Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что определяется приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276



2015-11-11 1026 Обсуждений (0)
Что определяется приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 0.00 из 5.00 0 оценок




Воспроизведите цели, задачи и основные принципы проведения аттестации.

3. Является ли аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям обязательной, согласно приказу? Прокомментируйте ответ.

4. Разработайте внутришкольное Положение об аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям, согласно Приказу об аттестации.

5. Разработайте план аттестации педагога в целях установления ему квалификационной категории на основе Инструкции по процедуре аттестации педагогических работников государственных, муниципальных и частных организаций Московской области, осуществляющих образовательную деятельность.

6. Заполните приложение к экспертному заключению и экспертное заключение на учителя начальных классов (отдельно на первую, высшую квалификационную категорию). Воспользуйтесь материалами для заполнения, полученными в школе, где вы проходили практику.

 

Вместо заключения

Понятие компетенция и компетентность

Как показала практика работы со студентами, слушателями курсов повышения квалификации, педагогическими работниками, обучающимися по программе переподготовки, раскрытие понятий компетенция и компетентность вызывают для большинства большие трудности. Поэтому авторы пособия решили поместить материал, представляющий точку зрения различных авторов по данной проблеме.

В.С. Безрукова – «компетентность» - «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения».

В.А. Демин- «компетентность – это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях». Автор выделяет особо общекультурную компетентность как основу профессиональной компетентности, считая, что основными направлениями общекультурной компетентности обучающегося при личностно-ориентированном подходе являются личностные потенциалы.

Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова и В.М. Шепель под профессиональной компетенцией подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Они также считают, что профессиональная компетентность – одна из составляющих профессионализма, в структуре которого выделяются: профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность и профессиональный успех.

И.Я. Зимняя выделяет три группы компетентностей:

- относящиеся к самому себе, как к личности;

- к взаимодействию с другими людьми;

- к деятельности человека.

По её классификации это:

- компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа, знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

- компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире; ценности бытия, жизни, ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки, производства, истории цивилизаций, собственной страны, религии;

- компетенции интеграции: структурирования знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения, приращения накопленных знаний;

- компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность
в себе, собственное достоинство, гражданский долг, знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

- компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком;

- компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнёрами; конфликты и их погашение; сотрудничество; толерантность, религия, статус, роль, пол, социальная мобильность;

- компетенции в общении: устном, письменном, диалог монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка, делопроизводство, бизнес-язык, иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни взаимодействия на реципиента;

- компетенции в познавательной деятельности: постановка
и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации, их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

- компетенции в деятельности: игра, учение, труд; средства
и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

- компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные и мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной Интернет – технологией.

В. Ландшер под компетентностью понимает углубленное знание, составление адекватного выполнения задачи, способность к актуальному выполнению деятельности.

В.П. Симонов, основываясь на определении Н.И. Кондакова, принимает за основу следующие характеристики этих понятий и создал структурно-функциональную модель формирования компетентности личности:

1. Сущность понятий «компетентность» и «компетенции»

Компетентность – (от лат. Competens – подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) – качество личности обладающей всесторонними знаниями в определенной области и мнение которой, вследствие этого, является веским, значимым и авторитетным.
Компетенция – область знания или практики, в которой данная (компетентная) личность обладает обширными точными знаниями и опытом практической деятельности. (по Н.И. Кондакову)

2. Структура компетентности личности

Информированность Знания Умения Опыт и навыки

 

3. Виды компетенции личности

Социальная: 1. Коммуникативная 2. Правовая 3. Экономическая 4. Экологическая Профессиональная: 1. Информационная 2. Образовательная 3. Научная 4. Культурная

 

4. Уровни компетентности

Начальный (минимальный) Средний (продвинутый) Высокий (достаточный)

 

5. Виды компетенций в образовании

Профессиональная компетентность специалиста:
Педагогическая Психологическая Коммуникативная Исследова тельская Методическая
Управленческая (в области педагогического менеджмента)

6. Формируемые компетентности обучаемых

Информационно-познавательная Учебно-предметная Ценностно-ориентационная Культурно-поведенческая

 

Далее он рассматривает взаимосвязь понятия «компетентности» совместно с понятием «качество обучения», которое также является интегративной характеристикой итога (результата) учебно-познавательной деятельности личности обучающегося. По концепции автора эта взаимосвязь выглядит следующим образом:

 

