 70-е гг.).

Перед наступлением очередного периодического кризиса про­изводство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже на­чинается перепроизводство. Но возможности сбыта пока еще ка­жутся радужными, и банки продолжают кредитовать промышлен­ность и торговлю, способствуя тем самым расширению производства и увеличению предложения.

Тема 2. Потребность и необходимость в антикризисном управлении. Механизмы антикризисного правления

Опасность кризиса существует всегда, управление социально-экономической системой должно быть всегда антикризисным.

Антикризисное управление – это управление в котором поставлено предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.

Всю совокупность проблем антикризисного управления можно представить четырьмя группами:

  • первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций – своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса.
  • Вторая группа связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. В процессах их решения формулируется миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации.
  • Третья группа проблем включает проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии.
  • Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

Суть антикризисного управления выражается в следующих по­ложениях:

а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

в) к кризисам можно и необходимо готовиться;

г) кризисы можно смягчать;

д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, спе­циальных знаний, опыта и искусства;

е) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны, и управление ими также может быть различ­ным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управле­ния (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

  • мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок («семь раз отмерь...»), осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализ­му и пр.;
  • установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологи­ческую стабильность деятельности;
  • интеграции по ценностям профессионализма и компетентнос­ти;
  • инициативности в решении проблем и поиску наилучших вари­антов развития;
  • корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управ­ления, который надо понимать не только как характеристику дея­тельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характери­зоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганиза­цией, принятием ответственности.



2015-11-11 945 Обсуждений (0)
Тема 2. Потребность и необходимость в антикризисном управлении. Механизмы антикризисного правления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Потребность и необходимость в антикризисном управлении. Механизмы антикризисного правления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (945)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)