К О М П Е Т Е Н Т Н О С Т Ь
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ И ЭРУДИЦИЯ ОПЫТ И ПРАКТИКА
З Н А Н И Я УМЕНИЯ И НАВЫКИ
УЗНАВАНИЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ IV.Репродуктивный уровень V.Творческий уровень
I. Различение II. Запоминание III. Понимание
Плохое Качество (ПК) Низкое Качество (НК) Среднее Качество (СК) Хорошее Качество (ХК) Высокое Качество (ВК)

 

Представленные в таблице показатели характеристики «знания» («различение», «запоминание» и «понимание»), а также характеристики понятия «умения и навыки» (репродуктивный уровень и творческий), входят в понятие «компетентность» обучаемого совместно
с такими показателями как «информированность» и «эрудиция» (осведомлённость о чем-либо, ибо далеко не вся и не всякая информация становится составной частью будущих профессиональных знаний человека) и опытом деятельности по применению своих знаний
на практике.

М.А. Чошанов в основном указывает на содержательный компонент компетентности (знания) и процессуальный (умения).

А.В. Хуторской распределяет компетентности по четырем основным группам. По его мнению – компетентность предполагает целый спектр личностных качеств: «не только когнитивную и операционально-техническую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую». Она всегда окрашена качествами конкретного человека.

Компетенция (по его мнению) – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), отношению к определенному кругу предметов и процессов, непродуктивных действий по отношению к ним, наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке обучаемого. В имеющихся стандартах уже заложена предметно ориентированная концепция, которая формирует лишь предметные компетенции. Под ключевыми компетенциями учёный понимает наиболее общие (универсальные) способы действия, позволяющие человеку ориентироваться в ситуации, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.

Рассмотрим, предлагаемые А.В. Хуторским основные ключевые компетенции.

Ценностно-смысловая: мировоззрение, ценностные ориентации ученика способность видеть, понимать окружающий мир, выбирать целевые установки для своих поступков, т.е. механизм самоопределения.

Общекультурная: осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной жизни человека.

Учебно-познавательная: самостоятельная познавательная деятельность, знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.

Информационная: умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.

Коммуникативная: знание необходимых языков и способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе.

Социально-трудовая: владение знаниями и опытом в гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной сферах, необходимыми навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Личностное самосовершенствование: освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития, развитие необходимых личностных качеств.

Таким образом, общей для всех попыток дать определение компетенции является понимание её как способности личности справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений
и навыков, которые необходимы для конкретной деятельности. При этом сформированные у личности навыки, должны взаимодействовать с мотивацией, эмоциональными аспектами и соответствующими ценностными установками. Комплексное понимание компетенций проявляется в контексте условий и требований к учебной и продуктивной деятельности личности. В целом, под «компетенцией» понимаются общая способность и готовность человека к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности
в учебно-познавательном и трудовом процессе.

Понятие компетентности связано с давно существующим педагогическим понятием готовности к деятельности, и можно сказать, что:

- компетентностьэто готовность очень высокого уровня
к осуществлению определенной деятельности;

- социальная компетентность – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

- коммуникативная компетентность – способность вступать
в коммуникацию с целью быть понятым;

- профессиональная компетентность преподавателя или предметная – это его способность создавать интеллектуальный продукт, носящий обобщённое название «образовательная услуга».

Таким образом, компетенция – это, прежде всего, совокупность определенных знаний, (информированность и эрудированность),
а также умений, навыков, личностных качеств и опыта (практики)
в определенной сфере деятельности (в нашем случае – педагогической).

Компетентность – широкое интегративное понятие, характеризующее обобщённую способность личности к решению жизненных
и профессиональных задач благодаря имеющимся у неё знаниям, умениям и опыту. Это качество овладения предметом и орудием труда, проявление личностной компетенции в действии, это осведомленность и наличие у человека необходимых способностей, позволяющих принимать эффективные решения в сфере профессиональной или социальной деятельности. Учёные, занимающиеся данной проблемой, отмечают, что наиболее срочной и важнейшей задачей в области качественной модернизации общего образования и реализациисоответствующих образовательных стандартов является компетентностный подход. Однако не следует противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения и навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой сумме «знания + умения + навык», это понятие несколько иного смыслового ряда и более широкое). Понятие компетентности включает в себя наряду с результатами обучения (знания, умения и навыки), систему ценностных ориентаций: мотивов, установок, привычек и др. В связи
с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается личность.

Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни её освоения, например, минимальный (начальный), продвинутый (средний), высокий (достаточный).

Таким образом, можно сделать вывод, что быть компетентным означает в первую очередь быть глубоко и всесторонне образованным.

 

Список литературы

1. .Безрукова, В.С. Словарь нового педагогического мышления [Текст] / В.С., Безрукова.-Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 2006. –94 с.

2. Белобородова А. План работы методического объединения. // Завуч начальной школы, 2009-1-с.7.

3. Бобиенко, О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций [Электронный ресурс] / О.М. Бобиенко // http://tisbi.ru/science / vestnik/2003/issue2/cult3.html#4

4. Бурденюк З. Схема анализа работы методического объединения.// Завуч-2010-1-с.2

5. Веселовская, Н.С. Компетентностный подход в образовании – основа подготовки высококвалифицированного специалиста [Электронный ресурс] Н.С. Веселовская // http://www.auditorium.ru

6. Деев Е.Е. Словарь методических терминов. –Зарайск, 2009.-44 с.

7. Демин, В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды [Текст] / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2010 - №4. – с.35.

8. Зарубина Р. Русская школа: возрождение и становление. //Завуч- 1999-1-с.3

9. Зверева В. Методические рекомендации руководителям образовательных учреждений по анализу итогов учебного года. //Завуч- 2003-8-с.3

10. Зеер, Э.Ф. Человековедческие компетенции менеджера. Управленческая антропология [Текст] / Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова, В.М. Шепель. – М.: Народное образование, 2009.

11. Земцова В. Система методической подготовки учителя: структура и содержание.// Наука и школа- 2012-3-с.2

12. Зимняя, И. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] / И. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2009. №5. С.34-42.

13. Калинпна Н. Организация работы методического объединения на основе диагностики труда учителя. // Завуч начальной школы- 2003-6-с. 121

14. Ключевые компетенции 2010. Программа. Уровни 1,2,3,4,5. [Текст]. KEY SKILLS 87 0005 (OCR. RECOGNISING ACHIEVMENT. Oxford Cambridge and RSA Examinations).

15. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник [Текст] / Н.И. Кондаков. – М.: Наука, 1979. – с.254.

16. Кричевский В. Методическая служба СпБ. //Методист- 2002-2-с.6

17. Ландшеер, В. Концепция минимальной компетентности [Текст] / В. Ландшеер //Перспективы: вопросы образования.-1988. №1. – с.32.

18. Макарова Т. Планирование и организация методической работы в школе.- М: Педагогический поиск, 2012.-160с.

19. Маслова О. Информационная функция методической службы. //Дополнительное образование- 2011-3-с.21

20. Национальная доктрина образования в Рос. Федер. Проект [Электронный ресурс] /

21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 года №46. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.

22. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

23. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

24. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

25. Приказ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

26. Симонов, В.П. Компетенция, компетентность и оценка качества образования в современных условиях. [Текст] / В.П. Симонов. Педагогическая диагностика в школе и вузе. Учебное пособие. – М.: МГОУ, 2013. – с. 121-137.

27. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании. Учебное пособие [Текст] / В.П. Симонов. – И.: Высшее образование, 2010. – с.225-238.

28. Стратегии модернизации содержания общего образования [Электронный ресурс] // http://imo.oblcit.ru/documents.html?no=64

29. Таизова, О.С. Компетенции (основные смысловые напряжения) [Электронный ресурс] / О.С. Таизова // http://gcon.pstu/ac/ru/pedsovet/programm/-section=13 _8.htm

30. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектирования стандартов высшего профессионального образования [Текст] Ю.Г. Татур, Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов. – М., 2012 – 16 с.

31. Титова, С.В. Информационные технологии для повышения профессиональной компетенции [Электронный ресурс] / С.В. Титова http://vvwvv.fil.msu/ru/people/stitova/web.kok.html

32. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

33. Харисов Т.Методическая работа в школе: как повысить ее эффективность.//Сельская школа- 2003-1 http://vvww.mosedu.ru/ru/manager/documents/principal/laws/doctrine/php

34. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2011. – 23 апреля. http:// www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].

35. Чикурова М. Организация методической работы в школе. //Директор школы.Практика административной работы в школе,-2011-7-с.7

36. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. [Текст] / М.А. Чошанов. – М.: Народное образование, 1996. – 160с.

37. Широких О.Б., Деев Е.Е. Развитие начального профессионального образования в России. Учебное пособие для студентов.- Коломна, 2009.-261 с.

 

 


Учебное издание

 



2015-11-11 1026 Обсуждений (0)
Что определяется приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что определяется приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1026)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)